ISSN 1997-9657
       

В.В.Кузьмина, А.В.Кротова. Образовательные инновации в якутском детском саду

Аннотация

Удивительным образом в этом якутском детском саду сосуществуют разные образовательные программы, да еще и такие удивительные – а значит, право выбора есть не только у детей, но и у педагогов и родителей!

Главная мысль, которая возникает при знакомстве с «Туллукчаан»: а что,
такое возможно?

В этом и есть миссия лучших практик: расширять наши представления о возможном и заставлять задумываться: «А что, если и нам?..»

Интервьюер: Кузьмина Вероника Владимировна, старший воспитатель детского сада №56 города Костромы

Герои интервью: Кротова Айталина Владимировна (А.К.), заместитель руководителя МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №10 «Туллукчаан» ГО «город Якутск» и ее команда: воспитатели Рукавишникова Ольга Константиновна (О.Р.) и Афанасьева Владилена Владимировна (В.А.), педагог дополнительного образования по английскому языку Корякина Алена Кимовна (А.К.К.), старшие воспитатели Гурьева Анна Семеновна (А.Г.) и Ноговицына Сардана Семеновна (С.Н.).

Полный текст

В.К.: К нашей встрече непременно нужен эпиграф! Пожалуйста, расскажите мне о месте, в котором работаете, подобрав одно существительное, два прилагательных и три глагола

– ДОМ.

– Красивый, родной.

– Творить. Развиваться. Радоваться!

В.К.: Лучшие практики все в чем-то схожи. Того, что нас объединяет, больше. И если выявить эти моменты, хороший опыт легче будет распространить. Общепризнанно, что хороший детский сад – это кадры. Что отличает педагогов детского сада «Туллукчаан»?

А.К.: Да, как говорится в романе «Анна Каренина», все счастливые семьи похожи друг на друга. В первую очередь это команда, объединение, в котором поддерживают друг друга, где есть взаимопомощь и взаимовыручка.

И это единство состоит из талантливых людей, у каждого из которых есть не только своя «изюминка», но и характер. Мы стараемся создавать условия для развития кадров. Тогда педагоги смогут сделать так, чтобы дети в детском саду чувствовали себя комфортно, уютно, интересно. Наша образовательная программа построена, в том числе, с учетом программ Е.Г. Юдиной «ОткрытиЯ», Key To Learning, Г.Н.Доля, Н.Е. Вераксы, национальной программы «Тосхол», поэтому мы пользуемся заложенными в них инструментами для поддержки детской инициативы.

«ОткрытиЯ» – это поддержка детской инициативы и голоса ребенка, говорящие стены и утренний круг, работа по центрам и насыщенная среда. Key To Learning – это наглядное моделирование: дети работают с чертежами и планами, моделями и картами – и все это в интересных игровых форматах.

Большое внимание мы уделяем инициативе педагогов. Соглашусь с Татьяной Юстус, которая в своей статье про перемены в корпоративной культуре говорит, что отношения взрослых между собой в детском саду определяют отношения взрослых к детям, и для развития инициативы педагогов в детском саду необходима, среди прочего, возможность пробовать что-то новое, командный принцип работы, и веер возможностей для каждого педагога. Это нам созвучно. Наши педагоги, исходя из своих возможностей, сами выбирают стратегию своего развития, мы не навязываем им какие курсы проходить, они могут выбрать то, что им действительно интересно, углубиться в то, что важно для них. Вы спросите, а что если кто-то из педагогов не хочет меняться-развиваться, то что? Безусловно, и такая позиция имеет место быть. Не все готовы сбросить с себя доспехи ранее полученных опыта, знаний, навыков и встать далеко на непростой путь изменений. Помогают наши еженедельные общие педагогические встречи – проводимая нами политика, нацеленная на развитие детского сада, связана с необходимостью пересмотра отношения к ребенку, отказа от привычного, удобного в пользу прогрессивных, но психологически безопасных, соответствующих дошкольному возрасту технологий работы в контексте ФГОС ДО и образовательной программы. В формате обсуждения, взвешивания, анализа, к которым стараемся подключить всех без исключений, принимаются либо отвергаются те или иные варианты развития нашей педагогической жизни. Ну, и, наконец, есть самооценка педагога, связанная с его материальным стимулированием, предусматривающая дополнительные баллы за инициирование инновационных проектов, самостоятельную разработку проектов, демонстрацию на педагогических часах, используемых в работе нетрадиционных форм, методов воспитания, обучения, приемов оформления РППС в контексте программных требований и ФГОС дошкольного образования и т.д. Поэтому у каждого педагога есть мотивация на изменения. Если уж совсем всё сложно идёт и нет взаимопонимания, то мы не мучаем друг друга, много мест, где можно работать в удобном ключе, приемлемом темпе. Те, кто прошел нашу школу, как правило, востребован на рынке дошкольного труда. При выборе педагогами курсового обучения, наша задача – подсказать, продумать, как это обеспечить, в том числе финансово. Но на выборе курсов их возможность выбирать не ограничивается. Жизнь в нашем детском саду устроена так, что дети каждый год переходят из группы в группу, поэтому выбор может быть связан также с выбором группового помещения, а также выбором напарницы.

