ISSN 1997-9657
       

Ю.И.Суслова. «Первые шаги». Служба сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для детей раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения)

№09 2020 Ю.И.Суслова. «Первые шаги». Служба сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для детей раннего возраста  с нарушениями развития (риском нарушения)
Полный текст

Суперважен акцент на раннем развитии, потому что упущенные в этом возрасте возможности в дальнейшем нарастают снежным комом проблем и рисков. Именно в первые три года жизни закладывается базовое доверие к миру. Именно в этот период мы можем сделать все, чтобы развитие ребенка не пошло по пути нарастания тревожности и невротизации. (Александр Асмолов, академик РАО)

Актуальность, инновационная значимость проекта

На сегодняшний день профилактика детской инвалидности является одной из основных задач государственной социальной политики. По данным Федеральной службы государственной статистики за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2% детского населения. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения, врожденные аномалии, болезни нервной системы. Особую группу составляют дети-инвалиды со сложными дефектами, которые в силу своего заболевания, эмоционально-волевых расстройств не могут посещать дошкольные образовательные организации. Число таких детей растет.

По данным, предоставленным ГБУЗ ЯНАО на 01.01.2018 г., в Надымском районе проживает 119 детей-инвалидов, что составляет 1,2 % от общего числа детей. В возрастной структуре инвалидности дети до 3 лет составляют 4,1%, от общего числа детей-инвалидов.

Большинству больных детей диагноз устанавливается не в первые недели и месяцы жизни. Как правило, впервые родители обращаются в ПМПК г. Надыма с детьми в возрасте 4–5 лет, т.е. непосредственно перед этапом школьного обучения. Это нередко объясняется тем, что более раннее обращение родителей к специалистам не дает желаемых результатов. Им советуют подождать до трех лет, поскольку после трех лет возможно оказание помощи в логопедическом пункте детского учреждения. Однако в этом возрасте аномальное развитие уже очень трудно остановить. В психическом развитии детей, не получивших своевременно на более ранних этапах развития, адекватной помощи, наблюдаются негативные последствия. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь).

Отсутствие системы раннего выявления и оказания своевременной комплексной помощи детям раннего возраста от 0 до 3 лет с нарушениями развития (риском нарушения) требует внедрения новых форм работы для их реабилитации и полноценной интеграции в общество. Раннее начало комплексной помощи дает возможность исключить или максимально минимизировать тяжесть инвалидности ребенка, содействует максимально возможным достижениям в развитии, включая успешную социализацию ребенка, и способствует включению его в образовательную среду.

Анализируя состояние образовательного процесса МДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания единой системы раннего выявления и сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) детей раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения), как посещающих, так и не посещающих ДОУ (далее Службы сопровождения). Имеющиеся вариативные формы получения образования (обучение на дому, получение разовой диагностической, консультативной, психолого-педагогической помощи в консультационных пунктах ДОУ), не позволяют в полной мере удовлетворить потребности родителей и обеспечить равные стартовые возможности при поступлении в общеобразовательную организацию.

До недавнего времени одной из болевых точек для нас оставался острый вопрос охвата категории семей, воспитывающих детей раннего возраста с особыми возможностями здоровья (далее – с ОВЗ), не посещающих образовательные учреждения. А также обозначилась проблема обеспечения местами в детском саду детей с более раннего возраста – с 1 года. Большинство жителей поселка, обращающихся с просьбой о решении такой проблемы – это семьи, или одинокие родители, которые остро нуждаются в средствах к существованию и им не на кого оставить малыша при выходе на работу. В связи с этим появилась необходимость организации в ДОУ службы ранней помощи детям от 2 мес. до 3 лет и открытия группы раннего возраста общеразвивающей направленности с 1 года. На сегодняшний день такая группа не единственная в поселке, тем не менее, мест недостаточно. Открытие данной группы является существенной поддержкой для семей, в том числе льготных категорий, в обеспечении их помощью в уходе за детьми раннего возраста, их воспитании и развитии, в возможности трудоустройства. Кроме того, наличие детей в ДОУ с 1 года позволит расширить возможности деятельности Службы по более раннему выявлению детей с отставанием или с риском отставания в развитии и оказанию им необходимой медико-психолого-педагогической коррекционной помощи в условиях ДОУ.

Обновление содержания образования, повышение его качества требует новых инновационных подходов по обозначенным ориентирам. Одним из вариантов решения вопроса является разработка организационно-экономической модели на основе интеграции Службы ранней помощи и ПМПк ДОУ с применением дистанционных форм сопровождения семей. Концепция модели предполагает объединение функций по оказанию бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи населению без взимания платы с выходом на внешний уровень.

Деятельность инновационной модели в ДОУ будет способствовать:

• использованию современных способов работы с родителями и эффективных форматов оказания сервисных услуг населению с использованием интерактивных средств обучения и работе в дистанционном формате;

• привлечению еще большего внимания к образованию ЯНАО, формированию позитивного имиджа региона в России;

• повышению конкурентоспособности МДОУ в части расширения образовательного пространства для детей раннего возраста с отставанием или с риском отставания в развитии;

• привлечению в образовательный процесс инновационных образовательных элементов обеспечения доступности образования;

• обновлению качества и содержания образования.

Основная идея педагогической деятельности.

Основная идея проекта «Первые шаги» состоит в реализации новой организационно-экономической модели на основе интеграции деятельности Службы ранней помощи и ПМПк с целью повышения качества образования, определения и реализации условий и систематизации подходов к организации деятельности для достижения максимально возможного каждого ребёнка до 3-х лет уровня общего развития, образования, социализации.

Различие целей пребывания детей в Службе сопровождения обусловлено двумя позициями:

• различный возраст,

• различные заболевания.

Различие целей находит отражение в индивидуальных образовательных маршрутах.

В рамках работы над проектом был изучен опыт оказания ранней комплексной помощи детям с выявленными проблемами в развитии и детям групп риска дошкольных учреждений района.

