ISSN 1997-9657
       

Волкова Т.В., Котович Т.Т. Профессиональное выгорание педагогов ДОО. Навигатор диагностики, профилактики профессионального выгорания и психологической помощи педагогу

Полный текст

Волкова Татьяна Валерьевна – научный сотрудник лаборатории возрастной психофизиологии и диагностики развития ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (Москва, Россия)

Котович Татьяна Тимофеевна – педагог-психолог ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» (Москва, Россия)

В статье рассматривается проблема профессионального выгорания педагогов ДОО с учетом новых образовательных условий. Обозначена взаимозависимость уровня профессиональных компетенций педагога и уровня качества образования дошкольной организации. Поднимается вопрос кадрового потенциала российской системы дошкольного образования, развития личностных и профессиональных компетенций как условия повышения психоэмоциональной стабильности педагога. В статье описываются риски, причины и признаки возникновения эмоционального истощения педагогов. Даны примеры психологических жалоб педагогов и рекомендации по профилактике профессионального выгорания. Представлены психологические практики, способствующие стабилизации психоэмоционального состояния педагогов.

Ключевые слова: профессиональное выгорание педагога, эмоциональное выгорание, профилактика профессионального выгорания, психологическая помощь, личностное развитие, профессиональные компетенции, качество образования.

Современные тенденции развития дошкольного образования

Одна из задач, которая решается в мировой системе дошкольного образования, связана с повышением качества образования при минимизации финансовых затрат. Реальным ресурсом в этом случае выступает сам педагог, работающий с детьми дошкольного возраста. [3]. Взаимозависимость уровня профессиональных компетенций педагога и уровня качества образования дошкольной организации является одним из актуальных вопросов развития современной системы дошкольного образования.

Качество образования фокусируется, в первую очередь, на процессе обучения ребенка, взаимодействии между педагогом и ребенком. С этой точки зрения совершенствование качества образования состоит в содействии обучению и развитию ребенка. Вместе с тем, чтобы изменить и развить педагогические качества, необходим ряд условий. Чтобы обеспечить эти условия, педагоги должны знать обстоятельства, которые влияют на их работу, и возможности создания стимулирующих условий для развития ребенка: это и знания изменений в области государственной политики, и знания о детях, о том, как они учатся, и знания о себе и своей роли педагога, подчеркивает профессор кафедры образования, коммуникации и обучения Гётеборгского университета (Швеция) Соня Шеридан [17].

Доктор педнаук, основатель и директор Института исследований и развития в сфере дошкольного образования «PadQUIS» (Германия), один из разработчиков системы оценки качества дошкольных учреждений в Германии, Вольфганг Титце подчеркивает: «Для обеспечения высокого уровня качества образования нам нужны педагоги с самой качественной профессиональной подготовкой, которые уважают индивидуальность и уникальность каждого ребенка, хорошие общие условия, которые должны быть обеспечены со стороны государства и учредителей ДОО, а также инструменты для оценки качества и для развития качества. Крайне важно не только проводить оценку качества, например, с каким-то определенным интервалом, но и заниматься развитием качества на постоянной основе» [16].

Кадровый потенциал российской системы дошкольного образования

C учетом современных тенденций системы образования и многозадачности выполняемой педагогами профессиональной деятельности остро встает вопрос рисков психоэмоционального истощения ресурса педагога и необходимости профилактики профессионального выгорания.

В 2018 г. были опубликованы результаты европейского научно-исследовательского проекта «Профессиональные компетенции кадровых работников в системах воспитания и обучения детей младшего возраста в странах Европы» (Seepro-r «Personalprofile in Systemen der frühkindlichen Bildung, Erziehung und Betreuung in Europa»), реализованного Мюнхенским государственным институтом ранней педагогики (Staatsinstitut für Frühpädagogik) [20]. Ключевые выводы исследования выявили тот факт, что сегодня российская система дошкольного образования нуждается в серьезном и качественном развитии кадровых ресурсов. Это означает не только повышение заработной платы педагогам дошкольного образования, но и поддержку их обучения.

Безусловно, существуют проблемы условий труда и профилактики профессионального выгорания педагогов дошкольного образования, поскольку их нагрузка в современных гипермобильных, метапредметных условиях при отсутствии комплексных механизмов профилактических мер эмоционально-физической поддержки колоссальна. Именно поэтому важно создать грамотную систему повышения квалификации, механизм профилактики синдрома эмоционального и профессионального выгорания, качественные условия труда. [14]. Интенсивный уровень рабочей и психологической нагрузки постепенно истощает нервную систему педагога.

