ISSN 1997-9657
       
Зубкова С.А., Степанова С.В. Использование современных ИКТ в организованной образовательной деятельности детей в дошкольном учреждении

Зубкова С.А., Степанова С.В. Использование современных ИКТ в организованной образовательной деятельности детей в дошкольном учреждении Зубкова С.А., Степанова С.В. Использование современных ИКТ в организованной образовательной деятельности детей в дошкольном учреждении
Зубкова Светлана Аркадьевна, Степанова Светлана Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы центр развития ребенка – детский сад № 2659


Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социального характера и без включения его в систему социальных отношений.  Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражаются окружающая действительность, мир взрослых и других детей, природы, общественной жизни.

ГБОУ ЦРР – детский сад № 2659 с 2010 года состоит в сетевом взаимодействии окружной инновационной сети «Я И МИР» в рамках совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».

Цель ресурсного центра: Создание условий для получения ребенком первого положительного опыта социализации; формирование социальной компетентности посредством игры и игрушки.

Творческий коллектив нашего детского сада поставил перед собой следующие задачи:

- Изучение современных подходов к проблеме социализации детей дошкольного возраста;

- Создание условий для успешной социализации ребенка посредством игры и игрушки;

- Совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи.

Исходя из этих задач и была спланирована работа ресурсного центра, разработан ряд мероприятий с педагогами, детьми и родителями.

- С прошлого года открыла свои двери творческая гостиная «Совместные игры ребенок-родитель-педагог»

- В каждой группе организован  мини-музей.

- В рамках тематических недель проводятся творческие мастерские по изготовлению игрушек;

- Дети, педагоги, родители участвуют в проектной деятельности.

Значительное место в реализации области «Социализация» занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

Например, в работе над спектаклем интегрируется содержание образования из различных областей знаний, создаются условия для познавательной, поисковой, совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Формируются коммуникативные качества, расширяется социальный опыт.

Современный ребенок. Чем его удивить, заинтересовать?

Педагоги  находятся в постоянном поиске новых, более эффективных способов передачи знаний, умений, навыков.

Так чем же удивить современного ребенка? Что, больше всего любят наши дети? Ну, конечно же, играть, смотреть телевизор – мультфильмы. Всё больше времени наши дети проводят за компьютером…

Многие родители, купив  компьютер, вздыхают облегченно, так как этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения или развития,  а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры или просмотра мультфильма. И ребенок остается один на один с компьютером, начинает жить  в виртуальном мире.

Как сделать так, чтобы наши дети общались, вместе играли, умели договариваться, помогали друг другу, сочувствовали?

И педагоги нашего детского сада решили, что если  наши дети так увлечены компьютером, то он, компьютер, им и поможет! Так пришла идея создания мультфильмов…

Несмотря на то, что наш детский функционирует не так давно, мы можем поделиться опытом работы по созданию мультфильмов и представить наши работы. Так под руководством педагогов в ГБОУ созданы мультфильмы с использованием различных технологий: по русским народным сказкам: Репка, Теремок, Курочка Ряба, Колобок; по песенке «Жили у бабуси …»,  К.И. Чуковский «Топтыгин и лиса», авторские сказки (сочиненные детьми и педагогами) – «Мама», «Новогодние приключения», «Мы построим город», «Песочные фантазии», «Экскурсия в зоопарк»…

Информационная справка

Мультипликация, анимация — вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры). Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы). Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы.

Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.

История мультипликации начинается 20 июля 1877 году во Франции, когда инженер-самоучка Эмиль Рейно создал и представил публике первый праксиноскоп. 28 октября 1892 года Эмиль Рейно демонстрирует в парижском Музее Гревен первую графическую ленту с помощью аппаратов «оптический театр». Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью  до пятнадцати минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением. Рейно создал также мультфильмы, в которых наряду с рисунками применялись фотографии. В дальнейшем вклад в развитие мультипликации вносили другие мультипликаторы, создавая картины в различных жанрах и техниках.

1906 — балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев создаёт первый в мире кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

1936 — в СССР основана киностудия «Союзмультфильм» (первоначально — «Союздетмультфильм»).