А.Г.: Все в коллективе разные, но как справедливо сказала Айталина Владимировна, мы ощущаем себя единой командой.

В.К.: Обращусь непосредственно к представителям КОМАНДЫ – к воспитателям: что именно делает для вас ваше руковод­ство, чтобы вы в единстве каждый сохранил индивидуальность? Что есть у вас, чего нет у других?

О.Р.: У нас есть время для неформального, неструктурированного общения на профессиональные темы. Каждую среду мы собираемся вместе на «педагогический час». Мы просматриваем видео с интересными моментами в группах, публично обсуждаем то, что увидели. Знакомимся с чем-то новым, с событиями, трендами, лучшими практиками, которые есть в России и за рубежом. Оцениваем, примеряем на себя.

А.К.: У нас всегда есть творческие группы, в которые педагоги объединяются для работы над проектом или проблемой, требующей решения. Обычно объединяются по интересам, желаниям, иногда сами формируем такие объединения, чтобы по привычке не работали все время в одном и том же составе, одной командой, «разбавляем», чтобы общались между собой, сталкивались разные точки зрения, позиции, учились договариваться друг с другом. Наши встречи стараемся проводить нетрадиционно, в этом году попробовали разные форматы – pecha kucha, world cafй, различные опросы педагогов, родителей проводим через google forms (так удобнее и экономнее), для обмена информацией используем Яндекс.Диск, попробовали работать с QR-кодами.

В течение года, по мере выполнения задач, творческие группы педагогов презентуют продукты своей деятельности внутри детского сада, в том числе родителям, наиболее интересный опыт может быть представлен более широкому кругу – дошкольному сообществу, социуму, всем желающим. Этому способствует наш курс на информационную открытость – различные статьи, заметки, посты в социальных сетях, выступления на семинарах, конференциях, круглых столах, мастер-классах и т.д.

В.А.: Наше руководство всегда поддерживает нас. Представители администрации детского сада очень креативны, полны идей. Это вдохновляет.

В.К.: Значит особенными вас делают наличие идей, взаимоподдержка и возможность выбирать! То, что мы так стремимся увидеть в детях, сначала, судя по вашему опыту, должно быть у педагогов! У воспитателя есть возможность выбирать себе тему, которая ему в данный момент интересна и партнеров для ее реализации, педагог получает поддержку, воплощая свой, инициированный им проект. Субъектность педагога, которая у вас присутствует, определят субъектность ребенка.

А.К.: Да, это так. И это прослеживается на любом уровне, в том числе на уровне выбора программ. К примеру, по инициативе педагога, которой близки идеи Монтессори-образования, и прошедшей обучение, имеющей сертификат, в детском саду появилась Монтессори-группа. Мы стараемся обеспечить для этой группы необходимые условия. Так же было и с появлением нашей теле– и анимационной студии: педагог, заинтересованная цифровыми технологиями, видя живой интерес детей к этой теме, загорелась идеей создания мультфильмов, ее поддержала напарница, и вот уже их дети с помощью разнообразного оборудования создают свои первые мульт-шедевры, которые можно увидеть на нашем канале в Youtube. Когда дети чем-то загорелись и педагог в этом компетентен, получается хорошо! И дети, и взрослый развиваются в одном направлении. Кстати, автором проекта теле- и анимационной студии является наш воспитатель Владилена Афанасьева – победитель этого года конкурса дошкольных педагогов им. Выготского Рыбаков фонда, с которой вы, Вероника, как мы сами узнали, также в качест­ве победителя этого конкурса встретитесь на Летней школе!

