ISSN 1997-9657
       

Яковлева Н.В. «Чудесные превращения обычной песочницы» – песочная терапия в практике работы педагогов

№12 2021 Яковлева Н.В. «Чудесные превращения обычной  песочницы» – песочная терапия в практике работы педагогов
Полный текст

Яковлева Нина Васильевна – заместитель заведующей по воспитательно-методической работе МБДОУ «Детский сад №135» (Рязань, Россия), detsad135@mail.ru

Данная статья посвящена опыту работы детского сада №135 города Рязани по использованию песочной терапии как одного из способов интересной и занимательной совместной деятельности взрослого с ребенком, и как специалисты дошкольного учреждения путем включение метода песочной терапии в разные направления образовательного процесса ДОУ решают задачи развития ребенка и оказывают ему помощь в преодолении проблем в общении со сверстниками и взрослыми, саморегуляции поведения, преодолении речевых нарушений и психологических проблем.

Мы хотим пригласить вас в самую обычную песочницу. Ведь всем известно, что игры с песком являются самым любимым занятием детей. Песок– это дар природы, и этот дар доступен каждому из нас с раннего детства.

Почему мы занялись песочной терапией?


Результаты диагностики, проводимой специалистами детского сада в начале каждого учебного года, показывают, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, у многих детей наблюдается агрессивное поведение, а также мы замечаем:

  1. Трудности привыкания ребенка к новым условиям.
  2. Проблемы общения со сверстниками.
  3. Нарушение концентрации внимания.
  4. Тревожные и депрессивные состояния.

Возрастает количество физически ослабленных детей, у которых слабый мышечный тонус, плохая общая и мелкая моторика, «вялые» руки, руки «в тонусе», есть дети которые и в 5 лет плохо держат карандаш и т.д.

Если не проводить работу с такими детьми, то, как результат, такие дети плохо усваивают общеобразовательную программу, испытывают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Песочная терапия – как раз та технология, которая помогает решать вышеуказанные проблемы.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

В детском саду организована творческая группа «Поиск» по изучению и организации творческих мастерских по ознакомлению педагогов с основами песочной терапии.

Серия творческих мастерских, на которых педагоги детского сада познакомились с данной технологий и условиями организации работы с детьми, позволили расширить знания педагогов о песочной терапии, многие педагоги взяли эту замечательную технологию на вооружение. В их умелых, творческих руках обычный песок стал чудесным средством всестороннего развития ребенка.

Вы помните, как в одной из сказок собрались феи возле колыбельки принцессы, чтобы наградить её добродетелями? Вот так и наши воспитатели и специалисты, словно добрые феи, помогают детям решить проблемы с помощью обычной песочницы. Мы предлагаем вам встретимся с ними и познакомиться с их опытом работы.

Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста

Решетниковая Вера Петровна, воспитатель младшей группы

Песочница – это универсальное средство для установления психологического контакта с ребенком, переживающим стресс в период адаптации к детскому саду. Резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии приводят к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи.

Игры в песочнице помогают установлению взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации.

Для системной работы с детьми нами была разработана программа «Живой песок», которая содержит перспективное планирование для работы с детьми и родителями, а также в группе оборудован развивающий центр песка и воды «Наши руки не знают скуки».

В нём имеются необходимые материалы для игр с песком: разные виды формочек, совочки, ложки, пластиковые палочки, мелкие фигурки животных и других предметов.

Мы используем в основном кинетический песок: он не оставляет следов на руках и создает приятные ощущения, из него можно строить разнообразные фигуры, которые не рассыпаются, сохраняют форму. Песок нравится детям, так как он может быть цветным. Храним мы его в контейнерах. В качестве песочницы я использую подносы с невысокими бортиками и доски для лепки размера А4. Пластмассовые подносы очень удобны и дают возможность каждому ребенку играть в своей песочнице, что очень важно в младшем дошкольном возрасте.

