ISSN 1997-9657
       
Сергеева М.В. Технология активизации речи у детей среднего дошкольного возраста посредством компьютерных игр экологического характера

Сергеева М.В. Технология активизации речи у детей среднего дошкольного возраста посредством компьютерных игр экологического характера
Сергеева Марияанна Васильевна

МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №1 «Хатынчаана», с. Аппаны, Республика Саха (Якутия).


Актуальность исследования. В современных учебно-воспитательных учреждениях в последние годы значительно расширился арсенал средств обучения, применяемых учителями и воспитателями в своей работе.

Качество современного воспитательно-образовательного процесса тесно связано с коренными улучшениями технологий и методов обучения и воспитания, что в свою очередь зависит от применения педагогами комплекса технических средств. Широкое применение технических средств обучения – одна из закономерностей, характеризующих современный учебный процесс в переживаемую нами эпоху всеобщей информатизации общества, которая ставит новые проблемы перед системой образования и воспитания подрастающего поколения.

Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из проблем современной педагогики. Овладение родным языком, активизация речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Конечной целью по развитию речи в дошкольном учреждении, одним из актуальных вопросов остается проблема активизации речи.

В ряде исследований А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, Ю.С. Ляховской указаны возможности успешной активизации речи детей при условии, когда речь ребенка связана с его практической деятельностью, его действиями с предметами, обозначенным и словом. Активизация речи детей функционирует и развивается в не разрывном связи с другими видами деятельности: игровой, художественно речевой, компьютерные игры.

Занятия с применением компьютерных игр очень интересны дошкольникам. Они с большим удовольствием осваивают программы, добиваясь их правильного решения. Несомненно, можно утверждать, что компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. И действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Объект исследования: процесс активизации речи детей 4-5 лет, путем применения компьютерных игр экологического характера.

Предмет исследования: педагогические условия активизации речи детей 4-5 лет посредством компьютерных игр экологического характера.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы активизации речи у детей 4-5лет посредством компьютерных игр экологического характера.

Гипотеза исследования: процесс активизации речи детей 4-5 лет посредством компьютерных игр экологического характера может быть эффективным, если: - интегрировать занятия с компьютерными играми экологического характера; - разработать систему компьютерных игр экологического характера; - включать в совместную творческую деятельность детей и педагогов; - применять в повседневной жизни разнообразные активные формы, методы и приемы (игры, беседы, устное народное творчество и т.д.).

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
  2. Разработать методические приемы активизации развития речевой деятельности дошкольников.
  3. Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

Методологической основой исследования являются положения известных психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Ж.Пиаже, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева и др.); теории о педагогической направленности процесса развития речи детей дошкольного возраста (А.М. Бородич, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Конина, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.); концепции по экологическому воспитанию (С.Н. Николаева, О.А. Соломенникова, В.М. Лиходед, Т.А. Хвант и др.); положения о применении технических средств обучения (С.И. Архангельский, С.А. Жданов, Л.С. Зазнобина, А.А. Кузнецов, Т.С. Назарова, А.В. Смирнов, К.М. Тихомирова, С.Г. Шаповаленко и др.).

Новизна и теоретическая значимость исследования:

  • раскрыты сущность и содержание активизации речи детей 4-5 лет посредством компьютерных игр экологического характера;
  • теоретически и экспериментально обоснована комплексная система средств, методов и форм активизации речи детей 4-5 лет;
  • выявлена совокупность педагогических условий активизации речи детей 4-5 лет посредством компьютерных игр экологического характера.

Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработанную систему специальных игр по активизации речи детей 4-5 лет посредством компьютерных игр экологического характера можно использовать в массовой педагогический и семейной практике.

