ISSN 1997-9657
       

Т.В. Панова, О.В. Фирсова, Г.И. Атаманская. Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса через использование дистанционных технологий

Полный текст

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей (законных представителей) в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а сложной, потому что все родители (законные представители) разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Важным направлением современного дошкольного воспитательно-образовательного процесса является активизация взаимодействия заинтересованных сторон, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями дошкольников, «сближение» дошкольной организации и семьи воспитанника. Работа в этом направлении согласуется с требованиями информационной открытости образовательных организаций, закрепленных в Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., ФГОС ДО, методических рекомендациях к формированию содержания информационных ресурсов интернет-сайтов образовательных организаций и др.

Хотелось бы отметить, что в последние годы образовательное пространство сильно изменилось под воздействием интернета. Мы все сейчас находимся в процессе педагогической перестройки в соответствии с ФГОС, где стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [4].

Нашей повседневной проблемой остается то, что родители (законные представители) мало обращают внимания на информацию, размещённую на стендах групп, не находят времени для общения с педагогами, но являются активными пользователями интернета и достаточно много времени проводят в социальных сетях.

В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности с родителями (законными представителями) является внедрение дистанционных технологий.

Применение интернет-ресурсов в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество услуг, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности. Использование интернет-ресурсов в работе позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне [3].

Создание единого информационного пространства через использование веб-сайтов ДОО, совместная деятельность родителей (законных представителей) и организация по развитию ребенка позволяет сделать это взаимодействие круглосуточным, более интенсивным и продуктивным. Специфика сайтов как инструмента коммуникации позволяет вести как одностороннее информирование посетителей, так и активное двустороннее взаимодействие по актуальным вопросам через проблемные площадки, опросы, рубрику вопрос-ответ, интернет-приемную администрации и т.п. [2].

Взаимодействие с семьёй – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

• ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;

• педагогическое просвещение родителей;

• изучение и распространение передового опыта семейного воспитания.

На современном этапе развития важно провести обновление содержания дошкольного образования и ввести в образовательный процесс новые формы образовательной деятельности с дошкольниками, взаимодействия с родителями (законными представителями) с использованием современных педагогических технологий [8].

Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями (законными представителями) интернет-ресурсы, общение онлайн. Специалисты предлагают несколько путей применения интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников: телемост – телекоммуникационный проект – дистанционные конференции – создание информационно-методического журнала онлайн – создание сайта детского сада, группы [6].

Актуальность внедрения дистанционных технологий в дошкольное учреждение обусловлена также Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды», соответствующими разделами приоритетного национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования.

Сегодня применение дистанционных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между всеми участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности [5].

Диапазон применения дистанционных технологий во взаимодействии с родителями широк: это дистанционное общение с родителями (законными представителями) через сеть Интернет, использование компьютера и проектора при проведении родительских собраний, интерактивное оборудование: планшетные компьютеры, интерактивные доски, столы и пол (к сожалению, в ДОУ пока нет), которое позволило бы проводить виртуальные семейные экскурсии с детьми и родителями (законными представителями) [7].

В нашем детском саду мы активно внедряем в работу с родителями дистанционные технологии. При применении дистанционных технологий мы решаем следующие задачи:

1. Информирование общественности о дошкольном учреждении: где находится, сколько групп, какие программы, кадры воспитателей.

2. Использование ИКТ для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

3. Сделать процесс дошкольного воспитания прозрачным для родителей. Применение в работе с родителями современных электронных устройств и приложений (вместо написанных на бумаге программных задач, занятий, предлагаем родителям фото занятий на планшете) для информирования родителей о работе с детьми в ДОУ:

• использование системы Skype (для того, чтобы родители увидели жизнь своего ребенка в детском саду);

• общение в социальной сети Вконтакте;

• использование сервиса Viber;

• создание сайта дистанционного просвещения родителей.

• проведение в интернете вебинаров для просвещения родителей. Сделать домашнее воспитание ребенка гармоничным продолжением воспитания в детском саду (личные веб-страницы).

С целью решения поставленных задач деятельность учреждения по внедрению дистанционных технологий в работе с родителями строили по следующим направлениям:

• создание материально-технических условий в МБДОУ (пополнение и расширение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду за счёт приобретения новых планшетных компьютеров, интерактивных досок, столов и др.);

• организация сетевого взаимодействия с семьями воспитанников с использованием информационно-коммуникативных средств.

В рамках взаимодействия с родителями посредством дистанционных технологий в нашем саду был разработан комплексно-тематический план включения ИКТ во взаимодействие с родителями.

Таким образом, взаимодействие с семьей с внедрением дистанционных технологий будет наиболее эффективным и информативным.

Комплексно-тематический план включения ИКТ во взаимодействие с родителями вы можете посмотреть, скачав PDF статьи.

Список литературы

1. Емельянова Т.В. Информационные образовательные технологии в школе. URL: http// festival.1september.ru.
2. Ефимов В.Ф. Использование информационно– коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. – 2009. – №2.
3. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования // Справочник заместителя директора школы. – 2008. – №8.
5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 4–17.
6. Потапенко С. Использование сайта ДОО в речевом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.