Ошибка
  • Копирование не удалось
  • Копирование не удалось
  • Копирование не удалось

Волкова Т.В., Хенчель Т. Социокультурные особенности обучения в начальной школе федеральной земли Баден-Вюртемберг (Германия)

Полный текст

Волкова Татьяна Валерьевна – методист ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» (Москва, Россия); Менеджер проектов WFS Bildungs gUG (Берлин, Германия), tanya22wolf@mail.ru

Хенчель Томас (Hentschel Thomas) – руководитель образовательной компании WFS Bildungs GUG (Берлин, Германия) советник президента российской муниципальной академии (РМА), полномочный представитель академии в Евросоюзе, hentschel@rario.ru

В статье приведён частный опыт взаимодействия бикультурной (немецко-русской) семьи со школьной системной начального образования федеральной земли Баден-Вюртемберг (Германия), пример обучения ребёнка в сельской немецкой начальной школе как сопоставление немецкой и российской образовательных систем и педагогических практик. Представлены ключевые особенности законодательства и традиции немецкой школьной системы, влияющие на социокультурную составляющую учебного процесса на современном этапе. Описаны подходы в обучении и взаимодействие школы с семьей, плюсы и минусы немецкой системы начального образования, возможности преимущества, а также трудности в решении новых социально-образовательных задач, обусловленных вызовами времени, с учетом стремительно меняющегося мира и внедрения цифрового пространства во все сферы жизни.

Ключевые слова: немецкая система образования, начальная школа, социокультурные особенности образования, взаимодействие школы с семьей, дополнительное образование.

На дошкольном уровне посещение детских садов в Германии не является обязательным, школьное образование обязательное, в основном с шестилетнего возраста. В дошкольной системе образования Германии нет задачи подготовки ребёнка к школе с точки зрения его знаний азов чтения, письма и математики. В приоритете познавательно-исследовательская деятельность, развитие коммуникативных навыков и самостоятельности ребёнка. Соответственно требований к умению читать, писать считать к началу первого класса нет, всему этому ребёнок обучается в школе.

Ниже приведен пример обычной сельской начальной школы для детей-носителей немецкого языка. Начало обучения в первом классе выпало на период пандемии в 2020-2021 учебном году.

Для детей мигрантов же чаще предлагаются интеграционные школы, где немецкий язык дается как немецкий для иностранцев, для лучшей адаптации и интеграции детей в немецко-культурный социум.

Важно отметить, что Германия является федеративной республикой, это значит, что в ее состав входят земли, обладающие политической самостоятельностью или большой свободой во внутренней политике, оставаясь, однако в политических и юридических границах и рамках единого государства. Таким образом, каждая федеральная земля Германии имеет свои образовательные программы в соответствии с региональными требованиям и культурными особенностями.

В земле Баден-Вюртемберг это выражается, например, в том, что первый иностранный язык, который дети начинают изучать со 2 класса – это английский язык. Но в районах, приграничных с Францией, принято изучать французский.

Подготовка к 1 классу

На этапе подготовки к школе было проведено родительское собрание, на котором родители познакомились с классным руководителем, родителям выдали расписание, краткое описание методики преподавания предметов и школьные правила, список канцтоваров, которые необходимо приобрести. На дополнительные и форс-мажорные траты для класса родители сдали по 20 евро за год.

Кроме покупки канцтоваров, родители покупает (также часто делают и украшают самостоятельно) шультюте. Шультюте (Schultute – «школьный кулек»), также цуккертюте (Zuckertute – «сладкий (дословно: «сахарный кулек») – традиционный в Германии подарок родителей ребёнку-первокласснику в виде бумажного конуса с мягким верхом на завязке, который наполняется сладостями и небольшими подарками (традиция отправлять детей первый раз в первый класс с достаточно крупногабаритным подарком в руках появилась в Германии в XIX веке).

Вся информация от школы: приглашение на родительское собрание, информация о первом торжественном учебном дне и т.д. школа присылает обычной почтой (не электронной).

