ISSN 1997-9657
       

В.И. Ашиков. Мировая культура детям. Творческое путешествие в Японию. Часть 3

№03 2020 В.И. Ашиков. Мировая культура детям. Творческое путешествие в Японию. Часть 3
Полный текст

Продолжение. Начало в №1/2020 и в №2/2020.

Токио

Следующий и последний пункт нашего путешествия – Токио. На скоростном поезде мы за 30 минут доехали до столицы Японии – почти четырнадцатимиллионного города, крупнейшей городской экономики мира. Спустившись в метро, мы сразу же окунулись в море людей, спешащих после работы домой.

Надо отдать должное японцам – они предельно организованные люди, даже в музеях становятся в очередь, чтобы посмотреть какой-либо экспонат, соблюдают очередность и в ожидании транспорта на остановках, выстраиваясь, если много людей, под углом 90 градусов, чтобы не мешать другим прохожим, при этом никто не протискивается вперед и т.д. Четкость и дисциплина в Японии наблюдается повсеместно, здесь нет места грубости, раздражению, хамству. Принято улыбаться и кланяться. И, несмотря на все это, после Хаконе – того маленького мира, где природа и человек сливаются в единое целое, чувствуют взаимную любовь и притяжение, Токио произвел на некоторых из нас шокирующее впечатление, словно огромный монстр, проглатывающий людей-муравьев.

В Токио нам предстояло провести четыре дня. В планах посетить музей Гибли, посвящённый японскому аниме производства Studio Ghibli и личности знаменитого Миядзаки, мастер-класс в «Пигмент Токио», городок Камакура и невероятную Teamlab Planets.

Утром следующего дня мы поехали на метро в пригород Токио – городок Митака, где находится музей Гибли. Создал его ныне живущий (ему сейчас 78 лет) японский режиссёр-аниматор, продюсер, сценарист, писатель, обладатель Оскара Хаяо Миядзаки. Его творения – мультфильмы «Принцесса Мононоке», «Унесённые призраками», «Хо­дячий замок» и многие другие. Вместе со своим соратником в 2001 году Миядзаки создал музей Гибли, в котором раскрывается вся история творчества этой студии и самого автора.


Недалеко от метро посетителей музея ожидает фирменный автобус


Архитектура музея необычная

Дизайн помещения и его интерьеры связаны с разными сюжетами мультфильмов Миядзаки, что создает ощущение попадания в сказочное государство. Внутри фотографировать не разрешается, поэтому можно только кратко описать, что мы видели.

На нижнем этаже музея расположен выставочный зал, рассказывающий об истории анимации. На первом этаже находится макет анимационной студии с эскизами и справочными материалами, где показан весь процесс создания анимационного фильма, кинотеатр, в котором мы посмотрели один из мультфильмов студии. По винтовой лестнице или на лифте можно подняться на второй и третий этаж. Там расположены большой сувенирный магазин, экспозиция эскизов к мультфильмам, личные вещи Миядзаки, его кабинет.

Миядзаки очень любит и уважает Россию, ее писателей, музыкантов, советскую мультипликацию. Многие персонажи и сюжеты его мультфильмов навеяны русскими народными сказками. Так, в частности, образ избушки на курьих ножках лег в основу образа и сюжета о ходячем замке.

Несколько фото все же сделать удалось.

 

Хаяо Миядзаки (фото из открытых источников)

После посещения музея мы прогулялись по уютному маленькому городку Митака. Надо сказать, что помимо всего прекрасного и удивительного, что мы видели и еще увидим здесь в Японии, посещая музеи, парки, храмы и сады, – сами улицы этой необыкновенной страны, ее люди дали массу впечатлений нашим детям и нам. Можно останавливаться и наблюдать, рисовать многое, что попадается по пути.

 

 

 

«Пигмент Токио»

Так называется магазин, не так давно открывшийся в одном из деловых районов Токио. Это магазин красок, пигментов, художественных материалов, где проводятся мастер-классы, семинары с известными художниками. Здесь у нас запланирован мастер-класс для наших детей, родителей и педагогов. После завтрака в гостинице мы решили отправиться туда пешком, прогуляться и посмотреть немного город. Первое, что бросилось в глаза – это практически пустые улицы четырнадцатимиллионного Токио. Все на работе. Удивительно!

