ISSN 1997-9657
       
Смирнягина Л.А. Информационные технологии в системе мониторинга качества образования

Смирнягина Л.А. Информационные технологии в системе мониторинга качества образования
Смирнягина Лариса Александровна

МКДОУ детский сад №421 комбинированного вида им. С. Н. Ровбеля, г. Новосибирск.


I. Введение.

Новая образовательная политика, приоритетом которой является повышение качества образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы к управлению образовательным процессом в ДОУ. Однако, решая проблему повышения качества образовательного процесса, необходимо иметь объективную картину состояния управляемой системы и изменений, происходящих в ней. Это представляется возможным только при условии организации мониторинга качества образования.

Однако до настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты. Система получения точных данных о состоянии деятельности ДОУ и принятия обоснованных решений может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие. А также обеспечивает необходимую информационную основу для принятия управленческих решений, направленных на достижение заданных целей, предупреждение критических ситуаций.

Цель: Совершенствование системы мониторинга качества образования в ДОУ через  использование информационных технологий.

Задачи:

- Анализ ресурсного обеспечения ДОУ и условий осуществления мониторинговой деятельности на основе использования информационных технологий.

- Организация обучения всех участников образовательного процесса по вопросам мониторинга.

- Разработка, совершенствование и корректировка критериально-оценочного инструментария для получения, обработки, хранения, анализа и интерпретации информации о качестве оказываемых образовательных услуг.

II. Теоретическая часть.

Дошкольное детство – сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса. В педагогической литературе определены средства обучения детей, но отсутствует положение, согласно которому система непрерывного систематического, научно-обоснованного слежения за ребенком и его кризисами могла бы быть средством повышения качества образовательного процесса.

Под качеством образования мы понимаем фундаментальность знаний и развитие творческих компетентностей обучающихся в соответствии с потребностями личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала работников образования.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом. Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования. Следовательно, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации, а также  информационную базу управления ДОУ.

В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга:

  • психолого-педагогический (Г.А.Карпова);
  • профессиональный (С.Н.Силина);
  • мониторинг качества образования (В.А.Кальней, С.Е.Шишков);
  • мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А.М.Багиров, В.Г.Горб, Е.В.Зайка и др.).

О.А. Сафонова рассматривает мониторинг качества образования в ДОУ как систематическое наблюдение, оценку и прогноз состояния образовательной системы дошкольного учреждения в плане ее соответствия стандартам, определяет информационное поле мониторинга в ДОУ. Помимо этого, исходя из ряда общеметодологических принципов квалиметрии, выделяет объекты мониторинга, в частности качество:

  • Качество образовательного процесса.
  • Качество ресурсообеспечения.
  • Качество управления.
  • Качество результатов работы образовательной системы ДОУ.

Таким образом, мониторинг качества образования определяется как целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменениями основных свойств качества образования в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа, оценки и интерпретации собранной информации и педагогического прогноза.

Исходя из вышеизложенного, управленческую деятельность в ДОУ необходимо организовывать таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение МО, семинаров, методических и педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции.

Некоторые ученые (О. М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, В.Н. Казакова и др.) отмечают необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации, которая стекается  от всех специалистов ДОУ (воспитателя, психолога, логопеда, инструктора по физическому воспитанию и др.) в индивидуальную карту развития ребенка в ДОУ. Данная информация анализируется педагогами, и на ее основе оценивается развитие, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные коррекционные действия. Следовательно, создаваемая структура управления должна четко определять взаимодействие между собой всех участников УВП, с одной стороны, и имеющиеся внутренние и внешние ресурсы – с другой.

В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой-либо системы с предполагаемым. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым.

Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность. Использование информационных технологий в системе мониторинга качества дошкольного образования не ломает традиционную сложившуюся систему мониторинга в ДОУ, а особым образом организует и структурирует  все её компоненты.

Общая структура использования информационных технологий в системе мониторинга ДОУ представляет собой пошаговое решение следующих задач:

- Анализ ресурсного обеспечения ДОУ и создание условий осуществления мониторинговой деятельности на основе использования информационных технологий.

- Организация обучения всех участников образовательного процесса по вопросам мониторинга.