Риски профессионального выгорания педагогов

Чем дольше работает педагог с детьми, тем больше вероятность эмоционального и профессионального выгорания. Работа в две смены, погрешности в режиме сна, дополнительная рабочая нагрузка в выходные дни, удаленная работа, напряжение в коллективе и т.д. Эти и множество других трудностей, с которыми сталкиваются педагоги ежедневно, могут быть причиной длительного стресса, появления нежелательного стиля работы с детьми или вовсе стать поводом уйти из профессии.

Термин «burnout» – выгорание / сгорание предложил Г. Фрейдберг в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессии «человек–человек». Состояние эмоционального выгорания возникает на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. И на самом деле возможен у представителей любых профессий. Для специалистов, работающих с людьми (педагогов, социальных работников, психологов, врачей, сотрудников МЧС, политиков, – всех, чья деятельность невозможна без общения), синдром профессионального выгорания – самая опасная болезнь. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» и может привести к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека [9].

Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по-другому – работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Символическая эмблема медицинской деятельности – горящая свеча, применима и к деятельности педагога. «Светя другим, сгораю сам» – этот девиз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и детям, приложение всех своих физических и нравственных сил. Исследованиями выяснено, что педагоги подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдрому эмоционального выгорания. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ребенку как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. В целях экономии своих энергоресурсов многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, что ведёт к эмоциональному выгоранию педагогов [18].

Опасность эмоционального выгорания существует не только для опытных воспитателей, но и для молодых специалистов. Одно из первых мест в риске возникновения «выгорания» занимает высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Риск увеличивают: высокий уровень эмоциональной лабильности, высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций, мотивация своего поведения, повышенная тревога и депрессивные реакции, завышенная / заниженная самооценка, непонимание своей роли в социуме, недостаточное умение управлять переживаниями [7].

На приеме у психолога одной из частых жалоб педагогов с симптомами профессионального выгорания является ощущение внутренней пустоты и апатии, снижение эмоционального фона. Ценность человеческого живого контакта уходит на второй план, хочется только одиночества и тишины. В таком состоянии воспитателю сложно включаться в рабочий процесс, и он может стать «эмоционально слепым и глухим» по отношению к своим воспитанникам и коллегам.

Причины и признаки эмоционального истощения педагога

Безусловно, педагогам еще на этапе выбора специальности важно осознавать, что их профессия многозадачна, энергозатратна, эмоционально перегружена, гиперответствена и требует максимальной включенности, а значит, высоких морально-нравственных и профессиональных качеств. В новых образовательных условиях педагогам важно обладать метапредметными навыками, уметь реализовать междисциплинарный, инклюзивный подход в работе с детьми. Для этого педагогу необходимо систематическое обучение и развитие своих компетенций, желание развиваться [5].

Однако внутренних ресурсов педагогу может быть недостаточно на то, чтобы активно работать, общаться с семьей, достаточно эффективно и творчески подходить к подготовке интересных и полезных занятий для воспитанников. Человек начинает чувствовать себя роботом. Нередко воспитатели жалуются на то, что жизнь проходит мимо и что кроме дома и работы не осталось никаких интересов. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате педагог становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам. Эмоциональные проблемы – не редкость для трудовых коллективов. Зачастую эти проблемы могут быть следствием напряженности трудовой деятельности, неблагоприятных взаимоотношений между коллегами, неадекватного стиля управления и многих других факторов. Внутренние проблемы коллектива – не единственная предрасполагающая к неблагоприятным психологическим проблемам составляющая. Есть и внешняя.

Так, происходящие в России в течение последних лет изменения – от смены ряда ценностей, норм и правил до расслоения общества – не могли не затронуть в числе прочих социальных систем систему образования. Порожденные явлениями аномии проблемы затронули все ее уровни, и прежде всего уровень первичного и важнейшего для развития общества звена – дошкольных образовательных учреждений. Неадекватная оценка социального статуса педагога, низкая заработная плата, гендерная монополярность коллективов, проблемы материально-технического оснащения образовательного процесса – далеко не полный перечень актуальных вопросов, подлежащих скорейшему решению как на федеральном, так и на региональных уровнях [11]. Стресс, который приводит к выгоранию, связан с тем, что человек слишком долго, без чувства внутреннего согласия делает что-либо, забывая ценность бережного отношения к себе, необходимого для сохранения своего здоровья – психического и физического.