Формы образования

В Германии, ещё с начала ХХ века возможен только очный формат обучения (если не совсем крайний случай сложной инвалидности, по которой ребенок не может посещать школу). То есть обязательно личное, физическое посещение школы. Таких форм образования как очно-заочное, дистанционное, семейное, домашнее, экстернат нет. 

В связи с этим существуют также строгие правила на случай, если семье нужно в период обучения куда-либо уехать. Родителям нужно заранее запросить разрешение у школы, обосновав причину отсутствия ребенка. Школа в случае согласия дает справку-подтверждение, которую родители предъявляют, например, в аэропорту. Без такого разрешения-документа семье может быть выписан штраф.

Основополагающая причина такого подхода заключается в теме равенства, то есть если возникают альтернативные формы обучения, то тогда общество будет расколото. А это не соответствует концепции социального государства в видении государственной политики Германии. Условно, если бы были альтернативные формы образования, то приезжающие мигранты создавали бы свои школы в рамках собственного мировоззрения, а так существуют интеграционные классы и дальше дети вливаются в обычную немецкую среду.

Первый школьный день первоклассника – «День знаний»

Первое знакомство ребёнка со школой, первый день в школе для первоклассников – это праздничный день: знакомство с классным руководителем, одноклассниками, школой. Но этот день не обязательно 1 сентября, как принято в России. Опять же, потому что в каждой федеральной земле начала учебного года выпадает на разные даты. Это может быть конец августа, начало или середина сентября.

В первом классе форма одежды у детей свободная, то есть может быть нарядная, но без каких-либо требований, на усмотрение семьи ребенка.

Жители стараются соблюдать традиции католической и протестантской общин, что, безусловно, заслуживает уважения. Так, в церемонию первого школьного дня входит посещение церкви, родители с детьми заходят в церковь (наша деревня протестантская, а уже соседняя – католическая, но для удобства жителей, детей и родителей встречают и католический, и протестантской священник), где дети получают благословение перед школой от священнослужителей и небольшой подарок.

Затем семьи собираются в школьном дворе. В руках дети несут Шультюте. Никаких цветов и подарков учителям, директору (В Германии подарить представителям школы можно что-либо только в пределах 5 евро, дальше это уже недозволительно и относится к коррупционным действиям). Вся процедура первого школьного праздничного дня идёт максимально от интересов детей и для детей, без пафоса, демократично, лаконично.

Детей приглашают присесть на скамейках у здания школы, директор приветствует будущих учеников, рассказывает интересную мини-сказку о животных, объясняя, для чего они приходят в школу, почему хотят учиться. Затем по именам и фамилиям приглашают детей на их первый урок в школу, куда они отправляются со своим классным руководителем.

Тем временем родителям раздают шарики, к которым привязана бумага, где родители пишут пожелания ребенка / или их для ребенка.

Когда дети выходят из школы, они получают шарики и выпускают их в небо. Затем детей приглашают на фотосессию в школьном дворе.

Организация школьной жизни

Режим дня

Учебная неделя пятидневная, первый урок начинается в 7.45. Продолжительность урока 45 минут. Для первоклассников в первом полугодии в период адаптации 4 дня из 5 учебных начинаются со второго урока, то есть с 8.35. Большая перемена (15 минут) устраивается после 4 урока. 

До школы многие ученики добираются на велосипедах (велосипеды в целом популярны в Европе) и оставляют на время уроков на велосипедной парковке возле школы.

Классный руководитель

Классный руководитель курирует класс по аналогии с российской системой образования, однако преподает не все предметы. Например, классный руководитель может вести немецкий язык и искусство. Остальные предметы ведут другие учителя школы.

Учебные материалы и образовательный процесс

Школьные предметы преподаются по учебным материалам образовательной программы земли Баден-Вюртемберг. Если сопоставить с российскими  программами начального образования, данная программа менее академична. В каждой федеральной земле Германии существуют свои образовательные программы.