Путём изучения нормативных документов и положительного педагогического опыта по работе с детьми раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения) на базе ДОУ в проекте мы выделили и реализуем следующие 3 основные условия, обеспечивающие доступность и качество дошкольного образования.

• диагностико-консультативную деятельность;

• коррекционно-развивающую работу;

• взаимодействие с родителями с применением дистанционных форм

Теоретические основы проекта

В основе разработки проекта лежат стратегические изменения в системе образования, определенные в ключевых документах – Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2015–2020 годы и Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Один из 12 основных проектов, направленных на реформирование образования и представленных Центром стратегических разработок А.Л. Кудрина и Высшей школы экономики (2018), предполагает создание системы поддержки раннего развития для всех детей до трех лет. В основе реформы лежит новый подход к раннему выявлению детей с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, и комплексной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в возрасте от 0 до 6 лет. Теоретической базой функционирования Службы ранней помощи являются: культурно-историческая концепция психического развития (Л.С. Выготский), теория функциональных систем (П.К. Анохин), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина), гуманистические идеи (А. Маслоу, К. Роджерс).

Принципы деятельности Службы сопровождения

Наша работа с детьми и их родителями строится на следующих общепедагогических подходах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям и их родителям, учет личностных особенностей ребёнка, семьи, обеспечение комфортных и безопасных условий.

2. Гуманно-личностный подход – всестороннее уважение и любовь к ребёнку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представлений о себе (необходимо, чтобы он слышал слова одобрения и поддержки, переживал ситуацию успеха).

3. Деятельностный подход – осуществляется учет ведущего вида деятельности ребёнка – игровой и ориентация на личностно значимый для ребенка вид игровой деятельности.

4. Командный междисциплинарный подход – совместная комплексная работа специалистов, разделяющих общую миссию, цель и задачи деятельности Службы сопровождения, обменивающихся информацией, использующих приемы делегирования полномочий, активно взаимодействующих друг с другом и семьей ребенка;

5. Открытость – способность к обмену информацией с социумом, специалистами внутренней службы, родителями;

6. Принцип активного сотрудничества с семьей – в ходе коррекционно-развивающей работы родители осваивают способы развивающего взаимодействия с ребенком, приемы коррекционной работы дома, а также создают в соответствии с рекомендациями сотрудников службы необходимую коррекционно-развивающую среду для ребенка;

7. Добровольность – выстраивание отношений с организациями-партнерами, семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;

8. Конфиденциальностиь – неразглашение служебной профессиональной информации о ребенке и его семье.

Новизна проекта

Новизна заключается в создании и реализации новой организационной модели службы сопровождения на основе интеграции Службы ранней помощи и ПМПк ДОУ с применением дистанционных форм сопровождения семей, что позволит расширить границы оказания бесплатной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи населению с выходом на внешний уровень.

Деятельность специалистов междисциплинарной команды направлена на помощь детям первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья (риском развития), как посещающим так и не посещающим ДОУ. Она включает в себя предоставление квалифицированной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с применением дистанционных форм с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с проблемами здоровья и развития.

В состав коллегиальной группы специалистов входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, медицинский работник. При этом дети целевой группы имеют возможность социализации и частичной (или полной) инклюзии в коллектив детского сада.

Гипотеза

Объединение работы функционирующих структур ДОУ в целях сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для детей раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения) окажет синергетический эффект, выражающийся в увеличении охвата семей, нуждающихся в выявлении и решении проблем в развитии ребёнка, для его успешной социализации.

Участники проекта: дети раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения) как посещающие (от 1 г. до 3 лет), так и не посещающие ДОУ (от 2 мес. до 3 лет) с нарушениями развития (риском нарушения), родители (их законные представители), воспитатель, узкие специалисты и администрация ДОУ.

Критерии включения детей раннего возраста в проект:

• генетические нарушения (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Вильямса и др.);

• двигательные нарушения при различных неврологических заболеваниях (ДЦП, нейромышечные заболевания), состояния после травм и оперативных вмешательств;

• множественные нарушения;

• нарушения аутистического спектра;

• сенсорные нарушения (нарушения слуха, зрения);

• дети биологического риска (экстремально низкая масса тела при рождении,

• недоношенность, дети, родившиеся от матерей, употреблявших алкоголь или наркотические вещества во время беременности и т.д.).

Особенности развития детей раннего возраста с психофизическими нарушениями

У детей первого года жизни с психофизическими нарушениями часто физическое развитие задерживается на длительный срок, в частности отмечается несвоевременное удержание головки (в пределах нормы до 3 месяцев), овладение положением лежа на боку, сидением (в пределах нормы до 6 месяцев), вертикальным положением и ходьбой (в пределах нормы до 12 месяцев), иногда к концу раннего возраста. Кроме того, их движения, как правило, отличаются от движений детей и с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений.

Отмечаются особенности психических процессов, а именно: установление контакта между ребенком и взрослым (контакт должен устанавливаться не более чем за 15–20 минут с детьми до 1,5–2 лет и 5–10 минут с детьми до 3 лет); интерес к игрушкам и играм; наличие положительных эмоций в процессе игры и степень их выраженности, активность психической моторной деятельности в процессе игры и степень ее выраженности; внимание, ее устойчивость (до года – 5 мин; до 3 лет – 10–15 мин., после 3 лет – 15–20 мин), переключение и объем внимания; характер игровой деятельности, в частности манипуляция с предметами и адекватность их использования, и др. Если ребенок имеет риск отставания, то обследование следует проводить несколько раз в год.

У детей с нарушениями развития предметная деятельность также не формируется своевременно. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе и к игрушкам. В одних случаях они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют ими или эти манипуляции имеют неадекватный характер. Физическое и психическое состояние детей с проблемами в развитии изменяются слишком медленно, не соответствуют объективно определенным показателям или вообще заторможены. Не формируются виды детской деятельности – общение, элементарная игра, элементарные реакции на обслуживание.

У многих проблемных детей наблюдается выраженная задержка формирования навыков опрятности, самостоятельности.