Мы не стоим на месте, освоив что-то. Постоянно раздвигаем наши границы – недавно ходили к коллегам, в частный садик, работающий по Реджио-подходу. Сообщество Реджио-вдохновленных нам также близко: на базе нашего детского сада несколько лет функционирует внутренний проект «Среда – третий воспитатель», в рамках которого мы стараемся создать такую образовательную среду, где дети могут максимально развиваться и познавательно, и творчески.

В программах, по которым мы работаем, хорошо описано, какой должна быть образовательная среда в группах детского сада. Для молодых, неопытных педагогов это как бы минимум того, что должно быть в группах. Опираясь на приведенные примеры, мы дальше выстраиваем свои образовательные пространства с учетом собственных умений. Или умений коллег. Не все педагоги обладают навыками создания образовательной среды, и когда мы отчетливо видим, что в группе среда «западает», проводим индивидуально беседы, консультации, выясняем, в чем трудности, подключаем других педагогов на помощь, сами начинаем что-то делать, задаем тон и просим продолжить педагогов. Лучшие, как собственные, так и внешние практики создания развивающей среды, всегда освещаются на внутренних встречах педагогов, ежегодно проводим внутренние конкурсы по развивающей среде, победителей достойно поощряем (игровым развивающим оборудованием и т.д.). Очень выручает то, что многие из нашей команды работников детского сада – большие рукодельницы, хэнд-мейд на высоком уровне. Дошкольный педагог – универсал, наши сотрудники (как и во многих садах страны, наверняка) умеют многое – придумывают разнообразные игры, рисуют, шьют, вяжут, делают потрясающие украшения, картины из бисера, мастерят из конского волоса, декупажат, расписывают художественно камни, работают в технике валяния, шьют самодельные куклы, творят чудеса из фоамирана, обыкновенных картонок и т.д. Если что-то сам не может, то привлекает к этому родителей воспитанников) Так, появляются невероятные авторские шторы в группах и в других помещениях, самодельные резные шкафчики, полки с национальными узорами, воздушные деревянные кружевные арки, скамейки, волшебные чемоданчики Мэри Поппинс с разнообразными настольными, дидактическими играми, необычные стулья рассказчика в каждой группе, зоны, уголки уединения, художественно оформленные столы с угощениями при встрече гостей, коллег, уютные скворечники, домики для птиц и др. Есть у нас свой папа Карло – Матвей Захарович, мастер на все руки, воплощающий многие наши идеи. То, что работники умеют сами – стараются привить детям, в итоге группы пополняются выставками работ в разных техниках, елочными игрушками, картинами, шторами из конского волоса, тематическими каменными коллекции, картонными замками, домиками, родители угощаются самодельными печеньями, пряниками, конфетами, во дворе появился расписной каменный пруд и т.д. Наши многие работники черпают идеи из социальных сетей – Instagram, Whats up, ВКонтакте, Pinterest. Зима ведь у нас в Якутии невероятно длинная, в сильные холода лишний раз не выйдешь из дома, поэтому выходные и вечера после работы можно провести за любимым хобби.


В.К.: Когда я, просматривая фото, виртуально «бродила» по вашему детскому саду, я видела, что это место, в котором однозначно есть детская инициатива. Теперь я понимаю, что все закономерно. У вас в детском саду поддерживают инициативу взрослых, в вашем педагогическом коллективе это является ценностью. И воспитатели эту ценность транслируют в работе с детьми.

А каким образом поддерживается инициатива администрации детского сада? Вас поддерживают или вы работаете вопреки и «против потока»?

А.К.: Наши инициативы поддерживаются, прежде всего, родителями. И они наши основные мотиваторы и «соучастники». К слову, среди родителей, стоящих в городской очереди в детский сад, очень много желающих попасть именно к нам. Особо ценим тех, кто вырос, обзавелся семьей и стремится привести своих детей и даже внуков именно к нам – значит, воспоминания о дошкольном детстве с нами благоприятны! Есть семьи воспитанников, которые с нами на протяжении уже многих лет. Так, мы благодарны многодетной семье Аринкиных, которая целых 12 лет водит к нам своих детей (пятый на подходе!), их дети прошли через разные группы, с разным языком и они каждый раз с благодарностью выбирают нас. Немаловажна поддержка и оценка коллег профессиональных дошкольных сообществ.

