ISSN 1997-9657
       

T.Д. Боянова. Работающие» стенды, как важный компонент предметно-пространственной развивающей среды

№18 2019 T.Д. Боянова. Работающие» стенды, как важный компонент предметно-пространственной развивающей среды
Аннотация

В статье рассмотрена роль стендов, в организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды при работе с одаренными детьми, как механизма управления функционированием сообществ.

Полный текст

В работе с одаренными детьми громадную роль играет создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе. Она представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Наряду с Центрами активности важным компонентом развивающей среды группы являются «работающие» стенды. Итак, для чего же нужны стенды в детском саду, и какими они должны быть? Стенды являются одной из технологий, позволяющих реализовать принцип личностно-ориентированного образования, уважения к личности каждого ребёнка, удовлетворения его интересов и потребностей. Их назначение – это донесение информации до детей и родителей. Также они помогают воспитателям в работе. Для привлечения внимания стенды должны быть яркими и интересными, ведь взгляд человека, а особенно ребёнка всегда задерживается на чем-то ярком.

«Работающие» стенды получили широкое применение в образовательной практике нашего детского сада.

Стенд «Я выбираю»

Стенд «Я выбираю» – это обязательный атрибут Программы. Дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на стенде «Я выбираю», что способствует развитию навыков партнерского общения, социального взаимодействия, работы в команде, дает практику взаимопомощи. Все это позволяет формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребёнка. Основная цель данного стенда является – научить ребёнка делать самостоятельный и осознанный выбор. У детей есть условные знаки – их фотографии. Ребёнок вставляет свою фотографию в кармашек с обозначением выбранного им центра активности.

Стенд «Наша группа»

Наша группа называется «Звездочка». Этот стенд является визитной карточкой нашей группы. Фотографии и имена всех детей размещены в отдельных звездочках. Он помогает им научиться говорить чаще «МЫ», чем «Я».

Стенд «Здравствуйте, я пришел!»

Стенд играет большую роль в социализации ребёнка. Размещая утром свою фотографию, ребёнок начинает чувствовать себя членом данного сообщества, личностью. Этот стенд помогает детям радоваться каждому приходу в детский сад. Входная дверь в группе у нас железная, поэтому придумали такой вариант: на птичках с магнитиками приклеили фотографии детей, которых дети при входе прикрепляют к двери. Птички ассоциируются у нас с добрым утром, с хорошим настроением.

Стенд «Наши помощники»

Обычно детишки с удовольствием помогают нам в ежедневных делах, но иногда помощников слишком много и некоторые обижаются, если воспитатель предпочел не их помощь. Организовать и дисциплинировать помощников помогает стенд «Наши помощники» с маленькими пластиковыми карманами для размещения фотографий дежурных.

Стенд «Календарь погоды»

Календарь природы – важный инструмент ознакомления детей с окружающим миром. Ежедневный учет явлений природы развивает у детей внимательность, чувство ответственности. Работа с календарем природы помогает правильно организовать наблюдения детей за окружающим миром, грамотно отмечать их в календаре природы. В календаре отмечается время года, сегодняшняя погода, день недели, число, год.

Стенд «Хочу все знать»

На этом стенде размещены выбранные детьми темы для проектов. В начале учебного года мы с детьми обсуждаем темы проектов, которые они хотели бы изучить в течение года. Из нескольких похожих ответов детей создаются примерные глобальные темы проектов. Исходя из этих тем, мы делаем проектно-тематическое планирование. Данный стенд вывешивается в приемной для ознакомления с ним родителями.

Стенд «Наша звёздочка»

Цель данного стенда – повышение самооценки детей. Он особенно любим детьми, ведь это что – то вроде взрослой «Доски почёта». Стенд дает возможность детям осознать, что каждый член коллектива достоин внимания и уважения. Каждую неделю один ребёнок становится звездочкой недели. Выбор «звездочки» осуществляют сами дети, он обязательно должен быть обоснован (почему ты выбрал этого человека). По итогам выбора за неделю на стенде вывешивается фотография ребёнка и лист, где написано, почему дети его выбрали и что о нем говорят. В течение этой недели «Звезда» активнее других участвует в жизни группы, является помощником воспитателя. В течение недели Звезда получает множество комплиментов, дети говорят о ее хороших поступках. Через неделю «звезды» меняются. Таким образом, мы регулируем ситуацию так, чтобы каждый ребёнок в течение года имел возможность побывать «звездочкой».

Стенд «С днём рождения!»

Стенд «С днём рождения» служит удобным напоминанием детям о возможности поздравить именинника. На стенде вместе с фотографией именинника размещаются поздравления, пожелания от детей.

Стенды часто меняются, выполняются самими детьми в центре искусств из бумаги, картона, ленточек, воздушных шаров.

Развивающая предметно-пространственная среда – это неотъемлемая часть образовательного пространства детского сада. От того, насколько грамотно она организована, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности.

Список литературы

1. Основная Общеобразовательная Программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 18 «Прометейчик».
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.
3. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.– №4, 2010.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

информационные стенды, предметно-пространственная образовательная среда, одаренные дети