ISSN 1997-9657
       
Балина Л.Н. «Виртуальный ясли-сад»

Балина Л.Н. «Виртуальный ясли-сад»
Балина Людмила Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Олененок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей.

Опубликована в журнале —  Балина Л.Н. Виртуальный ясли-сад

«Виртуальный ясли-сад» - образовательное учреждение, созданное на базе управления образования, в котором педагогический процесс и обучение родителей осуществляются через Интернет. Организация дистанционного обучения родителей, воспитывающих детей раннего, предшкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих ДОУ.

Актуальность

В муниципальном образовании Шурышкарский район Ямало-Ненецкого автономного округа стоит острая проблема с устройством детей в детские сады. 126 (72,4%) детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) не имеют возможности посещать дошкольное учреждение и общаться со своими сверстниками. Также в районе проживают 14 детей-инвалидов дошкольного возраста, 8 из них не посещают детские сады. Есть родители, которые в силу разных причин не могут или не хотят отдавать детей в детский сад.

Что же делать родителям, которые не знают чему и как нужно обучать своего ребенка. В сельской местности не существует курсов для родителей, которые воспитывают ребенка раннего возраста, ребенка-инвалида. В некоторых детских садах существовала практика создания консультативных пунктов для родителей и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Но такой опыт не нашел применения ни в одном детском саду района. Данная альтернативная форма дошкольного образования не стала эффективной и не была принята как родителями, так и педагогами. Еще одной причиной неэффективности обучения в консультативных пунктах родителей, воспитывающих детей-инвалидов, является некомпетентность педагогов сельских детских садов в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. ни в одном дошкольном образовательном учреждении нет специалистов по специальной дошкольной педагогике и психологии.

А ведь такие дети полностью оторваны от системы образования и только родители смогут дать им те первые уроки, в которых нуждаются их дети. Но две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, сложность общения с таким ребенком, необходимость в специализированной защите.

Несмотря на проводимые на законодательном уровне государственные мероприятия по оказанию помощи семье по улучшению медицинского обслуживания, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических проблем: несовершенна система их обучения; недостаточно специальной литературы для педагогов, которые испытывают трудности в общении с отцами и матерями больного ребенка, слабо организована дифференцированная работа по психолого-педагогическому просвещению родителей. Родителям крайне недостает информации о том, чему и как учить ребенка, управлять его поведением, консультаций с педагогическими работниками, психологами и другими специалистами-дошкольниками. Отсутствие образовательных курсов для родителей, где они смогли бы получить информацию о том, как и чему учить ребенка-инвалида дома, квалифицированных консультационных пунктов, где они смогли бы получить информацию от социальных работников, психологов, дефектологов и других специалистов создают дополнительные проблемы родителям.

Анализируя сложившуюся ситуацию в районе по педагогическому просвещению родителей, имеющих детей вышеперечисленных категорий, мы определили проблему: низкий уровень доступности медико-психолого-педагогических знаний родителей дошкольников.

Актуальность данной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость определили выбор темы нашего проекта.

Решить проблему нехватки знаний у родителей в вопросах воспитания, обучения и оздоровления детей можно путем создания «Виртуального ясли-сада».

Таким образом, учитывая специфику жизни в муниципальном образовании Шурышкарский район, был разработан проект «Виртуальный ясли-сад», где родители всех поселений района получат не только квалифицированную консультацию, но и практический опыт, узнают, как и чему можно обучить малыша дома. Проект позволит обеспечить подготовку к школе и тех детей, которые могут посещать детский сад, и тех, которые лишены этой возможности.

«Виртуальный ясли-сад» - образовательное учреждение, созданное на базе управления образования, в котором педагогический процесс и обучение родителей осуществляются через Интернет. Специалисты, привлеченные из дошкольных образовательных учреждений района, детской поликлиники дают рекомендации, советы родителям по воспитанию, обучению и оздоровлению ребенка.

Взаимодействие в процессе воспитания и обучения предполагает участие родителей в разработке и коррекции индивидуальной программы обучения ребёнка. Ключевыми моментами в составлении программ являются диагностика возможностей ребёнка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребёнка, что связано не только с постановкой обучающих задач, но и прежде всего с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений.