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. В современной литературе существует множество классификаций, описывающих стадии эмоционального выгорания. За основу нашей классификации мы взяли наиболее популярные: Дж. Гринберга (1915 г.), M. Burisch (1994 г.). Исследователи выделяют пять стадий развития синдрома эмоционального выгорания:

1. Медовый месяц (Предупреждающая фаза)
Поначалу специалист доволен своей работой, полон энтузиазма. Однако через некоторое время возникают сложности:
а) Человек становится слишком активным или старательным, постепенно оказывается от потребностей, не связанных с работой, ограничивает число социальных контактов.
б) Из сознания вытесняются переживания, разочарования и неудачи.
в) Постепенно наступает чувство усталости; появляется бессонница.
г) Возникает угроза несчастных случаев.

2. Недостаток топлива (Снижение уровня собственного участия)
а) По мере накопления стресса энергии становится всё меньше, а работа приносит всё меньше удовольствия. Теряется положительное восприятие коллег, более значимым становится материальное вознаграждение. Возникает нежелание выполнять свои обязанности. Человек искусственно продлевает продолжительность перерывов в работе, опаздывает или уходит с работы раньше времени.
б) Снижается способность к эмпатии, вместо помощи человек может только контролировать и проверять. Если случаются неудачи, приписывает вину за них другим людям.
в) Не хватает ресурсов, появляется апатия и усталость. Эмоции приглушаются, переживания теряют остроту и свежесть: всё вроде бы нормально, но на душе скучно и пусто…
г) Появляется безразличие, человек начинает пренебрегать как своими профессиональными обязанностями, так и общением с семьей. Возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».
д) Если мотивация сотрудника высока, он продолжает гореть, подпитываясь своими внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью. Могут возникнуть проблемы
со сном и режимом питания.

3. Трудовое рабство (Эмоциональные реакции)
а) В ответ на чрезмерные обстоятельства у человека теряется мотивация в работе: сколько ни старайся, всё равно ничего не получится. Возникает негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.
б) «Трудоголиков» на этой стадии поджидает измождение, снижение иммунитета, подавленность. Возникает депрессия, чувство безнадежности, цинизм.
в) Необъяснимая антипатия, вспышки раздражения, озлобленность и повышенная обидчивость обычно не имеют серьезных причин, однако могут привести к затяжным и неразрешимым конфликтам с клиентами или коллегами.

4. Кризис жанра (Психосоматические реакции и снижение иммунитета)
а) Тело «заставляет» отдохнуть. На этом этапе могут развиться хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность.
б) Возникает чувство вины, появляется стремление к уединению, усиливается потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак и проч.).
в) При этом усиливается ощущение неудовлетворенности качеством своей жизни и эффективностью своей работы (глазами бы всё сделал, а сил нет).
г) Может рассматривать свою организацию как «врага» или противника (негативно).

5. Дыра в корме (Разочарование и отрицательная жизненная установка, деструктивное поведение)
а) Физические и психологические проблемы становятся настолько острыми, что возникает риск возникновения опасных заболеваний, угрожающих жизни и здоровью человека.
б) Под угрозой находится карьера и отношения с близкими. Обратный рост профессиональных достижений.
в) Человек может поймать ощущение, что его жизненный корабль идет ко дну. [13].

Российские исследователи (в том числе В.В. Бойко, 1996г.) выделяют следующие фазы и симптомы эмоционального выгорания:

1. Фаза «напряжения»
а) Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».
б) Симптом «неудовлетворенности собой».
в) Симптом «загнанности в клетку».
г) Симптом «тревоги и депрессии».

2. Фаза «резистенции»(сопротивления)
а) Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
б) Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
в) Симптом «расширения сферы экономии эмоций».
г) Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

3. Фаза «истощения»
а) Симптом «эмоционального дефицита».
б) Симптом «эмоциональной отстраненности».
в) Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации».
г) Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Следуя за структурой этой классификации, можно говорить о том, что состояние эмоционального выгорания проявляется на разных уровнях психики: эмоциональном, телесном, интеллектуальном, социальном. Степень выраженности симптомов зависит от фазы эмоционального выгорания, на которой находится человек, постепенного усиления степени выраженности симптомов на различных уровнях психики [9].

