ISSN 1997-9657
         

Воронова Н.В. Развитие духовного мира дошкольников через театрализованные игры

№15 2021 Воронова Н.В. Развитие духовного мира дошкольников через театрализованные игры
Полный текст

Воронова Наталья Владимировна – воспитатель МБДОУ детский сад №77
(Иркутск, Россия)

Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

Б.М. Теплов

Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей.

Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора и музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество ФГОС ДО предусматривает развитие дошкольников по усвоению норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Некоторые дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. А это в свою очередь затрудняет процесс социализации.

Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка, решает вопросы ранней социализации детей. Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей – это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое.

Использование театрально-игровых технологий в работе с дошкольниками во многом служит развитию их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, средство самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общении с взрослыми. Именно в условиях игры развивается самостоятельность и инициатива, тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

Благодаря театрализованным играм осуществляется всестороннее развитие детей: знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, распознают эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, учатся находить адекватные способы содействия. В процессе организации театрализованных игр у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней. Роль педагога в организации и проведении таких театрализаций очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, театрализованная игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни. Человек по природе своей является существом общественным. Родители ребенка, педагоги, сверстники, то есть люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни, играют главную роль. Анатолий Викторович Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации дошкольника: естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития; социально-культурные – определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум; социально-психологические – связаны со становлением сознания личности ребенка. Работа проводится при тесном сотрудничестве «родитель-ребенок-педагог». В настоящее время можно наблюдать нехватку общения детей с родителями, стремление взрослых в необходимости зарабатывать деньги привело к наличию у них нескольких рабочих мест, и даже к работе в выходные дни. Отношения с детьми часто сводятся к стремлению накормить, одеть, отвести в детский сад, забрать из детского сада, и придя домой спросить: «Что ты ел?», «Вы ходили гулять?», «Почему испачкал одежду?», а затем поставить ребенку для просмотра мультфильм или дать планшет с набором разных игр.

Таким образом, общение с детьми, игры, совместные культурные выходы отодвинулись на второй план. Привлечение родителей к театрализованной деятельности, способствует сплочению родительского коллектива с ДОУ, что в свою очередь позволяет создать единое пространство для развития, воспитания и социализации детей. Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь – это умение слышать друг друга. Театрализованная деятельность позволяет родителям больше общаться с детьми, так как любая театральная постановка требует много усилий всех участников, проведение репетиций, изготовление атрибутов, костюмов. А это в свою очередь приводит к увеличению времени общения между родителем, ребенком и педагогом что положительно влияет на детей. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует эмоциональный подъем, желание быть в саду, принимать участие в различных мероприятиях. А мы, как педагоги получаем следующий результат: положительное, уважительное отношение родителей к деятельности ДОУ.

Литература

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 134 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1999. – 536 с.
  3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
  4. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: МПСИ, 2011. – 624 с.
  5. Денисенко И.С. Влияние театрализованных игр на социализацию воспитанников // Молодой ученый. – 2018. – №51. – С. 87–90.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.