ISSN 1997-9657
       
Кузнецова Е.С., Семенец Н.В. Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя

Кузнецова Е.С., Семенец Н.В. Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя Кузнецова Е.С., Семенец Н.В. Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя
Кузнецова Екатерина Сергеевна, Семенец Наталья Валерьевна

МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад «Чайка», г. Абакан, Республика Хакасия.


Применение информационно-коммуникационных технологий изменяет традиционный характер и процедуру управления воспитательно-образовательным процессом ДОУ, так как предусматривает распределение обязанностей между «естественным» и «искусственным» интеллектом.

Внедрение информационных технологий в работу ДОУ необходимо для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения педагогов и специалистов. Системе управления дошкольным образованием требуется не только новая техника, но и люди – технические специалисты, умеющие и, главное, желающие ее использовать. Специалисту необходимо:

  • эффективно использовать техническое и программно-методическое обеспечение;
  • поощрять педагогические инновации, основанные на использовании современных информационных технологий;
  • уделять большое внимание самообразованию по вопросам применения информационных технологий;
  • активно участвовать в процессе апробации образовательных электронных изданий и ресурсов;
  • активно участвовать в научно-методической работе, пропагандировать возможность использования информационных технологий в образовании.

Эффективность создания информационной среды в первую очередь зависит от заинтересованности и активной роли руководителя ДОУ в данном процессе.

Важно понять, что хорошо подготовленный в сфере информационных технологий администратор способен организовать в своем образовательном учреждении такую информационную среду, которая будет отвечать всем требованиям к программно-аппаратному обеспечению, к учебно-методическому наполнению ее информационных ресурсов, а также к обучению и организации работы педагогического коллектива.

Одним из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ является наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ними, четко выполняющих санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет.

Владение ИКТ позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет. Актуальной стала проблема разработки и внедрения информационных технологий в процесс управления дошкольным учреждением с комплексной разработкой программного обеспечения, методического обоснования и с внедрением системы менеджмента качества в воспитательно-образовательный процесс.

Однако в ходе работы мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера вследствие того, что имеют разный уровень ИКТ-компетентности.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

  • потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
  • желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
  • неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
  • возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогиче­ского пространства;
  • потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
  • существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение ИТ в их практической деятельности.

Данные противоречия позволили определить цель инновационной деятельности
с педагогическими кадрами – повышение качества образования через активное внедрение в деятельность ДОУ информационных технологий.

Основными задачами для нас стали:

  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
  • расширение использования информационных технологий в работе с родителями;
  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
  • создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методиче­ских материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
  • создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в ус­ловиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогиче­ских кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных информационных технологий в деятельность ДОУ. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них ИКТ-компетентности. В связи с этим были изучены образовательные потребности педагогов с помощью:

  • диагностирования: анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы;
  • индивидуального собеседования;
  • изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
  • систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.

Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ-компетентности:

  •  экономия времени при разработке дидактических материалов;
  •  перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
  •  переход на новый уровень педагогиче­ского мастерства.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости информационных технологий в непрерывном повышении педагогической компетентности в зависимости от уровней ИКТ-компетентности и мотивации применения данных технологий в воспитательно-образовательном процессе (Диаграмма 1).

Группа 1 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – отсутствует): 24% – если высокое качество обучения достигается традиционными формами обучения, то нет необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИТ.

Группа 2 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – низкая): 8% – технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных (и не только) затрат, чем традиционные формы обучения (лекция, семинары и др.). Например, необходимую информацию педагоги предпочитают искать в библиотеке, поскольку теряются при организации поиска релевантной информации. Педагогам групп 1 и 2 необходимо эффективное повышение мотивации, т. к. открываются возможности личностного и профессионального роста.

Группа 3 (уровень работы на компьютере – нулевой, мотивация – высокая): 36% – информационно-коммуникативные технологии позволяют реализовать индивидуальный стиль преподавания и личный профессиональный рост, но нет представлений о возможных формах внедрения их в воспитательно-образовательный процесс.

Группа 4 (уровень работы на компьютере – базовый, мотивация – высокая): 32% – существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем ИКТ-компетентности педагога, поэтому есть потребность в непрерывном развитии информационной культуры.

 

Диаграмма 1. Выявление групп педагогов, характеризующихся по разным уровням принятия информационных технологий.

Готовность применять новые технологии в воспитательно-образовательном процессе определила выбор форм управления повышением ИКТ-компетентности педагогов. Поскольку группы 1 и 2 отличались скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для групп 3 и 4 были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия.

Первый этап подготовки педагогов групп 1, 2 и 3 был ориентирован на изучение информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации. Этот этап связан с формированием ключевой информационной компетентности педагогов. На втором этапе подготовки педагоги осваивали способы и приемы использования информационных технологий в образовательном процессе.

Для подготовки педагогов дошкольного учреждения к непрерывному развитию ИТ-компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку.

В практике работы ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  • педагогические мастерские и наставничество;
  • обучающие семинары;
  • работа в паре;
  • тематические семинары.

Для любого педагога важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в работу.

Педагог может посетить занятие опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма мало продуктивны в «автономном режиме». Необходимо постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с теми, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество.

Важную роль в повышении теоретиче­ского уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют обучающие семинары. К проведению семинаров мы привлекаем педагогов группы 4, которые дают практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживают их выполнение.

Используем и такую форму работы, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий ИКТ, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т.к., например, педагог группы 4 непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИТ-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организуются конкурсы педагогов. Педагоги разрабатывают и готовят:

  • компьютерные презентации «Наша группа»;
  • электронные методические материалы и презентации для занятий;
  • информационные буклеты для родителей;
  • групповые газеты.