Отставание в развитии речи начинается у таких детей с рождения и продолжает накапливаться в раннем детстве. Многие дети с психофизическими нарушениями начинают говорить только после трех лет. Вещание настолько слабо развито, что не может осуществлять функцию общения. К сожалению, недоразвитие коммуникативной функции речи не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимика-жестикуляция, ребенок способен применять лишь примитивные стандартные жесты, отличающих умственно отсталых детей от безмолвных детей с другими нарушениями.

Цели и задачи проекта

Цель: раннее выявление детей с отставанием или с риском отставания в развитии, оказание им необходимой медико-психолого-педагогической коррекционной помощи в условиях дошкольного образовательного учреждения с применением дистанционных форм.

Задачи:

• Создание единой системы сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для детей раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения) в группе раннего возраста общеразвивающей направленности от 1 г. и не посещающим ДОУ (от 2 мес. до 3 лет);

• Интеграция двух действующих инфраструктурных объектов детского сада – Службы ранней помощи и ПМПк ДОУ;

• Проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

• Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;

• Осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

• Включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей с применением дистанционных форм.

Правовые основания организации Службы сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) для детей раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения)

Настоящая услуга реализуется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами международного и российского законодательства:

• Конвенция ООН о правах ребенка;

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;

• Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

• Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

• Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

• Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики, Москва, апрель 2018;

• Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

• Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;

• Приказ департамента образования ЯНАО от 2.07.2012 № 1663 «Об утверждении Положения о порядке организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе»;

• Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13);

• Устав МДОУ

Для осуществления в ДОУ деятельности Службы сопровождения «Первые шаги», администрацией ДОУ разработаны следующие документы:

• Приказ об интеграции структурных подразделений ДОУ: Службы ранней помощи и ПМПк ДОУ в единую систему сопровождения физического, психического и социального развития (патроната) детей раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения) как посещающих, так и не посещающих детский сад;

• Положение о Службе сопровождения;

• Функционал сотрудников Службы сопровождения;

• Режим дня, график мероприятий Службы сопровождения;

• Договор о сотрудничестве Службы сопровождения с родителями (законными представителями) ребенка;

• Заявление для зачисления ребенка в Службу ранней помощи;

• Перспективный и календарный планы работы сотрудников в Службе сопровождения;

• Список детей, нуждающихся в Службе сопровождения.

Механизм и поэтапный план реализации проекта

Организационный этап выявления детей, нуждающихся в ранней помощи (скрининг):

• Выявление детей с нарушениями в развитии;

• Комплектация пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения по реализации проекта: соглашения, приказы и др.;

• Формирование междисциплинарной команды по оказанию ранней комплексной помощи детям раннего возраста;

• В ситуации необходимости уточнения диагноза, определения актуального состояния ребенка, в целях эффективного оказания помощи, ПМПк ДОУ направляет семью с ребенком на дополнительное обследование специалистами тПМПК;

• Повышение профессиональной компетенции специалистов учреждения по работе с данной категорией детей и их семей;

• Информирование населения о реализации проекта в дистанционном режиме.

• Подготовка оборудования, методических разработок, наглядного материала для сопровождения проекта;

• Информирование о деятельности Службы сопровождения с помощью средств массовой информации, в том числе сайты учреждения и Департамента образования.

Практический этап

• Создание и реализация программ ранней помощи:

– точная междисциплинарная оценка развития;

– дифференциальная диагностика. Выявление (если это возможно) причин возникновения функциональных нарушений;

– работа с семьей и ребенком по индивидуальным программам;

– обеспечение перехода ребенка из программ службы ранней помощи в образовательные программы ДОУ.

• Разработка перспективных планов, расписания занятий, графика оздоровительных процедур;

• Проведение встреч, собраний для родителей детей раннего возраста, в том числе и в дистанционном режиме;

• Ознакомление с представленной документацией по показателям здоровья и развития ребенка, в том числе индивидуальных программ реабилитации / абилитации (далее –
ИПРА) ребенка-инвалида;

• Взаимодействие с ГБУЗ ПРБ по выявлению детей группы риска;

• Взаимодействие со специалистами Консультационного центра МДОУ;

• Формирование группы детей;

• Проведение игровых сеансов, серии оздоровительных, культурно-досуговых, психо-коррекционных мероприятий, проведение медицинского наблюдения детей медицинским персоналом;

• Ознакомление родителей с конструктивными формами общения с ребенком, расширение знаний о психологии семейного воспитания, приёмами ухода за ребёнком и его развития.

Аналитический этап

• Анализ количественных и качественных показателей результатов;

• Контроль за качеством реализации проекта через мониторинг результативности;

• Круглый стол специалистов междисциплинарной объединенной команды Службы ранней помощи и ПМПк ДОУ с участием родителей «Итоги и перспективы реализации проекта.

Условия реализации проекта

Управление Службой сопровождения

Управление деятельностью Службы сопровождения осуществляет руководитель, назначаемый приказом заведующего МДОУ.

Прекращение деятельности службы ранней помощи

Служба сопровождения прекращает свою деятельность по решению Учредителя, управления образования администрации муниципального образования.

Кадровые ресурсы Службы сопровождения (специалисты двух действующих инфраструктурных объектов детского сада – Службы ранней помощи и ПМпК ДОУ)

Материально-технические ресурсы:

• Вращающееся блюдце (для развития вестибулярного аппарата);
• Набор MADFORMERS MY FIST 30 MADFORMERS (конструктор №1)
• Набор MADFORMERS CREATIVE-90 MADFORMERS (конструктор №2)
• Набор MADFORMERS XL CRUISERS «Служба спасения» MADFORMERS (конструктор №3)
• Конструкторы LEGO SYSTEM «Городской транспорт. Общественный и муниципальный транспорт», «KRIBIYBOO», DYPLO LEGO SYSTEM «Город», «Шатл», набор полупрозрачных кубиков Игра «Тактилото»
• Игровой набор «Волшебный замок»
• Кубики «Кубики для всех», «Разноцветные постройки», «Сложи узор, «Теневой кубикатор», «Уникуб»
• Наборы музыкальных кубиков «Собери животных»,винтиков и гаечек
• Ходунки Walk on детские REBOTEK
• Кресло-коляска инвалидная серии FS
• Опора для сидения Бегемотик –К, ОС -003.1.02
• Угловое реабилитационное кресло ДЦП Слоненок Нук
• Система ортопедических подушек для раннего развития двигательной активности Early Activity System.