База исследования: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1 «Хатынчаана» с. Аппаны муниципального образования «Намский улус» РС (Якутия) в эксперименте участвовало 30 детей среднего дошкольного возраста.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность понятия «активизация речи детей» в психолого-педагогической литературе

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Проблемы развития речи и речевых общений в дошкольном детстве раскрыты в работах Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинского и др. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. В родном языке К.Д. Ушинский видел величайшего народного наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Язык помогает ребенку проникнуть в дух своего народа. Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи.

Она считала, что владеть видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека. Огромную роль в развитии речи ребенка Е.И. Тихеева придавала семье, где ребенок приобщается к культуре речевого общения, поддержав в то же время идею систематического обучения речи. Принцип системности она рекомендовала соблюдать при обучении рассказыванию, которое надо проводить в определенной последовательности. Как только ребенок овладеет речью «настолько, что может свободно высказывать свои мысли и понимать к нему обращенную речь, язык фигурирует уже без непосредственной связи и окружающими его внешним миром, а опирается уже на представления, ранее приобретенные и отвлеченные».

Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать. Основная цель работы по активизации речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

По мнению О.И. Соловьевой, формирование речи детей в дошкольном возрасте – одна из серьезных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с познанием окружающего, с развитием всех сторон его личности.

Дошкольный возраст – это тот период, когда детям свойственна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Особенностью программы развития речи в детском саду является то, что «вся она построена на наблюдениях, на обогащении детей представлениями на практической основе работе над языком, а не на теоретическом и аналитическом изучении языка».

В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается, прежде всего на правильном активизации речевого развития.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности. Повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Анализ теоретической литературы показывает, что в своих работах А.Ф. Сохин, Е.И. Тихеева К.Д. Ушинский, подтверждали, что детей надо учить до 3-х лет к родному языку и правильно произносить слова в речи. После этого уже надо учить правильно строить предложения и связно выражать свои мысли. Работа Н.Ф. Виноградовой была посвящена развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой. Связная речь и правильное произношение детей развивалась при беседе о природе, наблюдениях о погоде, знакомстве о явлениях природы.

Таким образом, активизация речи детей заключается в не только усвоение слова, его понимание, но и обязательно его употребление, использование. Активизация речи - система работы по переводу пассивного словаря в активный, по развитию активного словаря детей. Слово считается активизированным, если ребенок его использовал, хотя бы один раз в свободной, самостоятельной речи (в пересказе, рассказе и т. д.) без подсказки взрослого или сверстника.

1.2. Экологическое воспитание как условие активизации речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у детей накапливается немало знаний о животном мире. Основная их часть – это конкретные, разрозненные сведения об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их внешнего облика и поведения. Формирование общих представлений происходит по законам мышления дошкольника. Главное место в этом процессе занимает наглядный образ, включающий морфологические и функциональные, т.е. поведенческие, признаки животных. Важной подсистемой экологической культуры является отношение к природе. Психологи (С.Д. Дерябо, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Формирование положительного отношения дошкольников к природе – это важное направление экологического воспитания, оно отражает результат всей эколого - педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практической и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Это цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке.

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процесса обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Технология экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты: - циклы наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, морской свинкой, живущей в уголке природы, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке). Каждый цикл включает 4-6 наблюдений, позволяет на сенсорной основе формировать конкретные представления детей об объектах природы, с которыми они находятся в постоянном контакте - ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного, календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения явлений; - совместная деятельность нескольких детей и воспитателя в уголке природы, формирующая умение общаться с живыми существами, трудовые навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них; развивающая нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций;

Дети средней группы «отдаются» игре, она их захватывает, поэтому воспитатель особенно тщательно готовится к занятиям, в которые включает игры-путешествия, диалоги с литературными персонажами, обыгрывание игрушек-аналогов. Педагог заранее продумывает все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполняет одну из ролей. Такая тщательная подготовка обернется хорошей игрой, высоким эмоциональным тонусом детей, надежным усвоением экологических знаний и обретением игровых умений.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ АКТИВИЗАЦИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
2.1. Изучение уровня активизации речевого развития и экологических представлений у детей 4-5 лет

Целенаправленное и систематическое формирование конкретных речевых умений подразумевает развитие навыков активной речи.

