ISSN 1997-9657
       

В.В.Халикова. Проект инновационной деятельности как ресурс реализации инновационной программы «От рождения до школы»

Полный текст

В статье показаны этапы разработки проекта, в условиях которого возможна перестройка деятельности образовательных учреждений, находящихся в поиске, как новых путей, стратегий развития, так и инновационных технологий работы с детьми, позволяющих обеспечить условия для успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, повышения культуры и развития ребенка на протяжении всего процесса обучения. Инновационный проект позволяет организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников, эффективно решать проблемы дошкольного образования, способствует реализации инновационной программы «От рождения до школы». 

Ключевые слова: проект, инновация, модернизация, инновационная площадка, кластер, технологии социализации, позитивная социализация.

«Сколько существует образование, как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость – «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Коменский», – тем не менее, год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы».

Слово «инновации» используют педагоги разных образовательных учреждений. Однако следует понимать: инновации сами по себе не возникают, они являются результатом изучения передового педагогического опыта, а также научных поисков и экспериментов.

Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений, которые находятся в поиске, как новых путей, стратегий развития, так и инновационных технологий работы с детьми, позволяющих обеспечить условия для успешной социализации детей, сохранения и укрепления здоровья, повышения культуры и развития ребенка на протяжении всего процесса обучения, реализации ФГОС. Основной целью модернизации является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация как потребность, процесс и результат содержит основную идею – идею гуманизации, где особую значимость приобретает задача создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей, независимо от их возможностей. Инновационная программа «От рождения до школы» детально описывает принципы, цели, задачи дошкольного образования, подробно останавливается на вопросах построения развития дошкольной организации.

В свете решения такой проблемы, создание инновационной площадки по теме: «Профессиональная компетентность педагогов как условие позитивной социализации ребенка», основанной на объединении географически сконцентрированных образовательных, научных и др. учреждений, их тесное сотрудничество в рамках общего проекта – это путь совместного, более эффективного решения современных образовательных задач, продиктованных временем, ресурс реализации инновационной программы «От рождения до школы», совершенствования дошкольного образования.

Проект направлен на создание сети дошкольных образовательных, которая способна обеспечить развитие личности ребенка и его социализацию на основе реализации инновационной программы «От рождения до школы», осуществления преемственно-перспективных связей образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

В проекте раскрыты методологические основы проблемы, представлена программа действий для их решения. Прописаны: объект исследования, предмет исследования, гипотеза инновационной деятельности, цели и ожидаемые результаты нововведений (что и как должно измениться: в педагогической деятельности, в результатах жизнедеятельности ОУ), основные задачи, используемые методы, зона обновления (какие условия и характеристики деятельности вводит новшество).

Структурно проект состоит из пяти этапов. Каждый этап содержит цель, задачи, ожидаемые результаты.

В содержание I этапа, подготовительного (диагностического), входит:

– анализ готовности педагогических коллективов и участников проектного совета к началу инновационной деятельности по проблеме (наличие благоприятной атмосферы для работы педагогов в режиме ИД (через анкетирование); наличие возможностей для профессионального роста педагогов; уровень мотивационной готовности педагогов и участников проектного совета к работе в режиме ИД; уровень сформированности профессиональной компетентности педагогов (через составление профессиограмм);

– создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в проектировании образовательного пространства в области инновационной деятельности;

– изучение литературы и передового психолого-педагогического опыта по данному направлению;

– создание условий для возможности обмена опытом педагогов ОУ по исследуемому направлению;

– анализ использования вариативных программ, методического обеспечения по проблеме;

– наблюдение за характером и стилем взаимодействия участников проектного совета и педагогов ОУ с целью выявления эффективных способов взаимодействия и определение проблем; подбор критериев и проведение первичного мониторинга субъектной деятельности педагогов для констатирующей части инновационной деятельности;

– анализ готовности родителей по взаимодействию с ОУ в режиме инновационной деятельности (через анкетирование);

– постановка цели и задач инновационной деятельности.

II этап, проектировочно-организационный, содержит:

– построение модели профессионального роста и саморазвития педагогов;

– построение плана по взаимодействию педагогов ОУ в условиях образовательного кластера;

– разработку программы мониторинга;

– организацию постоянно действующих семинаров по проблемам ИД;

– создание и систематизацию нормативно-правовой базы;

– подготовку материально-технической и методической базы;

– реализацию плана развития профессиональной компетентности педагогов, участников проектного совета.