Анимация и анимационные технологии 

Двумерная анимация:

  • Живопись по стеклу
  • Песочная анимация
  • Рисованная мультипликация
  • Ротоскопирование
  • Игольчатый экран

Трёхмерная анимация:

  • Пластилиновая анимация
  • Кукольная мультипликация
  • Захват движения
  • LEGO анимация

Компьютерная анимация

  • Flash-анимация
  • Squigglevision (от англ. Squiggle - писать каракулями; изгибать)

Некоторые известные кукольные фильмы

Новый Гулливер (СССР, 1935)

Оператор Кыпс (серия фильмов) (СССР, 1964-1968)

Варежка (СССР, 1967)

Крокодил Гена (СССР, 1969)

38 попугаев (СССР, 1976-1991)

Некоторые известные произведения пластилиновой анимации

1955 — «Gumbasia», Арт Клокей

1981 — «Пластилиновая ворона», Александр Татарский

1981 — «Спокойной ночи, малыши», заставка к телепередаче Александр Татарский

1983 — «Новогодняя песенка Деда Мороза», Александр Татарский

1983 — «Падал прошлогодний снег», Александр Татарский

Некоторые известные рисованные мультфильмы

Аленький цветочек (1952)

Зай и Чик (1952)

Двенадцать месяцев (1956)

Волк и семеро козлят (1957)

Дядя Степа (1964)

Винни-Пух (1969)

Ну, погоди (1969 – 2006)

Волшебное кольцо (1979)

Доктор Айболит (1984-1985)

Дюймовочка (1994)…  и многие другие

Использованы материалы с сайта  http://ru.wikipedia.org

Мультфильм – это просто, забавно и увлекательно.

90% наших детей знают лишь одно применение компьютера – это всевозможные игры: «бродилки»и «стрелялки». Наша же задача – показать детям многочисленные  возможности компьютера: это в том числе и рисование, работа на графическом планшете, ребенок может стать композитором и создать свою музыку, проиграть ее на разнообразных музыкальных инструментах, написать текст, создать открытку, простейшую анимацию… И сегодня мы с вами будем говорить о мультфильмах и наша цель: создать мультфильм, используя возможности информационно - коммуникационных технологий (покадровая съемка, компьютерная обработка отснятого материала, наложение музыкального сопровождения и текста): по известной русской сказке, рассказу (стихотворению); истории из жизни; придуманной истории.

Задачи:

- Познакомить детей с технологией мультимедиа  (Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.)

- Учить работать в коллективе над замыслом будущего мультфильма, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление персонажей, декораций, подбор характеристик персонажей, работа над ролью и т.д.)

- Формировать представления о художественном образе мультфильма как продукте коллективной и творческой деятельности всех его участников

- Формировать умение понимать основную идею литературного произведения и выделять единицы сюжета (завязка, кульминация, развязка)

- Совершенствовать умения согласовывать свои действия с партнерами

- Учить составлять список персонажей сказки, последовательность действий героев

- Познакомить детей с процессом фотосъемки, элементарными правилами пользования фотоаппаратом

- Придумывать реплики для своего героя в соответствии с общим сюжетом

- Дать представления детям о переносе отснятого материала на компьютер

- Учить добавлять запись голоса к видеоряду, формировать умение передавать особенности характера персонажа с помощью интонационно-образной речи

-  Учить добавлять музыкальное сопровождение к видеоряду

-  Развивать  творческие способности, внимание, активность на всех этапах работы, доводить начатое дело до конца

- Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к продуктам творчества

Организация деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Направления: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально – личностное

Образовательные области: художественное творчество, музыка, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность

Оборудование и материалы:

  • Компьютер,  микрофон, (лучше использовать ноутбук)
  • фотоаппарат, штатив, USB- кабель (для связи компьютера с фотоаппаратом)
  • Программа для создания мультфильма

(Windows Movie Maker, Pinnacle Studio (http://www.pinnaclesys.ru/), iMovie (http://www.apple.com/ru/ilife/imovie/)  или другая);

  • Материалы для персонажей и фона в зависимости от выбранной технологии: цветная бумага, краски, ножницы, клей, кисти, пластилин, и т.д.
  • Тексты сказок, стихотворений, рассказов для будущего мультфильма

Предварительная работа:

  • Знакомство детей с мультипликацией:

- историей ее возникновения,
- профессиями в данной области: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор

  • просмотр рисованных, пластилиновых  и кукольных мультфильмов (Обсудить, что нужно мультипликаторам, для создания мультфильма (сценарий, герои, декорации, слова по ролям, музыкальное сопровождение, артисты, которые озвучивают фильм, титры)
  • Знакомство с фотоаппаратом, основными правилами пользования
  • Знакомство с компьютером, основными правилами по технике безопасности при работе на компьютере, элементарными правилами пользования.

