ISSN 1997-9657
       

С.В.Трубенёва. Развлечение с элементами сюжетно-ролевой игры «Правила дорожные детям знать положено»

Полный текст

Цели: продолжать формировать навыки безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

• продолжать закреплять знания правил перехода проезжей части, где есть перекресток;
• учить детей ориентироваться на дороге при помощи дорожных знаков;
• продолжать знакомить детей с правилами передвижения пешеходов по улице;
• закрепить знания о профессии водителя;
• уточнить знания детей о специальном транспорте;
• познакомить с сигналами регулировщика для пешеходов;
• учить применять полученные знания на практике;
• развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве;
• воспитывать культуру поведения на дороге.

Предварительная работа

1. Целевые прогулки и экскурсии: наблюдение за транспортом, видами транспорта, какой транспорт приезжает во двор детского сада; по двору вокруг детского сада (что ограничивает обзор проезжей части двора, где и как должны двигаться пешеходы, какие дорожные знаки есть во дворе); к автобусной остановке; к перекрёстку (наблюдение за работой светофора, движением автотранспорта, значением «лежачего полицейского», наблюдение за движением пешеходов по улице, переходом и знаком «Пешеходный переход»).

2. Продуктивная деятельность: рисование «Знаки опасности», «Машины будущего», раскраски «Дорожная безопасность», лепка «Светофорики, машинки», аппликация «Машины едут по улице», конструирование «Машины», изготовление атрибутов для с/р игр: рули, жезл, светофор, дорожные знаки.

3. Подвижные игры и эстафеты: «Чье звено скорее соберется?», «Стоп», «Дорога препятствий», «Ловкий пешеход», «Красный, жёлтый, зелёный», «Островок безопасности», «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем», «Мы шофёры», «Стоп, машина!», «Быстрее до знака», «Рисуем зебру», «Поездка в Москву (по типу «займи дом»)», «Грузовики», «Едем-едем на машине», «Перекресток», «Бегущий светофор».

4. Речевое развитие: считалки: «Стоп, машина, стоп, мотор!», загадки о транспорте, составление рассказа из личного опыта «Как дойти от дома до детского сада», «Учим дорожные знаки».

5. Ознакомление с художественной литературой: «Дядя Степа – милиционер», стихи В.Суслов «Его сигнал для всех закон», Н. Кончаловская «Самокат», А. Северный «Три чудесных света».

6. Сюжетно-ролевые игры: «Автосалон», «На дорогах города», «Автобус».

7. Беседы: «Правила поведения на улице», «Дорожные знаки (запрещающие, разрешающие и знаки сервиса)», «Что я видел на улице, когда шел в детский сад», «Будь осторожнее на улице!», беседа о видах транспорта, о труде водителя, «Катание на велосипеде, самокате, роликах», «Дорожные знаки и разметка», «Проблемные ситуации», «История светофора».

8. Дидактические игры и упражнения: «Дорожные знаки», «Что лишнее?», «Собери знак», «Угадай дорожный знак», «На чем я путешествую?», «Домино» и др.

9. Музыкальная деятельность: слушание и сравнение музыкальных произведений: «Песенка красного светофора», «Песенка желтого светофора», «Песенка зеленого светофора» муз. Т. Чудовой, сл. Г.Георгиева; слушание песен «Светофор», «Переход дороги», «Остановка» (https://svetoforikmurom.blogspot.com/p/blog-page_97.html)

Оборудование: Макси-набор «Правила дорожного движения» (разрезной плакат со знаками дорожного движения, мини-плакат с правилами дорожного движения, мини-плакат с сигналами регулировщика, ободки на голову с изображениями транспорта, модель светофора, фуражка и модель жезла регулировщика), напольные дорожные знаки, макеты домов и деревьев, бумажный скотч, детские коляски с куклами, машины, кольца от игры «Кольцеброс».

Ход мероприятия

Дети садятся на стульчики, расположенные по две стороны от центра группы.

1. Сегодня нас ждёт необычное путешествие, а вот куда – подскажет загадка.
У неё элементов не счесть:
Часть проезжая, важная есть.
Разделительная полоса,
Её видят наши глаза,
Тротуары есть и обочины,
Они ровные, не скособочны.
Попробуйте угадать,
Как пространство это назвать? (дорога)

2. Как вы думаете, куда мы отправимся?