Оборудование спортивного (тренажерного) зала

• Массажный коврик «Гофр» со следочками;
• Батут;
• Балансировочная доска;
• Балансировочный круг

Сенсорная комната

• Сенсорная тропа;

• Сенсорные мячи;

• Сверкающее домино

• Светящиеся конструкторы Laser Pegs. Космос, Laser Pegs. Археология.

Цифровая техника

• Многофункциональные стол (базовый комплект).

• Многофункциональный мобильный стол с наполнением на колёсах

• Комплект «Вращающиеся механизмы»

• Флексика. Конструктор «Город»

• Флексика. Конструктор «Парк аттракционов»

• Мостик-качалка «Радуга»

• VIN 3510 Кольцо для жонглирования

• SH-11 – Тренажёр детский механический «Твистер» с ручкой (TFK-11/ SH-11)

• Балансировочная доска-лабиринт

• Лыжи детские Олимпик-спорт с палками

• Интерактивный стол STM-T-4210

• Интерактивный комплект: интерактивная доска SMART BOART SB 480 с проектором PANACONIC PT TX310E (переносной)

• Интерактивный комплект: интерактивная доска SMART BOART SB 480 с проектором PANACONIC PT TX310E, видеокабелем и настенным креплением.

Методические ресурсы

• Организационное обеспечение (режим работы, годовой план, циклограммы социально-психологической деятельности специалистов и т.д.).

• Методика раннего развития О. Н. Тепляковой.

• Методическое пособие «Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка» Ларечина Е. В.

• Развивающие игры для малышей «Счастливый малыш» Четвертаков К.В.

• Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет «Кроха».

• Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. – М. : Изд-тво ГНОМ и Д, 2008.

• Афонькина Ю.А. «ППС в ДОУ развития ребенка раннего возраста».

• Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста».

• Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.– М.: «Гном – пресс», 1999.

• Венгер Л.А., Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». – М., «Просвещение», 2003.

• Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников», «Просвещение», 1988.

• Венгер Л. А. , Дъяченко О. М. , Говорова Р. И. « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». – Ярославль, 1988.

• Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду».

• Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

• Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: планы занятий / В. В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

• Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г., Радынова О.П. "Музыкальное воспитание дошкольников"

• Картушина М.Ю. "Забавы для малышей".

• Камаровская Е. Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет. Все что нужно знать родителям. СПб.: Питер,2010.

• Кривцова Т.А. Программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет: Практическое пособие.– М. Аркти, 2010 г.

• Лайзане С.Я. «Физическая культура для малышей»: Кн. для воспитателей детского
сада. – М.: Просвещение, 1987.

• Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 до 4 лет под редакцией Т. Н. Дороновой – Москва 2009.

• Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» – М.: «Мозаика-Синтез» – 2003г.
• Разенкова Ю. А. Пути коррекционной работы с детьми.

• Реуцкая О. Первый раз в детский сад. Ростов н/Д: Феникс, 2012.

• Сергеева Д.В. Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений «Кроха»

• Смирнова Е.О. «Дети раннего возраста в детском саду». Москва, 2010.

• Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. – М. ТЦ. Сфера, 2010.

• Янушко Е. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1,5 -3 лет. М. Теревинф, 2010.

Контроль результатов деятельности

• Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие: с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей»/ [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. –2-еизд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004.

• Индивидуальные электронные карты.

Риски

• Недостаточный опыт в проведении коррекционной работы с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии, в том числе составление индивидуальных программ сопровождения ребенка, оформление документации.

• Недостаточная оснащенность предметно-развивающей среды.

• Непонимание родителями серьезности проблемы и игнорирование рекомендаций специалистов, что может сказаться на качестве коррекционной работы.

• Отсутствие достаточного объема финансирования для предоставления услуг Службы.

Организация работы Службы сопровождения

• Для работы Службы предоставлены помещения сенсорной комнаты детского сада и кабинетов специалистов.

• Служба осуществляет свою работу 2 раза в неделю: вторник, четверг. Возможен скользящий график.

• Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми, не более
12 человек.

• В работе групп могут принимать участие родители (законные представители).

• Длительность индивидуальных и групповых форм в службе ранней помощи детям должна быть не менее 45 минут.

Условием оказания услуг является участие родителя (законного представителя) ребенка на всех этапах программы сопровождения ребенка и семьи.

Направления деятельности

Информационно-просветительское направление

• Информирование населения о проблемах раннего выявления стойких ограничений жизнедеятельности ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, о формах организации ранней помощи при рождении ребенка с отклонениями в развитии и здоровье с применением дистанционных форм.

• Размещение информации на стендах, информационном уголке для родителей.
• Онлайн-запись на консультации.

• Сайт учреждения.

• Распространение тематической печатной продукции, средства массовой информации.

Реабилитационно-оздоровительное направление

• Контроль состояния здоровья детей;

• охрана и укрепление здоровья детей;

• повышение сопротивляемости организма через физиотерапевтические мероприятия;
• изучение индивидуальных особенностей ребенка;

• изучение особенностей семейных отношения.

Коррекционно-развивающее направление

• Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста строится на основе данных, полученных в результате психолого-педагогического обследования каждого ребенка, а также учитываются общие закономерности развития детей раннего возраста. Исходя из этого, определяется содержание коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком по основным линиям развития.

• Социальное развитие ребенка – создание условий для успешного усвоения ребенком чувственного и социального опыта на основе общения с предметами быта, игрушками, людьми; формы общения и взаимодействия ребенка с взрослым, сверстниками, формирование представлений ребенка о себе.