Предметы, изучаемые в 1 классе:

  • Немецкий язык (обучение грамоте, письмо, чтение) – ежедневно.
  • Математика – ежедневно.
  • Музыка.
  • Искусство.
  • Труд.
  • Sachunterricht (объединение естествознания и обществознания).
  • Религия (посещение по желанию).
  • Игры.
  • Спорт.

Детям выдается комплект учебников и рабочих тетрадей к ним (и учебники, и рабочие тетради предоставляются школой). На каждом учебнике и относящейся к нему рабочей тетради наклеены значки – геометрические фигурки разного цвета (например, на учебнике математики – красный треугольник, на рабочей тетради – синий, на учебнике немецкого – синий круг и т.д.).

Дети пишут только карандашом. Работы в обычных тетрадях (в клеточку, линейку), как в России, нет, только в рабочих тетрадях. Также каждому предмету соответствует папка формата А4 (скоросшиватель), в которую собираются работы ученика, выполненные им на листах А4.

Дневник и оценки

С первого класса ученики используют бумажный дневник для записи домашнего задания и внесения пометок и записок от учителя. Домашнее задание дети записывают самостоятельно. C учетом того, что дети пока еще не умеют писать слова, это выглядит следующим образом: если домашнее задание нужно выполнить в рабочей тетради по математике, то ребенок рисует в дневнике (в графе соответствующего дня) тот значок – геометрическую фигуру, которая отмечена на рабочей тетради, и номер страницы.

Оценки не выставляются. Учитель по результатам выполненного учеником задания рисует грустные или веселые эмодзи.

Питание и группа продлённого дня

Завтрак детям с собой дают родители в ланч-боксах. Обед по желанию и платно.

Стоимость группы продленного дня до 15.00 составляет 100 евро (60 евро из этой суммы на обеды)

Стоимость группы продленного дня до 17.00 составляет 150 евро (60 евро из этой суммы на обеды).

Существуют льготы по оплате для многодетных и неполных семей.

Взаимодействие с учителем

В соответствии с законом о защите данных, звонить по телефону учителю можно только в крайне редких случаях и только на городской номер. А на персональный, то есть мобильный телефон, тем более нельзя. Учителя не предоставляют свои контакты. Это не принято – культура соблюдения личных границ.

Соответственно, нет никаких чатов в мессенджере между родителями класса и учителем даже в одностороннем порядке, как, например, принято в России, когда учитель в группе мессенджера пишет различную уведомительную информацию для родителей. То есть такого частого общения с учителем, как принято в России, в Германии нет, исходя из социокультурной традиции и ментальности.

Также нет частых родительских собраний. Обычно перед началом учебного года и в середине и / или, если возникает необходимость, и инициаторами являются родители. Если возник вопрос частного порядка, то также можно договориться о мини-собрании (родители – учитель – директор) в школе.

Если в России превалирует слишком интенсивное общение между педагогами и родителями учеников вне школьного времени, и существует проблема, что педагог должен быть, по сути, постоянно на связи, в Германии существует проблема обратной связи, немецкая система в отношении коммуникации между родителями и учителем излишне закрыта и сдержана, что часто тормозит как образовательный, так и коммуникационный процесс взаимодействия семьи со школой, тем более с учетом стремительного развития цифровых технологий и в целом изменений в мире и образовании.

Проблемы организации учебной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий

Вышеперечисленные проблемы сказываются и на применении мультимедийных технологий в учебной деятельности и развитии электронного обучения в целом. Плюс сама тема использования детьми различных электронных девайсов не приветствуется в Германии.

Как уже упоминалось выше, факт того, что в Германии возможен только очный формат обучения (физическое посещение школы) плюс соблюдение закона о защите данных тормозят применение в образовательном процессе мультимедийных образовательных технологий*.