Примеры психологических жалоб педагогов и рекомендации по профилактике профессионального выгорания

Рассмотрим с точки зрения разных уровней психики [1] наиболее частые жалобы, с которыми педагоги, работающие в дошкольных организациях, обращаются за помощью к психологу. Для удобства каждая жалоба имеет имя известного литературного героя из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». [2]

Партнерское взаимодействие внутри коллектива как гарантия сохранения здоровья и ресурса работников

Для сохранения своего здоровья педагогам, психологам, администрации ДОО необходимо вовремя замечать наступление своего физического и психического перенапряжения и использовать внешние ресурсы для самовосстановления до того, как организм прошел «точку невозврата» и выгорел. Педагогам, страдающим эмоциональным истощением (профессиональным выгоранием), прежде всего необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации [11].

Синдром сгорания нельзя назвать личной проблемой – она касается не только конкретного человека, но и организации, в которой он работает: снижается эффективность педагога, увеличивается количество ошибок, появляется стремление уйти или отмахнуться от проблем, принимаются скоропалительные, непродуманные решения. Большую роль в формировании синдрома играют не только индивидуальные характеристики самих профессионалов, но особенности их деятельности, а также условия и содержание труда. Между степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников дошкольного образовательного учреждения и уровнем их удовлетворённости трудом существует обратная связь: чем выше уровень удовлетворённости трудом, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания [18].

Хронический стресс разрушительно воздействует на все уровни и системы человека – на телесный, эмоциональный, когнитивный уровень, сферу общения и даже на уровень ценностей человека. Чем сильнее выгорание, тем интенсивнее ощущаются его симптомы на всех уровнях и на внешних в детском и взрослом коллективах и внутреннем психофизиологическом здоровье педагога. Методик профилактики и преодоления эмоционального выгорания очень много, но самое главное – поддержка педагогов в процессе деятельности, т. е. в стенах ДОО, внутри коллектива. Для этого руководителю, важно продумать алгоритм правильных действий по реабилитации воспитателя. Конечно, лучше своевременно пресекать только начинающийся кризис, чем бороться с нагрянувшим. Тем не менее, и в том, и другом случае важно придерживаться единых мер. Важно помнить, что риск выгорания снижают: стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста [11].

Руководителю необходимо так структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Ответственность за выздоровление педагога ложится не только на него самого, но и на руководителя дошкольного учреждения. Для того чтобы результат оказался положительным, и вы не потеряли ценного кадра, необходимо ему помочь, создавая условия:

– душевный комфорт: обеспечить психологическую и эмоциональную поддержку, справедливое вознаграждение за выполняемую работу и премирование по заслугам;

– мотивация: поиск дополнительных стимулов к деятельности, привлечение к новым проектам;

– расширение сферы ответственности. Для педагога важно иметь возможность самостоятельно принимать определенные решения;

– обеспечить условия для комфортной и благоприятной работы. Выделить время и место для перерывов, отдыха;

– организация обучающих, мотивирующих, личностных тренингов. Мотивирующие семинары, тренинги по личной эффективности, упражнения на сплочение коллектива, развитие креативности и многое другое, как нельзя лучше повлияют на ваших сотрудников. Они непременно почувствуют уверенность в своих силах, собственную значимость и радость творчества в дружном коллективе;

– обратная связь. Важно отслеживать перемены в состоянии подчиненных, что и как с ними происходит. Подталкивайте их к диалогу. Открытое доброжелательное общение – залог психологического комфорта для вас и ваших сотрудников [18].

Развитие личностных и профессиональных компетенций как фактор повышения психоэмоциональной стабильности педагога

«В современном мире умение критически осмысливать, анализировать свою профессиональную деятельность выходит на первый план, при этом важно не только критически взглянуть на образовательные процессы и образовательные ситуации, но и умение разрабатывать различные альтернативные действия. Здесь могут прийти на помощь и такие простые вещи, как воспоминания о собственном воспитании, нужно проанализировать собственные «привычки» и использовать эти знания в профессиональной практике», – отмечает профессор В. Титце.

