ISSN 1997-9657
       
Соловьева И.А. Опыт создания и внедрения в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения коллекции цифровых образовательных ресурсов

Соловьева И.А. Опыт создания и внедрения в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения коллекции цифровых образовательных ресурсов
Соловьева Ирина Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №149», г. Иваново.


Наше муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ) «Центр развития ребенка – детский сад №149» города Иванова с 2006 г. осуществляет инновационный проект по созданию электронных дидактических материалов и внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс МДОУ. Цель проекта - обосновать возможность органичного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения и в базовую программу «Развитие».

Внедрение ИКТ проводится в следующих направлениях:

  1. Создание педагогами и специалистами авторских электронных учебно-методических материалов с целью повышения их квалификации.
  2. Внедрение коллекции цифровых образовательных ресурсов в программу «Развитие» с целью повышения качества образовательного процесса в ДОУ.
  3. Создание и модификация имеющегося ресурса авторских учебных программных продуктов к образовательным областям «Познание» и «Безопасность» с целью начала осуществления преемственности в технологиях реализации федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе.
  4. Создание и внедрение авторского электронного методического материала в работе педагога-психолога.
  5. Оптимизация ресурсов семейного воспитания посредством использования информационно-коммуникационных технологий в работе с родителями воспитанников.
  6. Руководство формированием единого информационного пространства дошкольного образовательного учреждения.

В настоящее время в России можно говорить о двух моделях использования ИКТ в ДОУ – при наличии компьютерного класса и в условиях его отсутствия.

Мы работаем по второй модели, т.е. наряду с компьютерами в кабинетах специалистов и ноутбуком используем мультимедийный проектор, мобильный экран для проектора. Мы оборудовали отдельное помещение для использования мультимедийной установки кроме того используем DVD проигрыватель и музыкальный центр с функцией DVD находящиеся в групповом помещении и комнате психологической разгрузки. Вся оргтехника освоена и активно используется, как педагогами, так и другими сотрудниками МДОУ.

Уверенными пользователями персонального компьютера (ПК) и другой оргтехники являются директор МДОУ, все специалисты, старшая медицинская сестра и 50% воспитателей.

В соответствии с нашим планом по освоению педагогическим коллективом различных компьютерных технологий мы используем следующие формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации посредством формирования IT-компетентности:

  • мастер-класс - проводится с целью демонстрации достижений конкретного педагога и обучения коллег методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д.;
  • тематические семинары - организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков: подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office, Paint, поиск и обработка информации в сети Интернет, оформление диагностических данных средствами Microsoft Office Excel и др.;
  • семинар – практикум – организуется с целью обучения педагогов созданию презентаций в программе Microsoft Office Power Point;
  • работа в паре – даёт возможность продуктивного сотрудничества воспитателей с целью создания конкретного методического сопровождения занятий по программе «Развитие»;
  • консультирование и практическая помощь парам, работающим в том или ином направлении;
  • съёмка открытых мероприятий - проводится с целью дальнейшего просмотра и обсуждения, даёт возможность развивать у педагогов навыки анализа и рефлексии, обучать молодые кадры.

Тематические семинары и семинары – практикумы по вопросам информатизации проводятся старшим воспитателем с привлечением педагогов, являющихся уверенными пользователями ПК.

Особенностью нашего инновационного проекта является создание авторских демонстрационно-дидактических материалов для базовой программы «Развитие» и таких образовательных областей основной общеобразовательной программы (ООП) как «Познание» и «Безопасность».

Разделы программы «Развитие», в которых мы используем или планируем использовать мультимедийные презентации:

  • «Сенсорное воспитание» - вторая младшая группа.
  • «Развитие представлений об окружающем мире и себе» - вторая младшая, средняя группы.
  • «Развитие элементов логического мышления» - старшая, подготовительная группы.
  • «Ознакомление с пространственными отношениями».
  • «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи».
  • «Конструирование» - во всех возрастных группах.
  • «Развитие экологических представлений» - старшая, подготовительная группы [2].