- Разработка, совершенствование и корректировка критериально-оценочного инструментария для получения, обработки, хранения, анализа и интерпретации информации о качестве оказываемых образовательных услуг.

III. Практическая часть.

 

1. Анализ ресурсного обеспечения ДОУ и условий осуществления мониторинговой деятельности на основе использования информационных технологий.

 

Параметрами анализа ресурсного обеспечения ДОУ были выбраны:

  1. Материально-техническое обеспечение ДОУ.
  2. Информационно-технологическое обеспечение ДОУ (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения).
  3. Уровень ИКТ-компетентности педагогических работников.

В результате анализа по данному вопросу были получены следующие данные.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 421 комбинированного вида» расположено в Центральном районе города Новосибирска. Для  района  характерна высокая концентрация образовательных учреждений, объектов культуры и спорта, научно-исследовательских институтов, предприятий торговли и бытового обслуживания элитного типа; высокая  концентрация  частных  предприятий  и фирм. Население Центрального района      преимущественно           отличается высоким уровнем образования и, как правило, высоким уровнем запросов, предъявляемых к социальной сфере. В ДОУ № 421 функционирует 8 групп: 2 – ранний возраст (1,6  – 3 года), 6 – с 3 до 7 лет, 3 из которых для детей с нарушениями речи.

Приоритетные направления:

- развитие физического и психического здоровья детей;
- художественно-эстетическое развитие;
- коррекция нарушений речевого развития.

Полное название учреждения согласно свидетельству об аккредитации

Дата последней аттестации и аккредитации ДОУ

Год следующей аттестации и аккредитации ДОУ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 421 комбинированного вида им. С.Н. Ровбеля»

 

06.03.2008.

 

2013 г.

Воспитательно-образовательная и оздоровительная деятельность детского сада осуществляется в соответствии с основными принципами Закона РФ «Об образовании», «Положении о дошкольном учреждении», Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка и в соответствии  с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.266 – 10.

Организацию учебно-воспитательного процесса определяет «Образовательная программа  МКДОУ – детский сад № 421 комбинированного вида».

Комплексной программой, реализуемой в ДОУ, является «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Обогащение содержания воспитательно-образовательного процесса осуществляется за счет программ образовательной системы «Школа – 2100»:

1. Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке». Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. М.: «Баласс», 2003.

2.  Программа дошкольной подготовки по риторике «Ты – словечко, я – словечко…». З.И. Курцева. М.: «Баласс», 2001.

3.  Программа по курсу окружающего мира для дошкольников «Здравствуй, мир!». А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, И.К. Белова. М.: «Баласс», 2003.

4. Программа дошкольной подготовки по информатике для детей 5-6 лет. А.В. Горячев, Н.В. Ключ. М.: «Баласс», 2001.

5. Программа дошкольного курса по развитию математических представлений «Игралочка». Л.Г. Петерсон,  Е.Е. Кочемасова.- М.: «Баласс», 2001.

6.  Программа дошкольного курса по развитию математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…». Л.Г. Петерсон,  Н.П. Холина.- М.: «Баласс», 2001.

Всю свою профессиональную деятельность (взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями, взаимодействие всех специалистов) педагоги строят согласно реализуемым программам, которые являются основой для  перспективного и календарно - тематического планирования.

В соответствии с рекомендациями «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) весь педагогический процесс в детском саду условно разделён на три составляющих блока: специально организованное обучение в форме занятия; совместная деятельность воспитателя с детьми, строящаяся в непринуждённой форме; свободная деятельность детей. В педагогическом процессе используется фронтальная, подгрупповая и индивидуальные формы работы с детьми.

Специальные помещения детского сада:

- музыкальный зал,

- компьютерный класс,

- медицинский кабинет,

- процедурный кабинет,

- методический кабинет,

- кабинет учителя-логопеда.

Введена в эксплуатацию двухэтажная пристройка к детскому саду. Площадь пристройки    1021 м2. Детский сад и пристройка соединяются подземным переходом. В пристройке предусмотрено:

- бассейн,

- физкультурный зал,

- изостудия,

- зимний сад,

- соляная пещера,

- фитобар.

Технические средства обучения:

- DVD проигрыватель;

- видеомагнитофон;

- телевизор;

- музыкальный центр – 3 шт.;

- магнитофон – 10 шт.