Известно, что активная речь формируется только в процессе интенсивного речевого общения. Основной же формой речевого общения ребенка 3—4 лет со взрослыми и сверстниками является разговор-диалог, состоящий из цепочки реплик.

Обучение родному языку предполагает планирование разнообразных ситуаций, побуждающих детей вступить в диалог с педагогом, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, уточняется и активизируется словарь, формируются грамматические навыки.

В средней группе необходимо несколько изменить направления и содержание работы на активизации речи, а именно уделить внимание организации тех видов самостоятельной деятельности детей, которые более всего стимулируют их на высказывания.

Чтобы ребенок научился общаться выражать понятно, свои мысли, умело объяснять, следует формировать у него интерес к видам деятельности, где приходится много говорить, задавать вопросы, излагать ход и правила игры.

Для того, чтобы изучить у детей активизацию речевого развития и экологической воспитанности в ДОУ. Мы провели опытно - экспериментальную работу база исследования явился МБДОУ ЦРР №1 «Хатынчаана» с. Аппаны, Намского улуса РС (Я).

Всего экспериментом охвачено 30 детей в возрасте 4-5 лет – воспитанники детского сада, которые составили экспериментальную и контрольную группы опытно – экспериментальной работы.

Задача работы на констатирующем этапе заключалась в следующем:

- выявить уровень экологических представлений детей 4-5 лет;
- выявить основные пути активизации речи детей 4-5 лет;
- проанализировать результаты констатирующего этапа опытно– экспериментальной работы.

Обследование по изучению экологических представлений детей среднего дошкольного возраста проводилось по методике О.А. Соломенниковой. К изучению речевого развития детей использовались методики Е.В. Доценко. По данным методикам выявляли пассивный и активный словарный запас детей среднего дошкольного возраста.

На I этапе исследования провели изучение пассивного словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.

В качестве стимульного материала ребенку предлагался пять наборов картин по пять слов в каждом. Ребенку зачитывался первое слово из первого ряда «велосипед» и предлагался из следующих рядов выбрать картину, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывалась ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок указывает ту картину из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. К примеру, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда выбирает картину «самолета», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он выбирал слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл». Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, фиксируем ошибку и читаем следующий ряд. Набор слов:

  1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех.
  2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья.
  3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя.
  4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух.
  5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, переходили ко второму слову первого ряда и повторяли эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Перед прочтением второго и последующих рядов слов напомнили ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. К примеру, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда «велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда сказали ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова «велосипед», «самолет» и «автомобиль», которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».

В результате этого обследования 4 детей получили (высокий 25 б). Они правильно нашли значения от 20 до 25 слов. Остальные дети получили средний балл, этим детям удалось правильно отыскать значения от 15 до 20 слов. В основном затруднялись на словах чешуя, шуруп и шкура.

II этап. Второе направления обследования по изучению экологических представлений у детей проводилось с целью выявления представления детей о растениях.

Использовались следующие материалы: большая карта с изображением дуба, шиповника, подснежника, фикуса, белого гриба и клубники. Маленькие карточки с изображением деревьев: березы, клена, яблони, ели, сосны и рябины. Карточка с изображением кустарника – сирени. Карточки с изображением комнатных растений: герани, фиалки, бальзамина («огонька»). Карточки с изображением грибов – лисички и мухомора. Карточки с изображениями ягод – малины и смородины. При проведении обследования было задействовано сказочный герой Незнайка. Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Ребенку предлагали помочь Незнайке разложить карточки в нужном порядке.

И последовало задание: «На большой карте вокруг дуба нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника; вокруг подснежника разложить карточки с изображением травянистых растений; вокруг фикуса разложить комнатные растения; около белого гриба разложить карточки с изображением грибов; около клубники разложить карточки с изображением ягод».