Ознакомившись с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению детей и материалами виртуального занятия, родители могут выполнять задания совместно с ребенком.

«Виртуальный ясли-сад» поможет родителям познакомиться с особенностями развития детей и ухода за ними, сформировать понимание проблем ребенка в интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, поможет обучиться методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

Методическая база, выбранная для «Виртуального ясли-сада», – примерная основная образовательная программа «От рождения до школы», разработанная Н.Е.Веракса, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а также ряд новых инновационных программ воспитания, созданных учёными ведущих исследовательских центров по дошкольному воспитанию для детей раннего и предшкольного возраста.

Приоритетные направления:

  • Предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья психологических, педагогических и медицинских услуг;
  • Предоставление детям предшкольного возраста дополнительной подготовки к обучению их в школе;
  • Просвещение и психолого-педагогическая подготовка родителей.

Основная цель «Виртуального ясли-сада» – повысить уровень доступности медико-психолого-педагогических знаний родителей дошкольников, вооружить родителей разнообразными практическими и теоретическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей раннего, предшкольного возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Организация «Виртуального ясли-сада» с необходимой материальной базой и квалифицированным штатом специалистов, которые создадут условия для становления и самореализации каждой семьи, воспитывающей ребенка раннего, предшкольного возраста и ребенка-инвалида.
  2. Помочь получить родителям конкретные навыки и умения для самостоятельного обучения своего малыша, понять особенности работы с ребенком раннего, предшкольного возраста и ребенком-инвалидом.
  3. Создание для детей-инвалидов нормальных условий для нормального развития и коррекции его нарушений без отрыва от семьи.
  4. Обеспечение комплексного подхода к ребенку со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса.
  5. Вовлечение различных органов власти и учреждений, работающих в сфере оказания помощи семьям группы риска, в совместную работу по программе, разработка механизмов социального партнерства между государственными и общественными организациями.
  6. Содействие формированию грамотного, осознанного отношения родителей к использованию педагогических методик.
  7. Разработка курса практических занятий для родителей в «Виртуальном ясли-саду».
  8. Выпуск учебно-методических пособий для родителей и педагогов, прописей для детей старшего дошкольного возраста.

Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках проекта:

  • Дети раннего возраста (от 0 до 3 лет);
  • Дети старшего дошкольного возраста (5,5-7 лет)
  • Дети-инвалиды, имеющие различный уровень физического и психического развития от 3 до 7 лет;
  • Родители и опекуны, воспитывающие детей вышеперечисленных категорий;
  • Педагоги, специалисты ДОУ.

Организационная структура «Виртуальный ясли-сад»

Педагогическое направление

  • Педагогические консультации специалистов
  • Видеопросмотр родителями занятий в детском саду
  • Педагогическая диагностика.

Психологическое направление

  • Психологическая поддержка семьи в кризисной ситуации (консультации)
  • Формирование навыков общения между родителем и ребенком, между сверстниками (под наблюдением специалиста)
  • Психологическая диагностика.

Медицинское направление

  • Консультации медицинских работников
  • Просмотр родителями форм закаливания и массажа.

Методическое направление

  • Обучение педагогов основам работы с данными категориями семей.
  • Выпуск методических пособий для родителей и педагогов.
  • Перечень необходимого игрового оборудования

Направление взаимодействия

  • Разработка механизмов социального партнерства между государственными и общественными организациями.
  • Информационная поддержка родителей посредством Интернет-рассылок.

Материально-техническая база: персональный компьютер, веб-камера, микрофон, подключение к Интернету, программное обеспечение (Skype).

Описание сетевого проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей: «Виртуальный ясли-сад» организует сотрудничество с родителями по следующим блокам:

  1. «Мой ребенок раннего возраста»
  2. «Мой ребенок идет в школу»
  3. «Моему ребенку нужна помощь».

Каждый блок предполагает раскрытие следующих разделов:

  1. Развитие
  2. Консультативный пункт
  3. Совместная деятельность со взрослыми
  4. Игровой центр
  5. Досуг
  6. Полезные советы
  7. Видеоканал
  8. Объявления
  9. Фотогалерея
  10. Форум
  11. Интернет-магазин
  12. Диагностика
  13. Конкурсы

Рассмотрим содержание каждого раздела.