Песочная Фея – главный персонаж нашей авторской программы «Живой песок». Именно через неё мы объясняем детям правила поведения в песочнице, запреты и поощрения. Именно она и её помощники обращаются к детям за помощью, создают игровую мотивацию, интерес к играм с песком.

Работа организуется в разных формах. Если это коллективная работа, то она проводится в игровой форме два раза в неделю в рамках кружковой работы. Все наши игры с песком имеют общую структуру.

Продолжительность зависит от интереса детей и может порой длиться до 30 минут. Если это индивидуальная работа, то она организуется:

• когда надо отвлечь ребенка от переживания, т. е. переключаем внимание и увлекаем занимательной игрой с песком. Конечно такая песочная помощь не зависит от режима дня.

• если надо поработать над какими-то навыками, научить ребенка, как надо играть в песочнице, как сделать ту или иную поделку, развивать нажим, мелкую моторику.
Работа в парах и небольших подгруппах организуется, когда надо установить дружеские отношения между детьми, научить играть вместе, не ссорясь, научить договариваться друг с другом.

В процессе игр с песком используем игры на расслабление – такие как «Секретики», «Дождик», «Отпечатки», которые успокаивают детей, способствуют снятию мышечного и психоэмоционального напряжения.

Очень часто используем игру «Секретики». В песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из «Киндер-сюрприза», детальки конструктора, камешки Мальброс, шарики и прочие мелкие предметы. Задача для ребенка может быть различной: найти конкретную игрушку, найти все игрушки. Находя предметы, выдвигаются предположения, что из них можно сделать.

Дети осваивают элементарные способы моделирования. Они учатся раскатывать песок с помощью скалки, вырезать из песка по шаблону с помощью стеки разные фигуры и силуэты, лепить фигуры с помощью формочек и затем дополнять полученные образы с помощью камешков, фасоли, ракушек. Для украшения чаще всего используем камушки Мальброс. Эти разноцветные камешки очень нравятся детям, и они с удовольствием украшают ими свои работы. Всё это способствует развитию мелкой моторики.

В этом году мы столкнулись с проблемой, что у многих детей вялые руки – слабый тонус мышц и очень слабый нажим. Вот, казалось бы, что может быть проще, чем утрамбовать песок в формочку. А у детей это проблема, и поэтому фигурки у них получаются рыхлые. Решая эту проблему, мы на каждом занятии лепим с помощью формочек.

Практикуем в своей работе коллективные поделки.

Мы выполняем коллективные композиции: «Островок», «Деревня», «Подводный мир», «Новогодний хоровод», «Геометрические бусы», всё, что можно нафантазировать, имея определенный набор формочек. Эти игры способствуют установлению контактов между детьми, расширению общения и объединению детского коллектива.

Используем игры-забавы: «Найди клад», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы», «Найди пару», «Кого не стало?». Эти игры способствуют развитию детского воображения.

А ещё нашим детям нравится выполнить работы, которые можно унести домой и подарить маме, – это песочные рисунки. С помощью клея, цветного песка и раскраски для малышей мы выполняем аппликации, которые тоже способствуют развитию мелкой моторики.

Когда из песка что-то сделано – обязательным условием являются игровые действия с постройкой. Именно проигрывая ситуацию, решаются определенные задачи:

– снятие страха и переживаний;

– умение конструктивно общаться.

Подводя итог, можно сказать, что игры с песком с элементами песочной терапии помогают устанавливать доверительные отношения ребенка с взрослыми и сверстниками. У детей происходит спонтанное снижение психического напряжения. На протяжении двух лет наблюдается снижение срока адаптации к условиям детского сада.

Игры с песком как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» прописано, что обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. И очень здорово, когда педагоги создают ситуации, предметно-развивающую среду, в которых проявляется детская познавательная активность.

Обыкновенная песочница является прекрасным средством развития познавательной активности, центром науки и естествознания, как в коррекционной группе для детей с ТНР, где работает воспитатель КорнешоваТатьяна Викторовна.

