ISSN 1997-9657
       
Центр развития ребёнка – детский сад № 2558. Система и методика использования ИКТ для развития ведущих сфер личности ребенка в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ

Центр развития ребёнка – детский сад № 2558. Система и методика использования ИКТ для развития ведущих сфер личности ребенка в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ
Туйчиева И.Л., Белая К.Ю., Кремлева А.Ю., Горницкая О.Н., Логинова Г.Б., Смирнова Л.П., Азова Е.А., Хрестина Е.В., Скворцова Н.Ю., Барышникова А.Ю., Ермакова С.М., Комиссарова Л.Е.

Государственное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №2558», г.Москва


Современный мир сегодня предъявляет новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая большое влияние, как положительное, так и отрицательное на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. Это ставит перед педагогами задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ; предполагает качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду.

В нашем учреждении накоплен большой опыт работы в направлении использования ИКТ в системе воспитательно-образовательной работы. С 2006г. на базе учреждения ведется научно-практическая экспериментальная работа под научным руководством Белой К.Ю., к.п.н., по проблемам: «Использование новых информационных и компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста», «Разработка программно-методического обеспечения для организации воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий в ДОУ».

Многолетний опыт работы коллектива в данном направлении получил широкое научное и практическое продолжение в реализации конкурсного проекта «Детский сад будущего», в котором ГОУ заняло первое место в модуле «Современные информационные технологии в ДОУ».

В рамках экспериментальной работы и в процессе реализации конкурсного проекта педагогическим коллективом учреждения была разработана и внедрена система использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе ДОУ для решения основных программных задач дошкольного образования, сформулирована методика для развития ведущих сфер личности ребенка с помощью ИКТ.

Основной методологический принцип системы заключается в комплексном подходе к внедрению ИКТ в педагогический процесс.

Основной целью проведения воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ становится решение конкретных программных задач, определяемых в каждой образовательной области по направлениям и видам деятельности. Важную роль играет создание библиотеки компьютерных программ, систематизированных по темам в соответствии с решаемыми задачами образовательных областей.

Программно-методические компьютерные комплексы и программы выступают в данном случае в качестве дидактического информационного пособия.

Педагогический процесс детского сада должен быть организован таким образом, чтобы каждый участник мог использовать ИКТ в своей профессиональной практической работе с детьми. Так, например, педагог дополнительного образования может использовать их в компьютерном классе для проведения занятия по выбранному виду деятельности: изобразительной, познавательно-исследовательской, математической и др.

Специалист может включать использование ИКТ фрагментарно в проводимой с детьми деятельности: музыкальной, театрализованной, логопедической, психолого-педагогической и др. Воспитатель может активизировать воспитательно-образовательную работу с детьми с помощью ИКТ и тематических дидакти-ческих информационных пособий: беседа о Великой Отечественной войне, Дне Космонавтики и др..

При таком подходе информационные технологии выступают в качестве средства развития ребенка по основным направлениям (линиям развития): социально-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической; для формирования психических процессов раскрытия индивидуальных и творческих способностей детей. ИКТ становятся помощниками в активизации и оптимизации педагогического процесса.

Организационные подходы предполагают тесное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, воспитателей, специалистов, родителей. Каждый участник процесса решает общие задачи своим средствами. Так, например, воспитатель занимается с детьми по основным направлениям в рамках образовательных областей: художественное творчество, познание, чтение художественной литературы и др., а педагог дополнительного образования на компьютерных занятиях решает аналогичные образовательные задачи средствами информационных технологий. Такая организация педагогического процесса дает очень высокие результаты в развитии детей, формирует у них целостное восприятие окружающего мира, в котором современные ИКТ становятся помощником в реализации индивидуальных творческих способностей каждого ребенка.

Основная идея методики заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка, формами и методами организации педагогического процесса, направленного на реализацию про-граммно-методических задач дошкольного образования.

