ISSN 1997-9657
       

Л.Ф. Мансарлийская, Т.В. Волкова, Т.А. Сафонова, Ю.Ю. Демина. Дистанционный формат проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста по конструированию и художественно-эстетическому развитию по теме «Вечный огонь», посвященных 75-летнему юбилею

Полный текст
 

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в области применения инновационных методик преподавания как в системе школьного, так и дошкольного образования. Данная современная технология позволяет сделать обучение более качественным и доступным по многим темам, благодаря использованию компьютера (как инструмента обучения), сети интернет (как образовательной среды) и помощи педагога, владеющего этими инструментами.

В 2020 году отмечается 75-я годовщина окончания Второй мировой войны и Победы над нацизмом. Президентом Российской Федерации 2020 год объявлен годом Памяти и Славы. В образовательных организацияхпроводятся мероприятия и занятия, приуроченные к 75-летнему юбилею Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Готовясь к занятиям, посвящённым Дню Победы, перед педагогом встаёт вопрос выбора формы, технологии проведения занятия и содержания разговора об этом событии с детьми каждой возрастной группы. Формы для раскрытия темы могут комбинироваться, но должны соответствовать возрастным особенностям детей и образовательным задачам. Приобщение к истории Великой Отечественной Войны должно проходить постепенно, в частности посредством введения культурного аспекта в отношении исторической памяти страны, например, через знакомство детей с мемориальными комплексами, как с символами памяти о павших воинах в Великой Отечественной Войне, что способствует воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, чувств сопереживания и уважения к подвигу защитников Отечества, павших воинах и ветеранах Великой Отечественной Войны.

К 75-летнему юбилею Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов педагоги дошкольных групп ГБОУ города Москвы «Школа №1529 имени А.С. Грибоедова» подготовили два занятия в дистанционном режиме по теме «Вечный огонь» – первое в форме видеозанятия, второе – в формате онлайн-занятия.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением видеозанятий для детей старшего дошкольного возраста важно учитывать следующие принципы:

  1. В начале видео, перед непосредственной демонстрацией практического занятия с детьми педагогу необходимо дать детям лаконичную, понятную, грамотную инструкцию и чёткие рекомендации. Используя такой формат как видеозанятие, педагог не имеет возможности напрямую контактировать с детьми и должен учитывать тот факт, что невнятное объяснение может привести ребенка в замешательство и к трудностям, что может вызвать у ребенка отсутствие желания продолжать выполнение задания и к такому формату в целом.
  2. Интерес ребенка – один из важных показателей продуктивности занятия. Перед началом основной работы, необходимо сделать отступление и углубиться в материал выбранной педагогом темы. Помимо закадрового текста, до основного, практического этапа занятия, положительное влияние оказывает видеоряд. Визуализация чаще всего вызывает интерес. Это позволяет расширить познания ребенка, и побуждает к дальнейшему выполнению задания.
  3. Деление занятия на воображаемые блоки – введение; – отступление по теме; основная 1 и 2 часть; заключение. Между блоками можно сделать перерыв, тем самым снизив зрительную и интеллектуальную нагрузку. Видеозанятие можно выключить (на паузу), родители могут провести физкультминутки).
  4. Большой плюс для данного формата проведения занятия – отсутствие временных рамок. Формат занятия в видеозаписи позволяет приступить к занятию в любое удобное для детей время. Охват (количество) детей для участия в занятии не ограничено.
  5. Возможность вернуться «назад» в случае если ребёнок что-то пропустил или не понял с первого раза какую-либо инструкцию/информацию.
  6. Для каждого ребенка сложность выполнения работы в формате подачи материала педагогам посредством видеозанятия индивидуальна. Важно, чтобы в случае затруднений, дети могли обратиться за помощью к родителям. 

Преимущества видеозанятий для детей дошкольного возраста:

  1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка и возможностей каждой семьи.
  2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее смотреть занятие, какое время дня наиболее продуктивно для занятий.
  3. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей – как психологических, так и физических.
  4. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие компьютерной техники и доступа к интернету.