• Физическое развитие ребенка – совершенствование общей моторики, проведение простых и доступных для выполнения физических упражнений в игровой форме, повышают эмоциональное состояние ребёнка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.

• Познавательное развитие ребенка – связано с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем мире через организацию игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Под влиянием предметно-игровой деятельности, общения развиваются все психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, речь, но центральное место при этом занимает восприятие.

• Речевое развитие – стимулирование неречевых и речевых реакций ребенка, обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

• Продуктивные виды деятельности – способствуют развитию эмоциональной отзывчивости и воспитанию чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности и трудолюбия, умения доводить работу до конца, формированию изобразительных умений и навыков.

• Сенсорное развитие ребёнка – развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, качестве предметов и т.д.

Формы работы

Организационные

• Комплексная диагностика (педагоги, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог);
• Инструктаж;
• Информ-собрание;
• Консультация;
• Совещание;
• Беседа.

Исследовательские:

• Анкетирование;
• Опрос;
• Наблюдение.

Практические:

• Индивидуальные и групповые занятия, включающие:

• Игровые сеансы для детей и родителей:

• Игры, направленные на сенсорное развитие.

• Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности.

• Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений.

• Игры, направленные на ознакомление с окружающим.

• Игры, направленные на физическое развитие;

• Сюжетные игры;

• Игры, направленные на социальное развитие;

• Игры-развлечения, музыкальные игры;

• Индивидуальные и групповые занятия в сенсорной комнате;

• Индивидуальные и групповые занятия со специалистами;

• Культурно-досуговые мероприятия;

• Консультирование как в очной форме (мастер-классов, практикумов), так и в дистанционном режиме (вебинаров, индивидуальных консультаций).

Аналитические:

• консилиумы;

• опросы и анкетирование родителей в дистанционном режиме (сайт ДОУ)
• круглый стол;

• междисциплинарное взаимодействие коллегиальных групп Службы ранней помощи и ПМПк ДОУ

Ожидаемые результаты

Для ДОУ:

• Развитие инфраструктуры ДОУ и организация работы Службы сопровождения, предоставляющей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям, нуждающихся в раннем выявлении и решении проблем в развитии ребёнка, для его успешной социализации;

• Объединение работы функционирующих структур в единый план реализации деятельности;

• Повышение социального статуса дошкольного образования;

• Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

• Создание благоприятных условий развития детей раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения) в группе раннего возраста общеразвивающей направленности от 1 г. и не посещающих ДОУ (от 2 мес. до 3 лет);

• Использование современных способов работы с родителями и эффективных форматов оказания сервисных услуг населению с использованием интерактивных средств обучения и работе в дистанционном формате за пределами;

• Создание эффективной системы обобщения и распространения инновационного опыта по основным каналам диссеминации;

• Имеющийся потенциал эффективной работы двух инфраструктурных объектов позволит объединить их возможности в единый план работы детского сада по модели психолого-педагогического сопровождения семей.

Для педагогов:

• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников в части эффективного взаимодействия с раннего возраста с нарушениями развития (риском нарушения) от 1 г., посещающих ДОУ, так и не посещающих ДОУ от 2 мес. до 3 лет;

• Создание банка данных детей с риском развития стойких ограничений жизнедеятельности, с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов возраста (от 2 мес. до 3 лет), и их семей;
• Улучшение состояния здоровья детей, максимальное развитие их реабилитационного потенциала, более высокий уровень их социализации.

Для родителей:

• Получение практико-ориентированной помощи в вопросах взаимодействия, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

• Улучшение психоэмоционального здоровья родителей и повышение их активности в процессе реабилитационной работы

Критерии оценки эффективности:

• Количество человек, охваченных проектом.

• Степень удовлетворенности детей и родителей (книга жалоб и предложений, анкетирование родителей).

• Уровень психоэмоционального состояния семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.

• Динамика развития ребенка.

• Обратная связь эффективности реализации программы осуществляется через анкетирование участников программы. Анкетирование отражает ожидания семьи и опыт приобретения новых открытий в себе и в своем окружении. Оценивается психоэмоциональное состояние родителей и детей. На заседаниях Службы сопровождения представляются результаты анкетирования, намечается перспективный коррекционный план работы.

Список литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.– 368с.

2. Борячек Е.Г. Актуальные вопросы интеграции детей раннего возраста в социокультурное и образовательное пространство.

3. Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Несколько слов к вопросу об интеграции.

4. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., Институт социальной работы, 1996. – 423 с.

5. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ О.А.Шаграева, А.Д.Кошелева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

6. Дети в трудной жизненной ситуации: актуальные проблемы / Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М., 2011. – 106 с.

7. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям – инвалидам. // Дефектология. – 1996г.– №1. – С. 83-85.

8. Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 784 с.

9. Нуртдинова З.Н. Состояние и перспективы работы по социальной реабилитации инвалидов в системе организаций БРО ВОИ.

10. Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: Методические рекомендации. Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД “Дворец молодежи”, 2005. – 92 с.

11. Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. – Ростов-на-Дону, 2004 – 144 с.

12. Технология раннего вмешательства как комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья // Авт.-сост. Е.Г. Чумак, М.В. Пикинская, О.В. Возмилова. – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2014. – 48 с.

Источники:

http://www.scorcher.ru/neuro/neuro_sys/empaty/empaty4.php http://io.nios.ru/old/releases.php?num=20&div=04&art=13
http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/21_19/
http://www.tolerance.ru/declar.html
http://www.goodbreeding.ru/knigi.html
http://www.goodbreeding.ru/Test1.html
http://detkivsadu.ru/texnika-aktivnogo-slushaniya/
http://www.roditelinfo.ru
http://www.tvoyrebenok.ru/parents_mistakes.shtml

Приложение 1. Примерные программы ранней помощи ребенку раннего возраста с особенностями психофизического развития

Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 до 3 мес.

Стимуляция познавательного развития

• Способствовать установлению контактов с окружающим миром.

• Развивать координированные движения глаз.

• Вызывать поисковые предметно-направленные действия, связанные с установлением источника звука, при возникновении звуковых раздражителей.

