ISSN 1997-9657
       

В.И.Ашиков. Какого человека мы хотим воспитать?

№06 2020 В.И.Ашиков. Какого человека мы хотим воспитать?
Полный текст

Более двадцати лет мы в своем семейном клубе «Семицветик» проводим анкетирование родителей. Преимущественно – это родители дошкольников.

Один из вопросов анкеты, адресованный мамам и папам – «Какие человеческие качества вы хотите видеть в своем ребенке, когда он вырастет?». В каждом из ответов родителей перечисляется примерно от трех до двенадцати качеств. Собрав всех их вместе, мы получили 82 качества! Вот небольшая часть из этого списка:

  • Порядочность.  
  • Ответственность. 
  • Ум. 
  • Счастье. Быть счастливым. 
  • Развитость. 
  • Самостоятельность. 
  • Образованность. 
  • Доброта. Быть добрым. 
  • Чуткость. 
  • Уверенность в себе. 
  • Ценить прекрасное. 
  • Любознательность. 
  • Коммуникабельность. 
  • Чувство юмора. 
  • Справедливость. 
  • Правдивость. 
  • Уважение взрослых. 
  • Сообразительность. 
  • Отзывчивость. 
  • Ответственность. 
  • Внимательность. 
  • Целеустремленность. 
  • Смелость. 
  • Гармоничность. Гармония. 
  • Быть цельной личностью. 
  • Честность.  
  • Активность. 
  • Быть веселым. 
  • Разносторонность.  
  • Дружелюбность. 
  • Любовь. Быть любимым и любящим. 
  • Быть сильной личностью. 
  • Открытость. 
  • Радость. Быть радостным. 
  • Настойчивость. 
  • Благородность. Быть благородным. 
  • Энергичность. 
  • Находчивость. 
  • Трудолюбие. 
  • Разбираться в людях. 
  • Понимать людей. 
  • Ценить жизнь. 
  • Помощь. Помогать людям. 
  • Интеллигентность. 
  • Эмоциональность. 
  • Сочувствие. 
  • Самодостаточность. 
  • Неравнодушие. 
  • Справедливость. 
  • Творчество. Быть творческим. 
  • Доброта сердца. 
  • Тактичность. 
  • Терпеливость. 
  • Мудрость. 
  • Уметь находиться в разных обществах. 
  • Спокойствие. 
  • Милосердие. 
  • Чуткость. 
  • Порядочность. 
  • Чувство юмора. 
  • Самостоятельность. 
  • Умения постоять за себя. 
  • Самодостаточность. 
  • Терпение. 
  • Самоорганизация. 
  • Ответственность. 
  • Любознательность. 
  • Гармоничное развитие. 
  • Целеустремленность. 
  • Творчество. 
  • Открытость. 
  • Сила духа. 
  • Честность. 
  • Неравнодушие к чужим бедам, сочувствие, сострадание. 
  • Хороший художественный вкус. 
  • Жизнерадостность, любовь к жизни. 
  • Внутренняя и внешняя красота. 
  • Независимость. 
  • Внимательность. 
  • Уверенность в себе, в своих силах. 
  • Отзывчивость. 
  • Жизнелюбие. 
  • Старательность. 
  • Трудолюбие. 
  • Высокая духовность. 
  • Чувство прекрасного, красоты, любовь к прекрасному. 
  • Умение любить. 
  • Человечность. 
  • Свобода мышления. 
  • Стремление к самообразованию, саморазвитию. 
  • Общительность, коммуникабельность. 
  • Всесторонняя развитость. 
  • Чувство природы. 
  • Умение работать. 
  • Идейность. 
  • Смелость. 
  • Заботливость. 
  • Дисциплинированность. 
  • Упорство. 
  • Вкус к жизни, интерес к жизни. 
  • Независимость. 
  • Энергичность. 
  • Оптимизм. 
  • Вдохновленность. 
  • Свобода самовыражения. 
  • Умение помогать. 
  • Стремление к самореализации. 
  • Великодушие. 
  • Любовь к миру и всем его обитателям. 
  • Доброжелательность. 
  • Индивидуальность. 
  • Вежливость. 
  • Рассудительность. 
  • Умение адаптироваться к ситуации. 
  • Правдивость. 
  • Аккуратность. 
  • Желание постигать новое. 
  • Искренность. 
  • Увлеченность. 
  • Осознанность. 
  • Музыкальность. 
  • Щедрость. 
  • Мужество… 

Хочется поставить под этим списком много восклицательных знаков. Как же здорово – родители перечисляют лучшие человеческие качества, которыми хотят, чтобы обладали их дети! Казалось бы, у нас должно быть самое позитивное и человечное, высоконравственное и духовное общество, воспитанное и образованное, раз так настроены родители детей, раз они о таких вещах думают и желают этого!