Онлайн-обучение – это получение знаний и навыков при помощи компьютера, подключенного к интернету в режиме «здесь и сейчас». Во время онлайн-обучения ребенок вместе с родителями «общается» с педагогом в прямой трансляции, слушает его, выполняет задания, обменивается файлами, родители, могут задавать уточняющие вопросы в чате. Педагог отвечает на вопросы детей и родителей, сам задает вопросы, помогает советами и рекомендациями в ходе выполнения детьми заданий. У педагога есть возможность видеть каждого ребенка, вербально поддерживать после каждого этапа работы. 

При организации образовательной деятельности в формате онлайн для детей старшего дошкольного возраста важно придерживаться следующих принципов:

  1. Использование удобной, оперативной онлайн-площадки с хорошим качеством трансляции и многообразием удобных функций.
  2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
  3. Положительный настрой ребенка на образовательную деятельность.
  4. Диалогическое общение педагога с детьми во время образовательного процесса.
  5. Органичное взаимодействие «Педагог – ребенок – родитель» в ходе реализации образовательной деятельности.
  6. Каждые 10 минут желательно делать динамическую паузу. Во время творческой деятельности в формате видео-встречи дети получают высокую нагрузку на органы восприятия. Динамические паузы могут быть сидячими, но должны содержать комплекс движений направленных на расслабление мышц шеи, спины, рук, зрительную гимнастику.

Организуя образовательную деятельность в дистанционном формате для детей старшего дошкольного возраста следует учитывает следующие факторы:

1. Ребенок участвует в деятельности исключительно по собственному желанию.

2. Количество воспитанников – не более 7–12 детей на одной онлайн-встрече.

3. Так же, как и образовательная деятельность в группе детского сада, онлайн-встреча должна быть четко регламентирована по времени (с учетом требований СанПиН 2.4.1. 3049-13). Следует учесть, что довольно длителен подготовительный этап работы.

4. Материал занятия должен быть близок детям. Желательно, чтобы в нем находили отражения интересы детей и формы работы, усвоенные на прошлых занятиях, еще актуальные в памяти ребенка. Не стоит в первое время просить детей выполнять какие-то абсолютно новые для них действия.

5. Родители воспитанников – лучшие помощники педагога и его «руки и глаза». Таким образом, в виртуальном формате создается единая образовательная среда (детский сад – семья).

6. Во время дистанционного формата проведения занятия педагог не только демонстрирует приемы и методы работы с материалами, но и прорабатывает каждый этап вместе с воспитанниками, демонстрируя, отслеживая и закрепляя материал.

Возможность вариативности подачи материала занятия по одинаковой теме, но различного по формату проведения помогает семье выбрать тот оптимальный вариант занятий, который удобен каждой конкретной семье, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, технических возможностей компьютеров и гаджетов, которые имеет семья, что создает благоприятный психологический климат как в общении педагога с семьей, так в восприятии ребенком занятия в дистанционном формате. 

Сценарии видеозанятий ГБОУ города Москвы «Школа № 1529 имени А.С. Грибоедова» читайте в нашей рубрике «Работаем дома»:

Сценарий онлайн-занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 5–7 лет. Тема: «Вечный огонь»

Сценарий видеозанятия по конструированию из бумаги с элементами оригами для детей 5–6 лет. Тема: «Вечный огонь»

 

Сценарий онлайн-занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 5–7 лет. Тема: «Вечный огонь»

Демина Юлия Юрьевна – воспитатель ГБОУ города Москвы «Школа № 1529 имени А.С. Грибоедова» 

Тема: Рисование красками «Вечный огонь»

Цель: воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за Отечество, уважение к защитникам Отечества – павшим воинам и ветеранам Великой Отечественной войны. 

 

Задачи:

  • воспитывать уважение, гордость и благодарность к участникам Великой Отечественной Войны, всем, кто защищал Родину на фронте и в тылу;
  • расширять представления и знания детей о Великой Отечественной войне; дать представление о «Вечном Огне», как о символе памяти павшим войнам;
  • развивать интерес детей к совместному творчеству; развивать творческие способности детей к изобразительному искусству. 

Материалы к занятию:

  • затонированный лист бумаги;
  • гуашь;
  • баночка с водой;
  • кисти. 

Ход онлайн-занятия

(Звучит спокойная музыка, на экране идет показ слайдов о Великой Отечественной войне)

Педагог: Дорогие ребята, к какому празднику готовится наша страна? Что это за праздник, кто знает?