Методические рекомендации:

Этот  проект можно проводить для начала на любых простых и хорошо известных детям стихотворениях, сказках, песенках. Таких, как например, «Репка» или «Теремок». Дело в том что, несмотря на хорошо известный сюжет сказки, дети столкнутся с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана сказки и озвучивания). Использование этих технологий в будущем приучит к внимательной работе с текстом, заложит основы аналитической работы и средствами художественной выразительности.

Относительно возраста детей, мы считаем, что создать мультфильм можно как  с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольными. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора), художника, актера и  композитора.

Если Вы решили создать пластилиновый мультфильм, то сначала, нужно выбрать героев для своей сказки, которых дети  слепить из пластилина. Обязательно нужно оговорить размеры и одежду героев (русские народные или современные костюмы, аксессуары (платок, сумка, зонт, книга, телефон…).

Чтобы фигурки были более реалистичными, используйте как можно больше деталей: мимику, гримасы, моргание глазами - размер головы в этом случае не  должен быть маленький. Используйте проволоку и зубочистки (спички) для крепления фигуры. Ноги должны быть прочными, чтобы удержать фигурку во время движения. При движении наклоняйте фигурку вперед и назад, чтобы сымитировать походку человека.

Используйте природный и бросовый материал для создания декораций и фона. Камушки, «стекляшки», пуговицы, бисер, бусинки – всё это может превратиться в необычных героев, которые оживут на экране и заживут своей жизнью.

Необычными смотрятся «песочные» мультфильмы, таким образом, ребенок погружается в мир волшебства и фантазий.

Активно используйте освещение. Так фонариком или лампочкой сзади чуть прозрачного фона можно изобразить солнце или луну.

В дальнейшем, интересно для детей будет создать «Старую сказку на новый лад», использовать вместо привычных предметов – новые, необычные, изменить сюжет сказки, добавить новых персонажей. Желательно, чтобы дети активно участвовали в обсуждении и создании образов персонажей.

При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы,  рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

Особое внимание нужно обратить на «площадку» для съемки, которая  представляет собой специально выделенное место. В этом месте располагается удобный стол, к которому можно подойти с нескольких сторон, освещение, цифровой фотоаппарат или видеокамера на штативе, мультимедийный компьютер с установленным на нем программным обеспечением, которое позволяет импортировать отснятый материал и производить с ним простейшие операции: удалить лишние и неудачные кадры, наложить голосовое и музыкальное сопровождение, установить титры.

Алгоритм действия при создании мультфильма:

  1. Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея - сценарий
  2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.
  3. Подготовка декораций и фона
  4. Установка декораций на площадке для съемки.

Секрет успеха: Создавая декорации, следите за тем, чтобы передний план был открыт и декорации не загораживали основных персонажей

5. Съёмка мультфильма  - анимация (Один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом.)

Секрет успеха:

  • Чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными.
  • Во время съемки следите, чтобы статичные предметы (фон) не двигались.
  • Не забывайте, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось)
  • В кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени.
  • Чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.

6. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются). Открываем программу, переносим фотографии на линию мультфильма, изменяем свойства

Секрет успеха:

  • Чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше -  тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда  1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.
  • Совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.

7. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре.

Секрет успеха:

  • При необходимости записывайте текст небольшими кусочками.
  • Во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов)
  • Можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...)

8. Музыкальное сопровождение,  титры.

9. Размещение фильма в сети Интернет (например, на Youtube)

10. Из отснятого фотоматериала можно создать свою книгу и авторами этой книги будут дети.

Итак, ваши дети слепили из пластилина героев сказки? Или придумали интересную историю? На улице плохая погода и хочется заняться чем-нибудь необычным, интересным и увлекательным? Хочется показать детям этапы роста растения?  Построить свой город. Тогда - создайте с ними мультфильм!!! Оживите персонажи, наложите голос – результат потрясет и вас и детей. Удачи и творческих вам успехов в этом наиинтереснейшем занятии.