Незнайка благодарит ребенка за помощь и просит назвать все растения. Спрашивает: «Какие плоды деревьев можно употреблять в пищу? Что еще из представленных изображений можно кушать?». Дарит ребенку карточку с изображением цветка, который нужно раскрасить.

По этой диагностике некоторые дети очень хорошо выполнили задание. Знают название растений, правильно классифицируют. В основном дети иногда допускают незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументируют свой выбор. Знают характерные признаки растений, но иногда допускают неточности в ответах.

Иногда затрудняются сказать, какие плоды, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. В основном дети путаются при группировке комнатных растений. Почти все дети путают или не называют название кустарника сирень.

III этап. Третье направление обследование для «Выяснения активного словарного запаса».

Ребенку предлагался 4 картины, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Большинство детей справились с заданием, раскрывали сюжет картины. Строяли сложные предложения, описывают связно. Дают пример из жизни. Но некоторые дети рассказывали по картинке, двумя тремя словами. Эти дети не достаточно раскрыли сюжет картины. Есть и дети, которые очень затрудняются при самостоятельном рассказе. Используют в предложении 1-2 слова.

В результате констатирующего этапа исследования были определены три уровня активизации речи у детей 4-5 лет на основе проявления качественных и количественных критериев.

После выполнения всех трех заданий, где ребенок получил определенный балл. В соответствии с суммой баллов мы выделили следующие уровни речевого развития и экологической воспитанности.

Высокий уровень. Развитость связной речи, богатый словарный запас, активность в общении, умение слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли.

Ребенок без особого труда группирует представленные изображения растений; знает их названия и характерные признаки. Знает, что фрукты, съедобные грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Раскрашивает цветок в соответствующий цвет.

Средний уровень. Развитость связной речи, умение слушать и понимать речь, участие в общении чаще по инициативе других.

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растений, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос. Иногда затрудняется сказать, какие плоды, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Раскрашивает цветок в соответствующий цвет.

Низкий уровень. Неразвитость связной речи, скудный словарный запас, низкая активность и мало разговорчивость в общении с детьми и педагогом, невнимательность, неумение последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание. Ребенок допускает частые ошибки при группировке изображенных растений. Затрудняется назвать их характерные признаки. Не знает, какие плоды, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Не знает, в какой цвет нужно раскрашивать цветок.

Данные таблиц 1 свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе с высоким уровнем активизации речевого развития и экологической воспитанности – 7 детей (46%), со средним уровнем – 5 детей (34%), с низким уровнем – 3 ребенка (20%).

В контрольной группе с высоким уровнем активизации речи и экологической воспитанности – 8 детей (53%), со средним уровнем – 5 детей (34%), с низким уровнем – 2 ребенка (13%) (См. табл.1).

Таблица 1

Результаты исследования по изучению активизации речи и уровню экологической воспитанности детей 4-5 лет (констатирующий этап)

Анализируя данные, отметила следующие: из трех заданий наиболее сложным оказалось второе задание – по изучению экологических представлений. В основном затрудняются и путают названия комнатных и травянистых растений.

Таким образом, в результате проведенной на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы на основе полученных знаний мы их разделили на 2 группы по 15 детей. Полученные данные представлены в гистограмме 1, 2.

Гистограмма 1
Гистограмма констатирующего этапа (экспериментальная группа)

Гистограмма 2
Гистограмма констатирующего этапа (контрольная группа)

На основе полученных результатов, на констатирующем этапе я разработала систему компьютерных игр по активизацию речи детей 4-5 лет с использованием компьютерных игр экологического характера.

2.2 Формы, методы и приемы активизация речи у детей 4-5 лет посредством компьютерных игр экологического характера

Этапы констатирующего этапа эксперимента подтвердили, что необходимо проведение работы по активизации речи детей 4-5 лет посредством компьютерных игр экологического характера.