Ответы детей


Рассказ педагога:

9 Мая мы отмечаем День Победы. Это один из самых памятных, значимых для нашей истории дней – героическая Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Это праздник, но праздник со слезами на глазах! В этом году мы будем отмечать 75 лет со Дня Победы. В годы той страшной войны наш многонациональный народ сплотился в борьбе со страшным злом – с нацизмом, пришедшим в нашу и в другие страны. Мы радуемся, что наша страна смогла победить врага. Жители нашей страны, отдавая свои силы и жизни, защитили свою Родину, чтобы мы с вами могли жить сейчас. В этот день мы радуемся Победе, совершенной нашими предками, вспоминаем о погибших воинах Великой Отечественной войны. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб на войне. 9 Мая мы поздравляем ветеранов и благодарим за мир и нашу жизнь! 

Чтение стихотворения Е. Боковой «День Победы»

– Ребята, я хотела бы прочитать вам стихотворение:

Переборов все трудности и беды,

И разгромив в боях жестокого врага,

Мы обрели великий День Победы,

И эта дата всем нам дорога.

За годом год мы славим эту дату,

Пусть пролетело очень много лет.

Ура народу! Маршалу! Солдату!

Салют живым и тем, кого уж нет!

На площадях и улицах столицы,

Всех городов и сёл, и деревень

Сияют счастьем радостные лица.

Да будет свят Победы нашей день! 

В этот день мы чтим память о погибших на войне и возлагаем цветы к памятникам.

В этот день мы поздравляем ветеранов с праздником, дарим цветы, благодарим за совершенный ими подвиг. Проходят концерты, люди принимают участие в акции «Бессмертный полк», вспоминания своих родных участвовавших в Великой отечественной войне, всех, кто вносил свой вклад в приближении Победы. Во всех городах-героях проходит парад Победы.

Главный парад Победы проходит в столице России – в Москве, на Красной площади. В этот день возлагают цветы к Вечному огню к могиле «Неизвестного солдата у стен Московского Кремля в Александровском саду.

Вечный огонь – это памятник павшим воинам в Великой Отечественной войне. Он горит в любое время года и никогда не гаснет, как вечная память о погибших солдатах, отдавших свои жизни ради будущего мира – ради нас с вами. 

Сегодня мы с вами будем рисовать символ памяти о павших воинах в Великой Отечественной войне – Вечный огонь.


Предлагаю вам рассмотреть этот памятник. Он состоит из основания пятиконечной звезды и огня (дети рассматривают иллюстрацию на экране).

Педагог (используя интерактивную доску платформы) показывает иллюстрации так, чтобы ребята могли их рассмотреть. 

Практическая работа

– Берем кисть, окунаем ее в желтую краску и по моему примеру изображаем основание вечного огня.

– Закрашиваем (промываем кисть).

– Далее мы изображаем огонь красным цветом с небольшим добавлением желтой краски (промываем хорошо кисть).

– На коричневом фоне белым цветом изображаем кирпичи.

– В завершении нарисуем с вами цветы – гвоздики, которые лежат около вечного огня. Тонкой кистью рисуем длинные стебельки зеленого цвета. Далее методом «тычка» изображаем сам цветок красного цвета.

– Молодцы, ребята!

Давайте покажем всем свои работы на экране! 


Итог занятия

– Чему мы сегодня научились на занятии?

– Что вы узнали нового на занятии?

– Спасибо большое за участие в нашем занятии! Поздравляю нас с вами с наступающим праздником – С Днем Победы!

Сценарий видеозанятия по конструированию из бумаги с элементами оригами для детей 5–6 лет. Тема: «Вечный огонь»

Сафонова Татьяна Анатольевна  – воспитатель ГБОУ города Москвы «Школа № 1529 имени А.С. Грибоедова»

Цели:

  • воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, чувств сопереживания и уважения к подвигу защитников Отечества в Великой Отечественной войне.
  • введение детей в историю и приобщение к истории Великой Отечественной войны через знакомство с мемориалом «Вечный огонь», как с символом памяти о павших воинах в Великой Отечественной войне.
  • воспитание уважительных, памятных чувств к защитникам Отечества – павшим воинам, ветеранах Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • воспитание патриотических чувств;
  • обогащение лексического запаса;
  • развитие зрительного внимания;
  • формирование художественно-этетических навыков.
  • дать представление о «Вечном Огне», как о символе памяти о воинах, павших за Родину.