Но в реальности, к огромному сожалению, это не так. Когда начинаешь спрашивать каждого из родителей, а как вы хотите достичь этого, этих чудесных качеств в вашем ребенке, как в нем их воспитать, развить, укрепить? – никто не может дать мало-мальски четкого ответа. Так благие пожелания и остаются пожеланиями. Сказать, что это не проблема, нельзя.

Как же ее решить? Что делать? Перенести всё на плечи воспитателей и учителей образовательных учреждений, а родителям оставить только возможность мечтать о том, каким прекрасным человеком мог бы стать их ребенок в будущем? – Несправедливо. Что тогда?

Для начала всем нам – и родителям и педагогам – необходимо ясно представить, какого человека, с какими человеческими, личностными качествами мы хотим вырастить, каким мы его представляем? То есть, его образ. Это очень серьезный и важный вопрос – понимание цели, чего мы хотим.

Во все времена в истории педагогики мы можем найти довольно конкретные и четкие представления и цели в отношении воспитания детей, увидеть определенные качества, которые тот или иной этнос, государство, цивилизация хотели воспитать в будущем поколении. Насколько эти цели были гуманными и гуманистическими – другой вопрос, но конкретика была всегда, не было размытых, неопределенных представлений. Если мы обратимся к истории воспитания, то увидим, что во все века, у всех народов был какой-то образец, ориентируясь на который, они воспитывали детей. Так, уже при первобытнообщинном строе, когда только зарождались формы воспитания, – детей воспитывали на примерах предков-героев. И в дальнейшем, когда народ был еще неграмотным, он обращался к древнему эпосу, когда создавались образы великих героев, которых все знали и почитали. Эпос у разных народов мира всегда играл в воспитании решающую роль. Так, к примеру, былины для русских людей были живым контактом с чем-то более совершенным.

В Древней Индии, задолго до нашей эры, у детей воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему благу, отказ от поступков, которые идут во вред такому благу. Образцы воспитания черпались, прежде всего, в народном эпосе. Для индусов герой эпоса «Рамаяна» царевич Рама до сих пор является образцом совершенного человека, эталоном высшей воспитанности, примером для подражания, а его супруга Сита – идеалом женщины и жены.

Также в Древней Греции внимание к воспитанию детей было велико и отразилось в эпических поэмах «Иллиада» и «Одиссея», где сложился образ совершенного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогической целью.

В Древнем Китае наибольшее воздействие на развитие воспитания и педагогической мысли оказало учение Конфуция. Особое внимание Конфуций обращал на нравственное совершенствование человека. По Конфуцию прочность и жизненность общества покоятся на правильном воспитании его членов, которое он считал главным фактором человеческого существования. Идеального человека, сформированного воспитанием, Конфуций наделял такими высокими качествами как благородство, стремление к истине, правдивость, почтительность, богатая духовная культура. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество нравственному началу.

Сущность совершенного человека у древних римлян Цицерон определял понятием «гуманность», «человечность» и на первое место ставил освоение общей культуры и получение универсального образования. Лишь таким путем, считал Цицерон, можно стать совершенным человеком. Основным недостатком, пороком личности Цицерон считал эгоизм.

Сенека – философ и оратор эпохи императорского Рима – считал главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. В его произведениях «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию» изложена программа нравственного совершенствования человека.

В дальнейшем в разные эпохи, в разных странах, где складывались различные философские системы, уделяющие внимание идеалу, его конкретным качествам и совершенст­вованию человека, создавались различные концепции воспитания, во многом базирующиеся на этих философских системах. Так сложившийся в античности идеал разносторонне развитой человеческой личности лег в основу воспитания гармонической личности гражданина в эпоху Возрождения – человека, действующего на благо общества, физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого. В то же время наследие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей, на которые можно опереться в создании нового мировоззрения и новой культуры.

В России XVIII века стремление Петра Великого создать сильное светское государство привело к зарождению нового для страны воспитательного идеала человека: светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, сохраняющего в то же время национальные традиции, готового на подвиг ради Отечества. Появление нового идеала человека свидетельствовало о вступлении России в новый период истории своей духовной культуры – в век Просвещения.