1. В разделе «Развитие» размещена информация о возрастных особенностях детей-дошкольников каждой категории, динамика развития ребенка на каждом его возрастном этапе. Также описаны особенности развития ребенка с проблемами здоровья.

2. В разделе «Консультативный пункт» родители смогут ознакомиться с консультациями специалистов дошкольного образовательного учреждения:

Для родителей, самостоятельно обучающих своего ребенка дома, подобран цикл занятий по программе дошкольного учреждения, с помощью которого родители, не имеющие возможности посещать дошкольное учреждение со своим ребенком, смогут, посмотрев занятие, использовать полученные знания, задать вопросы педагогу, понять особенности работы с ребенком раннего, предшкольного возраста, ребенком-инвалидом.

Необходимым условием для успешного осуществления педагогической работы с ребёнком является обучение родителей приёмам и методам специально-педагогического развивающего обучения. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд консультаций и семинаров. Кроме того дают рекомендации по использованию педагогической и методической литературы по актуальным для воспитания и обучения их ребёнка проблемам.

Педагог-психолог организует для родителей консультативный курс, направленный на повышение активности и стремления родителей к внутренней перестройке и коррекции своих отношений с ребенком в направлении эмоционального сближения.

Важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей раннего, предшкольного возраста и детей с нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи. Цель консультаций, тренингов: привлечь внимание родителей к самим себе, избавить от чувства вины, повышенной тревожности, эмоционально поддержать родителей, дать им возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести реалистичное отношение к ребёнку и к самим себе. Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом, обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях.

Этот курс создан специально для того, чтобы помочь родителям детей, имеющих какие-либо речевые нарушения. Основная задача данного курса – практическая логопедическая, дефектологическая и психотерапевтическая помощь детям и их семьям, предупреждение и устранение различных видов нарушений и недостатков речи у детей в любом возрасте.

Освоение речи ребенком – важная функция, которая решающим образом влияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Для предотвращения этих проблем и необходима помощь логопеда и дефектолога.

Специалисты определят уровень развития речи дошкольников, и если понадобится, назначат коррекционные занятия. В данном разделе будет использован индивидуальный подход к каждому ребенку.

Направления деятельности:

  • Раннее развитие логики ребенка;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие речи, фонематического слуха, звукового анализа;
  • Устранение дефектов речи, полной (не говорит вообще) и частичной (картавая речь, заикание, ринолалия, неправильное произношение звуков)

Анализ результатов предварительного мониторинга состояния здоровья воспитанников образовательного проекта «Виртуальный ясли-сад» выявит наиболее распространенные заболеваниями среди дошкольников. Анализ полученных результатов позволяет проводить коррекцию учебных планов с учетом состояния здоровья воспитанников, разрабатывать коллективные и индивидуальные рекомендации по сохранению здоровья детей. Медицинские работники в своих консультациях обучают родителей различным формам массажа и самомассажа, дают консультации по питанию, соблюдению режима дня, знакомят родителей с инновационными формами оздоровления, закаливания, обучают различным комплексам гимнастики (пальчиковая, для глаз, корригирующая, «для язычка»).

Программа курса составлена инструкторами по физической культуре с учетом возрастных особенностей физического развития дошкольников. По каждой возрастной группе (II группе раннего возраста, младшей, старшей) рассмотрены особенности двигательных навыков у детей, дана характеристика специфики воспитания и обучения.

В помощь родителям приведено большое количество игр разной подвижности, физических упражнений, комплексов упражнений для утренней и корригирующей гимнастики, описание различных видов самомассажа, физкультминуток, ритмических танцев. Представлены методические рекомендации по организации разных типов занятий по физической культуре; педагогические приемы руководства двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности; основные требования к моделированию двигательного режима дома. Приведены оздоровительные упражнения, направленные на развитие различных физических качеств, отдельных групп мышц. Особое внимание уделено индивидуальным занятиям с детьми, имеющим отклонения в физическом и психическом развитии.