И вот мы пришли

Первое впечатление от магазина – удивление. Здесь представлено 4200 различных пигментов, 200 кистей и перьев, изготовленных по древней технологии, и традиционная японская бумага, среди которой есть и такая, которую использовали в японской живописи во второй половине 19 века.

Витрина с японскими и китайскими вазами

4200 пигментов и у каждого – свой оттенок! Не случайно, что у японских детей особо развито чувство цвета, в стране этому уделяется столько внимания. В отличие от европейцев японцы различают до 240 оттенков цвета, а школьники начальных классов легко различают 40 цветов и больше. И дело не в профессиональной применимости этого качества, а в общем развитии.

Коллектив «Пигмент Токио» предложил нам мастер-класс по ознакомлению с японскими красками и минеральными пигментами, а также использованию металлической фольги в создании своей картины. Мастер-класс проводил русскоговорящий специалист, Маргарита, ее отец – японец, а мать русская. Маргарита живет в Токио. С ней мы списались заранее еще в процессе подготовки поездки, и все обсудили.

 

 

Вот что получилось. Спасибо, Маргарита!

Камакура

Камакура – один из древнейших городов Японии, был основан в начале 12 века. Здесь много достопримечательностей и можно спокойно побродить по уютным улочкам. Городок с трех сторон окружен лесистыми горами, а с юга выходит к океану, а точнее к заливу. Еще Камакура известен бронзовой статуей Великого Будды 13 века – второй по величине в Японии, весом в 93 тонны и высотой 11,5 метров. Находится Камакура примерно в 45 километрах от Токио, поэтому мы быстро добрались туда на поезде. Поезда в Токио отправляются не с отдельных вокзалов, как у нас, а оттуда же, где и метро, то есть все объединено в один большой подземный транспортный город, в котором, между прочим, не так трудно и заблудиться.

В Камакура мы сходили к океану, где собирали на берегу камешки и ракушки, дышали морским воздухом и любовались.

Посетили дом-студию чудесного художника Масаясу Ушида, который создавал свои картины из обрывков цветной бумаги. Художник недавно ушел из жизни, ему было больше 90 лет. Мы пообщались с его семьей, купили на память его работы.

 

 

Работы Масаясу Ушида

Фото с сыном и невесткой художника

Побывали в парке со статуей Будды, и, несмотря на довольно прохладную погоду, порисовали.

 

Статуя Большого Будды является символом Камакуры и главной достопримечательностью древнего города. Её изображение встречается во всех путеводителях, во всех сувенирных магазинах. Большой Будда признан национальным сокровищем, и привлекает ежегодно более миллиона посетителей.

Teamlab Planets

Последний день в Токио мы посвятили необычному месту, где создан целый мир световых и цветовых превращений с интерактивными инсталляциями и даже возможностью рисовать. Находится это место на территории большого развлекательного комплекса с огромным колесом обозрения.

 

Невозможно рассказать обо всем, что там происходило, какие впечатления получили дети, какие эмоции испытали. Попробуем несколькими фотографиями описать атмосферу этого необычного места. Фотографировать не везде получалось из-за полной темноты и постоянного движения световых объектов.

 

 

Так очень ярко закончилось наше с детьми творческое путешествие в Японию. Убеждены, что оно останется в их памяти на всю жизнь, как и другие наши путешествия в мир культуры и красоты. В самолете в течение 10 часов полета девочки смотрели фильмы и много рисовали, было что вспомнить.

Мы благодарны японцам за то, что они так берегут свою культуру, что терпеливы к другим людям и доброжелательны, что такой порядок в их городах, больших и маленьких. Спасибо, Япония! Аригато годзаимас!

P.S.

Через пару дней после нашего возвращения родителям Камиллы позвонили из турфирмы, которая помогала нам организовать наше путешествие. Оказывается, Камилла забыла в самолете сумочку с карандашами. Кто-то из пернсонала борта японской авиакомпании, на котором мы летели, нашел эту сумочку, как-то определил, с кем можно связаться, позвонил в московскую турфирму, чтобы вернуть ее ребенку. На сумочке было написано имя девочки, поэтому в турфирме поняли, кому она принадлежит, позвонили и карандаши вернулись к тому, кому они очень нужны!

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.