Цель формирующего этапа моего исследования - активизация речи детей 4-5 лет посредством компьютерных игр экологического характера.

Я выдвинула следующие задачи формирующего этапа:

  1. Разработать систему игр по активизации речи с использованием компьютерных игр экологического характера.
  2. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас.
  3. Вызывать интерес детей к объектам природы. Выразительно читать стихи в процессе игровой деятельности, рассказывать о явлениях природы, фруктах, овощах, расширять кругозор детей.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе и активизировать в речи новые слова.

На данном этапе нашего эксперимента, на основе полученных результатов первичного исследования выявлены следующие направления работы:

  1. Разработать и апробировать компьютерные игры экологического характера для активизации речи детей.
  2. Работа с родителями с целью привлечения к сотрудничеству, учитывая то, что ребенок должен находиться в благоприятной речевой среде не только в детском саду, но и в домашней обстановке. Началом формирующей работы с детьми по активизацию речи детей 4-5 лет была разработка системы компьютерных игр.

Успешная реализация данной работы предусматривает ряд педагогических условий.

Подготовительная работа:

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование чувства уверенности в окружающей среде. Работая над ответственным делом активизации речи детей и планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигает намеченных нами целей только в том случае, если она будет придерживать следующих правил:

  1. Самое важное – добровольное участие в игре, необходимое для того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре.
  2. Воспитатель своими действиями, эмоциональным общением с детьми, делает ее важной и значимой для них.
  3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которое создают игры для освоения и применения нового опыта.
  4. Используются различные электронные материалы: картины, рассказы, компьютерные игры экологического характера.
  5. Требуется дифференцированный подход к ребенку: при анализе и оценке действия. К данной работе больше давать ребенку возможность проявить и выразить себя.

Распределение игры для результативной работы имеет большую значимость.

Следовательно, эффективность игры можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного образа, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательном – образовательной работы.

На основе полученных знаний я разработала систему компьютерных игр с целью активизации речи у детей 4-5 лет. Рассматривала проблему экологического воспитания в двух взаимосвязанных направлениях: - воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков; - развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста. Одна из задач экологического воспитания и образования дошкольников - формирование у них элементарных представлений о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, в процессе чего будет активизироваться речь детей. В активизации речи игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.

Компьютерные игры экологического характера способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют речь, а также способствуют воспитанию культуры речи. Ребенок усваивает идейное содержание игры, последовательность событий, причинную их обусловленность. При этом он знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь и тем самым активизирует речь.

2.3. Динамика активизации речи у детей 4-5 лет

На контрольном этапе организовала следующие направления работы: обследование активизации речевого развития у детей 4-5 лет с целью проверки результативности проведенной работы по экологической воспитанности посредством компьютерных игр экологического характера. Для подведения итогов, была повторная диагностика проведены повторно 3 методики, которые были на констатирующем этапе (См. табл. 2).

Таблица 2 Результаты исследования по изучению активизации речи и экологической воспитанности детей 4-5 лет (контрольный этап)

Таким образом, проведенный нами контрольный эксперимент в экспериментальной группе показал, что: 9 детей имеют высокий показатель. Это составляет 60%. 6 детей со средним показателем, то есть 53%. В контрольной группе высокий уровень получили 8 детей (53%). Средний уровень получили 6 детей (44%). Низкий уровень получил 1 ребенок (См. гистограмму 3,4).

Гистограмма 3
Гистограмма контрольного этапа (экспериментальная группа)

Гистограмма 4
Гистограмма контрольного этапа (контрольная группа)

Результаты первого обследования большинство детей получили высокий балл. Правильно находят искомое понятие. Некоторые дети в основном затруднялись в нахождении таких слов: шуруп, шкура, афиша и чешуя. Результаты второго обследования позволили выявить представления о растениях. Есть дети которые очень хорошо справились с заданием. Они правильно классифицируют, называют название растений. Рассказывают, где они растут, знают, что некоторые растения несъедобные.