В нас высоко развито стремление к саморазвитию: мы не хотим отстать от того, что происходит в стране, мире, изучаем идеи, опыт коллег, отслеживаем процессы, происходящие в образовании на его разных уровнях. Несмотря на то, что мы находимся далеко территориально, нам близки психолого-педагогические подходы, методики развивающего образования, нацеленные на благополучие ребенка и основанные на идеях Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Л. Малагуцци, О.М. Дьяченко, Г.Н. Доля и др.

Благодаря работе дружной творческой команды под руководством нашего замечательного заведующего, опытного руководителя, кандидата педагогических наук Сантаевой Татьяны Семеновны, мы закрепили за собой имидж детского сада, который все время находится в поиске новых лучших, прогрессивных форм, методов, технологий в образовании. Финансирование нашей программы, своевременное получение работниками зарплаты, стимулирующих, возможность повышения квалификацию педагогов на средства бюджета, поддержка здоровья сотрудников детского сада льготными путевками в оздоровительный санаторий под Москвой в качестве поощрения за труд – все это можно расценивать как поддержку. Со своей коллегой, преподавателем английского языка Аленой Кимовной мы приняли участие и представили свой опыт на VIII международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» ECCE – 2019 в качестве лауреатов недавно прошедшего республиканского форума по дошкольному образованию.

В нашей республике достаточно сильное педагогическое дошкольное сообщество, большое количество интересных и разнообразных практик, многие сады друг с другом общаются, поддерживают связи среди сетевых сообществ. К примеру, совсем недавно мы были в одном из сети полилингвальных детских садов в Горном улусе, и нам снова очень понравилось всё увиденное. Также, несмотря на удаленность, наши коллеги выстраивают образовательный процесс с учетом актуальных трендов в дошколке, и всё это происходит, как мы поняли, при активной поддержке со стороны местной администрации.

Конечно, как и у многих детских садов в стране, и у нас неизбежно возникает немало острых вопросов, проблем, которые требуют решения на разных уровнях. Например, в содержательной части образования – не все педагоги готовы работать по иным, непривычным им правилам, все же сохраняются традиционные взгляды и подходы в педагогической практике влиять на ребенка, формировать, наблюдаются ситуации неспособности слышать голос ребенка, неуважения его как личности, низкий уровень у педагогов критического мышления, развивающего взаимодействия с детьми.

Крайне важно обеспечить совпадение взглядов, наладить конструктивный диалог и понимание между нами и школой в вопросах преемственности, а также грамотно выстраивать взаимодействие с родителями, превратить их в наших союзников, выработать единый взгляд на то, что нужно и важно ребенку дошкольного возраста. Не радуют неуменьшающаяся отчетность, немалое количество плановых и внеплановых проверок разных ведомств; устаревшая архитектура здания типового проекта 70-х годов, не позволяющая проводить желаемые трансформации в среде детского сада под свои педагогические задумки; необходимость постоянного поиска баланса между стремлением обеспечить возможности для развития детей, сделать пребывание детей в детском саду комфортным и увлекательным и необходимостью соответствия строгим требованиям безопасности. При этом не все педагоги готовы предоставлять бОльшую свободу детям, особенно когда в группах много детей.

Также с позиции управленца скажу и о том, что в нашем случае, есть необходимость практически постоянного внимания и поддержки стареющих вместе с зданием коммуникаций (нашему зданию уже 40 лет), а в условиях Крайнего Севера крайне важно их бесперебойное функционирование, тем более в детском учреждении. Радует, что на нужды детского сада можно при необходимости направить средства от дополнительных платных услуг, а также использовать потенциал шефской помощи (на основании заключенных шефских договоров). Хотела сказать о том, что ввиду непростых климатических условий, жизнь на Крайнем Севере далеко не проста, но мы, жители, черпаем силы, в, казалось бы, обычных вещах. К примеру, любой якутянин, каждый год искренне, как ребенок, радуется окончанию длинной суровой зимы.