В соответствии с нашей концепцией, IT-технология является средством, а не целью, и, как и любая другая технология, не может заменить педагога. Более того, по нашему мнению, нет необходимости использовать ИКТ на каждом занятии. В каждом проанализированном нами разделе программы «Развитие» выделено 3-5 занятий, в которых целесообразно применять мультимедийные презентации. В каждом конкретном случае цель презентации различна. Это может быть демонстрация способа (последовательности) выполнения продуктивной деятельности, актуализация мотивации детей к освоению каких-либо знаний иди действий. Презентация может содержать лишь иллюстративный материал разной степени обобщенности: натуралистические и контурные изображения предметов, их модели и схемы. Большинство авторских презентаций включают игровые упражнения для закрепления знаний.

В наших дидактических материалах используются знаки и символы, предложенные авторами программы «Развитие», что способствует развитию знаково-символической функции сознания и закреплению знаний и умений детей в игровой форме.

Известно, что использование ИКТ активизирует познавательно-исследовательскую деятельность и стимулирует мотивацию к усвоению информации. Благодаря интеграции знаний компьютерных технологий (программы пакета Microsoft Office) и методики дошкольного образования наши педагоги в авторских электронных материалах к программе «Развитие» наделяют мультипликационных или сказочных героев умением двигаться, разговаривать, задавать вопросы познавательного характера и оценивать ответы и действия детей. Наблюдения педагогов и небольшое исследование психолога свидетельствуют: при строгом соблюдении всех требований СанПина у детей практически отсутствуют признаки утомления или пассивного восприятия материала. Более того, за счет использования всех каналов восприятия и познавательных эмоций активизируются мышление и воображение детей.

Опыт использования ИКТ в работе педагога-психолога свидетельствует: электронные средства наглядности способствуют более продуктивной и творческой работе психолога в ДОУ по всем основным направлениям профессиональной деятельности: диагностической, коррекционно-развивающей и др. На сегодняшний день нашим педагогом-психологом разработан авторский материал для коррекционно – развивающей работы и модифицированы три диагностические методики с использованием ИКТ. Педагог-психолог Тараскина Т.М. участвовала в муниципальном и региональном конкурсах «На лучшую авторскую разработку электронных учебно-методических материалов» 2010-2011 г. [10].Она награждена дипломом за 3 место в номинации «Внеурочная деятельность». Занятие подготовлено к публикации в сборнике методических материалов, изданном по заказу методического центра «Лучшие уроки учителей школ города Иванова с использованием информационно-коммуникационных технологий» 2011г [1].

Педагоги, по достоинству оценившие возможности использования ИКТ, активно внедряют в работу с родителями воспитанников такую форму, как компьютерная презентация. Воспитатели и специалисты нашего дошкольного учреждения наряду с демонстрационно-дидактическими разработками активно пользуются в работе фото- и видеокамерами, цифровые ресурсы которых используют потом для проведения групповых родительских собраний в форме собрания-студии, конкурсов тематических стенгазет, совместной проектно - исследовательской деятельности. Просматривание фрагментов организованной и самостоятельной детской деятельности, сопровождаемое комментариями воспитателей, не только расширяет представления родителей о своих детях, но и сближает их.

Авторские разработки «Типы взаимоотношений в семье», «Не нужен и клад, коли в семье лад» (автор: воспитатель Пешкова Л.Н.), [4, 5]«Профилактика плоскостопия» [7] и «Профилактика нарушений осанки и зрения у детей дошкольного возраста» (автор: руководитель по физической культуре Разяпова Г.А.), «Освоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста» (автор: воспитатель Савичева С.В.)[8] «Санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ на занятиях с детьми дошкольного возраста», «Как помочь ребёнку освоить правила поведения в обществе» (автор: воспитатель Кружкова Э.О.) [6, 9]содержат информацию о психологических, педагогических и физиологических аспектах развития дошкольников, и могут применяться как в работе с родителями, так и с педагогами.