Комплексная система использования ИКТ в педагогическом процессе предполагает использование технологий во всех областях детской деятельности в качестве современного технического средства воспитания и образования детей (ТСО).

Игра является ведущей детской деятельность. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций ребенка. В игре дети учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружаю-щем их мире, постигают все его сложности. Это накладывает большую ответст-венность на педагогов в выборе игр и игрушек для детей. Информационные компьютерные технологии влияют на детскую психику гораздо сильнее, чем все традиционные игры и игрушки. Поэтому особое внимание важно уделять мультимедиа продукции: содержанию, целям, направленности. В заявленной методике предлагается использовать компьютерные игры в детском саду в минимальном количестве; игра на компьютере должна быть обязательно продолжена в реальной жизни в том или ином виде. Это поможет избежать или, во всяком случае, уменьшить риск «ухода» ребенка в виртуальную действительность. Для этого желательно выбирать такие игры, которые согласуются с обычными играми или игрушками: кубиками, логическими за-гадками и др.

Особое место в предложенном проекте занимает творческая компьютерно - игровая деятельность детей по созданию своего театра кукол. Так, например, в программно методическом компьютерном комплексе «Фантазеры. Волшебный конструктор», дети могут придумывать, создавать на компьютере героев сказок или своих выдуманных историй. Затем эти герои «оживают» в виде бумажных кукол и игра готова!

Интересной представляется работа в направления использования ИКТ в психологической работе с детьми в разных направлениях: развитие психических процессов, формирование эмоционально-экспрессивной сферы, коммуникативных навыков. На базе учреждения разрабатываются диагностические компьютерные программы («Диагностическое Лото») , в которых ребенок в среде игрового лото, раскрывает для психолога целый ряд внутренних проблем, в том числе внутрисемейных, проблем общения со сверстниками и др. Разработана методика использования ИКТ в психолого-педагогической работе.

Особое значение имеет использование данной методики для детей с пробле-мами в развитии. Так, например, в детский сад ходил ребенок с правосторонним ДЦП. Мальчик интересный, творческий, но делать самостоятельно постройки из кубиков так, как это делают его друзья, не мог; ему трудно. А вот в творческой компьютерной специальной среде он раскрыл все свои способности без ограничений.

Следующее направление – использование ИКТ в целях социально – лич-ностного, патриотического воспитания детей. Эта задача в сегодняшнем сложном мире является одной из главных. Мы должны научить детей быть добрыми, терпимыми, отзывчивыми, любящими всех людей. Для этого надо начать с малого – научить детей любить и уважать своих родителей, Родину. Информационные технологии должны помочь нам, педагогам в решении этих задач. Дети делают на компьютере работы социально-нравственной направленности. Это и московский дворик, и портрет родных, и Кремль. Эти рисунки ребята продолжат рисовать или строить с воспитателем в группе или дома с мамой. Такие работы можно делать по разным темам. Главное, чтобы они учили добру и сохраняли в детях чистоту. Тогда информационные технологии не будут у детей ассоциироваться с агрессивными играми.

В рамках реализации проекта «Детям о Родине» совместно с компанией «ЭЛТИ - КУДИЦ» был разработан информационно-дидактический игровой комплекс «Детям о Победе». Он рассказывает ребятам о Великой Отечественной Войне с помощью фотографий, картин и электронной презентации. Основная цель комплекса – нравственно патриотическое воспитание детей на примере опыта поколений, переживших войну.

В целях патриотического воспитания детей авторским коллективом был разработан программно-методический компьютерный комплекс «Фантазеры в космосе» включенный в информационно-дидактический игровой комплекса «Детям о Космосе».

Большую роль играют ИКТ в развитии художественно-эстетических и творческих способностей детей.

