ISSN 1997-9657
       

Жнай И.И. Совершенствование управленческой деятельности руководителя ДОУ в условиях программно-целевого подхода

№7 2021 Жнай И.И.   Совершенствование управленческой деятельности руководителя ДОУ в условиях программно-целевого подхода
Полный текст

Жнай Ирина Ивановна – заведующая МБДОУ детский сад №16 «Малышок» городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района (р.п.Чегдомын, Хабаровский край), detskiysad16.malyshok@bk.ru

В статье рассматривается один из актуальных вопросов современного образования – управление дошкольной образовательной организацией в условиях трансформации и смены ориентиров и приоритетов социально-экономического развития российского общества грамотное управление образовательной организацией в рамках программно-целевого подхода выступает фактором эффективности образовательного и воспитательного процесса и оптимального управления качеством образования.

Ключевые слова: управление, образование, дошкольная организация, качество образования, научный подход, программно-целевой подход, эффективность системы управления, кадровая политика.

Управление дошкольной образовательной организацией является многофакторным процессом, включающим организационную структуру, общую культуру образовательной организации, стратегию и тактику руководителя.

При разработке и внедрении стратегии управления, определении целей и задач руководитель современной образовательной организации должен ориентироваться во внешней среде, учитывать политику государства в области образования, приоритеты и предпочтения воспитанников и их родителей. Качество образовательного и воспитательного процесса в рамках дошкольного образования достигается лишь при рациональном подходе к управлению персоналом образовательной организации, адаптированности и актуализации образовательного процесса с учетом факторов внешней и внутренней среды, а также нормативно-правовых, экономических, политических, социальных и психологических факторов.

Сложность повышения эффективности управления дошкольной образовательной организацией обусловлена возрастающей интеллектуализацией образовательного процесса, расширением образовательных услуг, развитием информационных технологии.

В современной образовательной среде сформированы новые концептуальные основы программно-целевого подхода к управлению дошкольной организацией в рамках новой парадигмы управления.

Управление на современном этапе – это целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие [2, с. 2]. Обновление здесь предполагает отказ от методов административного взаимодействия на людей и переход на методы, опирающиеся на знания мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретных личностей.

Управление образовательной организацией неэффективно, если руководство разрабатывает программы развития своего учреждения формально, т.е. содержание их не актуально и не учитывает потребности современной образовательной системы, в результате организация не может занимать лидирующие позиции на рынке образовательных услуг.

Программно-целевой подход основан на интеграции и синтезе основополагающих принципов управления и планирования, в частности взаимосвязи основных целей и ресурсного потенциала, конкретности, единства поставленных задач и ориентиров, максимизации достигнутого при минимуме трудовых и финансовых затрат.

В дошкольных образовательных учреждениях руководитель является основным звеном качественного функционирования и действенности воспитательного и образовательного процесса. Уровень контроля за качеством управления дошкольным образовательным учреждением определяет возможности для профессионального роста руководителя, положительного обновления его знаний, умений и личностных качеств в соответствии с государственными нормами в области образования.

От лидерских и профессиональных способностей руководителя дошкольной организации, его умения быстро принимать решения, творческого потенциала, зависят успешное развитие организации и его социальный статус. Руководителю нужно выработать новый план в управлении, который строится на уважении, доверии и успехе, обращая внимание прежде всего на создание максимально удобных условий для созидательной деятельности педагогов с детьми и родителями и самовыражения в ней. При этом очень важно творчески разрушить факторы, препятствующие обновлению связей в коллективе, и затем перевести систему управления с одного уровня развития на другой.

Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, но изменяющуюся систему, Л.М. Денякина и Л.В. Поздняк утверждают, что её оптимальное жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя строить целостные планы, организовывать, совершать контроль и регулирование, согласовывать и устанавливать верные координаты работы коллектива, основанные на научных знаниях. В эффективности управления дошкольными образовательными учреждениями особое значение приобретает умение руководителя понимать себя и личностные цели, правильно организовывать время и распределять усилия, применять управленческие концепции развития. Определяя пути обновления педагогического процесса и управления им, руководитель будущего должен брать в расчет тенденции социальных изменений в обществе, желания родителей, интересы детей и специальные возможности педагогов.