* В целом к применению цифровых технологий в социально-экономической сфере в Германии жители относятся осторожно, в связи все с тем же законом о защите данных. Любая регистрация в интернет-ресурсе требует, как мы понимаем, внесения личных данных, а граждане Германии оберегают свои личные данные и границы, таким образом, в век цифровизации они попали в ловушку. Услуги наподобие онлайн-банка и приложений на телефон не распространены, так как это привязка к персональному номеру телефона – а это личная информация. Так же и курьер не может позвонить за час до прибытия, так как номер телефона при оформлении доставки не предоставляется. В соответствии с законом о защите данных также нет камер внутри учреждений и видеорегистраторов в транспортных средствах.

Можно сказать, что в условиях пандемии вскрылся серьезный пласт проблем немецкой системы начального образования, самый важный из которых – это неумение учителей грамотно коммуницировать и работать в мультимедийном пространстве, что опять же упирается в закон о защите данных и отсутствие в системе образования каких-либо альтернативных форм образования. Но мир стремительно меняется, и этот факт нельзя не учитывать.

Учителя не умеют трансформировать или грамотно переносить учебный процесс в цифровое пространство и соответствовать вызовам времени. Педагогам необходимо учиться владеть цифровыми технологиями. Но и заставить принудительно нельзя, пока нет соответствующего закона – в Германии всё подчинено строгому соблюдению правил. Тем более важно учитывать факт, что старшее поколение педагогов в Германии, находясь в повседневной реальности вне данного социокультурного цифрового формата, очень скептически относится к применению цифровых технологий в профессиональной деятельности, предпочитая традиционные методики. То есть у них нет ни личной, ни профессиональной мотивации к овладению цифровым форматом коммуникаций в образовательной среде.

Кроме развития компьютерных навыков педагогов и создания цифровых образовательных платформ наподобие МЭШ (московская электронная школа), важно и техническое оснащение, подключение интернета в школах, то есть создание новой среды, необходимость которой ранее отсутствовала.

На законодательном уровне не предусмотрен вариант онлайн-образования даже на период таких форс-мажорных обстоятельств, как пандемия. А если такой формы законодательно нет, то школа не предпринимает ничего дополнительно и не может принудить учителей. Можно порадоваться за права педагогов, с одной стороны, однако не ясна логика школ и педагогов относительно как саморазвития, так и незаинтересованности в качестве обучения своих учеников. Со стороны это видится как ожидание, что рано или поздно всё вернется в свое русло. В частном секторе, конечно, цифровые технологии развиты и применяются, но массово, в государственном масштабе – нет. Только пандемия подтолкнула к мыслям о вариативности в образовательном процессе.

Взаимодействие школы с семьей в период карантина

С середины декабря 2020 года по март 2021 года в Германии был жесткий карантин, и соответственно не было физического посещения школ детьми. В школе провели интернет, учителям создали корпоративные электронные почтовые ящики. Однако даже посредством электронной почты взаимодействие не осуществлялось.

Задания для детей педагоги оставляли возле школы, родителям необходимо было забирать материалы по понедельникам и приносить выполненные задания к школе по пятницам. Также во время карантина у детей раз в неделю были онлайн-встречи с классным руководителем, они могли онлайн поздороваться и пообщаться, но онлайн-уроки не проводились.

Выполнение домашних заданий полностью ложилось на плечи родителей. От родителей требовалось присылать аудиофайлы с доказательством навыков чтения детей. Также один раз была встреча с учителем математики по проверке навыков счета. Важно отметить, что в 2020 году семьи получали выплаты в размере 300 евро на одного ребёнка, а также налоговые льготы.

Дополнительные (экстра) занятия

По запросу родителей и решению педагога и директора, если у ребенка существуют какие-либо трудности в обучении и пробелы по какому-либо предмету, школа должна предоставить дополнительные часы на необходимые дополнительные занятия ребенка с учителем.

Каникулы

В каждой федеральной земле каникулы объявляются в разное время. В школах земли Баден Вюртемберг учебный год начинается в 10-х числах сентября.
Недельные каникулы детям предоставляют примерно пять раз в течение года (В ноябре, декабре, марте, апреле, июне). Учебный год заканчивается в конце июля.