3. Все ваши ответы хороши, но давайте уточним. Для этого ответьте на следующие вопросы:

• Что такое дорога?
• Какие элементы дорог вы знаете?
• Что такое тротуар?
• Кто такой пешеход?

Я перечислю, а вы покажите кивком головы (показ), что можно делать на тротуаре: идти, играть в мяч, идти задом на перёд, кататься на роликах, прыгать, кататься на самокате, разговаривать, кататься на велосипеде, стоять, скакать на скакалке. Почему нельзя…. (анализ ответов детей).

Про поведение пешеходов на тротуаре вы многое знаете. Но иногда пешеходу надо перейти на другую сторону дороги. Расскажите, как это сделать? (ответы детей)

4. Молодцы! Теперь я вижу, что вы готовы отправиться со мной в путешествие в Страну ПДД. Мы с вами сейчас её создадим (на заготовки, нанесённые карандашом на полу, приклеиваем полосы бумажного скотча, делаем вместе с детьми разметку, проговариваем назначение элементов)

5. В этой стране правила дорожные детям знать положено! Сейчас я проверю вашу внимательность.

Физкультминутка

(При правдоподобных ситуациях – выполнить действие, иначе – замереть на месте)

Покажите, как вы переходите дорогу на зелёный цвет (перейти на другую сторону от дороги к стульчикам).
Покажите, как вы переходите дорогу на красный цвет.
Покажите, как вы играете на проезжей части.
Покажите, как вы спокойно сидите в автобусе (сесть на стульчики).
Покажите, как водители крутят руль (покрутить воображаемый руль).
Покажите, как пассажиры крутят руль.
Покажите, как летают самолёты (лететь в сторону своих стульчиков).
Покажите, как летают велосипеды.

Молодцы!

6. Теперь нам надо правильно расставить дорожные знаки (объясняют значение знака, помогают поставить на нужное место: «пешеходный переход», «светофор», «Осторожно, дети», «Автобусная остановка», «Главная дорога», «Велосипедная дорожка», расставляем макеты домов и деревьев).

7. Спасибо, мы всё верно расставили. Сейчас мы разделимся на две команды: одни будут водителями, другие – пешеходами. Потом поменяемся ролями. (При раздаче ободков с изображениями транспорта определить, что это за транспорт: специальный, пассажирский, городской, какие у него есть приоритеты при движении по дороге. Водителям вручаются «рули» – кольца от игры «Кольцеброс». Пассажирам предлагается также распределить роли: ребёнок с мамой, мама с коляской, мальчик с мячиком и др.)

8. Итак, наступает утро рабочего дня в Стране ПДД. Начинаем движение «по своим делам»: кто-то в школу идёт, кто-то на работу, кого-то ведут в детский сад (Воспитатель оперирует сигналами светофора, а также создаёт ситуации для вызова скорой помощи, пожарной машины.)

9. У нас всё очень хорошо получилось, но случались мелкие недоразумения на дороге. Чтобы мне удобнее было корректировать вашу работу, придётся отказаться от светофора. Вы согласны?

10. А знаете ли вы, как поступить, если вдруг светофор перестал работать? Тогда на помощь водителям и пешеходам приходит регулировщик. Я сейчас познакомлю вас с его работой (анализ плаката «Сигналы регулировщика для пешеходов» с использованием 2 «машин» и 2 «пешеходов»).

11. Далее для закрепления работы регулировщика и ПДД предлагается самостоятельная ролевая игра с добавлением персонажа – регулировщика для пешеходов.

12. Итог:
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Встаньте те, кому понравилось быть пешеходом? Почему?
А кому понравилось быть водителем?
Какой транспорт сегодня ездил по нашей Стране ПДД?
Где могут двигаться пешеходы?
Что новое вы сегодня узнали?

Действительно ли правила дорожные детям знать положено?

Мне очень понравилось с вами играть. Предлагаю организовать такую игру на прогулке. Всем спасибо.

Список литературы

1. Сценарии из макси-набора «Правила дорожного движения». – М.: Дрофа-Медиа, 2011.
2. Усачёв А. «Правила дорожного движения. Для будущих водителей и их родителей» – ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2007.
3. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет» – М.:
ТЦ Сфера, 2014.
4. Элькин Г.Н. «Правила безопасного поведения на дороге» – Санкт-Петербург, 2008.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.