В нашей группе песочница – это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми. Игры с песком становятся своеобразной формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка. Образовательные игры с песком являются частью мини-программы «Юные исследователи», которая реализуется в нашей группе в рамках кружковой работы.

Для поддержания познавательной активности детей в группе создан центр науки и экспериментирования «Юные исследователи». В оборудование центра входит и наша познавательная песочница. В целях экономии пространства наша песочница надувная, практичная и очень мобильная, что делает её очень удобной для использования в работе. Для деятельности с детьми мы используем кинетический и речной песок.

Познавательная деятельность в нашей песочнице организуется в следующих формах:

Коллективная форма работы используется как часть при организации познавательных занятий, где предусматривается экспериментально-исследовательская деятельность. Например, занятия, посвященные изучению свойств песка, знакомству с миром природы, родным краем, математике и т.д. При этом решаются следующие основные задачи:

– Познакомить с различными свойствами песка (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).

– Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды: песка и его значимости в жизни человека.

– Развивать интеллектуальные эмоции детей, то есть создавать условия для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

– Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

Подгрупповая форма работы. Она проводится во второй половине дня и предполагает сравнение нескольких результатов. Организуется или в рамках кружковой работы или исходя из познавательных интересов детей.

Например, одинаковое растение посадить в стакан с землей и в стакан с песком и понаблюдать, какое быстрее примется и сделать из этого вывод.

Или когда несколько детей объединяются по интересам и организуют игры познавательного характера. Например, организуем игры: «Песчаный конус», цель которой – показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. «Погружение предметов в мокрый и в сухой песок» – выполняя это задание, дети узнают, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.

Индивидуальная форма работы организуется по двум направлениям. Например, организуются задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений ребенка отстаёт от общего в группе, допустим, ребенок долго не посещал детский сад. И наоборот, чтобы поддержать возникший интерес к изучению чего-либо.

Так, с Ромой Беловым был реализован индивидуальный проект «Какой бывает песок». Мальчик заинтересовался после отдыха, что и на море, и на реке есть песок. Поддерживая его интерес, решили узнать, какой бывает песок и для чего он используется.

А вот с Машей мы с помощью игр с песком повторили числовой ряд, закрепили знания о написании цифр и их расположении в числовом ряду.

По времени подгрупповая и индивидуальные формы работы не ограничены, и ведутся, пока есть интерес ребенка.

В работе с детьми мы стараемся использовать методы и приемы, которые побуждают детей к активности.

1. Использую эвристические беседы: «Как и где люди применяют песок в жизни», «Откуда берётся песок». «Бывает ли море без воды». При организации эвристической беседы «Как и где люди применяют песок», первый вопрос к детям: «Где использует песок человек?». Для подсказки детям мы предлагаем карточки-символы, дети высказывают свои предположения и затем делают вывод (медицина, строительство, изготовление стекла, в ветеринарии – купание животных в песочных ваннах. И конечно же, все эти ситуации мы обыгрываем в нашей песочнице.

Или проблемная ситуация «Какой песок тяжелее – мокрый или сухой, как это можно проверить?». Дети предлагают варианты, затем взвешивают песок и делают вывод.

2. Опыты и эксперименты: «Из чего состоит песок», «Свойства сухого и мокрого песка», «Какой песок тяжелее», «Можно ли заморозить песок?», лепка куличей из сухого песка, «Как слепить куличики?».

3.Дидактические игры. В центре имеется картотека дидактических игр с песком, которые можно использовать на занятиях и в повседневной жизни.

4. Проектная деятельность познавательно-исследовательского характера. Реализованы проекты: «Всё узнаем о песке», «Что можно сделать из песка», «Как животные живут в пустыне», «Песочные строители».

5. Для развития познавательной деятельности хорошим средством служит создание проблемных ситуаций. Дети самостоятельно находят пути решения проблемы, что способствует развитию мышления, воображения; позволяет научиться анализировать, принимать правильные решение, проявлять смекалку и находчивость.