Одним из результатов проекта является созданная педагогами ДОУ коллекция цифровых образовательных ресурсов. Это авторские учебно-методические материалы, которые используются в работе с детьми, педагогами и родителями воспитанников. На сегодняшний день педагогами ДОУ создана коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая включает свыше 30 дидактических пособий и продуктивно применяется в образовательном процессе.

Каждое авторское демонстрационно-дидактическое пособие включает презентацию в программе Power Point, текстовое сопровождение к ней или методические рекомендации. Некоторые из этих материалов размещены в методическом хранилище на сайте Регионального центра дистанционного обучения при Институте развития образования Ивановской области. Материалы систематизированы и в декабре 2010г. были представлены на городском Форуме Инноваций муниципальной системы дошкольного образования «Дошкольное образование - инвестиция в будущее» и на Первом региональном Фестивале инновационных образовательных проектов «Открытый диалог: опыт и перспективы», Институтом развития образования Ивановской области. По результатам Фестиваля МДОУ был награжден Сертификатом участника, а материалы, представленные для оценки профессионального жюри, заинтересовали представителей издательств «Глобус» и «Планета».

Опыт работы по осуществлению данного проекта опубликован в сборнике научных трудов «Инновационная работа образовательных учреждений Ивановской области», выпущенного федеральным бюджетным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Шуйский государственный педагогический университет» (ФБГОУ ВПО «ШГПУ») в 2010 году [3]. Эти материалы могут быть интересны не только для воспитателей нашего МДОУ, но и для коллег других дошкольных учреждений, а также педагогов других сфер общего и дополнительного образования.

Опыт нашего дошкольного учреждения неоднократно представлялся как на муниципальном уровне, так и на уровне департамента образования Ивановской области. Авторские разработки всегда вызывают живой интерес у коллег, которые говорят о потребности распространять наши учебные и методические программные продукты.

В перспективе нашего инновационного проекта - систематизация и внедрение ИКТ в образовательный процесс МДОУ, при тесном сотрудничестве с авторами программы «Развитие», преподавателями ФБГОУ ВПО «ШГПУ» и специалистами Управления образования города Иванова.

Литература

  1. учшие уроки учителей школ города Иванова с использованием информационно-коммуникационных технологий». Часть V. –Иваново: МОУ МЦ г. Иваново, 2011.
  2. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /под ред. О.М. Дьяченко.- М.: Гном-пресс, 1999.
  3. Соловьева И.А., Лапшина Т.В. Анализ инновационной работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность дошкольных учреждений. В кн.: Инновационная работа образовательных учреждений Ивановской области. Сборник научных материалов. Выпуск 2. –Шуя: ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», 2010.

Электронные приложения:

  1. Демонстрационный дидактический материал к консультации «Не нужен и клад, коли в семье лад» (аннотация, конспект, презентация).
  2. емонстрационный дидактический материал к консультации: «Типы взаимоотношений в семье» (аннотация, консультации, презентация).
  3. Демонстрационный дидактический материал к тренингу «Как помочь ребёнку освоить правила поведения в обществе» (аннотация, презентация, конспект).
  4. Демонстрационный дидактический материал к консультации «Профилактика плоскостопия» (аннотация, презентация, текстовое сопровождение к слайдам).
  5. Демонстрационный дидактический материал к консультации «Освоение сенсорных эталонов детьми младшего дошкольного возраста» (аннотация, презентация).
  6. Демонстрационный дидактический материал к консультации «Санитарно-гигиенические требования к использованию ИКТ на занятиях с детьми дошкольного возраста» (аннотация, презентация, текстовое сопровождение к слайдам).
  7. Демонстрационный дидактический материал к занятию «Путешествие Колобка» (аннотация, презентация, конспект).