• Вызывать рефлекторное схватывание предмета, вложенного в ладонь.

• Обогащать тактильную чувствительность рук.

Сенсомоторное развитие

• Учить всматриваться в игрушку, следить взглядом за игрушками.

• Учить замечать игрушку в разных положениях (лежа на спине, животе с опорой на руки и предплечья, на боку, на руках у взрослого).

• Учить следить за перемещением крупных объектов (человека, животных).

• Привлекать внимание к звукам погремушки, учить поворачивать голову в сторону звука.

• Учить тянуть руки к подвешенным игрушкам, захватывать, притягивать, удерживать погремушки.

• Стимулировать кожную чувствительность.

Стимуляция эмоционального развития

• Учить улыбаться, двигаться при виде близкого человека, слыша его голос, рассматривая игрушку, в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.

• Учить привлекать к себе внимание улыбкой, движениями, криком.

• Привлекать внимание к говорящим людям, учить улыбаться в ответ на негромкие возгласы и различную мимику взрослого.

• Учить членораздельным звукоподражаниям в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки.

Социальное развитие

• Приучать к четкому ритму ночного и дневного сна.• Учить пить губами с ложки воду.

• Формировать положительное отношение к водным процедурам.

Физическое развитие

• Учить удерживать голову лежа на животе, в вертикальном положении на руках
у взрослого.

• Учить двигать руками, ногами, выпрямлять их, хватать руками и удерживать игрушки, поворачивать голову в разные стороны.

• Учить приближать руки к лицу и рассматривать их.

• Учить поддерживаемым взрослым под мышки выпрямлять согнутые ноги, отталкиваться от опоры, опираться на всю ступню.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 3 до 6 месяцев

Познавательное развитие

• Учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.

• Формировать элементарные манипуляторные действия с предметами.

Сенсомоторное развитие

• Учить следить за перемещением игрушки, тянуть к ней руки, хватать, удерживать.

• Приучать заниматься с одним предметом: брать игрушку из разных положений, перекладывать из одной руки в другую, отодвигать, рассматривать, прислушиваться к звучанию.

• Учить тянуться к игрушкам, лежа на животе.

• Учить искать спрятанную игрушку (заглядывать, сдергивать платочек).

• Учить захватывать крупные игрушки всеми пальцами и ладонью (грабли).

• Учить подражать движениям взрослого: похлопывать, стучать, сжимать, трясти игрушкой.

• Развивать кисть с помощью сжатия, схватывания мочалки, мягкого резинового мячика, колец разных размеров.

• Приучать не сопротивляться прикосновениям к телу: контакты с телом, прикосновения, массирование, щекотание рукой, прикосновения предметами (стимуляция мехом, щеткой, губкой, ватой, пером, лоскутком и др.).

• Учить воспринимать прикосновения и реагировать на них.

• Снижать гиперчувствительность туловища, рук, ног, кистей (начинать с энергичных прикосновений, использовать приятные раздражители).

Эмоциональное развитие

• Учить улыбаться, двигаться, радоваться в ответ на ласковый тон взрослого, при появлении близкого человека, слыша голос близкого, рассматривая игрушку, слыша звучание музыкального инструмента, знакомую мелодию, песенку, веселым играм с взрослыми («Ку-ку!», «Вот и я!», «Набрасывание пеленочки»).

• Учить смеяться, подражая смеху других людей; подражать мимике, голосовым интонациям взрослого.

Речевое развитие

• Учить прислушиваться к голосу взрослого, вторить его звуками и слогами из своего лепета, протяжно произносить гласные звуки, самостоятельно лепетать слоги, в лепете воспроизводить фонемы родного языка.

• Учить смотреть в сторону знакомого предмета в ответ на вопрос взрослого «Где?».

• Учить подражать голосовым (выразительным) интонациям взрослого: «чихать», «покашливать», «смеяться».

• Учить оборачиваться на свое имя.

Социальное развитие

• Учить подносить бутылочку ко рту, удерживать её во время сосания.

• Учить раскрывать рот перед ложкой, снимать пищу губами, есть с ложки полу густую пищу.

Физическое развитие

• Учить переворачиваться со спины на живот, на бок, с живота на спину.

• Учить ползать вперед и отползать назад, крутиться.

• Учить опираться ногами на опору при поддержке под мышки.

• Учить дотрагиваться руками до своего тела.

• Учить тянуть руку к понравившейся игрушке.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 6 до 9 мес.

Познавательное развитие

• Продолжать развивать активные движения рук.

• Совершенствовать восприятие предметов.

• Побуждать детей переходить от одного-двух действий с предметом к манипуляциям, состоящих из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер.

• Формировать подражание действиям взрослого.

• Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы.

• Продолжать совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции.

• Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве.

Сенсомоторное развитие:

• Рассматривать свое отражение в зеркале, указывать на себя пальцем.

• Учить брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать.

• Учить сжимать и разжимать кулачки, греметь, размахивать, стучать игрушкой подражая взрослому и самостоятельно.

• Учить действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

• Учить выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один и изменяя положение в пространстве другого.

• Учить выкладывать предметы из емкости путем ее переворачивания, поочередно выкладывать предметы.

• Учить осознанно, класть предметы в определенное место (в коробку, ведерко).

• Учить проталкивать предметы (шароброс, дидактическая коробка).

• Учить прокатывать предметы, толкать игрушку от себя.

• Учит снимать предметы с опоры.

• Учить рассоединять один или два предмета, состоящих из двух взаимосвязанных частей (вытаскивать грибки, втулки из отверстий, открывать матрешки).

• Учить открывать коробки, снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки.

• Учить выполнять двухактные противоположные действия: выкладывание – вкладывание, снятие – нанизывание, рассоединение –соединение.

Эмоциональное развитие

• Учить различать и адекватно эмоционально реагировать на мимику и возгласы взрослого, положительно или отрицательно окрашенные.

• Учить проявлять интерес, удовольствие, радость, внимание, обиду в разных ситуациях.

