ISSN 1997-9657
       

Ю.И. Саламатова, Д.В. Спиридонова. Создание детско-взрослого сообщества «ТРиО» в детском саду

Полный текст

Саламатова Юлия Игоревна, заведующая, Спиридонова Дарья Викторовна, старший воспитатель – МБОУ детский сад №3, г. Сарапул, Удмуртская республика

В данной статье обосновывается необходимость создания площадки, способствующей расширению взаимодействия между взрослыми и детьми как важного фактора положительного развития личности ребенка. Приводятся статистика и данные опросов, указывающие на низкую вовлеченность родителей в образовательный процесс детей, отмечается негативное влияние такой тенденции на успехи воспитанников. Ввиду этого, анализируется эффективность формы совместного взаимодействия как детско-взрослое сообщество. Представляется обоснованное заключение о том, что создание детско-взрослого сообщества помогает решить выявленные проблемы в области детско-родительской коммуникации и сфере образования.

Сегодня в поле внимания педагогов оказывается по-новому понимаемая и сложная проблема взаимодействия взрослых и детей. Это требует от педагогов построения нового содержания и форм взаимодействия с детьми и родителями – нового сопровождения процесса развития детско-родительского сообщества. Так, в МБДОУ детский сад №3 города Сарапула Удмуртской республики возникла идея создания детско-взрослого сообщества «ТРиО», для которого характерно содействие взрослых и детей друг другу, их сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. В работе детско-взрослого сообщества мы выделили три направления сотрудничества педагогов, детей и родителей: музыкально-литературное «Импульс», театрализованное «Драматёша» и проектное «Сарапул-Сити». Создание данного сообщест­ва в ДОУ – один из путей инновационного развития учреждения.

Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы предполагает воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, а для этого необходимо создать пространство детской реализации, которое требует другого типа общения и взаимодействия взрослого и ребенка. В этом случае взрослый должен услышать и понять замысел ребенка и помочь не только его реализовать, но и создать условия, направленные на его поддержку. С построением пространства детской реализации связан поиск новых образовательных практик.

Второй целью инновационной программы является взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, а именно сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также повышения компетентности родителей в области воспитания.

Но, к сожалению, в последнее время в нашем детском саду взаимоотношения педагога и родителя малоконструктивны, родители не хотят принимать активное участие в жизни детского сада. На данный момент у нас лишь 15 процентов активных родителей, которые действительно заинтересованы проблемами и успехами детского сада.

Все идеи мероприятий и проектов инициированы педагогами. В этом учебном году педагоги подготовительной группы разработали проект по краеведению «Создание мини-музеев», который был реализован с помощью родителей. Родители пополняли мини-музеи различными экспонатами, к примеру, для мини-музея «Новогодняя игрушка» они приносили новогодние игрушки, сохранившиеся с детства, а для музея «Женских украшений» – старинные украшения своих бабушек и прабабушек.

 

Также для родителей были организованы различные мастер-классы, спортивные и познавательные развлечения, но в них принимают участие в в основном одни и те же мамы и папы.

Мы поставили перед собой задачу привлечь 70% родителей к активному участию в образовательном процессе. Исходя из этого, появилась необходимость изменить формат взаимодействия родителей и воспитателей, чтобы родители из пассивных наблюдателей превратились в активных союзников, возникла идея создания детско-взрослого сообщества «ТРиО», в котором дети, педагоги и родители тесно сотрудничают между собой. Отличительной чертой данного сообщества является то, что, исходя из интересов и потребностей ребенка, родители в начале с помощью воспитателей, а в дальнейшем самостоятельно разрабатывают взросло-детские проекты, пишут сценарии для музыкальных выступлений и ставят театральные постановки. Для этого после проведения родительского собрания и анкетирования была сформирована инициативная группа родителей.

Оценив материально-техническую базу нашего детского сада, а также, что педагогам и родителям требуется квалифицированная методическая помощь по внедрению инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в образовательный процесс, а именно консультации, круглые столы, повышение квалификации по программе, администрацией, педагогами и инициативной группой родителей нашего детского сада было принято решение стать участниками инновационной проектной площадке МПАДО под руководством Н.Е. Вераксы, куратором которой является О.Е. Веннецкая.

Для развития детской инициативы в создании пространства детской реализации в работе нашего сообщества были определены 3 основных направления:

1) музыкально-литературное «Импульс»;

2) театрализованное «Драматёша»;

3) проектное «Сарапул-Сити».

Цель: формирование всесторонне развитой личности ребенка через создание детско-взрослого сообщества «ТРиО».

Задачи:

1. Создать ПДР для проявления детьми инициативы и самостоятельности в различных видах детской деятельности.

2. Приобщать родителей к участию в жизни в ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.

3. Создать условия для реализации собственных идей членов сообщества, способствующих развитию творческого потенциала детей, родителей, педагогов.

4. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах образования и воспитания.

Для решения поставленных задач были определены соответствующие формы работы
с родителями:

  • Взросло-детские проекты.
  • Родительские мастерские.
  • Мастер-классы.
  • Экскурсии.
  • Акции.
  • Создание мини-музеев.
  • Конкурсы.
  • Выставки.
  • Презентации.
  • Музыкальные спектакли.
  • Театральные постановки.

В течение года в работе всех трех направлений предлагается новый формат проведения мероприятий с опорой на детские интересы и детскую инициативу. Сначала определяется тема, например, «Весна», затем родитель совместно с ребенком обсуждают наиболее интересующие его моменты и события, связанные с этим временем года. На основе этих интересов инициативная группа родителей совместно с педагогами разрабатывают сценарий мероприятия, которое будет представлено всей группе родителей. Ведущими мероприятия могут стать как взрослые, так и дети, а педагог играет второстепенную роль. В конце года будет проведено итоговое мероприятие – фестиваль «Яркие краски», на котором будет представлена работа всех трех направлений.

Таким образом, ожидаемым результатом от создания детско-взрослого сообщества «ТРиО» является изменение формата взаимодействия родителей и воспитателей: родители из требовательных «заказчиков образовательной услуги» становятся союзниками, партнерами и помощниками воспитателей, 70 % родителей активно принимают участие в мероприятиях детского сада, присоединяясь к инициативной группе, а инициативная группа родителей самостоятельно разрабатывают и проводят заключительное мероприятие. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах детской деятельности, проявляют активную жизненную позицию, умеют творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций.

«Союз педагогов и родителей – залог счастливого детства!».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.