ISSN 1997-9657
       
Кутлузаманова В.А. Занятие по воспитанию этикетного поведения в старшей группе «В гостях у Феи»

Кутлузаманова В.А. Занятие по воспитанию этикетного поведения в старшей группе «В гостях у Феи»
Кутлузаманова Венера Анва­ровна

МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №104, г. Магнитогорск, Челябинская область.


Программное содержание:

1. Расширять у детей представление о мире взрослых, побуждать интерес к их профессиональной деятельности.

2. Формировать уважение к труду взрослых.

3. Обогатить речь детей вежливыми речевыми оборотами.

4. Воспитывать умение пользоваться разными формами прощания, приветствия, благодарности, обращения с просьбой.

5. Развивать способность понимать действия, изображенные на схемах и соотносить их с действительностью.

6. Продолжать знакомить детей с правилами речевого поведения при встрече гостья, с правилами поведения за столом, формировать эстетическое отношение к сервировке стола.

Материал: Компьютер, мультимедийный проектор.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами отправимся в сказочный город, он находится за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой.

Воспитатель: - А вам, ребята, самим - то хочется попасть вместе со мной в сказочный город?

Дети: - Да, мы хотим попасть в сказочный город.

(Включается компьютер и на экране появляется Фея)

Фея: - Здравствуйте – я Фея Здрасте. Я слышала, кто-то хочет попасть в мой сказочный город. Тогда закрывайте глаза и когда я произнесу:

« Бом! Бом!

Дили – Бом!

Чудеса случаются!»

Вы откроете глаза.

На экране изображение Сказочного города.

Воспитатель:- Ребята, вот мы с вами попали в сказочный город – здесь дома шоколадные, крыши леденцовые, на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.

В этом сказочном городе живут:

Булочник, который выпекает прыг- скок булочки.

Сапожник, который шьет башмаки.

Продавщица летающих зонтов.

Веселый почтальон. И прочие остальные жители.

Все они вежливые и воспитанные.

« Извини, прости и разреши

Это не слова, а ключик от души

Спасибо, пожалуйста, благодарю

Будьте любезны и будьте добры

Доброе утро, спокойной ночи

Эти слова мы произносим

С улыбкой, глядя в глаза

И говорим их с душою всегда.

Появляется на экране изображение булочника.

Булочник: - Уважаемая Фея, не хотели бы вы пригласить наших гостей отведать моих свежих булочек.

Фея: - Ребята, я приглашаю вас к себе в гости.( на экране изображение чашки)

Физминутка.

Воспитатель: - Ребята прежде, чем сесть за стол давайте вспомним волшебные слова. (Воспитатель бросает мяч каждому из ребят, а в ответ называют волшебное слово.)

Фея предлагает рассмотреть схемы:

  1. Чтобы сесть за стол, сначала садятся старшие.
  2. Среди детей – девочки.
  3. Нельзя разваливаться на стуле.
  4. Не нужно класть локти на стол – не красиво и может соседям.

Воспитатель предлагает детям сесть за стол.

Появляется Алеша.

Алеша: - О. у нас в гости! Я люблю вкусненько  по- кушать.

Воспитатель: - Здравствуй Алеша, мы рады тебя видеть. Но ты ничего не забыл?

Алеша: - Я? Ложка при мне(показывает), а больше мне ничего не надо.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, Алеша ничего не забыл?

Дети: - Забыл поздороваться.

Воспитатель: - Когда мы здороваемся с человеком, мы желаем ему здоровья. А как можно поздороваться?

Дети: - Доброе утро, добрый вечер, добрый день, здравствуйте. Нельзя здороваться на ходу, на бегу, нужно остановиться.

Воспитатель: - Научите пожалуйста, Алешу здороваться.(Дети здороваются с Алешей)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что еще забыл Алеша сделать?

Дети: - Забыл снять шапку.

Воспитатель: - Правильно. Алеша забыл снять шапку. Входя в помещение, мальчики и мужчины снимают головные уборы, а женщины и девочки могут остаться в головных уборах.

Алеша: - А я не знал, что надо снимать шапку. Теперь я буду знать(снимает шапку).

Шапку снял, со всеми поздоровался, теперь можно мне сесть за стол.

Воспитатель: - Садись Алеша, пожалуйста.

Алеша через весь стол тянется налить чай, достать конфеты.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, Алеша правильно поступает? Почему?

Дети: - Алеша поступает неправильно, потому что нечаянно можно что-то задеть на столе и уронить. Будешь мешать соседу.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как нужно попросить соседа налить чай, передать конфеты, если находятся далеко от вас.

Дети: - Налейте, пожалуйста, чай. Спасибо.

- Передай, пожалуйста, чай. Спасибо.

Алеша: - Спасибо, я понял (он быстро съедает и вытирает рот рукавом).

Воспитатель: - Ребята, покажите, как вы вытираете рот (дети вытирают рот салфеткой).

Алеша: - Вы вытираете рот салфеткой, а что рукавом плохо? Тоже чисто и хорошо.

Дети: - Рукав станет грязным. Рукавом вытирать некрасиво, некультурно.

Алеша вытирает рот салфеткой и бросает на пол.

Воспитатель: - Зачем ты салфетку выбросил на пол?

Алеша:- Зачем она нужна, ведь она все равно грязная. Что я опять что-то не так сделал?

Дети: - Использованную салфетку кладут на блюдце или выбрасывают в ведро. Если каждый бросит салфетку на пол, будет грязно.

Алеша: - Ребята, спасибо, за то чему вы меня научили.

Дети выходят из-за стола.

- Спасибо, Фея. Все было вкусно. Алеша прощается с детьми и с Феей.

Воспитатель подзывает детей к экрану.

Фея говорит волшебные слова:

Бом! Бом!

Дили- Бом!

Возвращаться нам пора!

Я вернула вас в вашу группу.

Скажу ребятам на прощанье

До встречи! Или До свидания!

Добавлю также: Будь здоровы!

До новой встречи!

Воспитатель: - Ребята, каким правилам поведения мы познакомились и чему научили Алешу?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, послушайте чистоговорку.

Ай- ай - ай - все законы соблюдай

Ва – ва - ва – всегда вежливость права

Ро – ро - ро – буду делать я добро.

Повторим вместе.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами говорили много волшебных слов. Посмотрите у меня письмо от почтальона из Сказочной страны. В письме – волшебные слова, давайте их прочитаем. Мы их прикрепим на нашу доску. Если кто забудет, то доска подскажет.