Техническое оснащение методического процесса:

- Мультимедийный проектор.

- Компьютер – 7 шт.

- Есть выход в сеть ИНТЕРНЕТ.

- Сканер – 2 шт.

- Принтер – 4 шт.

- Цифровой фотоаппарат – 2 шт.

- Видеокамера – 1 шт.

Печатные средства

- методические пособия,

- дидактические  пособия,

- современные энциклопедии и справочники,

-  проведена подписка на журналы и газеты  для педагогов и родителей.

 

Сведения о педагогических работниках.

п/п

Всего педагогических работников

Количество аттестованных, в том числе (%)

Не аттестованы (%)

высшая

I

II

1.

20

6/30

4\20

8/40

2 / 10

В соответствии с программой информатизации города наше дошкольное учреждение уделяет особое внимание развитию информационного обеспечения ДОУ:

  • С июня 2008 года создана электронная почта ДОУ (ds-421@list.ru).
  • В 2008 году создан сайт ДОУ. Адрес сайта: http://ds-421.nios.ru .
  • В  соответствии с договором № 1053301 от 21 мая 2008 года с ООО «СибСервис" ПК нашего дошкольного учреждения подключено к сети Интернет по каналу DSL.
  • Создана электронная библиотека ДОУ.
  • В районном конкурсе мультимедийных презентаций  (номинация «Учебная презентация») ДОУ в течение двух лет занимает призовые места.
  • В районном конкурсе сайтов в 2009 году ДОУ отмечено дипломом  I степени за 1 место.
  • Информационно-коммуникативные технологии используются педагогами во многих сферах деятельности:

- для подготовки и проведения занятий;

- поддержки проведения консультаций для родителей;

- при проведении досугов;

- информационно-методическая поддержка учебно-воспитательного и  коррекционно-развивающего процесса и т.д.

  • Недостающие знания в области использования компьютера в практической работе педагоги получают на курсах повышения квалификации в Городском центре информатизации «Эгида», ГЦРО и Центральном филиале ГЦРО. На данный момент  в дошкольном учреждении 95 % педагогов владеют основами работы на ПК.
  • Проведен семинар на базе ДОУ для старших воспитателей Центрального района «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования чувства малой родины у детей дошкольного возраста».
  • ДОУ является участником пилотного проекта по внедрению программы раннего обучения «KidSmart» с использованием современных информационно – коммуникационных технологий в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях города Новосибирска в целях совершенствования форм и методов работы с детьми дошкольного возраста.
  • Для современного ведения бухучета, соблюдения норма и правил отчетности в контролирующие органы и фонды, используются следующие программы:

-  1С Бухгалтерия для бюджетных учреждений;

-  1С Зарплата;

-  Инфо-предприятие;

-  Persin;

-  Банк-Клиент;

-  УРМ.

Итоги анализа

Сильные стороны

  • Стабильное улучшение материально-технической базы ДОУ.
  • Достаточное техническое оснащение методического процесса.
  • Постоянный рост ИКТ-компетентности педагогических работников.
  • Применение информационно-коммуникативных технологий педагогами во многих сферах деятельности:
  • Анализ показывает, что сотрудники ДОУ занимают активную жизненную позицию и потому стремятся к эффективному отражению  состояния образования в ДОУ.
  • Сотрудничество с ГЦИ «Эгида», НИПКиПРО, ГЦРО, научным руководителем.
  • В каждой возрастной группе и по периметру территории детского сада установлено видеонаблюдение.

Слабые стороны

  • Списочный состав детей выше установленной нормы предельной численности контингента, ведет к увеличению нагрузки на педагогический состав ДОУ.
  • Отсутствиена данном этапе компьютеров в группах.

Возможности

  • Сотрудничествос юридическим лицом Автономной некоммерческой организацией «Некоммерческое партнерство «Центр поддержки и развития детского сада № 421».
  • Формирование активной позиции родителей: привлечение родителей к участию в воспитании и развитии детей.
  • Введение в эксплуатацию пристройки спортивно-оздоровительной направленности к зданию дошкольного учреждения.
  • Обучение на курсах по повышению уровня ИКТ-компетентности педагогических работников.

Критерии компетентности административно-управленческого персонала и педагогического коллектива  ДОУ по направлению «Информационные технологии в системе мониторинга качества образования».

