ISSN 1997-9657
       

З.Б. Баскаева, И.А. Головина. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека

Полный текст

Баскаева Зара Борисовна, заведующая;

Головина Инесса Александровна, старший воспитатель, МБДОУ №59 (Владикавказ, Республика Северная Осетия – Алания)

В статье раскрывается опыт работы дошкольного образовательного учреждения в формировании правового воспитания у детей старшего дошкольного возраста. Предложены формы работы с использованием технологий, реализующихся в инновационной программе «От рождения до школы». Определены направления работы по проекту.

Ключевые слова: правовое воспитание, инновационная программа, сотрудничество, инновационные технологии, проектная деятельность.

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует.

В. Леви

Актуальным направлением развития современной государственной политики России является построение правого гражданского общества, а детский сад – носитель правовой культуры отношения к ребенку для всех взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. В ДОУ часто наблюдается проблема ссор между детьми, которая заканчивается выяснением отношений, дети пытаются ударить друг друга, толкнуть, отнять игрушку. При этом находят поддержку дома у родителей, которые советуют «давать сдачу» обидчикам, тем самым усугубляя положение. В нашем детском саду мы нашли нестандартный путь решения различных конфликтов и между детьми, и между родителями, – это правое воспитание. Своевременное правовое воспитание позволит взрослым быть уверенными в будущем детей: они и себя не дадут обидеть, и чужих прав не ущемят. Поэтому тема нашего проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека».

Работая по данной теме, столкнулись с тем, что в настоящее время в практике отсутствует целостная научно-обоснованная программа воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста, соответственно, нет и методического обеспечения педагогического процесса в ДОУ по данному направлению работы. Такое состояние проблемы побудило нас к изучению данного вопроса и к теоретической и практической разработке основ воспитания правовой культуры дошкольников.

Вначале провели анкетирование для родителей по выявлению знаний о правах ребёнка, которое показало, что правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. С документами о правах ребенка знакомы лишь 32% родителей. О существовании семейного кодекса известно 58%, Конвенции о правах ребёнка – 27% родителей, но назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка, смогли единицы. Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации родителям ничего не известно.

Также провели опрос «Как вы считаете, к кому имеет отношение Конвенция о правах ребенка?». 57% родителей считают, что Конвенция о правах ребенка имеет отношение к государству, 17% относят этот документ к себе, 23% – к детскому саду. Только единичные родители понимают, что данный документ имеет отношение ко всем участкам процесса воспитания ребенка, то есть родители имеют очень поверхностное представление о правах детей в принципе. Вот тут и встал вопрос – как инновационная площадка и инновационная программа помогут нам в реализации данного проекта?

Решили тему проекта интегрировать с работой инновационной площадки МПАДО. Работу на инновационной площадке начали с составления маршрута освоения программы, прослушали ряд вебинаров, методических объединений для повышения профессиональной компетенции педагогов, приобрели комплект к программе «От рождения до школы» (Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Издание шестое. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020). Определили три направления работы: с педагогами, детьми, родителями. Следуя выстроенному маршруту, стали анализировать, в какой области инновационной программы представлено правовое воспитание.

 

Выделили две области: «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Но, к сожалению, в инновационной программе отсутствуют конкретные задачи и формулировки по правовому воспитанию. Мы видим здесь такие формулировки, как: спокойно отстаивать своё мнение, справедливо решать споры, воспитывать восприятие пространства детского сада как второго дома с соответствующими правами и обязанностями, формировать культуру поведения и т.п. Это не конкретные задачи по правовому воспитанию.

В программе 2004 года «От рождения до школы» (Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Пилотный вариант. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014) в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Приобщение к социокультурным ценностям» в подготовительной группе единожды ставилась задача об ознакомлении детей с правами. В инновационной программе даже такая формулировка отсутствует.

Предлагаем внести дополнения в инновационную программу «От рождения до школы» в ОО «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Формирование социальных представлений, умений и навыков» в виде задач по формированию правового воспитания дошкольников, знакомству с документами, регулирующими правовые отношения, начиная со старшей группы. Также предлагаем издать методическое пособие по правовому воспитанию к инновационной программе.

Также в своей работе используем предложенную инновационной программой технологию «Утренний и вечерний круг». Во время проведения кругов все накопившиеся вопросы и обиды у детей разбираем через призму правового воспитания. Провели «Правовую недельку» где ежедневно знакомили детей с правами. Рассматривали не более одного права в день. Каждый круг начинался по-разному: с чтения стихотворения, игровой ситуации, внесения предмета.

Хотим отметить, что изначально утренний круг – это технология, которая позволяет открыто выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения взглядов; говорить на родном языке. Дает право на свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Применяем технологию детско-взрослого сообщества. Дети совместно с родителями разрабатывают семейные проекты «Мое имя», «Герб моей семьи», «Моя многонациональная семья». Проводим совместные праздники «День защиты детей», «Всемирный день ребенка». Дети, родители и педагоги являются участниками традиционных национальных мероприятий Владикавказа: встреч с национальными героями, выдающимися личностями республики, сотрудничают с республиканским домом дружбы народов РСО-Алания, являются участниками проекта «Ты поклонись фронтовику», с республиканским центром детского и юношеского туризма, где занимаются вопросами краеведения, ведут исследовательскую деятельность.

Для родителей организовали «Школу правовых знаний», собрали интересующие их вопросы, пригласили специалистов: психолога, юриста, инспектора по делам несовершеннолетних, которые смогли грамотно на них ответить.

Работу с педагогами мы проводим в тесном контакте с СОГПИ, они помогают нам в разработке методического обеспечения. Уже разработано перспективное планирование для старших и подготовительных групп на год, собраны конспекты НОД, праздников и развлечений, квестов, организовано сетевое сообщество с сотрудниками пединститута.

В перспективе своей работы видим:

Для педагогов:
• создание модели правового воспитания в ДОУ;
• создание Программы по правовому воспитанию в ДОУ, в которой будут обозначены цели и задачи по правовому воспитанию старших дошкольников в образовательной области «Познание», продолжение работы по разработке УМК;
• проведение цикла сетевых методических объединений для педагогов (учебные семинары-практикумы, мастер-классы) по обсуждению инновационных форм и методов инновационной программы.

Для родителей:
• продолжить работу Школы правовых знаний, принять участие в федеральном проекте «Школа молодых родителей»;
• разработать и создать страницу на сайте образовательной организации по трансляции инновационной деятельности для профессионального сообщества и родителей; использовать аудио- и видеоконтент для активного привлечения родителей к деятельности образовательной организации.

Для детей:
• разработка серии игр (настольно-печатных, сюжетно-ролевых, социальных);
• организация ППРС – создать уголки права в группах.

В заключение нашего проекта будет проведен итоговый мониторинг полученных результатов и оценка инновационного потенциала проекта совместно с социальными партнерами, включая родителей воспитанников.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.