В содержание III этапа, практического, входит:

– реализация проекта (проведение семинаров, тренингов, конференций и т.д.);

– систематизация информационно-методических наработок в ходе реализации проекта (рекомендательный, консультативный материал, перспективные планы, проекты деятельности с детьми, педагогами и родителями и т.д.);

– внедрение форм интерактивной методической работы в ОУ в период проведения инновационной деятельности;

– модификация методик, тестов, игр, содержания семинаров по проблеме проекта;

– осуществление взаимодействия педагогов через мастер-классы, методический ринг, конкурсы профессионального мастерства, круглый стол, диспуты, работу «Педагогической гостиной».

IV этап – коррекционно-аналитический. Данный этап содержит:

– анализ и обработку результатов мониторинга;

– сравнение ожидаемых и полученных результатов;

– коррекцию содержания проекта;

– интерпретацию результатов инновационной деятельности.

V этап, заключительный, содержит:

– обобщение полученных результатов ИД, подведение итогов, выводы;

– составление отчетов по инновационной деятельности;

– разработку методического пособия.

Разработка и реализация каждого этапа предполагает ожидаемые результаты и продукты деятельности. Прогнозирование результатов реализации проекта предполагает возможный отрицательный результат и пути преодоления рисков.

Возможный отрицательный результат:

– возможна отрицательная реакция со стороны педагогов, не желающих участвовать в инновационной деятельности;

– возможны проявления возмущений со стороны родителей и претензии к педагогам по поводу слишком большого объёма родительской деятельности, занимающей много личного времени;

– в связи с увеличением нагрузки на педагогов, участвующих в инновационной деятельности, возможно снижение качества эффективности воспитательно-образовательного процесса по основному профилю.

Пути преодоления:

– деятельность педагогов, участвующих в эксперименте, поощряется финансовой надбавкой. Открыто и ярко демонстрируется успешность педагогов, участвующих в инновационной деятельности;

– проведение встреч, консультаций, бесед с педагогами, где им корректно будут показаны границы их полномочий, а предложения руководителей будут направлены в позитивное русло.

– грамотное планирование стратегии реализации проекта, составленное с учётом рационального распределения времени и нагрузки. Педагоги не должны быть перегружены.

В рамках проекта «Профессиональная компетентность педагога как условие позитивной социализации ребенка» предполагается разработка особой, сбалансированной и взаимопроникающей модели взаимодействия ОУ, которая обеспечит:

1. Развитие и саморазвитие педагогов ОУ, которые участвуют в реализации проекта через осознание и освоение содержания, как собственных проектов, так и проектов других участников.

2. Развитие и саморазвитие участников проекта, которые объединены в совет проекта.

3. Сопровождение саморазвития педагогов ОУ в рамках специально организованного процесса.

4. Развитие профессиональной компетентности педагогов, которые проходят курсы повышения квалификации на базе различных вузов страны через выездные практические занятия, консультации в ходе курсов и т.д.

По своему типу разрабатываемая модель представляет собой организационно-педагогическую модель, в которой ее компоненты раскрывают внутреннюю организацию деятельности образовательного кластера «Образовательное единство» и отвечают за взаимодействие между элементами данного процесса. Центральным системообразующим компонентом разработанной модели является цель интеграции деятельности ОУ в условиях образовательного кластера для сопровождения позитивной социализации детей, определяемая социальным заказом. Целевой компонент модели позволяет предвосхитить ожидаемый результат. Важным аспектом развития творческого проекта «Образовательное единство» стал аспект особой готовности и подготовки педагогов к реализации программы развития социальной компетентности детей, что предполагает переосмысление педагогами своей профессиональной позиции по отношению к ребенку и необходимость выстраивания целостного воспитательно-образовательного процесса на основе партнерства и сотрудничества.

Таким образом, современное дошкольное образование станет продуктивным, если в его содержание будет заложено содержание потребностей детей, и процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом особенностей и закономерностей их развития детей, их потенциала и возможностей. В процессе развития проекта важно организовать многоступенчатую структуру повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ, позволяющую полноценно и эффективно осуществлять социализацию детей образовательного комплекса.

Библиографический список

1. Бичева И.Б., Челнокова Е.А., Юдакова О.В., Царева И.А. Профессиональное развитие личности педагога в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №54-4. – С. 16–22.

2. Киндяшова А.С., Волкова Н.Р. Пра­вовая компетентность как структурный элемент компетентности педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2017. –
№6. – С. 82–84.

3. Майер А.А. Управление процессом социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовании: дис. …д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2011. – 369 с.

4. Молчанов С.Г. Профессионально-педагогическая компетентность – объект описания, формирования, оценивания // Инновационное развитие профессионального образования. – 2014. – №2. – С. 14–17.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.