Использование макетов с окрашенным песком: «Озеро», «Пустыня», «Лес», «Полянка», установленных в песочнице для создания определенной обстановки, создание разных картины с изображением времен года, с природными явлениями и других на заднем плане песочницы, помогают детям глубже погрузиться в изучаемый природный мир.

С помощью использования коктейльных трубочек дети узнают, что песок способен передвигаться, создают на песке барханы и получают представление о песчаной буре.

Интересная работа с песочницей была при реализации проекта по ознакомлению детей с историей родного о края. У Рязанского края богатое прошлое.

Путешествуя по родному краю, дети познакомились с профессией археологов. Детям интересно участвовать в воображаемых исторических раскопках, добывая предметы посуды, украшений, кладов. Также дети попробовали быть архитекторами, воссоздавали исторические постройки, а затем строили город будущего.

Дети моделировали с помощью песка «живые» природные картинки. Познакомились с природными заповедниками и историческими памятными местами. Для реализации этого проекта мы использовали и уличную песочницу, так как в ней удобнее возводить большие постройки из песка.

И конечно, использование игр с песком на занятиях по ФЭМП позволяет в доступной игровой форме закреплять математические знания. Детям очень нравится выкладывать логические цепочки по образцу или придумывая свои. Кроме того, песочница является прекрасным полигоном для закрепления умения детей ориентироваться в пространстве. Для развития пространственной ориентации я использую игру «Вертикаль – горизонталь», для знакомства с цифрами игру «Нарисуй, слепи цифру», для закрепления знаний о геометрических фигурах игру «Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась».

Опыт нашей работы показывает, что использование игр с песком в организации образовательной деятельности дает положительные результаты: у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям и, как следствие, повышается развивающий и образовательный эффект, мотивация речевого общения; дети чувствуют себя более успешными; пополняется и активизируется словарь; развивается мелкая моторика, зрительное восприятие, творческое развитие. В работе с детьми коррекционных групп это особенно актуально.

Песок как средство развития и коррекции речи

Песочные мультимедия

Опыт работы учителей-логопедов Паниной
Таисии Сергеевны, Бормотовой Натальи Евгеньевны, Петрунько Ольги Васильевны

Учителя-логопеды решили использовать естественную потребность детей играть с песком и перенесли часть учебного материала на песок, что позволило сделать традиционную методику по развитию всех компонентов речи для детей с ТНР более интересной, увлекательной, продуктивной.

С песком интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также он прекрасно снимает стресс. Помогает ребенку концентрироваться, быть сдержанным и спокойным. Дети более охотно выполняют задания, идут на контакт, и это повышает результативность работы.

В песочнице можно организовать игры, направленные на развитие всех компонентов речи:

Так, для коррекции звукопроизношения мы предлагаем детям проговаривать нужные звуки и слоги, одновременно рисуя на песке точки, разнообразные линии (прямые, волнистые, прерывистые), фигуры. Дети могут выполнять рисунки как одним пальцем, так и всеми одновременно, или поочередно каждым пальцем. Рисовать можно одной рукой, а можно сразу двумя руками. Такой прием развивает межполушарное взаимодействие.

Для развития лексико-грамматического строя речи (отработка навыков образования новых слов, согласования слов друг с другом, правильного употребления предлогов в речи) мы используем следующие игры: «Прятки», «Археологи», «Картины на песке», «Чьи следы?», «Найди маму», «Собираем урожай», «Зоопарк» и многие другие. Для этих игр мы используем игрушки и картинки на заданную тему, а также разные приспособления (кисточки, грабельки, лопатки, формочки).

С помощью этих игр мы можем автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, а также решаем другие коррекционные задачи, например, развиваем память, мышление, учим обобщать, классифицировать, анализировать, расширяем и активизируем словарный запас.