Результаты третьего обследования позволили составить самое общее представление о богатстве и бедности словарного запаса детей: одни дети называли, строили сложные предложения, а другие дети ограничивались только двумя тремя словами. Большинство детей с заданием справились.

Проанализировав и рассмотрев работу детей можно обратить внимание на невысокий уровень речевого развития. Словарный запас детей недостаточен. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка.

Разработанными нами методическими приемами активизации речевой деятельности дошкольников были компьютерные игры экологического характера, которые мы включили по

«Ознакомлению детей с природой». Эти игры были апробированы на детях с целью проверить опытно – экспериментальным путем их эффективность. В процессе компьютерных игр дети учились не только строить рассуждения, высказывать свои мысли, но и соглашаться или не соглашаться с мнением воспитателя и своих сверстников; постепенно у ребят появлялся интерес к позиции другого человека, они начинали обращаться друг к другу с вопросами и возражениями. У них формировалось умение убеждать в своей правоте. Накапливался речевой опыт. Дети учились правильно говорить, учились грамотному общению на занятия.

Гистограмма 5
Сравнение констатирующего и контрольного этапа

На гистограмме видим сравнение до и после эксперимента.

До эксперимента детей со средним уровнем составлял 34%, которых повысился после эксперимента на 21% . Поэтому стало 53%. Это – 6 детей от средней группы. А дети с высоким уровнем 9 детей, что возросло до 60% - это выше на 26% (См. гистограмму 5).

Таким образом, результаты опытно – экспериментальной работы свидетельствуют, что у детей экспериментальной группы наблюдаются более значительное повышение уровня активизации речевого развития и экологической воспитанности.

Полученные данные подтверждают эффективность работы по активизации речи детей с использованием компьютерных игр экологического характера, проведенной на формирующем этапе исследования.

С помощью игр на материале природы закрепляются представление детей о предметах и явлениях природы, умение анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические задачи. Специально разработанные приемы обогащения и активизации словаря, целенаправленные беседы с детьми о природе, использование произведений искусства оказывают серьезное влияние на составление сюжетных и описательных рассказов о природе, причем не только на содержание и форму, но и на отношение ребенка к процессу рассказывания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование было посвящено теме «Технология активизации речи у детей 4-5 лет посредством компьютерных игр экологического характера».

Таким образом, активизация речи детей заключается в не только усвоение слова, его понимание, но и обязательно его употребление, использование. Активизация речи - система работы по переводу пассивного словаря в активный, по развитию активного словаря детей. Слово считается активизированным, если ребенок его использовал, хотя бы один раз в свободной, самостоятельной речи (в пересказе, рассказе и т. д.) без подсказки взрослого или сверстника.

Авторы разных работ отмечают, что появляющиеся у детей хорошее отношение к природному окружению – это результат специальной организации педагогического процесса. В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других – подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.), в третьих – взаимодействием, общением с живыми существами (особенно с животными).

Занятия с использованием компьютерных программ, развивающих игр вызывают у детей интерес и стремление достичь поставленной цели.

Участвуя в организации работы ребенка на компьютере, стремитесь реализовать единую сюжетную линию, чтобы обычная деятельность, игра предшествовала работе на компьютере или следовала за ней, уточняя представления или знания, полученные при работе с компьютерной программой. Компьютерные программы должны расширять опыт и знания малыша, стимулировать творческие способности, давать почву для новых идей, обогащать представления о реальном окружающем мире, а не уводить в мир нереальных вещей, предметов и отношений.

На формирующем этапе я разработала систему игр по активизации речи у детей 4-5 лет посредством компьютерных игр экологического характера.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа подтвердил эффективность предложенной системы работы, так как результаты опытно – экспериментальной работы свидетельствуют, что у детей экспериментальной группы наблюдаются более значительное повышение уровня активизации речевого развития и экологической воспитанности.

Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Разработанная мною система компьютерных игр по активизацию речи посредством компьютерных игр экологического характера может быть эффективна в воспитательно – образовательном процессе ДОУ и применена в начальных классах общеобразовательной школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева, Н.Н. Экологическое образование и воспитание Н.Н. Авдеева // Вестник образования. - 2006. - №3. - С. 67-68.

2. Алексеева, В.А. 300 вопросов и ответов о животных / В.А. Алексеева. – Ярославль : «Академия развития», 2007.–240 с.

3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений.-3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.

4. Бобылева, Л.Д. Экологическое знания – дошкольникам /Л.Д. Бобылев // Дошкольное воспитание. - 2007. - №7.-С.16-20.

5. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста /Н.Ф. Виноградова // Экологическое образование: концепции методические подходы. – М., 2006.–32 с.

6. Громова, О.Е. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи 5-6 лет /О.Е. Громова.- М., 2007.–126 с.

7. Дошкольная педагогика /Л.В.Попова: учеб.- метод.комплекс; Инст развития образования. Якут.гос.ун-т. М.К. Аммосова. Пед.ин-т.- Якутск : изд -во ИРО МО РС(Я), 2002.–100 с.

8. Информационно - коммуникационные технологии в профессиональном образовании: тенденции, стратегии, практика : Сб. матер. межрег. науч.-практ. конф., 8 дек. 2009/ Сост. Барахсанова. Е.А., Мордовская А.В., Панина С.В.-Якутск : изд-во Якут. ун-та, 2009.-230 с.

9. Лиходед, В.М. Экология : учебное пособие / В.М. Лиходед, В.Н. Лиходед.–изд. 2-е, доп.и перераб.–Ростов н/д: Феникс, 2009. – 253 с.

10. Максимова, Л.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста /Л.И. Максимова. – Якутск, 2002.–97 с.

11. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. Саморуковой П.Г.- М. : «Просвещение», 2002.–207 с.

12. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников /С.Н. Николаева : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр.-М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.

13. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей /С.Н. Николаева : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.-336 с.

14. Программа воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. изд-6-е. исправленное и дополненное. – М. : Мозаика.-2010.-195 с.

15. Психодиагностика детей в дошколных учреждениях (методики, тесты, опросники)/ авт. – сост., Е.В. Доценко. Изд. 2-е.–Волгоград : Учитель, 2011. -297 с.

16. Рик, Т.Г. Небо, звезды и синичка Сонька /Т.Г. Рик.–М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.–32 с.

17. Рик, Т.Г. Фрукты, овощи и гусеница Дуняша /Т.Г. Рик.–М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.–32 с.

18. Сидоров, Б.И. Знаете ли Вы Млекопитающих Якутии?: Полевой определитель со справочным материалом/ Б.И. Сидоров. Худож. В.И. Габышев. – Якутск : Бичик, 2002 – 88 с.

19. Смирнов, А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей : учеб.пособие для средних учебных заведений/ А.В. Смирнов. – М. : Издательский центр «Академия», 2005.–208 с.

20. Современные образовательные технологии: учеб.-метод. пособие/Ин-т развития образования. МО РС(Я), Якут. Гос.ун-т. М.К. Аммосова; [сост. Платонова Р.И.] – Якутск : Изд-во ИРО, 2005–124 с.

21. Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений /О.А. Соломенникова. – М. : Мозаика. – Синтез, 2007.–36 с.

22. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 256 с.

23. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2-4 лет /С.Н. Теплюк. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.–144 с.

24. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С.Ушакова : учеб. – метод. пособие для воспитателей ДОУ. - М. : Гуманитар. изд. центр Владос.-2004. – 287 с.

25. Хван, Т.А. Основы экологии/Т.А. Хван, П.А.– Ростов н/д : «Феникс», 2005.–254 с.

26. Экология: учеб./ Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М. : ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 512 с.