ISSN 1997-9657
       
Черемных С.А. Занятие по развитию речи по лексической теме «Зима»

Черемных С.А. Занятие по развитию речи по лексической теме «Зима»
Черемных Светлана Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78» компенсирующего вида с  приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом  и психическом развитии воспитанников, Кемеровская область, г. Новокузнецк.


Цель: актуализация знаний о времени года.

Программное содержание:

  • Закрепить представления о смене времен года.
  • Продолжать обучать составлять рассказ по серии картинок.
  • Продолжать формировать целостное впечатление об изображенном на серии картинок.
  • Развивать связную речь, слуховое внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  • Продолжать формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Оборудование: предметные картинки с изображением признаков осени и зимы (снеговик, дерево без листьев, снегопад, дерево с разноцветными листьями, туча с дождем), серия сюжетных картинок «Находка», индивидуальные зеркала, предметные и сюжетные картинки (сосулька, лыжи, санки, валенки, снеговик, снегурочка, снегирь, снег, дети играют в снежки, снежинка), схема «двенадцать месяцев».

Конспект занятия

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Закрепление представлений о смене времен года.
  2. Продолжать обучать составлять рассказ по серии картинок.
  3. Продолжать формировать целостное впечатление об изображенном на серии картинок.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развитие связной речи, слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Продолжать формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

Словарная работа: Уточнение и расширение словаря по теме «Зима».

Оборудование: предметные картинки с изображением признаков осени и зимы (снеговик, дерево без листьев, снегопад, дерево с разноцветными листьями, туча с дождем), серия сюжетных картинок «Находка», «снежинки», индивидуальные зеркала, предметные и сюжетные картинки (сосулька, лыжи, санки, валенки, снеговик, снегурочка, снегирь, снег, дети играют в снежки, снежинка), схема «двенадцать месяцев».

Ход занятия.

I ч. Вводная.

Организационный момент. Дети встают в круг приветствуют друг друга.

1. Мотивация на занятие. Педагог предлагает детям послать видеописьмо долго отсутствующему ребенку. В видеописьме записать то, чему дети научились в отсутствии данного ребенка.

II ч. Основная.

1. Дыхательное упражнение «Ветерок».

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Окошко», «Заборчик», «Дудочка».

3. Педагог раздает картинки, дети должны определить и назвать какой признак зимы или осени изображен.

4. (На каждом рабочем месте лежит схема «двенадцать месяцев». Дети называют осенние и зимние месяцы (за педагогом, в парах, по одному).

5. Работа над звуковой стороной речи. Дети должны найти картинку, название которой начинается с части сне.

6. Физ.минутка

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежки слепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий
Раз — подбросим
Два — поймаем.
Три — уроним
И...сломаем
ходьба на месте
имитация лепки снежков
показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
грозят пальчиком
подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх
приседают, ловят воображаемый снежок
встают, роняют воображаемый снежок
топают

7. 7.1. Рассматривание серии картинок «Находка». Составление рассказа по серии картинок. (Педагог помещает на доске картинки из серии «Находка»).

-Посмотрите на картинки и подумайте, как разложить их по порядку. Какая картинка будет первой, какая - второй, какая - третьей. Сегодня мы попробуем составить рассказ по ней.
-Посмотрите на первую картинку.
-Давайте расскажем о природе на картинке. (Наступила зима, кругом лежит снег. Деревья стоят без листьев, в воздухе кружатся снежинки).
-Какое время года изображено? Как вы догадались об этом? Как одеты дети.
- Кого вы видите на первом плане?
- Что она делает? (девочка везет на санках мишку)
- Кого вы видите вдалеке? Что он делает? (мальчик едет на лыжах с горки).

Теперь давайте рассмотрим вторую картинку.

- Кого вы видите на переднем плане? Что он делает? (мальчик съехал с горки, он увидел на снегу мишку)
- А что делает девочка?
- Девочка везет санки. Она не видит, что мишка упал.
- Рассмотрим, что изображено на последней картинке. Что делают дети?
-Мальчик догнал девочку. Он отдает ей мишку. Девочка говорит мальчику «Спасибо». 7.2. Составление рассказа. 8.Пальчиковая гимнастика «Снежинки» Стою и снежинки в ладошку ловлю Я зиму, и снег, и снежинки люблю Но где же снежинки? В ладошке вода? Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи. 9. Изготовление поделки «Снежинка» в технике оригами. III ч. Итог.

7.2. Составление рассказа.

8. Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю
Я зиму, и снег, и снежинки люблю
Но где же снежинки? В ладошке вода?
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...
Как видно, ладошки мои горячи.

9. Изготовление поделки «Снежинка» в технике оригами.

III ч. Итог.