В данном курсе представлены оздоровительные мероприятия, направленные на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, снижения зрения у детей и повышение резистентности организма, прилагаются примерные конспекты оздоровительных занятий, носящих тематический характер. Специалисты дадут рекомендации о том, как правильно подобрать упражнения для ребенка раннего и дошкольного возраста, указана правильная последовательность упражнений, при этом особое внимание уделено постановке правильного дыхания при проведении зарядки.

Консультативный материал разработан с учетом сезонности (осенний, весенний, зимний и летний периоды), в соответствии со спецификой занятий в условиях помещения, площадки, стадиона, лужайки. Также в данном разделе представлены оригинальные способы изготовления спортивных снарядов из «подручных» предметов.

Развитие музыкальных способностей детей, формирование их музыкальной культуры необходимо осуществлять с самого раннего возраста. Помочь детям войти в мир музыки – задача сложная.

В детском саду педагоги учат детей вслушиваться в музыку, наслаждаться ей, проявлять творческую фантазию, импровизировать, петь, танцевать, прививают культурные и эстетические ценности. Педагоги обязаны помочь семье, научить родителей использовать чудесную силу музыкального искусства. Много ошибок родители совершают по незнанию, здесь помощь детского сада просто необходима. Специалисты данного курса предлагают родителям различные формы сотрудничества: индивидуальные беседы, консультации, статьи, буклеты, просмотр музыкальных занятий, праздников, развлечений (вместе с детьми старшего дошкольного возраста), предоставление возможности пользования фонотекой детского сада «Музыкальный киоск»; участие в составлении сценариев, подготовке и проведении праздников. Некоторые темы вопросов, которые освещают специалисты, подсказывают сами родители.

Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание.

Педагоги дополнительного образования занимаются развитием талантов и способностей дошкольников, содействуют выявлению и развитию талантов детей, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность.

Специалисты данного курса помогут родителям хорошо изучить интересы ребят, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые мешают ребенку в становлении личности.

В ходе ведения данного курса педагоги будут оказывать консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Задача специалистов состоит в том, чтобы помочь родителям создавать благоприятную обстановку для дошкольников, воспитывающихся дома, условия для их занятий, широко использовать их творческие возможности в подготовке и демонстрации личных достижений: авторские выставки, сольные концерты, презентации, проекты, показы, выступления и др.

Помощь педагогов и родителей даст ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Дополнительное образование особенно детей с проблемами в здоровье, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, увеличит пространство, в котором дошкольники смогут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Эта работа позволит родителям с помощью педагогов выявить у своих детей потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Родители могут заранее сделать заказ на проведение той или иной консультации.

3. В разделе «Совместная деятельность со взрослыми» родители смогут познакомиться с сеткой занятий, конспектами различных игр-занятий, по 10-ти разным образовательным областям основной образовательной программы ДОУ, методическими рекомендациями по проведению игровых занятий с детьми с последующим их обсуждением на форуме.

4. «Игровой центр» предполагает размещение описаний разных видов игр и игровых упражнений для детей данных категорий: словесные, настольные, дидактические, игры разной подвижности, коррекционные, национальные, народные; игровые упражнения на развитие психических процессов и других необходимых ребенку качеств. Для знакомства родителям предложено оборудование, игрушки для вышеперечисленных видов игр, рекомендации проведения игр и игровых упражнений. Также в данном разделе дети старшего дошкольного возраста могут играть в компьютерные развивающие игры. В этом же разделе размещены консультации на темы: «Какие игрушки нужны детям», «Полезные и вредные игрушки», «Игрушка в жизни ребенка», «Выбор игрушки в соответствии с возрастом ребенка», «Агрессивные игрушки», «Игрушки для детей раннего возраста».

5. Раздел «Полезные советы» представит вниманию родителей различные рекомендации по воспитанию, обучению, развитию, питанию дошкольников. В этот раздел могут входить ответы специалистов дошкольного образовательного учреждения на вопросы родителей, заданных на форуме.