В.К.: Не возникает желание быть, как большинство: работать по известной уже методике и заранее составленному кем-то плану?

В.А.: Свобода всегда интересней!

В.К.: Давайте про свободу и про инициативу: где она живет у вас в детском саду, в каких конкретных местах?

О.Р.: Инициатива живет, конечно, в группе. Ведь все идет от детей, от их интересов.

В.К.: А что ребенок волен выбрать? В чем может проявить инициативу?

О.Р.: Например, в выборе темы недели: дети сами выбирают тему, и мы выстраиваем работу по ней. И не обязательно всю неделю, детям может быть интересно что-то конкретное, тогда группа живет в этой теме два дня, например. Всегда по-разному бывает – это же дети!

А.К.: При этом мастерство педагогов заключается именно в том, чтобы поддержать этот возникший детский интерес к определенной теме, по возможности превратить её в образовательную ситуацию, «подкинуть дровишки» если надо для дальнейшего развития, и если интерес угасает, и то, что делается, не имеет продолжения, тема закрывается и мы переходим к следующему. При этом помогаем детям сформулировать отношение, провести рефлексию того, что происходило.

Деятельность детей в группах происходит в центрах активности, дети самостоятельно выбирают их, а также своих партнеров. Попробовали поработать с технологией «Клубный час», которая также связана с определенным выбором, как на уровне детей, так и педагогов.

У детей есть возможность оформления группы, общих пространств в детском саду, участка к разным праздникам, интересным событиям. В группах всегда много выставок дет­ских работ, по инициативе детей помимо игр, разных проектов, детских правил, нередко случаются походы групп друг к другу, вылазки в мини-ЗОО, на скалодром и другие помещения детского сада, приготовление вкусняшек на кулинарных занятиях, снежные фигуры любимых персонажей во дворе (претворяют детские идеи в жизнь родители и педагоги), различные опыты и эксперименты, сочинение сказок, а потом съемка по ним мультиков с воспитателем и прочее. Главное, создать условия, чтобы детская инициатива развилась, суметь не подавить ее своим взрослым авторитетом и опытом.

В.К.: Трудно, когда внутри одного сада сразу несколько программ? Как родители определяются? Они выбирают или им сразу говорят, куда попадает ребенок? Как совмещается право родителя на выбор и тот выбор, который уже сделал сад?

Разные программы мирно сосуществуют друг с другом, но каждая не автономно, педагоги разных групп используют в деятельности подходы разных программ, которые не противоречат друг другу, идейно сочетаются и в целом все находятся в рамках контекста образовательной программы и нашего главного документа – дошкольного стандарта. Во всех группах воспитание и обучение ведется с учетом подходов программы «ОткрытиЯ» под ред. Юдиной Е.Г., в том числе и в национальных группах, которых в детском саду большинство и на якутском языке. Региональный компонент для национальных групп входит через республиканскую программу «Тосхол». При этом ничто не мешает любым группам по желанию (обычно это происходит еженедельно) проводить дни якутской культуры (в условиях города очень важно не потерять свои корни, не забыть язык), когда дети приходит в национальной одежде, знакомятся с обычаями, обрядами, традициями предков, играют в игры, пробуют якутские блюда, играют на национальных инструментах. Технологии программы Key To Learning – культурные средства, наглядное моделирование, чемоданчики Мэри Поппинс и другие используются и доступны для всех групп. Как правило, родители, приходя к нам, хорошо знают в какие группы и с каким языком хотят попасть. В нашем случае ситуация выбора для родителя скорее связана с выбором языка и бывает, педагога, а не конкретной программы, поскольку образовательная программа всего детского сада предоставляет широкие возможности и симбиоз педагогических методов, приемов и технологий разных программ.

В.К.: Дети создают пространство группы, педагоги – пространство детского сада. И раз мы об этом заговорили, расскажите о самых любимых своих местах в детском саду. Тех, куда бы вы привели самого лучшего друга и сказали: «Вот! Смотри!»

О.Р.: Мы бы в свои группы привели, конечно! Столько позитива, столько информации
и положительных эмоций получаешь там!