Тема

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1. Совершенствование системы мониторинга ДОУ

1.1. Нормативная база информатизации образования

Знать

1.1.1. Систему информатизации образования в РФ.

1.1.2. Государственные и региональную программу информатизации образования.

1.1.3. Составляющие государственных образовательных стандартов, региональную программу в области ИКТ.

Уметь

1.1.2.1. Уметь находить нормативные документы на Web-представительствах государственных и региональных органов образования.

1.1.2.2. Находить законодательные акты и документы в правовых информационно-поисковых системах.

1.1.2.3. Доводить до сведения всех участников образовательного процесса ДОУ государственные и региональную программу информатизации образования.

1.1.2.4. Организовывать работу с учетом государственных образовательных стандартов в области ИКТ.

 

2. Информационные технологии в системе мониторинга качества образования ДОУ.

2.1. Сетевые технологии образования.

Знать

2.1.1.1.Принципы дистанционного образования.

2.1.1.2. Структуру образовательных ресурсов Интернета.

2.1.1.3. Сайты государственных органов управления образования.

2.1.1.4. Банки педагогической информации.

Уметь

2.1.2.1. Использовать возможности дистанционного образования.

2.1.2.2. Работать с электронными учебными сайтами.

2.1.2.3. Применять образовательный портал для мониторинговой деятельности ДОУ.

2.2. Информационные технологии в системе мониторинга ДОУ.

2.2.1.1. Цели и задачи применения ИТ в системе мониторинга ДОУ.

2.2.1.2. Функции персонала по использованию ИТ в системе мониторинга ДОУ.

2.2.1.3. Принципы мониторинга на основе использования ИТ в ДОУ.

2.2.2.1. Ставить цели и задачи применения ИТ в системе мониторинга ДОУ.

2.2.2.2.  Описывать свою функцию по использованию ИТ в системе мониторинга ДОУ.

2.2.2.3. Контролировать свою деятельность в соответствии с принципами мониторинга на основе ИТ.

2.3. Технические средства информатизации ДОУ.

2.3.1.1. Состав технических средств ДОУ.

2.3.1.2. Правила технической безопасности, эргономические правила, ресурсосбережение при использовании компьютерной техники.

2.2.2.1. Рационально использовать компьютерную  технику, средства телекоммуникаций в профессиональной деятельности с соблюдением правил технической безопасности.

3. Автоматизация процесса мониторинга ДОУ.

3.1. Автоматизация функционирования ДОУ.

Знать

3.1.1.1 Состав и функции автоматизированной системы мониторинга в ДОУ

3.1.1.2. Состав автоматизированного рабочего места административно-управленческого персонала ДОУ.

3.1.1.3. Состав автоматизированного рабочего места педагога.

Уметь

3.1.2.1.Внедрять, развивать информационную систему ДОУ, ее применение на всех уровнях учреждения.

3.1.2.2. Использовать автоматизированные рабочие места работниками ДОУ.

3.1.2.3. Размещать информационные ресурсы учреждения в информационной системе, Вести их поиск.

3.2. Мониторинг образования.

3.2.1.1. Автоматизированные методы мониторинга качества образования.

 

3.2.2.1. Применять автоматизированные методы мониторинга качества образования.

3. Разработка, совершенствование и корректировка критериально-оценочного инструментария для получения, обработки, хранения, анализа и интерпретации информации о качестве оказываемых образовательных услуг.

 

При  разработке инструментария для проведения мониторинговых исследований педагоги дошкольного учреждения должны осознавать, что для эффективного повышения качества образования необходимо создание адекватной информационно-аналитической системы мониторинга. Перенесенные на электронные носители информационные ресурсы ДОУ приобретают качественно новое состояние, т.е. становятся активными, и в этом качестве являются доступными с помощью компьютерных средств и систем, в том числе и дистанционно спомощью компьютерных сетей общего пользования. Доступная для оперативного воспроизводства средствами компьютерной обработки информация превращается в важнейший фактор развития на основе применения новых технологий.