Специальные программы, разработанные на базе учреждения, позволяют создавать удивительные творческие рисунки, проекты, сюжеты. Но, самое главное, что все задуманное и реализованное на компьютере, дети продолжают создавать своими руками в собственной деятельности. На экране можно видеть целый ряд детских работ, связанных общей задачей, но реализованных различными средствами. Такой подход открывает широкие возможности для детей в компьютерном и практическом, продуктивном творчестве. Особое место в данном направлении играет возможность раскрытия ребенком всей неповторимой палитры образов и красок народно-декоративных промыслов, созданных в творческой мультимедийной среде.

Использование ИКТ в познавательно-речевой деятельности с детьми дают высокие результаты в развитии учебно - познавательной деятельности. Эвристическая поисковая направленность занятий на компьютере, на интерактивной доске помогает детям решать сложные логические задачи, готовит их к обучению в школе.

Большой опыт накоплен в учреждении в использовании компьютерных технологий в логокоррекционной работе. С помощью специальных мультимедийных программ дети на занятиях с учителем - логопедом исправляют нарушения в речевом развитии. Специалистами ДОУ разработана методика и система занятий использования ИКТ в логопедической работе с детьми.

Одними из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является важным направлением работы ДОУ. В рамках этого направления авторским коллективом разработаны тематические рекомендации для родителей, проводятся консультации, мастер-классы, активно используется наглядная информация, проводятся тематические родительские собрания по проблемам «Ребенок в мире информационных технологий».

Для реализации программно-методических задач с использования ИКТ, в целях развития ведущих сфер личности ребенка, коллективом сформулированы следующие методические принципы:

  1. Использование информационных технологий в работе с детьми должно осуществляться в полном соответствии с физиологическими нормами и санитарными требованиями.
  2. Компьютерные занятия должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса, способствовать сокращению процесса обучения и сохранению здоровья дошкольников.
  3. Современные информационные технологии необходимо гармонично вписывать в единое образовательное пространство ДОУ так, чтобы они не представляли собой отдельно взятые компьютерные занятия.
  4. При составлении индивидуальной программы и плана занятий педагогу необходимо учитывать ведущие дидактические принципы дошкольной педагогики. Важно опираться на имеющиеся у ребенка знания, полученные в процессе выполнения основной образовательной программы, с целью их творческого и продуктивного развития с использованием современных ИКТ.
  5. Тематическое планирование должно осуществляться в тесном сотрудничестве педагога и воспитателя при непосредственном участии старшего воспитателя. Это позволит всем участникам педагогического процесса создать единый подход к решению воспитательно-образовательных задач, реализуемых различными способами. При таком подходе информационное средство выступает не как самоцель, а как полноправное дидактическое средство развития детей. направленное активизацию их психических процессов, развития творческих способностей.
  6. В планировании занятий важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной базовой программы с содержанием компьютерных занятий, с целью обеспечения для ребенка единого образовательного поля.
  7. Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационных компьютерных технологий является одним из этапов решения той или иной воспитательно-образовательной задачи: по развитию математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и др.
  8. Организация и методика проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием современных информационных, компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности.
  9. При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия:
    - введение – создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного ранее материала;
    - подготовка к новому материалу – беседа, рассматривание дидактического материала, моделирование задания, подготовка к самостоятельной компьютерной деятельности;
    - собственная деятельность на компьютере;
    - анализ результата, подведение итога занятия.
  10. Образовательная деятельность с использованием ИКТ должна содержать в себе не только непосредственную работу ребенка с информационным средством (компьютером, интерактивной доской), но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная, проективная и иная детская деятельность, направленная на оптимизацию воспитательно-образовательного процесса, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала.
  11. Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребенка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую нагрузку.
  12. Собственная продуктивная деятельность детей, согласованная по целям, задачам и тематическому содержанию с деятельностью компьютерного занятия может проводится:
    - педагогом на компьютерном занятии - фрагментарно
    - воспитателем в группе в параллельном или последовательном прохождении аналогичной теме по тому или иному виду деятельности
    - педагогом дополнительного образования(по театрализованной деятельности, изостудии и др.) или специалистом (педагогом-психологом, дефектологом, учителем-логопедом и др.)
  13. Ведущая роль отводится выбору информационно-дидактического пособия, так как именно в нем заложены основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы образовательного процесса, их соответствие целям, задачам и содержанию.