А.Г.: У нас есть очень интересный проект – мини-зоопарк. Мини-ЗОО, мы так его называем. Там представлены немалое количество разных видов флоры и фауны! Есть кролики, морские свинки, несколько видов черепах (красноухие, мускусные, среднеазиатские, каймановые, трионикс (беспанцирная), китайская трёхкилевая), и настоящий Мистер Крабс (краб), лягушки, формикарий, аквариумные креветки, ёжик Боб, ящерки, улитки, аксолотль, разные тропические рыбки и т.д. Этот проект родился по задумке администрации в 2014 году и осуществляется с участием биолога, ветеринарного врача, настоящего энтузиаста своего дела, Ивана Анатольевича, кстати, нашего выпускника. Даже мы, взрослые, любим ходить туда!

А.К.: Это так! Не говоря о том, что это, пожалуй, одно из самых любимых мест наших воспитанников – можно спокойно понаблюдать за животными, при желании полить растения, посмотреть научно-популярные фильмы про тех же обитателей мини-ЗОО, покормить с Иваном Анатольевичем животных, погладить их, просто посидеть, отдохнуть на мягких подушках, поиграть в шашки, шахматы, настольные игры. В летнее время мы придумали акцию «Питомец на лето» – семьи воспитанников могут взять себе домой на летние месяцы постояльца мини-ЗОО, ухаживать за ним, заботиться, а осенью обратно вернуть в детский сад. Особую важность мини-ЗОО приобретает зимой, когда детям хочется и важно перемещаться по детскому саду, не ограничиваясь групповыми пространствами. В городе практически не осталось подобных живых уголков, многие интересуются, приходят на экскурсию.

В целом, в нашем главном корпусе 14 групп (есть еще дополнительные группы (филиал) в другом здании, открытые еще в 1991 году после поездки нашего руководителя на Аляску и ознакомления с опытом малокомплектных детских садов), и все группы разные, у каждой – свой стиль, индивидуальный почерк, изюминка. И тут мы предоставляем свободу творчества педагогам, детям, их родителям. При этом при необходимости мы можем помочь с идеями, что-то подсказать, мягко направить. У нас нет жестких требований по оформлению группового пространства, при этом, конечно, санитарные требования учитываются, куда без них. Пожелания групп мы стараемся учитывать при составлении ПФХД, планировании затрат. Исходя из нашего опыта, могу сказать, что создание любого образовательного пространства в детском саду, внутри, снаружи – это целая история, интересный проект, требующий знаний на стыке многих областей. Крайне увлекательно проживать его эволюцию от идеи, наброска на листке, обсуждения деталей с командой до полного воплощения! Например, история с покраской фасада нашего детского сада. Когда в свое время наконец-то добились выделения средств на его ремонт, мы не захотели просто однообразно покрасить фасад в один цвет. Изучили различные варианты, стили оформления и открыли для себя работы испанского стрит-арт художника Окуды Сан Мигеля, его работы по оформлению, в том числе, фасадов детских садов в Европе нам очень понравились, к тому же мы нашли определенные аналогии с техникой национального якутского лоскутного шитья и геометрических линий детского цветного конструктора. Проектируя дизайн фасада, нам хотелось, чтобы в условиях нашей долгой, снежной зимы, на фоне монотонного белого зимнего пейзажа наш детский сад вызывал у посетителей эмоциональный подъем и настраивал на творческое настроение. На это работают и наши любимые многими световые деревья, пушкинские фонари, скамейки дружбы, домики для книжек во дворе.

А.К.К.: Не могу не сказать про наш кабинет английского языка, хотя глядя на него, сухое слово «кабинет» к нему не хочется применять. Заходя туда, сразу попадаешь в атмосферу англоязычной страны.

В.К.: Раз уже прозвучало про английский язык, я продолжу эту тему. Я понимаю, почему билингвальный детский сад – потому что ребенок живет в слиянии русской и якутской культуры. А почему еще английский: потому что такой запрос родителей, потому, что модно?

А.К.К.: Конечно, это модно, это международный тренд. Но вообще вопрос полилингвального обучения является достаточно спорным. Многие противники подобных вещей ссылаются на то, что ребенок в этом возрасте и своего языка не знает достаточно хорошо. Однако специалисты в области методики преподавания языков придерживаются мнения, что принцип опоры на родной язык обеспечивают скоординированность, согласованность обучения родному, русскому, иностранным языкам. Мы благодарны нашим родителям, которые поддержали нас. Дети нашей подготовительной полилингвальной группы хорошо владеют и русским, и якутским языками. И при этом уже имеют весомый багаж знаний по английскому языку.