• Учить адекватно, реагировать на резкий тон взрослого, при виде незнакомого человека, при неумении выполнить действие.

Речевое развитие

Понимание речи

• Учить поворачиваться в ответ на имя.

• Учить реагировать на вопрос «Где …?» поворачиванием головы в сторону названного предмета.

• Учить использовать указательный жест.

• Учить по просьбе взрослого находить взглядом одну из трех игрушек.

• Учить брать и протягивать взрослому названную несколько раз игрушку («Дай …»).

• Учить понимать слова «ложись», «вставай», «на», «брось», «возьми» и др.

• Учить понимать назначение отдельных предметов (чашка, ложка, расческа и др.).

Активное воспроизведение звуков речи

• Учить повторять за взрослым слоги и звуки.

• Учить подражать выразительным звукам (гудеть, лаять, мяукать и др.).

Социальное развитие

• Учить тянуть руки к подносимой чашке, поддерживать чашку снизу двумя руками, направлять ее ко рту, пить.

• Учить держать в руке ломтик хлеба, печенья, сушку, подносить ко рту, откусывать, обсасывать.

Физическое развитие

• Учить быстро ползать в разных направлениях.

• Учить влезать на четвереньках на подушку, возвышения.

• Учить садиться из положения лежа.

• Учить сидеть ровно самостоятельно.

• Учить ложиться из положения сидя.

• Учить вставать на колени, на ноги, держась за опору (подниматься из положения сидя).

• Учить подпрыгивать, держась за барьер.

• Учить стоять при поддержке за одну руку.

• Учить переступать при поддержке за обе руки или под мышки.

• Учить передвигаться приставным шагом, держась за опору.

• Учить повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 9 до 12 мес.

Стимуляция познавательного развития

• Совершенствовать навыки исследовательских действий.

• Развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки.

• Учить выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предметов, разъединение целого предмета на части, продолжая при этом совершенствование движений руки по направлению к предмету.

• Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук при действиях с предметами, способствовать формированию активной позиции большого пальца.

• Обогащать деятельность смысловым содержанием (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит и т.д.).

• Формировать осознанные способы двигательного воздействия на предмет.

Сенсомоторное развитие:

• Учить снимать и нанизывать на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием; надевать предметы друг на друга: браслет – на руку, ключ – в замок, штепсель – в розетку совместными действиями.

• Учить строить башню из двух кубиков.

• Учить закрывать и открывать крышечки.

• Учить производить различные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормить, вытирать, причесывать.

• Учить подражать игровым действиям.

• Учить прокатывать мяч или шарик, прокатывать вперед игрушку на колесах.

• Учить самостоятельно открывать, закрывать дверь, нажимать на кнопки, выключатели.

• Учить вставлять меньший стаканчик в больший.

• Учить укладывать мелкие (фасоль) и средние (каштаны) предметы в банки, коробки, лотки для яиц, захватывая щепотью.

• Учить брать предметы средней величины разного веса и формы: большие и маленькие шарики, кубики, каштаны, ложки, прищепки, мешочки с песком, крупой и др.

Развитие наглядно-действенного мышления

• Формировать умения хватать один и тот же предмет по разному, вытаскивать штырек из гнезда, при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой, засовывать палец в гнездо от штырька по подражанию, доставать предметы из коробки, снимать кольцо со стержня, захватывать мелкий предмет с двух сторон «пинцетом».

• Формировать умения находить частично и полностью спрятанную игрушку, предмет, спрятанный под одним из двух лоскутков ткани, убирать препятствия, мешающие достать игрушку.

• Формировать умения класть или ставить предмет в нужное место, вкладывать круглые предметы в отверстие доски (отверстие всего одно).

• Формирование умений манипулировать предметами, тянуть машинку за веревочку, толкать, ударять кубиками друг о друга.

• Формировать умения решать простые практические задачи (переворачивать бутылочку, чтобы достать из нее изюминку).

• Формировать умение имитировать рисование восковым мелком, держа его в правильном положении и оставляя на бумаге следы.

• Формировать умение рассматривать книгу вместе со взрослым, хлопать рукой по картинке в книге, переворачивать страницу.

Стимуляция эмоционального развития

• Учить улыбаться, радоваться, действуя с игрушками.

• Учить проявлять недовольство при слове «нельзя», в ответ на резкий тон взрослого.

• Учить радоваться приходу близкого человека и узнавать его на фотографии.

• Учить подражать мимике, игровым действиям, жестам сверстников. Формировать интерес к картинкам в книжках.

• Учить улыбаться, «подпевать», подпрыгивать или спокойно прислушиваться к звукам музыки, к песенке.

Речевое развитие

Восприятие речи

• Формировать умение слушать и концентрировать внимание:

• Внимательно слушать, сидя на стуле; слушать одного человека в шумной обстановке.

• Смотреть на картинки или предметы в течение 2 минут вместе со взрослым.

• Менять выражение лица в ответ на тон говорящего и на изменение выражения лица взрослого.

• Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания:

• Выполнять простую просьбу, сопровождаемую жестами.

• Оборачиваться, услышав своё имя.

• Прерывать занятие, услышав строгое замечание.

• Махать рукой или хлопать в ладоши по словесной просьбе.

• Находить знакомые предметы, членов семьи, о которых его спрашивают (1 из 4).

• Указывать на предмет и давать его по просьбе говорящего.

• Формировать умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:

• Выбирать из 2-3 предметов, картинок по просьбе.

• Указывать на одну часть тела; на отдаленный предмет, видный из двери, окна.

Понимание речи

• Учить показывать на 1 из 4 знакомых игрушек, на 1 из 2 картинок после просьбы взрослого: «Покажи…». Выполнять знакомые действия с игрушкой.

• Учить находить кубик, отличая от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.

• Учить подчиняться словам «нельзя», «можно».

• Учить имена близких взрослых и смотреть в сторону названного человека. Учить названия своей одежды, предметов быта (показывать их).

• Учить махать рукой при словах взрослого «до свиданья», когда кто-то уходит; когда уходит сам.