6. В разделе «Досуг» представлена работа дошкольных учреждений по организации праздников, развлечений, театрализованных представлений для детей, имеющих различный возрастной ценз и уровень физического и психического развития. Также в данном разделе представлены консультации и методические разработки организации праздников, дней рождения ребенка, рекомендации по изготовлению подарков.

7. «Видеоканал». В данном разделе родители могут посмотреть видеозаписи индивидуальной и коллективной работы специалистов детского сада с детьми: игры-занятия, развитие трудовых навыков, игры, проведение массажей и самомассажей, беседы на актуальные темы; родительские собрания, семинары, консультации.

8. В разделе «Диагностика» размещены методические рекомендации по психолого-педагогической диагностике детей раннего и дошкольного возраста. В диагностический инструментарий входят тесты, игры и упражнения, с помощью которых родители совместно со специалистами ДОУ и самостоятельно смогут определить уровень психического, физического и умственного развития своих детей. В диагностическое обеспечение входит инструкция по проведению обследования ребенка, демонстрационный и раздаточный материал, критерии оценивания и показатели развития ребенка данного возраста в норме. Также в данном разделе можно найти анкеты и тесты для родителей, определяющие их отношение, заинтересованность и удовлетворенность данной формой работы.

9. «Форум» предполагает переписку родителей между собой и со специалистами ДОУ. Участники педагогического процесса могут делиться своими впечатлениями, успехами и неудачами в деле воспитания, обучения и оздоровления детей дошкольного возраста.

10. В разделе «Фотогалерея» размещены фотографии из жизни детей и их родителей.

11. В разделе «Объявления» представлена информация для родителей о проводимых педагогических мероприятиях (очных, заочных и дистанционных), рассылки о проведении акций, мероприятий и реализации проектов, как для детей, так и для родителей.

12. «Конкурсы». В данном разделе опубликована информация о проводимых конкурсах разного уровня: от институционального до Всемирного. Здесь же размещены Положения о конкурсах, итоги и представленный материал (детские работы), также фотографии участников конкурсов и их руководителей.

13. «Интернет-магазин» - полезные ссылки интернет-магазинов, где можно приобрести товары для детей данных категорий.

Содержание каждого раздела направленно на поддержку семей, воспитывающих детей раннего, предшкольного возраста и ребенка-инвалида.

Ожидаемые практические результаты

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

  • проводить обучение большого количества человек;
  • повысить качество обучения за счет применения современных средств;
  • создать единую воспитательно-образовательную среду;
  • разработать и апробировать новые формы работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, что повысит уровень социальной реабилитации и улучшит качество жизни семей, имеющих ребенка-инвалида;
  • увеличить численность детей, охваченных дошкольным образованием;
  • разработать и апробировать индивидуальные формы работы с родителями, создать команду специалистов, разработать методы работы с различными категориями семей;
  • повысить педагогическую культуру родителей и опекунов;
  • создать на базе дошкольного учреждения систему обучения педагогов для работы с данной категорией семей;
  • повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ;
  • реализовать личностно-профессиональный рост педагогов;
  • создать активно действующие, работоспособные системы поддержки семейного воспитания через использование информационно–коммуникативных технологий.

Критерии оценки ожидаемых результатов: экспертные оценки реализации сетевого проекта будут осуществляться по двум направлениям:

- уровень развития детей;
- уровень основной направленности инновационной деятельности.

Практическая ценность разработки, оригинальность, инновационность проекта:

  • многоуровневая работа с семьями и детьми, последовательная работа по ступеням социальной самореализации;
  • расширение социальных контактов;
  • создание длительных поддерживающих отношений между участниками проекта;
  • сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми и родителями.

Выводы

Необходимо ли дистанционное обучение для родителей, воспитывающих ребенка раннего, предшкольного возраста, ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребёнка-инвалида с ограниченными возможностями передвижения, не посещающих детский сад? Казалось бы, вряд ли уместна такая постановка вопроса. Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для этих категорий родителей проблему дошкольного образования.

Дистанционное обучение для родителей детей данных категорий необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы дошкольного образования. При этом дистанционное обучение должно быть включено в рамки образовательной среды, ориентированной на цели образования, развития и социализации детей, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные учреждения.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи, развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействия детского сада и семьи.