Важность профессионального, грамотного подхода к этому вопросу обусловлена наличием в настоящее время большого количества компьютерных программ для детей, не отвечающих психолого-педагогическим требованиям.

Большая роль в организации педагогического процесса с использованием ИКТ отводится выбору предметно-развивающей среды. Для оптимального раскрытия широких возможностей информационных технологий в развитии детей важно использовать их вместе с неотъемлемыми атрибутами детства – играми и игрушками.

Необходимо использовать традиционную предметно- развивающую и обучающую среду: демонстрационный и раздаточный материал, иллюстрации и др.

14. Комплексное использование ИКТ с привычной для ребенка предметно-развивающей средой: строительным и природным материалом, красками и мозаикой и т.д. сформирует у детей восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, побуждает ребенка к реальному созиданию, сохраняет его от «ухода» в виртуальный компьютерный мир.

15. Оптимальный результат достигается путем использования ведущих, традиционных средств и методов образовательной деятельности с активным внедрением эмоционально значимых приемов.

16. Заключительным этапом работы ребенка с информационными технологиями должно быть создание собственного продукта. Это может быть печатный рисунок, открытка, составленный рассказ, иллюстрация к сказке, решенная задача, театральная кукла. Результат детской деятельности должен быть опосредован желанием ребенка придумывать, созидать, воплощать.

Для реализации представляемой методики на базе учреждения авторским коллективом: Туйчиева И.Л., Воробьева Т.В., Горницкая О.Н., Кремлева (Коркина) А.Ю. были разработаны программно-методические компьютерные комплексы, изданные компанией «Новый диск». Комплексы представляют собой творческую развивающую среду в виде разных мастерских, представляющих ребенку возможность играть, моделировать, рисовать, думать и развиваться. По сути, они являются дидактическими информационными пособиями для проведения воспитательно-образовательной деятельности в детском саду с использованием ИКТ:

  • «Фантазеры. Волшебный конструктор»;
  • «Фантазеры. Талантливый дизайнер»
  • «Фантазеры. МУЛЬТИтворчество» (с использованием технологии Microsoft MultiPoint, представляющей собой среду, в которой одновременно в одном поле могут работать несколько детей. Это развивает у детей способность к совместной проективной деятельности, коммуникации).
  • «Фантазеры в космосе»

Готовятся к изданию:

  • «Диагностическое Лото» (диагностика социально-личностного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста) Мультимедийные программы к серии комплексов «Детям о Родине»
  • «Детям о земле Российской»
  • «Детям о культуре России»

Представляемая методика была представлена на безе авторского мультиме-дийного комплекса «Фантазеры. Волшебный конструктор» совместно с компанией «Новый диск» на международной выставке «BEТT SHOW» в Лондоне, и на международном конгрессе «Global Education» - « Образование без границ», заслужила высокую оценку и заинтересованность педагогов и психологов Англии, Франции, Польши и США, получила Диплом лауреата. рограмма “Фантазеры. МУЛЬТИтворчество“ активно используется и демонстрируется в School Technology Innovation Center в Брусселе, где с ее помощью обучают и повышают квалификацию специалистов, педагогов из разных стран.

Опыт работы по внедрению данной методики получил высокую оценку ведущего международного эксперта г-на Ивана Каласа, был включен Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в международный обзор «Информационные и коммуникационные технологии в дошкольном образовании» и был представлен в качестве практики на Всемирной конференции ЮНЕСКО по дошкольному образованию в городе Москве в 2010г.

Мы надеемся, что наш опыт работы будет способствовать решению задач информатизации дошкольного образования.

В качестве приложения представлены примеры образовательной деятель-ности (занятий) с использованием ИКТ в разных областях детской дошкольной деятельности.