Мы считаем наиболее целесообразным при построении системы мониторинга качества образования ДОУ использовать системный подход, предполагающий оценку данных в их совокупности. В основе создания предлагаемого мониторинга лежит системный подход к управлению качеством образования, включающий в себя оценку качества условий, качества процессов и качества результатов (стандарты ISO 9000, М. М. Поташник, А. Е. Бахмутский, И. В. Гришина, Н. А. Виноградова и др.).

Характеристика разделов мониторинга дошкольного образовательного учреждения.

I раздел.

Ресурсное обеспечение (условия)

Раздел включает в себя характеристики основных видов ресурсов дошкольного образовательного учреждения:

- обеспечение условий осуществления образовательной деятельности (удовлетворение потребности в услугах, новых формах организации дошкольного образования);

- материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты и оборудование);

- программное обеспечение (основные и дополнительные образовательные программы);

- кадровое обеспечение (административный персонал, педагогический коллектив, медицинская служба, бухгалтерская служба);

- информационно-технологическое обеспечение деятельности ДОУ (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения);

- обеспечение безопасности деятельности образовательного учреждения;

- социальное и педагогическое партнерство (органы общественно-государственного управления, состав учреждений-партнеров).

II раздел.

Качество деятельности учреждения (процессы)

Раздел содержит основные показатели работы персонала:

- административного;

- педагогического;

- специалистов службы сопровождения.

Деятельность персонала представлена характеристиками:

  • освоенных курсов повышения квалификации, в том числе в области информационных технологий;
  • данными участия в экспериментальных (инновационных) проектах,

конкурсах профессионального мастерства;

  • других формах обобщения и представления опыта (научные и методические публикации);
  • составом реализуемых педагогических программ и технологий;
  • качественными и количественными характеристиками используемого оборудования.

В состав показателей введен блок, характеризующий политику взаимодействия ДОУ и общества:

- характеристики социально-педагогических связей;

- характеристики общественно-государственного управления.

III раздел.

Результаты деятельности ДОУ

В составе раздела представлены характеристики основных видов результатов:

- эффективность воспитательно-образовательного процесса;

- эффективность работы по охране и укреплению здоровья и психофизического развития детей (заболеваемость, динамика здоровья детей);

- экономическая эффективность деятельности ДОУ. В составе этого критерия представлены характеристики, позволяющие выявить успешность самостоятельной финансовой политики ДОУ, в том числе привлечение дополнительных финансовых средств, исполнение бюджета;

- удовлетворенность деятельностью дошкольного образовательного учреждения (показатели удовлетворенности всех основных субъектов образовательного процесса – администрации, педагогов и родителей). Удовлетворенность деятельностью образовательного учреждения оценивается методом анкетирования. Анкеты для всех групп респондентов содержат позиции оценки, значимые для каждой конкретной группы (администрации, педагогов родителей).

Структура использования информационных технологий в системе мониторинга качества образования.

IV. Заключение

Работу по совершенствованию системы мониторинга качества образования в ДОУ посредством использования информационных технологий педагогический коллектив ДОУ начал с сентября 2010 .

Реализация данной работы дает нам следующие результаты:

  • Выполнение одной из годовых задач ДОУ на 2010/2011 учебный год  «Совершенствование системы  мониторинга развития детей дошкольного возраста».
  • Неуклонное формирование культуры работы с разнообразной информацией и средствами ее получения у всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, воспитанников, местного сообщества.
  • Информационные ресурсы ДОУ на электронных носителях активны, доступны.
  • Совершенствование и обновление информационной базы ДОУ.
  • Использование ресурсов Интернет дает возможность сравнить результаты работы учреждения с результатами деятельности детских садов на районном, региональном и всероссийском уровне.

Следовательно, внедрение предложенной системы мониторинга на основе использования информационных технологий сможет предоставить объективную информацию о деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе самоанализа и внешней оценки для совершенствования механизмов управления качеством образования в ДОУ.

Список изученной литературы:

Комелина Е. В., Гусаков М. Н., Информационные средства и базы данных для проведения мониторинга процесса внедрения ИКТ в образование, - Йошкар-Ола, Марийский государственный университет,

ХабароваО.Е. Методические рекомендации по организации системы мониторинга качества образования в школе на предмете отношений его участников// Сборник статей /Под редакцией канд. пед. наук. Т.А. Степановой,- Я.: Департамент образования Администрации Ярославской области, 2002. - 57 с.