Зиганшина Л.И., Данилова Н.И. «С чего начинается Родина»

Полный текст

Зиганшина Луиза Ибрагимовна – заведующая;

Данилова Надежда Ивановна – старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида», Приволжский район, г. Казань, Республика Татарстан

На протяжении многих лет педагогическим коллективом проводится системная работа по нравственно-патриотическому воспитанию, которое является одной из приоритетных задач нашей дошкольной образовательной организации.

С помощью созданного нами проекта «С чего начинается Родина» реализуется интеграция различных видов деятельности, обогащается и насыщается образовательная и воспитательная работа.

Разработанная модель по нравственно-патриотическому воспитанию находит воплощение через сотрудничество с войсковой частью №64424, Казанским высшим танковым командным ордена Г.К. Жукова краснознаменным училищем и является ярким и незабываемым событием для наших воспитанников.

Результатом нашей работы являются награды различных уровней: благодарственные письма военного комиссариата РТ, почетные грамоты РТ и РФ, грамоты командования Казанского высшего танкового училища и командования войсковой части №64424.

Исходя из актуальности и злободневности данной темы и понимая «дефицит нравственности» в наши дни, мы проводим мероприятия, которые формируют патриотические чувства, любовь к прошлому, настоящему и будущему. Для наших воспитанников слово Родина – не пустой звук, и они научились уважать людей, которые ее защищают.

У нас не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм является единст­венной национальной идеей в России!
В.В. Путин

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных и своевременных задач нашего времени. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства.

В рамках Национального проекта Российской Федерации «Образование» на период с 2019 по 2024 годы одной из инициатив является патриотическое воспитание дошкольников, ведущей задачей которого является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей.

На протяжении многих лет нашим педагогическим коллективом проводится системная работа по данному направлению, которая является одной из приоритетных задач нашей дошкольной образовательной организации.

Изучив разнообразные методы работы, мы пришли к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проект развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Разработанная модель по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников находит свое воплощение через сотрудничество с войсковой частью №64424, Казанским высшим танковым командным ордена Г.К. Жукова краснознаменным училищем и родителями.

Цель: создание системы в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию).
  2. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  3. Повышение педагогической компетентности родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Системная работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей происходит с учетом возрастных особенностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. Данная модель нравственно-патриотического воспитания разработана для детей от 4 до 6 лет.

Работа организована по следующим тематическим блокам.

Тематический блок «Моя семья»


Цель: воспитать у детей чувство уважения к своей семье, дому. Пополнять знания детей о родных людях.

Данный блок включает мероприятия: конкурс «Семейный календарь», оформление видеороликов «Семейные праздники», беседа «Традиции моей семьи». Воспитанники совместно с родителями осуществляют сбор фотографий своих родных, знакомятся со своей родословной для оформления фотоальбома «Семейные династии».

Тематический блок «Детский сад»


Цель: развивать у детей желание посещать детский сад. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада, доброжелательное отношение к сверстникам. Сотрудничество с родителями.

В данном блоке нами используются следующие формы работы: фоторепортаж «Дружные игры в детском саду», где дети фотографируют сверстников в процессе самостоятельной деятельности, совместно с воспитателями занимаются оформлением фотогалереи «Традиции детского сада», экскурсия по детскому саду для ознакомления с трудом сотрудников как итог проведения квест-игры «В стране профессий». Выступление заведующего и старшего воспитателя перед родителями об актуальных проблемах воспитания во время проведения круглого стола.

Тематический блок «Мой родной край»


Цель: ознакомление с достопримечательностями родного города, историей, выдающимися людьми.

Включает проекты «Экскурсия в исторические места Архиерейских дач, близлежащих к детскому саду» (Конкурс «Юный экскурсовод»), рассматривание иллюстраций исторических улиц и памятников архитектуры Казани, оформление в группах тематических уголков «Родной Татарстан», в рамках проекта «Юные эколята» проводится сбор пластика, батареек, макулатуры. Экскурсия по экологической тропе осуществляется на территории близлежащей к детскому саду лесопарковой зоны.

Тематический блок «Родная страна»


Цель: развитие чувства ответственности и гордости за страну. Знакомство с символикой, гимном. Формирование нравственного отношения к культурному наследию и уважения к людям других национальностей.

Включает проекты: Изготовление макета «Москва златоглавая», Концертная программа «Многонациональная Россия», Игра-викторина «Государственные символы России», Интерактивная игра «Слава и гордость России».

Тематический блок «Наша армия»

Цель: формирование у детей патриотических чувств, представления о почетной обязанности защитника Родины.

Военно-спортивная игра «Зарничка», выступления с концертными программами перед военнослужащими войсковой части №64424, торжественный парад в честь 9 мая, экскурсии в «Музей боевой славы» КВТК, конкурс поделок для ветеранов и тружеников тыла ВОВ.

Результатом нашей работы являются награды различных уровней: благодарственные письма военного комиссариата РТ, почетные грамоты РТ и РФ, грамоты командования Казанского высшего танкового училища и командования войсковой части №64424.

Опыт работы детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию опубликован в журналах «Детская пресса», «Дошкольный мир». В программе «Город» был показан видеорепортаж о праздновании Дня победы в нашем дошкольном учреждении.

Целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в детском саду и семье. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, мы учим ребят быть честными, принципиальными, любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Мы твердо убеждены, что главным богатством и ценностью нашей страны является Человек, нравственную основу которого закладывают в семье и в детском саду.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.