ISSN 1997-9657
       

Т.В. Волкова, Д.В. Беляева. Опыт реализации социально ориентированного проекта «Позвони мне»: занятия и совместная образовательная деятельность с «особенными» детьми в период самоизоляции»

Полный текст

Опыт реализации социально ориентированного проекта «Позвони мне»: занятия и совместная образовательная деятельность с «особенными» детьми в период самоизоляции»*

Волкова Татьяна Валерьевна – руководитель образовательных и международных программ, научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (Москва, Россия)

Беляева Дарья Викторовна – студентка дефектологического факультета Института Детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (Москва, Россия)

____________
* В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Международный фестиваль «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей» проводился с целью формирования сетевого партнёрства в области психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В фестивале принимали участие представители детско-родительских клубов, педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций и дошкольных отделений школ, центров психологической коррекции и дополнительного образования.

«Фестиваль обращает внимание на такую важную тему, как психолого-педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. В таком проекте для самих участников безусловно важна не сама победа, а именно участие, трансляция своей практичной работы, обмен опытом» – Томас Хенчель, руководитель образовательного агентства Agentur für internationale Bildungszusammenarbeit e.V. («Агентство международного сотрудничества по развитию образования»).

Благодаря таким событиям педагоги, студенты популяризируют свои педагогические практики, делятся друг с другой идеями и разработками, социально-образовательное пространство пополняется новыми, важными и актуальными, действительно работающими во благо развития детей формами взаимодействия с семьей и работой с детьми.

Среди победителей фестиваля профессиональным жюри был особо отмечен социально ориентированный проект «Позвони мне: занятия и совместная образовательная деятельность с «особенными» детьми в период самоизоляции». Опыт проекта безусловно важно продолжать и развивать, применяя не только в нестандартных, эпидемиологических ситуациях, но и внедрять в регулярную социально-образовательную практику.

Социально ориентированный проект «Позвони мне» разработан студентами дефектологического факультета Института детства Московского педагогического государственного университета с целью оказания помощи семьям с детьми с особенностями развития в период режима самоизоляции*. Идея проекта заключается в проведении специалистами бесплатных онлайн-занятий с детьми и подростками, которые остались без привычного объёма занятий из-за эпидемиологической ситуации в стране. Семьям детей с особенностями развития самоизоляция даётся особенно тяжело, так как далеко не все логопеды, дефектологи и специальные психологи перешли на онлайн формат работы, и многие родители детей, нуждающихся в этих специалистах, пытались проводить занятия самостоятельно. Некоторые родители подопечных проекта называли себя «выживающими в сложившихся обстоятельствах», многие – тяжело переживали, например, мамы отмечали у себя «отсутствие педагогических навыков и опыта, которые оказались необходимы в условиях самоизоляции».

Проект «Позвони мне» существует в виде сообщества в социальной сети «Вконтакте», через которое о нём узнают родители и оставляют заявки на участие, заполняя специальные формы согласия на проведение занятий. Над проектом работает команда студентов-дефектологов: администратор и автор идеи Д. Беляева, педагоги проекта А. Андрианова, А. Арешина, Д. Егорова, А. Ивашкова, Ю. Понкратова, С. Хандина, К. Чубарова, С. Шевцова, Л. Янковская, выпускница МПГУ М. Ноздрина, методическую и консультативную помощь оказывает к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ Н.В. Микляева.

Специалисты проекта проводят индивидуальные занятия и консультации на платформах Zoom и Skype, используя видеосвязь и такие возможности, как демонстрация и управление экраном. Педагоги используют как обычные пособия, демонстрируя их ребёнку через веб-камеру, специально-разработанные для использования по видеосвязи пособия, сделанные вручную, так и подготовленные специально презентации Power Point, изображения, выполненные в графических редакторах и специально подобранные игры.

Посредством проекта «Позвони мне» также проводятся регулярные коллективные онлайн-чтения на платформе Zoom, в рамках которых специалисты проекта читают по ролям детские сказки и рассказы, обсуждают прочитанное, проводят игры и творческие занятия по мотивам чтений. Эти мероприятия могут посещать не только подопечные проекта, но и все желающие: чтобы присоединиться нужно просто написать комментарий или сообщение в сообществе в социальной сети «Вконтакте».

За два месяца существования проекта, в нём приняли участие более 20 семей, среди подопечных «Позвони мне» дети от 3,5 лет до 21 года, среди которых дети с задержками психического развития, расстройствами аутистического спектра, речевыми нарушениями, синдромом Дауна, интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития и нормотипичные дети и подростки. Среди заинтересовавшихся проектом и обратившихся есть многодетные семьи, с каждой из которых работает один или несколько специалистов проекта, в зависимости от уровня развития детей и разницы в возрасте, и просто те, кто обратились за помощью в непростых условиях самоизоляции.

Практически все подопечные проекта не имели опыта участия в онлайн-занятиях, несмотря на это, не было ни одного ребёнка, который не продолжил бы участие после пробного занятия. Многие родители отмечают положительные результаты занятий. Валентина, мама четырёх девочек с синдромом Дауна пишет, что после занятия девочки всегда повторяют то, что они прошли, и занимаются с большим удовольствием, не отвлекаясь от экрана компьютера в течение получаса. Анна, мама Кати с нарушением интеллекта, отмечает, что её дочь с большим интересом учит времена года, геометрические фигуры и другие сложные для нее темы. Мама Серафимы, девочки с речевыми нарушениями, пишет, что в результате занятий у ребёнка улучшились навыки словообразования. Мама 21-летней Лизы и 9-ти летней Насти делится, что оба ребёнка находят занятия очень увлекательными, ждут занятий и активно в них участвуют, несмотря не необычный формат. Ольга, мама Сени с нарушением речи, отмечает, что даже на очных логопедических занятиях её сын постоянно отвлекается, но на онлайн-занятиях со специалистом проекта, хорошо удерживает внимание. Многие родители также отмечают, что их дети с удовольствием участвуют в чтениях. Мама Ильи с расстройством аутистического спектра сообщает, что несмотря на то что он не позволяет включать камеру на групповых занятиях, выполняет все творческие задания вместе с ребятами и очень ждёт следующих мероприятий. Часто, после очередной прочитанной сказки, педагоги проекта по просьбе подопечных продолжают обсуждение прочитанного на индивидуальных занятиях.

Проект «Позвони мне» оказался настолько востребован родителями и актуален для детей, что студенты планируют продолжить онлайн-работу и после окончания режима самоизоляции, предлагая всем желающим присоединяться к групповым занятиям, среди которых будут уже не только чтения, но и другие активности.

 

Чем больше специалисты проводили занятий, тем понятнее становилось, что форма онлайн-образования для детей с нарушениями развития не во многом уступает очной, но и имеет ряд явных преимуществ: возможность заниматься с ребятами, которым в силу места жительства или других причин, недоступна коррекционная или логопедическая помощь, отсутствие необходимости ехать куда-либо, что важно для детей с двигательными и тяжёлыми множественными нарушениями, возможность заниматься в комфортной обстановке и многое другое. Дети легкостью принимали формат и быстро на него переключались, главное – продумать интересное занятие и материалы к нему, то есть замотивировать и заинтересовать. Безусловно такой опыт даёт широкие возможности для развития специального образования в онлайн формате.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.