Окончание учебного года

По результатам учебного года оценки не выставляются, директор и педагоги пишут характеристику и рекомендации.

Внешкольная деятельность как социокультурный компонент взаимодействия с городской средой

Вне школы многие общественные организации предлагают различные бесплатные занятия для детей. Многие дети, например, занимаются в Jungschar (Юнгшар) – общественное христианское общество / движение (собрание для детей подростков). Младшими детьми занимаются ребята-кураторы 18 лет.

Например, в преддверии Рождества участникам Юнгшар (группы делятся на девочек и мальчиков) кураторы предложили классное задание-квест и передали «волшебную» коробочку. Мальчикам-участникам Юнгшар нужно написать и положить в коробочку любимое / более понравившееся высказывание из Библии. Для каждого участника в коробочку также положили небольшие сладости от кураторов, а родители ещё добавили свои. Дети ходят друг к другу с этой коробочкой, передают, коробочка пополняется соответственно записочками и возвращается кураторам для дальнейших сюрпризов и заданий. Так своими руками в прямом смысле дети создают рождественскую атмосферу.

Ценностные ориентиры немецкой системы начального образования

Как в и дошкольный период, основополагающий приоритет немецкой системы начального образования – развитие самостоятельности у детей. Исследование, то есть самостоятельное нахождение ребёнком пути решения какой-либо задачи – основополагающий, приоритетный модуль немецкого образования.

На уровне начальной школы, как и на дошкольном этапе, ключевой составляющей в образовательном процессе является формирование и развитие самостоятельности, зоны ответственности ребенка, формирование навыков коммуникации, приспособления / выживания в разных ситуациях, умения принимать других, толерантно взаимодействовать, познавать и воспринимать разнообразие мира. Нет отгораживания детей от реального мира, от его правил, возможностей и рисков. Педагоги делают установку не на запреты, а на правила, создаётся меньше тепличных условий, чем для детей в российской системе дошкольного и начального образования. Коммуникация, социализация, самообучение – три кита дошкольной и начальной системы образования Германии.

Однако сложившаяся успешная система немецкого начального образования оказалась не готова к форс-мажорам и вызовам нового времени, столкнувшись в период пандемии с трудностями в реализации дистанционных форм коммуникации и образования, в применении цифровых технологий в учебном процессе, так как ранее такие задачи не ставились перед системой. Таким образом, и школа, и родители столкнулись с нефлексибильностью системы образования, которой необходимо время на трансформацию.

При очном, физическом обучении в немецкой начальной школе есть явные положительные аспекты: спокойная атмосфера сельской школы, нет перегруженности в образовательной программе (в сравнении с российской), много личной ответственности у детей, интересная социокультурная образовательная среда, что способствует развитию коммуникативных навыков и soft skills в целом.

Литература

1. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с.

2. Хенчель Томас, Волкова Т.В. Особенности современной дошкольной образовательной среды: опыт Германии // // Современное дошкольное образование (Электронный журнал). – 2019. – №20. https://sdo-journal.ru/journalpril/tomas-henchel-tv-volkova-osobennosti-sovremennoj-doshkolnoj-obrazovatelnoj-sredy-opyt-germanii.html

3. EU-Datenschutz-Grundverordnung: Общий регламент о защите персональных данных (DSGVO) https://de.wikipedia.org/wiki/Datenschutz-Grundverordnung, 24.5.2016.

4. Schulpflicht und Schularten// Kultusministerium Baden-Württemberg. https://www.service-bw.de/zufi/lebenslagen/5000836 

5. Verwaltungsgerichtshof Baden-Württemberg 9. Senat vom 03.08.2021 Az. 9 S 567/19. https://www.landesrecht-bw.de/jportal/portal/t/k62/page/bsbawueprod.psml?doc.hl=1&doc.id=MWRE210003166&documentnumber=1&numberofresults=14&doctyp=juris-r&showdoccase=1&doc.part=K&paramfromHL=true#focuspoint 

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.