Песочницу можно использовать на занятиях обучения грамоте. Можно составлять на песке звуковые и слоговые схемы, выкладывать образ буквы, писать эту букву на песке. Можно искать по плану «сокровища» (буквы), называть их, составлять из них слова.

Используя песочницу для индивидуальной работы, мы не стараемся придерживаться жесткой структуры занятия и иногда продляем по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние детей. В случае появления у детей негативного отношения или усталости игра-занятие ненавязчиво завершается.

Игры в песочнице создают прекрасные условия для развития связной речи детей. Составление рассказов, пересказ текстов, заучивание стихотворений можно иллюстрировать на песке. В результате получаются картины на песке. А если сделать несколько фотокадров процесса рисования, то картины «оживут», получится мультфильм в технике «песочная анимация». Во время съёмок или репетиций малыши стараются говорить правильно, чтобы зрителям было понятно, следят за своей речью, озвучивая героев мультфильма, что ускоряет процесс автоматизации звуков и формирования лексико-грамматических категорий, используют выразительные средства языка для передачи настроения или характера героев. Каждый хочет участвовать в процессе озвучки мультфильма.

Как проходит эта работа?

Беседуя с детьми о том, как они провели лето, выяснилось, что часть детей отдыхала на море, а часть – в деревне. В результате появились два мультфильма: «Лето в деревне» и «На море». Дети делились своими впечатлениями, придумывали сюжет мультфильма, составляли связные предложения и рисовали картины на песке. Соединили фото каждой песочной иллюстрации в программе для создания видео и устроили премьерный показ мультфильмов. Это был праздник для всех!

Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты:

– у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

– дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата;

– на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками.

– здоровьесберегающий эффект пескотерапии – позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.

Песочница как средство развития и коррекции психических процессов

Опыт работы педагога-психолога Поповой Нелли Рауфовны

Песок для детей как магнит, который манит и притягивает к себе. Дети неосознанно начинают пересыпать и просеивать его, возводить горы, строить замки, дома, придумывать истории. Затем ломать все свои творения и снова строить. Всё это напоминает течение нашей жизни: один эпизод завершается, уступая место чему-то новому. Играя с послушными песчинками, и многократно проживая эту тайну перерождения, ребёнок достигает состояния душевного равновесия, куда-то уходят его тревога и страх. Именно в «песочном мире» ребенка можно увидеть его внутренний мир со всеми событиями и переживаниями в его жизни: и хорошими, и плохими, с тем, что ребенок бы не смог сказать в силу закрытости или неумения оформить мысли и чувства словами.

Наблюдения за детьми в ходе игр с песком позволяют нам провести диагностику эмоциональных состояний ребенка, уровня развития его психических процессов.

Например, если ребенок ведёт беспрестанные баталии, песочный мир на грани разрушения – это, как правило, признак внутренних неразрешимых конфликтов в его душе.

Если наблюдаем, что ребёнок проявляет агрессию, направленную на конкретный персонаж, это желание наказать себя, а если целая противостояние армия противостоит против кого-то, то это агрессия, направленная на других.

Внутрисемейные конфликты также отражаются в игре как конфликты между персонажами.
Даже фигуры, выбираемые ребенком для песочной игры, и их расположение имеют свое значение.

Первая выбранная фигурка – это символическое «Я» ребенка, второй объект – символ самого важного в жизни, это может быть значимый взрослый или желания и чувства.

Закапываемая фигурка – символ чего-то неосознаваемого. Например, ребенок закапывает фигурку собаки. Возможно, присутствует страх перед этим животным.

Категорический отказ от мокрого песка, как и злоупотребление водой в песочнице, создание «чавкающей массы», говорит нам о том, что существует сильный запрет родителей «не пачкаться», возможно, ребенок боится быть наказанным. Ему важно побыть грязным, получить на это разрешение.

Особенно важна такая диагностика для детей с ОВЗ, так как у них плохо развита речь, и ребенок не может рассказать о своих проблемах. У таких детей часто встречаются такие отклонения, как задержка психического развития, нарушение моторики, памяти, речи, внимания. И зачастую традиционные методы диагностики становятся неполными и не создают целостную картину.