Для профессионального управленца очень важно иметь практический опыт культуры управления, т.е. комплекс тех методов, которые выработаны в общественном опыте. Поэтому в условиях модернизации системы образования качество дошкольного образования обнаруживает прямую зависимость от умения строить стратегию управления в русле существующих подходов. Для руководителя приобретают особую актуальность вопросы управленческих технологий, обеспечивающих требования к системному подходу к достижению оценки качества образования. Наиболее продуктивной является технология программно-целевого подхода.

В качестве специфичных для системы образования проблем, обусловливающих внедрение программно-целевых методов в практику управления дошкольной организацией, выступают следующие:

1) зависимость основных результатов деятельности образовательной организации от множества внутренних и внешних факторов, часто слабо контролируемых организацией: воспитания, оздоровления, социализации учащихся;

2) слабая прогнозируемость и формализация ожидаемых результатов;

3) сложность получения обратной связи от родителей о качестве полученных образовательных услуг;

4) слабо выраженная психологическая мотивация повышения результатов деятельности, отсутствие четкой системы стимулов, сложность и многофакторность осуществляемой работы;

5) недостаточность необходимых для реализации программно-целевого подхода в управлении образовательной дошкольной организации ресурсов (финансовых, интеллектуальных, кадровых, информационных);

6) объективная сложность проработки большого объема взаимосвязанной информации, требующей использование достижений информационных технологий, а также работы круга специалистов – аналитика, прогнозиста, программиста и др., которых традиционно не хватает в образовательной среде [1, с. 10].

В результате опыт применения отдельных целевых программ в практике управления образованием показал их недостаточную эффективность в случае их реализации, обеспечивающей решение лишь локальных проблем. Поэтому задачами совершенствования управления в рамках подхода является:

  • изучить нормативно-правовую базу, обеспечивающую программно-целевой подход к стратегическому планированию;
  • изучить опыт работы образовательных организаций по вопросу разработки программы развития;
  • познакомиться с технологией разработки и внедрения программы развития;
  • изучить структуру программы развития образовательной организации;
  • изучить требования, предъявляемые к постановке цели в программе развития образовательной организации;
  • сформулировать цель стратегического развития организации;
  • разработать модель инновационной управленческой деятельности ДОУ;
  • повысить профессиональную, информационную, коммуникативную компетентность педагогических работников;
  • обеспечить равные возможности всем участникам образовательного процесса в управлении организацией;
  • повысить правовую компетентность и скорректировать функциональные обязанности всех членов управленческой системы ДОУ;
  • обеспечить равные стартовые возможности всем воспитанникам ДОУ при освоении общеобразовательной программы и поступлении в школу;
  • повышение материально-технической и финансовой базы ДОУ как ресурсного обеспечения выполнения программы развития;
  • организация персонифицированной системы непрерывного образования профессионального роста и повышения компетентности педагогических работников ДОУ.

Концепция совершенствования системы управления будет включать:

  • цели и задачи нового состояния ДОУ;
  • характеристику новой модели образовательного процесса (структура, принципы построения, содержания, технологии и методики, организация деятельности);
  • обновление управляющей системы (структура, функции, механизм управления);
  • систему ресурсообеспечения программы развития (финансовая, материально-техническая, кадровая, программно-методическая, информационная, взаимодействие социумом и др.);
  • тактический и оперативный план действий по реализации программы развития детского сада (мероприятия, цели, сроки, ответственные, предполагаемый результат);
  • ожидаемые результаты.

В результате оптимизации системы управления основными показателями качества должны стать:

1. Рост качества подготовки воспитанников к обучению в школе.

2. Рост числа педагогов, родителей, общественности, принимающих участие в управлении ДОУ.

3. Создание пространственно-предметной развивающей среды ДОУ, обеспечивающей благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Таким образом, совершенствование системы управления качеством дошкольного образования предполагает наличие идеальной модели такого образования и определение оптимальной структуры управления такой моделью. Правильно организованная управленческая деятельность руководителя поможет активизировать профессиональный потенциал педагогов, будет способствовать достижению задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Создание гибкой структуры неформальных отношений в переходе на более низкие структуры при принятии решений на совместную с работниками ДОУ выработку стратегии, проявляющуюся в видении новых коллегиальных органов управления и освоения демократического стиля руководства и контроля.

Литература

1. Акимов С.С. Теоретические основы управления развитием учреждения дополнительного образования детей // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2014. – №10 (43). – С. 9–13.

2. Бодренко Г.В. Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №2. – С. 1–3.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.