Мы выделили следующие критерии развития информационно-коммуникативных способностей педагога:

  • умение создавать текстовые и графиче­ские документы;
  •  умение использовать компьютер как педагогическое техническое средство;
  • умение разрабатывать и применять электронные дидактические и педагогиче­ские программные средства;
  •  умение использовать информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе;
  • знание способов представления педагогической информации с помощью ИТ.

Важно отметить, что ИТ могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ.

В методической работе нашего дошкольного учреждения ИТ используется на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях.

Разработанная система повышения ключевой ИКТ-компетентности педагогиче­ских работников дала свои результаты. Наши педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т.д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  •  активно используют информационные технологии в деятельности ДОУ;
  • владеют навыками поиска информации в сети Интернет;
  • владеют программой создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  •  владеют способами и методами применения ИТ в работе с родителями.

На данный момент в ДОУ разработана технология мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Создана система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов. Подготовлено более 10 мультимедийных презентаций по методической работе. Создана медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; более 20 занятий с использованием информационных технологий.

Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей; свой сайт в сети Интернет, имеется электронный адрес ДОУ.

Таким образом, информационная среда ДОУ включает:

  • методическое обеспечение;
  • базовую программную платформу, представленную операционной системой Microsoft Windows XP;
  •  аппаратный комплекс: компьютеры, локальную сеть с доступом в Интернет. В ДОУ используются следующие программы: Microsoft Office 2003 (Microsoft Word – текстовый процессор, Microsoft Excel – электронные таблицы, Microsoft Power Point – программа для создания мультимедийных презентаций; Adobe Photoshop CS2 – графический растровый редактор; Internet Explorer – веб-браузер).

Информационная среда доступна для всех участников образовательного процесса и представлена в документах, презентациях и сайтом в Интернете.

Функционирует сайт ДОУ, размещенный в Интернете по адресу mdou20abakan.ucoz.ru, носит информационный характер.

На сайте созданы следующие страницы: «Главная», «Давайте познакомимся», «Страницы истории», «Советы тетушки Совы», «Советы музыканта Гусли», «Обратная связь», «Наши группы». На сайте есть ссылки на другие информационные ресурсы в сети Интернет. Сайт прошел экспертизу городского методического кабинета на соответствие ст. 32 закона «Об образовании». Были получены методические рекомендации по организации работы сайта. Навигация сайта сквозная. Карта сайта и перечень основных разделов доступны с любой страницы.

Сайт посещают в основном родители наших воспитанников. Дальнейшее развитие сайта связано с появлением новых оригинальных идей, расширением круга посетителей (т.е. с успешным продвижением), с возможным участием в различных образовательных проектах. Использование современных технологий, в частности Интернет-сайта, позволило на порядок повысить эффективность общения педагогов и родителей. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

В ДОУ широко используется электронная почта, мультимедийные технологии. Электронная почта – наиболее быстрый способ пересылки текстовых сообщений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и другие виды сообщений. По электронной почте можно пересылать различную документацию, общаться с родителями и коллегами. Научиться пользоваться почтой очень несложно. Современные операционные системы и программы весьма дружелюбны к пользователю. Существует большое количество почтовых серверов, предоставляющих бесплатные почтовые ящики, например Яндекс (http://www.yandex.ru/). Удобно заводить несколько адресов для разных целей: рабочий адрес, адрес для друзей, для регистрации на сайтах. Это позволяет разделить потоки информации и обеспечить удобство в работе.

Как показывает анализ практики, наиболее известные программные продукты общего назначения, применяемые в управлении и развитии дошкольного учреждения, следующие: Microsoft Word – текстовый процессор, Microsoft Excel – электронные таблицы, Microsoft Power Point – программа для создания мультимедийных презентаций; Adobe Photoshop CS2 – графический растровый редактор, антивирусные программы (Doctor Web, NOD), программы-архиваторы (WinZip, WinRar). Для организации телекоммуникационного взаимодействия, как правило, используют веб-браузер Internet Explorer.

Для быстрого доступа к информационным ресурсам других компьютеров, а также к офисной технике ДОУ была создана локальная сеть. Она объединяет компьютеры, установленные на сравнительно небольшом удалении друг от друга (в одном здании). В нашей локальной сети все компьютеры равноправны. Но доступ к системным папкам разный. Так, заведующий ДОУ может просматривать все доступные ресурсы, а заместители – только необходимые им папки.

В локальной сети также созданы сетевые пап­ки: «Уп­равление», «Заместитель по вос­пи­та­тельной и методической работе», «Дело­производитель». Каждая папка содержит подпапки, которые в свою очередь наполнены необходимыми файлами. Использование материалов сетевых папок позволяет сотрудникам ДОУ работать эффективно и оперативно, постоянно взаимодействуя друг с другом и обмениваясь накопленным опытом.

Особого внимания заслуживают программные продукты специального назначения, которые в той или иной мере способствуют решению задач сопровождения информационных систем управления ДОУ.

Деятельность по использованию информационных технологий, организуемая в ДОУ, как правило, направлена на совершенствование воспитательно-образовательной работы и затрагивает интересы всех участников образовательного процесса. В ходе проведения нашего исследования апробирован опыт построения информационной среды дошкольного образовательного учреждения, разработана и внедрена модель формирования информационно-коммуникативной компетентности руководителя ДОУ.

Полученные в ходе исследования результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать выводы: с одной стороны, информационные технологии служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осущест­вить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать ре­зультаты, воспользоваться графиче­скими возможностями компьютера.

Но с другой стороны – экономические проблемы и недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов дошкольного образования в области информационных технологий сдерживают инновационные направления деятельности, связанные с активизацией информационно-технических механизмов в управлении дошкольным образовательным учреждением.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно повысить качество работы дошкольного образовательного учреждения.