Песочная картина, создаваемая ребенком, помогает нам получить богатую информацию о его внутреннем мире.

Мы используем для этого юнгианскую песочницу с синими бортиками и синим дном. Пока дети выбирают себе фигурки и строят, мы наблюдаем, не вмешиваясь в процесс постройки, не переставляя, не подсказывая, не высказывая оценочных суждений. Мы являемся любопытным наблюдателем, исследователем. Мы наблюдаем, какую часть песочницы использует ребенок, как он располагает фигурки, изображающие людей, спокоен или тревожен ребенок в своих высказываниях. Для себя отмечаем, какие проблемы испытывает ребенок, и планируем для себя работу, необходимую для каждого ребенка (с родителями, в группах или индивидуальная).

В своей работе мы используем разные виды песка (речной, кинетический, кварцевый, манку). Каждый вид песка по-разному воздействует на организм.
Давайте на минутку заглянем в детскую песочницу и поиграем. Чему же способствуют эти игры?

Игры «Оттиски рук» или «Ладошка» помогают в восстановлении баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе. Мы предлагаем детям создать на песке композицию из отпечатков ладошек, пальцами нарисовать следы животных. В этой игре ребенок учится оценивать свои ощущения и выражать свои эмоции. Кинетический песок приятно трансформируется и держит заданную форму. Потом можно украсить ладошку камушками, что повышает самооценку ребенка. Если работа проводится в парах, участники создают шедевр вместе. Это упражнение эффективно при работе с гиперактивными и агрессивными детьми.

Игру «Дождик» мы используем для снятия напряжения у гиперактивных детей, а также для снятия стресса. Для этой игры хорошо подходит манка – приятная, сыпучая. Белый цвет манки дает светлые, приятные, позитивные ощущения.

Также мы используем упражнения на песке: «Угощение для зайчика» «Сеем муку, Лепим пирожки и т.д.), «Грустный человечек» (рисунок эмоции радости), «Песчаные волны».

Метод песочной терапии также очень эффективен при работе с детьми, пережившими стрессовые ситуации. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то неизвестное и страшное насильно вторгается в жизнь ребенка, начинает в виде воспоминаний и страхов преследовать его. Песочная терапия позволяет ребенку прежде всего расслабиться и забыть о всех детских трудностях. Для снятия страхов проводим несколько сеансов песочной терапии. Сначала предлагаем нарисовать свой страх, а потом дорисовать ему смешные детали. Можно слепить свой страх и полить водой – он растворится. Если ребенок не хочет рисовать страх, то мы берем на себя роль детектива и сами рисуем страх. Чтобы найти и обезвредить его, как детективы, мы составляем фоторобот, специально рисуя смешные детали (усы, косички, бантики и т.д.) Ребенок начинает смеяться – страх уходит.


Также можно проиграть ситуации: «Страх заблудился», «Страх диких животных».

Игры с кинетическим песком помогают ненавязчиво вести работу по коррекции эмоционального состояния детей. Например, игры «Победитель злости», «Лепим шар» помогают в работе с негативным поведением ребенка.

Мы говорим: «В этом шаре живёт твоя злость, создай ей лицо. Мысленно посели свои негативные чувства в этот шар. А теперь разрушь шар, произнося заклинание «Прогоняю злость, приглашаю радость».

Ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на неё и контроля со стороны взрослого, также ребенок получает специфическое удовольствие от разрушения.

После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней – успокоение, получение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ребёнок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Также мы используем игры: «Проделки злого волка», «Злой ветер», «Создай свое настроение», которые позволяют определить эмоциональное состояние ребенка.

Для повышения самооценки ребенка мы используем игры и упражнения: «Похвали мишку», «Подвиг сказочного героя», «Цветик-семицветик».