Материал:

  • лист бумаги квадратной формы (любого размера), можно использовать цветную (золотого/серебряного/коричневого цвета) бумагу, или добиться нужного цвета используя альбомный лист и краски;
  • салфетка / гофрированная бумага красного и оранжевого цвета;
  • ножницы;
  • карандаш;
  • при необходимости – краски и кисточка. 

Ссылка на видео занятие: https://www.youtube.com/watch?v=GcmPeGPej3g&t=79s

Ход видеозанятия

– Здравствуйте, дорогие друзья! Приближается знаменательная дата – День Победы. Это великий праздник, посвящённый победе в Великой Отечественной войне.

И сегодня мы с вами воссоздадим один из важнейших символов Дня Победы – Вечный огонь.

Нам понадобится лист цветной бумаги квадратной формы, желтого/золотого/серебряного цвета. Если цветной бумаги нет, подойдет простой альбомный лист. Который мы можем за тонировать красками. Тоже самое касается салфетки (если нет гофрированной бумаги или нужного цвета). 

– Пока мы с вами будем тонировать бумагу, я расскажу вам для чего был создан Вечный Огонь.

(Отступление)

– Многие из вас уже знают, что в прошлом веке была страшная война, которая унесла множество жизней – Вторая мировая война. В нашей стране война началась 22 июня 1941 года. С этой даты ее именуют Великой Отечественной войной.

– Люди храбро защищали свою Родину, сражаясь и погибая в битвах, но не отступали ни на шаг, и через несколько лет – 9 мая 1945 года, пришла долгожданная победа. Но какой ценой! Многие солдаты погибли в этой войне. 

– Через несколько десятилетий после победы, в Москве, рядом со стенами Кремля был возведён монумент Вечный Огонь. Как символ памяти о всех великих войнах, отдавших свою жизнь чтобы защитить свой родной дом от врагов.

– Огонь, выходящий из пятиконечной звезды, никогда не гаснет. – Он символизирует вечную память, о людях, которые пожертвовали собой ради защиты своей Родины. И эта память будет жить вечно в наших сердцах.

– «Люди всегда будут помнить: похороненные здесь солдаты погибли, защищая Родину, своих родных и близких, своих детей и внуков. Это памятник всем, кто погиб на полях сражений. И всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными».

История Вечного Огня

– Он горит зимой и летом, днем и ночью, символизируя долгую, вечную память о подвиге защитников Родины.

В День Победы – 9 мая – к нему приносят цветы, приходят, чтобы постоять, помолчать, поклониться памяти героев...

Вечный огонь. Александровский сад.

Памятник тысячам жизней.

Вечный огонь – это память солдат,

Честно служивших отчизне.

– Мы возвращаемся к нашей работе.

– Как мы видим, бумага уже высохла, и мы можем ее использовать. Важно! Обязательно дождитесь полного высыхания! С мокрой или влажной бумагой очень сложно работать. Можно случайно ее порвать. 

– Если вдруг у вас листок стал волнистым от воды, после высыхания положите его под тяжелый предмет. Подойдёт книга или любой предмет с ровной поверхностью.

– Теперь мы приступаем к изготовлению нашей звёзды.

– Для начала сложим его в прямоугольник.

– Затем складываем его ещё раз и получаем квадрат.

– Раскрыли его и получили снова прямоугольник. Но теперь посерединке у вас есть прямая линия.

– Теперь складываем левую верхнюю сторону с центральной линией. Сильно не продавливаем. Можно продавить только центр.

– Раскрываем, и сгибаем левую нижнюю сторону к центральной линии.

– Раскрываем.

– Находим центр левой стороны. Отметьте его карандашом или ручкой, поставив точку.

– К нашему центру, отмеченному точкой, нам нужно загнуть правый верхний угол.

– Проглаживаем линию сгиба.

– Теперь загнутую сторону выгибаем обратно, к правому внешнему сгибу.

– К получившейся внутренней полосе загибаем левый верхний угол.