Также важно понимание педагогами инклюзии в самом широком смысле. Инклюзия – это не про коррекцию, а про умение жить всем друг с другом в принятии и уважении друг друга, понимать, что мир разный, и нужно принимать разнообразие и разные возможности человека. Мужчина или женщина, молодой человек или старый, с инвалидностью или без, люди разных рас, национальностей и вероисповеданий, языков, гендерных философий – у всех должны быть равные права. Инклюзия – это про фундаментальное отношение к правам человека.

Адекватное восприятие мира и себя в нём, повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости. Сталкиваясь с жизненными трудностями, мы вынуждены искать равновесие между адаптацией к реальности и развитием своих потенциальных возможностей, которые позволяют утвердить собственную индивидуальность. Вся жизнь – это смена эпизодов неустойчивости и стабильности [8].

Именно поэтому с целью помощи самому себе педагогу необходимо регулярное развитие своих личностных и профессиональных компетенций, важно стремиться развиваться в соответствии с концепцией непрерывного образования (lifelong learning) – обучения на протяжении всей жизни. Концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний и развития умений мотивируется как профессиональными, так и личными причинами, способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. Концепция непрерывного образования – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества [4].

Литература

  1. Бойко В.В. Диагностика эмоционального выгорания личности /В.В. Бойко, Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.
  2. Волков А.М. Волшебник Изумрудного города. – М.: РОСМЭН, 2019.
  3. Веракса Н.Е. Качество дошкольного образования – ресурс развития // Современное дошкольное образование. – 2011. – №3.
  4. Волкова Т.В. Современная образовательная среда ДОО. Российская и зарубежная практика. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 112 с.
  5. Волкова Т.В., Хенчель Т. Пути реализации инклюзии. Примеры инклюзивной и социально-психологической практики в системе образования Германии // Современное дошкольное образование. – 2020. – №2(98). – С. 38–50. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10067
  6. Гулинская С.А. Профессиональное развитие педагогов как условие профессиональной успешности. – 2008.
  7. Дубиницкая К.А. Особенности проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада // Социальная психология малых групп: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А.В. Петровского /Отв. ред. М.Ю. Кондратьев.– М: МГППУ, 2009.
  8. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. учебное пособие / Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
  9. Котович Т., Лурье Ж., Чуракова Г., Лаврова Н. Гешатальт и психодрама: Связь поколений. СБОРНИК МИГИП – «Сенсорная депривация и эмоциональное выгорание терапевта в психотерапии онлайн». – М.: МИГИП, 2020. – 263с.
  10. Монгуш О.О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). – Самара: АСГАРД, 2015. – С. 47–51. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8526/
  11. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.
  12. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. №422н.
  13. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
  14. Российской системе дошкольного образования необходим качественный трудовой ресурс / Интервью с Т.В. Волковой // Образовательный портал «Педсовет» 2018, [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pedsovet.org/beta/article/rossijskoj-sisteme-doskolnogo-obrazovania-neobhodim-kacestvennyj-trudovoj-resurs.
  15. Сульчинская О., Лячина Т. 6 способов снять напряжение // Psychologies. – 2018. – №34.
  16. Титце В. Развитие и обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях – это постоянный, цикличный процесс // Современное дошкольное образование. – 2018. – №3.
  17. Шеридан С. Повышение качества образования за счет развития профессионализма педагогов // Современное дошкольное образование. – 2011. – №3.
  18. Штумф В.О. Причины и проявления эмоционального выгорания педагогов: Учебное пособие / Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2014.
  19. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – М., 1998.
  20. Oberhuemer, P. & I. Schreyer (eds.). (2018). Early Childhood Workforce Profiles in 30 Countries with Key Contextual Data. Munich. ISBN 978-3-00-060262-7 (1285 pages) www.seepro.eu
  21. Volkova, T. (2017). Russian Federation – CEC Workforce Profile. In Workforce Profiles in Systems of Early Childhood Education and Care in Europe, edited by P. Oberhuemer and I. Schreyer. www.seepro.eu/English/Country_Reports.htm
  22. Volkova, T. (2017). Russian Federation – Key Contextual Data. In Workforce Profiles in Systems of Early Childhood Education and Care in Europe, edited by P. Oberhuemer and I. Schreyer. www.seepro.eu/English/Country_Reports.htm
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.