Песочница – место развития психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Этому способствует система игр и упражнений:

«Бусы», когда дети расчищают кружки, затем украшают по желанию бусинками и камушками. Такие кругообразные движения помогают детям подготовить руку к письму. Ведь для развития письма необходимо овладеть тремя основными элементами – уметь рисовать круги, палочки в разных направлениях и крючки. Рисуя на манке или песке, эти элементы легко получаются, их легко можно исправить или переделать.

Игра «Сад – огород» не только развивает мелкую моторику, пространственное мышление, но и закрепляет знания, что овощи растут в огороде на грядках, а фрукты – в саду на деревьях.

Предлагаем нарисовать узкий ручеек и широкую речку в игре «Ручеёк и речка». Фигурка, выбранная ребенком, может перейти узкий ручеек. Но широкую речку может переплыть только на лодочке. Голубое дно подноса эмитирует воду, ребенок пальчиками раздвигает песчинки, радуется, что может придумать целое приключение, испытывая восторг.

С помощью рисования на песке и на манке развиваем двуполушарное рисование и воображение, перевоплощая одни картинки в другие, как в мультфильме. Ну и конечно, познавательное развитие: рисуем животных, насекомых, цветы.

Для развития коммуникативных навыков мы проигрываем сказки. Например, «Мы создаем сказку», «Репка», «Теремок», «Семеро козлят» и т.д.

Используем упражнение «Знакомство»: познакомься с зайчиком, мишкой, чтобы потом рассказать о себе. Это помогает преодолевать трудности вхождения в детский коллектив, учитывать в совместной деятельности интересы другого ребенка. Разыгрывая ситуацию в песочнице, даем возможность ребенку посмотреть на неё со стороны.

В ходе самого процесса песочной терапии мы можем легко обмениваться мыслями и чувствами с ребенком, и это уже в свою очередь способствует развитию коммуникативных навыков. В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Учитывая, что использование песочной терапии в сочетании с прослушиванием спокойной музыки – звуки природы, релаксационные мелодии, дает более глубокий терапевтический эффект, мы сделали подборку релаксационных мелодий и звуков.

Подведём итоги. Итак, можно сказать, что широкий спектр применения песочной терапии в работе с детьми показывает эффективность этого метода. Песочная терапия – это особенный метод, и он дает возможность проработать и решить внутренние проблемы ребенка.

А сама песочница – это пространство детской реализации. И так как внутренний мир ребенка чрезвычайно хрупок, мы стараемся выстроить свою работу так, чтобы ребёнок максимально раскрылся, преодолел свои комплексы, тревоги, чтобы смог сам найти решения многих проблем через игру с песком.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

Заместитель заведующего по ВМР Яковлева Нина Васильевна

В руках педагогов песочница превращается в эффективное средство решения образовательных задач.

Что же необходимо для того, чтобы использовать песочную терапию?

В нашем детском саду в разных возрастных группах есть «Уголок Песочной Феи», в которых дети занимаются не только под руководством педагога, но и самостоятельно. Это стационарные и переносные песочницы, песочница с подсветкой, емкости для смачивания песка, а также индивидуальные песочницы. Для занятий педагоги используют подносы.

Мы широко пропагандируем игры с песком для родителей в рамках родительского клуба «Песочная страна». Провели открытые занятия с использованием песочной терапии, разместили консультации на сайте ДОУ, даем рекомендации, как использовать игры в песочнице для развития детей, какие виды игр можно организовать, какие правила надо соблюдать при организации игр:

  • подбирать задачи, соответствующие возможностям ребенка;
  • выключать негативную оценку действий ребенка и его идей;
  • поощрять фантазию и творческий подход.

Мы надеемся, что убедили вас в том, что песок является прекрасным методом для развития и саморазвития ребенка. Мы надеемся, что наш опыт поможет вам в работе. Органичное вплетение игр с песком в образовательно-воспитательный процесс способствует развитию творческого потенциала детей, дает возможность эффективно организовать коррекционную работу и решить много детских проблем.

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.


Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.