В.К.: А вам, как педагогической команде, для чего третий язык?

А.К.: Прекрасно, что есть возможность путешествовать, в некоторых странах безвизовый въезд, что еще удобнее. Из Якутии дешевле и ближе, чем в центр, выехать на отдых в достаточно недалеко расположенные Китай, Корею, Таиланд, другие страны Юго-Восточной Азии, в некоторые из них есть прямые рейсы из Якутска. Педагоги с семьями также путешествуют. Мы решили, что неплохо бы иметь / освежить в памяти простую разговорную лексику общепринятого международного языка. Несколько месяцев на педагогических часах, используя потенциал в виде наших преподавателей английского языка, изучали английский язык всем коллективом для того, чтобы чувствовать себя «человеком мира», при встречах с иностранцами спросить или выразить то, что хочешь. В моем прошлом имеется диплом языкового факультета с французским языком, вторым – английским (жаль, что мало часов было, но зато в университете «французам» английский давал замечательный преподаватель английского, но очень занятой и тогда Андрей Валерьевич Геласимов, ныне известный писатель, автор «Жажды», «Степных богов», «Холода», «Рахиль» и др.). Как у человека, начавшего изучать второй иностранный язык, будучи взрослым, в студенчестве, степень уверенности и спонтанности и речи у меня ниже в сравнении с ребенком, начавшим изучать иностранный язык с дошкольного детства. Будучи бывшим лингвистом, прекрасно понимаю важность полилингвального проекта для дошколят, считаю для себя его делом чести.

С опытом пришло понимание того, что важно не стесняться пробовать говорить на иностранном языке (многим из нас в школьном, студенческом детстве нередко внушали, что говорим не так, тут ошибка, не то произношение, тем самым, развили много комплексов), ведь конечная цель коммуникации заключается в том, чтобы быть понятым твоим собеседником и понять то, о чем говорит он. В обучении детей языкам, наша задача – ни в коем случае не привить комплексы, наоборот, всячески поощрять детей к общению, разговору, языковым пробам. Английский язык, к примеру, сейчас является одновременно и требованием времени, и рекомендуемой нормой. К тому же мы все знаем, что уже в 4 классе средней школы дети будут сдавать экзамен по английскому языку, не говоря уже об обязательном экзамене по этой дисциплине для выпускников 9 и 11 классов. Учитывая благоприятный сенситивный период для обучения иностранным языкам, считаем, что в и обычной школе иностранный язык обязательно надо вводить уже с 1 класса, а не со 2 класса (как правило). Если получится (а задел имеется), также в планах попробовать провести апробацию в обучении дошкольников другим востребованным в современном мире иностранным языкам (например, корейский, китайский). Но при этом, мы должны не забывать главный принцип педагогики «не навреди!». Мы надеемся, что в дальнейшем наши дети, получившие первые познания в иностранных языках в детском саду, вырастут и будут иметь возможность учиться где угодно, в любом вузе мира по своему усмотрению. Кстати, мы недавно у себя подсчитали и выяснили, что у нас побывали в гостях представители 24 стран мира, к примеру, не так давно была большая делегация японцев, в связи с этим фактом, также родились некоторые поликультурные проекты, которые в процессе воплощения.

А.К.К.: Дети в дошкольном возрасте легкообучаемы, у них открыты так называемые языковые ворота. Есть еще одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем меньше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.

И есть большая разница между ребенком монолингвом, билингвом и уже полилингвом. У билингвов и полилингвов более развит артикуляционный аппарат, они легче выстраивают коммуникацию, более раскованы.

А.К.: Да, есть ряд международных исследований (Peal and Lambert (1962); Mechelli (2004); Bialystok, Martin (2004) о том, что у таких детей, по сравнению с детьми-монолингвами, более высокие результаты по тестам на внимательность в начальной школе, у них нет проблем в общении со сверстниками и они обладают более высокими когнитивными возможностями.

В.К.: Изучая несколько языков, мы расширяем границы ребенка, расширяем его возможности в видении и понимании мира.