Значительный вклад в определение истинных целей воспитания и идеала Человека в то время внес Михаил Васильевич Ломоносов, который рассматривал природу человека в делении на «нижнюю» – чувственную, эгоистическую и «высшую» – духовную, патриотическую. По его убеждению, развивать в ребенке следовало не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.

Во время правления Екатерины II обществу нужен был просвещенный человек, сочетающий общую образованность с профессиональной выучкой. Во многом на императрицу оказали влияние идеи западноевропейских просветителей, а трактат «Мысли о воспитании» британского педагога и философа Джона Локка стал ее настольной книгой.

Видным деятелем и реформатором в области воспитания был соратник Екатерины II Иван Иванович Бецкой, который как мыслитель сформировался под влиянием идей французских просветителей. Бецкой полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей». Именно в воспитании Бецкой видел «корень всему злу и добру»; оно должно было быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества личности как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой. Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.

В XIX веке в России одним из видных деятелей в области воспитания был известный хирург и педагог Николай Иванович Пирогов, который усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором.

Основоположник русской школы научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский видел главную цель воспитания в духовном развитии человека и достижение ее, опираясь на культурно-исторические традиции народа. В своей капитальной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский утверждал, что искусство воспитания должно опираться на данные наук о человеке, на комплексное знание о человеке.

В дальнейшем многие великие советские педагоги, такие как Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский и другие выдвигали конкретный образ человека, воспитание которого, прежде всего, осуществляется ради общества и самореализации личности. Такие качества как воля, мужество, целеустремленность, дисциплина, долг, честь, вежливость, суровость, доброта, настойчивость, умение владеть собой и влиять на других, веселость, бодрость, подтянутость, способность любить, интернационализм и другие, становятся составными идеала нового человека в советскую эпоху.

Изучая историю воспитания и знакомясьс различными философскими и воспитательными системами, мы видим, что все они достаточно четко представляли и формулировали образ более совершенного человека – главную цель воспитания в соответствии с этим идеалом. Насколько продолжена эта славная традиция сегодня, насколько четко сформулированы цель воспитания и тот идеал человека, к которому мы хотим стремиться, во многом зависит от нас – современных воспитателей, педагогов и родителей. Нашей благородной обязанностью будет продолжить отечественную и мировую традицию гуманистического воспитания! На помощь в этом важнейшем деле мы можем призвать мысль, высказанную великим русским философом Владимиром Сергеевичем Соловьевым: «Идеалом может быть только то, что само по себе имеет всеобщее значение, что способно всё в себе совместить и всех объединить собою».

Более совершенный, нравственный, гуманный, широко мыслящий, творческий человек всегда будет желанным для государства и общества, иметь всеобщее значение. Такой человек будет востребован в ХХI веке. От появления такого человека на всем пространстве планеты, а не только в одной стране будет зависеть будущее всего мира!

Техническое, индустриальное развитие человечества переходит в фазу развития человеческих способностей, развития самого человека. Сложные, встающие перед всем человечеством и каждым человеком в отдельности проблемы требуют принятия решений, и часто решений быстрых и неординарных. Откуда же берутся наилучшие решения? – Из широких знаний и кругозора, прочных внутренних основ и подвижного творческого мышления! Без прочного фундамента, которым является духовно-нравственная и мировоззренческая основа человека, без умения мыслить принимать правильные и лучшие решения трудно, практически невозможно.

Мы видим в мире усиливающиеся тенденции подмены истинных ценностей, нравственных понятий и идеалов, всему этому сможет противостоять только воспитанный, морально устойчивый, устремленный к Прекрасному человек. Как сказал Герберт Уэллс: «История человечества – это гонка между образованием и катастрофой», и в этой гонке должно победить образование, закладывающее в сознание детей вечные, прекрасные, истинные ценности!

Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является одной из самых актуальных в наше время. Так давайте же задумаемся над тем, какого человека мы хотим воспитать, что в нем посеять, развить, и давайте окружим его лучшими примерами и образами, которыми полна отечественная и мировая культура, и тогда, быть может, мы увидим в будущем нового, более совершенного человека! Или же говоря словами Максима Горького: «Так израсходуем же нашу волю, чтобы он явился скорее, и, может быть, мы будем вознаграждены за это счастье видеть среди нас юных предтеч того, о ком так давно тоскует наша душа».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.