• Учить по просьбе взрослого разводить руками на слово «нет»; играть в «ладушки»; показывать, как что-то летает; показывать, что делает кто-то (сидит, лежит); прятаться, играя в «ку-ку»; «вытирать» нос платком; «вытирать» лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь

• Учить произносить 10–12 слов облегченно.

• Учить облегченными словами отвечать на вопрос взрослого «Кто это?».

• Учить соотносить с предметами и действиями облегченные слова.

• Учить подражать знакомым звукам и движениям: «плакать», «смеяться», «кашлять», «петь», «говорить» по телефону; интонировать песенки; подражать понятным словам других детей.

Социальное развитие

• Учить пить из чашки с помощью, придерживая ее руками.

• Учить самостоятельно есть пищу, которую берут руками (откусывать и жевать хлеб, печенье).

• Учить держать ложку и пытаться взять в рот ее содержимое.

• Учить помогать движениями рук, ног при одевании, раздевании.

• Учить приносить свои вещи при одевании, знать их названия.

• Учить тянуть руки к воде при умывании, «вытираться» полотенцем.

• Учить проявлять недовольство при нарушении опрятности, просится на горшок характерными звуками.

• Учить манипулировать самостоятельно игрушками в течение 10 минут; демонстрировать простые функциональные действия; играть в мяч, толкая его.

• Привлекать к участию в играх «Ку-ку, вот и я», «Ладушки», «Сорока-ворона».

Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 1 г. до 2 лет

Речевое развитие

• Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица. Называть цвет предметов, размер, форму (кубик, кирпичик), местонахождение предмета (здесь, там), количество (один и много) и т.д.

• Продолжать расширять и обогащать словарный запас: существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т. п.), игровые действия (катать, строить и т. п.), действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать и т. п.); прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов; наречиями (высоко, низко, тихо).

• Развивать активную речь (например, вместо ав-ав – собака).

• Учить детей составлять фразы из двух-трех слов, согласовывать существительные и местоимения с глаголами. Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).

Социальное развитие

• В предметно-игровой деятельности показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами.

• Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители.

• Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.

• Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить.

• Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов.

• Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена.

• Развивать понимание взаимосвязи музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.

• Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить).

Сенсомоторное развитие:

• Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4–5 колец (от большого к маленькому), из 4–5 колпачков. Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.). Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.

• Совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать – закрывать, нанизывать – снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет (красный, синий).

• Учить действовать с различными дидактическими игрушками (шаробросы, дидактические коробки, грибки и втулочки со столиками к ним и т. д.). Игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным).

• Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т.д.). Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.

• Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков.

• Знакомить со способами конструирования – прикладыванием, накладыванием.

• Побуждать совместно с взрослыми обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.

• Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.

Стимуляция эмоционального фона

• Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.

• Развивать умение ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками – «фонарики»).

• В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка и т.д.).

Приложение2. Структура индивидуального (группового) занятия (включает 7 этапов).

Все переходы от этапа к этапу проводятся с использованием песен-маркеров, помогающих ребенку структурировать занятие, запомнить последовательность этапов, быстрее перестроиться на другой вид деятельности.

1 этап. Организационный момент. Зона общей моторики. 10 минут.

Вход в помещение для занятий. Приветствие, зарядка, хоровод, пальчиковая игра. Задачи этапа: формирование и закрепление навыков произвольной регуляции деятельности, представлений о себе, о других, формирование мотивации общения, умения производить действие по показу, развитие общемоторных и речевых навыков, развитие восприятия.

2 этап. Свободная игра. Игровая зона. 20 минут.

В игровой зоне к занятию подготовлена предметная среда, соответствующая задачам занятия, возрасту и уровню развития малышей.

На этом этапе ребенку предоставляется возможность свободного выбора заинтересовавших его предметов и игрушек, способов действия с ними. Педагог, следуя за ребенком, направляет его активность, демонстрирует маме эффективные способы взаимодействия с ребенком в предметной среде. Задачи этапа: формирование навыков мелкой моторики и решения практических задач, культурно – фиксированных действий с предметами, предпосылок к сюжетной игре, обогащение тактильных ощущений, формирование навыков недирективного эффективного взаимодействия взрослого с ребенком.

3 этап. Полоса препятствий. Зона общей моторики. 10 минут.

К моменту перехода в зону общей моторики здесь организовывается полоса препятствий из скамейки, вестибулярного тренажера, шарикового бассейна, цветных кочек и др. «Старт» обозначен красным кружком. Все упражнения этого этапа направлены на развитие сенсомоторной координации, умения производить действия по команде.

4 этап. Игра с мячом. Зона общей моторики. 5 минут.

Игра с мячом в кругу – важный элемент занятия. В этой игре мы формируем навыки общения, произвольной регуляции деятельности, принятие правил, стимулируем речевую активность.

5 этап. Приобщение к культуре. Семейная зона. 15 минут.

На этом этапе педагогами разыгрывается кукольная инсценировка, затем продуктивная деятельность по сюжету. Задачи этапа: развитие представлений об окружающем мире, произвольного внимания, восприятия, обогащение тактильных ощущений, умения производить действие по показу и образцу, навыков мелкой моторики.

6 этап. Чаепитие. Семейная зона. 15 минут.

Дети с помощью родителей и педагогов накрывают на стол, затем все вместе пьют чай. В ходе чаепития проходит формирование и закрепление навыков самообслуживания, правил социально приемлемого поведения, общение родителей с педагогом. Дети с помощью родителей и педагогов моют свою чашку или блюдце и ставят на место.

7 этап. Организационный момент. Зона общей моторики. 5 минут.

Упражнения с парашютом. Подведение итогов занятия. Прощание в кругу родителей и детей проходит с помощью музыкально – ритмических упражнений. Задачи этапа: развитие восприятия, навыков произвольной регуляции деятельности.

По окончании занятия педагоги в присутствии детей и родителей вывешивают работы на выставку, помогают родителям обучать детей самостоятельно одеваться.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.