– Далее видим, где получился центр. По центральной полосе выгибаем нашу фигуру наружу.

– Переворачиваем ее.

– Находим листик, который свободно отгибается в сторону.

– Загнём его к нижней полосе.

– Это мы делаем для того, чтобы мы с вами увидели линию, по которой мы отрежем ненужную часть, под нужным углом. 

– Загнули и далее выпрямили его обратно.

– Берём ножницы и отрезаем по данной полосе. Стараемся резать ровно.

– Раскроем наш лист.

– Все центральные полосы – лучи, загибаем наружу.

– Берём ножницы и аккуратно отрезаем верхушку нашей звёзды. Делая маленькую дырочку.

– Наша звезда готова!


– Откладываем нашу звезду в сторону.

– Берём салфетку. Из неё мы будем вырезать языки пламени.

– Складываем бумагу в несколько раз, чтобы можно было вырезать несколько одинаковых по размеру «лепестков» огня. Действительно, полученная форма похожа на лепестки цветов.

– И точно так же делаем «лепестки» другого цвета.

– Возьмем один листок, закручиваем ему кончик.

– Добавляем следующий лепесток, скручивая их вместе. Чередуем цвета.


– Теперь у нашего «факела» скручиваем кончик и вставляем его в дырочку от звезды.

Вечный Огонь готов!


Литература

1.        Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. -М.:ЦГЛ,2004.-256с.

2.        Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Оникс», 2019 – 120с.

3.        Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М. Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / ФГБНУ «ИВФ РАО», Москва – 2020

4.        Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А., Параничева Т.М., Филиппова Т.А., Макарова Л.В. Педагогическая физиология: учебное пособие / под ред. М.М. Безруких. – М.: ФОРУМ, 2013.

5.        Бурда И.В., Улкина Т.В., Михина И.В. Опыт развития дистанционного обучения в образовательном процессе ДОУ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/02/17/opyt-razvitiya-distantsionnogo-obucheniya-v

6.        Волкова Т.В. Учет психофизиологических закономерностей развития и санитарно-гигиенических требований к организации работы детей за компьютером в условиях новой образовательной ситуации // Практическое приложение к журналу "Современное дошкольное образование». – 2020 – №7 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalpril/tv-volkova-uchet-psihofiziologicheskih-zakonomernostej-razvitiya-i-sanitarno-gigienicheskih-trebovanij-k-organizacii-raboty-detej-za-kompyuterom-v-usloviyah-novoj-obrazovatelnoj-situacii.html

7.        Волкова Т.В., Мансарлийская Л.Ф. Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий // "Современное дошкольное образование». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/news/rabotaem/716-sidimdoma01-11.html

8.        Казаков А.П. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне\ А.П.Казаков, Т.А. Шорыгина.– М.: Издательство ГНОМ, 2011.– 48с

9.        Конкевич С. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). Учебно-наглядное пособие; Выпуск 1 – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс», 2018 – 16 с.

10.      Леонова Л.А. Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 16 с. (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет)

11.      Мансарлийская Л.Ф., Бирюкова Е.А. Онлайн-занятие с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию // Практическое приложение к журналу "Современное дошкольное образование». – 2020 – №8 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru/journalpril/lf-mansarlijskaya-ea-biryukova-onlajn-zanyatie-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-hudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu.html

12.      Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие / Авт.сост.Ю.Е.Антонов.– М.:АРКТИ,2010.– 120с.

13.      Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.

14.      Рекомендации по организации в детском саду дистанционного образования. Виртуальный методический кабинет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pedkabinet.ru/load/metodicheskie_rekomendacii/planirovanie_raboty_s_detmi/rekomendacii_po_organizacii_v_detskom_sadu_distancionnogo_obrazovanija/12-1-0-655

15.      СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” Постановление от 15 мая 2013 года N 26 (с изменениями на 27 августа 2015 года) http://docs.cntd.ru/document/499023522

16.      Федина Н. Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ – М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. – №10. – С. 3-14.

17.      Чернышова О.В. Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы. Требований к педагогическому стажу и категории педагогов ДОО не предъявляется. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://2019.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/aprel/no-5099-metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-po-organizacii-distancionnogo-obucheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-prakticheskie-sovety/

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.