А.К.: Мы выстраиваем образовательный процесс с участием носителей языка, которые нередко бывают представителями других рас. Далеко непросто найти в Якутске носителей языков и подключить их в нашу работу, так как они очень заняты. Наши дети, у которых в самом начале общения с иностранцами было некое недоверие к ним, настороженность, стеснительность, теперь свободно включаются, легко и с удовольствием общаются с ними. Участие носителей языка в работе группы прекрасно мотивирует на развитие познавательных способностей детей. Мы считаем крайне важным общение детей с носителями языка, тем более представителями других рас для того, чтобы дети смогли понять, что мир не однообразен, люди и культуры могут быть разными, отличными от той, к которой они привыкли и к каждому человеку нужно относиться с уважением. На том же английском языке они рассказывают детям и нам, взрослым о своих странах, знакомят с обычаями и традициями своих народов, танцами. песнями, кухней, интересными фактами. Поэтому полилингвальность – это не столько про языки, сколько про разнообразие мира! Жаль, что в нашем дошкольном детстве не было таких возможностей.

В.К.: Раз заговорили о прошлом, вспомните, что изменилось в вашем детском саду с введением Стандарта (ФГОС ДО)?

А.К.: Появилось больше ответственности. С появлением этого самого главного документа в иерархии регулирующих деятельность дошкольного образования, у каждого детского сада стоит ответственная задача обеспечить выполнение всех требований Стандарта. Но вместе с этим Стандарт открывает больше возможностей, обращает внимание на то, что действительно важно, но и имеет конкретные запреты, например, на итоговую оценку детских результатов.

О.Р.: Мы стали теснее взаимодействовать с родителями. И стало больше свободы! Раньше было очень много требований и к педагогу, и к ребенку: ты должен знать, должен уметь, должны быть сформированы определенные навыки.

С.Н.: Ранее в ФГТ были указаны конкретные характеристики и качества личности, которые были объектом мониторинга. Сейчас не так. Во ФГОС ДО внимание акцентируется на оценке условий.

А.К.: Мы согласны с утверждением разработчиков Стандарта о том, что в этом документе «много воздуха». У каждого детского сада есть свобода в составлении своей образовательной программы под свои интересы, с учетом собственной истории – его национальных, социокультурных, экономических, социокультурных и даже климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В.К.: Вы участвовали и участвуете в большом количестве исследований качества дошкольного образования. Это и исследование по международным шкалам оценки качества дошкольного образования ECERS-R в 2015 году (Всемирный банк, МГПУ), ECERS-R в исследовании Рособрнадзора НИКО – дошколка в 2016, 2017 годах (МГПУ); обучении инструменту НОК ДО (Юдина Е.Г., 2016). Зачем?

А.К.: Мы начали наши пробы в оценке качества со шкал ECERS-R, этот инструмент позволяет, не оценивая результаты ребенка, оценить образовательную среду, в которой развивается ребенок. Анализируя показатели, критерии инструментов, мы буквально выстраиваем физические параметры нашей среды, психологический климат и много важных вещей, происходящих в группе детского сада с детьми и взрослыми. Тигран Шмис, руководитель образовательных программ Московского представительства Всемирного банка как-то сказал, что Всемирный банк привез инструмент ECERS в Россию благодаря совместному проекту Всемирного банка с Республикой Саха (Якутия), мы рады и гордимся этим фактом. По всей стране активно происходит оценка качества дошкольного образования как с помощью этого валидного, надежного инструмента, досконально и беспристрастно изучающего well being любой дошкольной образовательной организации, так и других международных инструментов, появляющихся в России благодаря систематической работе этой международной организации и команде профессионалов из МГПУ. Также в своей работе мы обращаемся к инструменту, созданному авторским коллективом во главе с Юдиной Е.Г. – НОК ДО (Независимая оценка качества дошкольного образования). Данный инструмент помимо важных оценочных показателей содержит прекрасный опросный инструментарий, с помощью которого мы получаем такую необходимую обратную связь от наших педагогов и родителей.

Каждая внешняя оценка независимыми экспертами и самооценка используется для нашего дальнейшего роста и развития. Использование различных инструментов оценки качества для нас – это возможность понимать про себя лучше.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.