ISSN 1997-9657
       
Егорова Н.В., Бернер И.П. Цикл занятий по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Егорова Н.В., Бернер И.П. Цикл занятий по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Егорова Наталия Владимировна, Бернер Ирина Павловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида "Росинка", структурное подразделение детский сад компенсирующего вида №6 "Дельфин", г.Новоуральск, Свердловская область


Цель: развитие интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста, повышение интереса  к родному языку как основному средству коммуникации через  включение  информационно-коммуникационных технологий в  образовательный  процесс.

Задачи цикла:

Образовательная  область «Коммуникация»:

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми через формирование умения поддерживать диалог и отвечать на вопросы полным предложением.

Содействовать развитию практических навыков использования родного языка, развивать все компоненты устной речи детей:

  • фонематический слух и восприятие через умение выделять звук в слогах и словах, определять его местоположение, осуществлять  звуко-буквенный анализ;
  • лексику через активизацию, уточнение и обогащение словаря;
  • грамматический строй посредством тренинга в словообразовании и словоизменении;
  • связную речь  через составление описательных загадок, рассказов из собственного опыта и по серии сюжетных картин.

Образовательная  область «Социализация»:

Развивать игровую деятельность детей через использование компьютерных и речевых игр и упражнений.

 Приобщать к общепринятым нормам  взаимоотношений со сверстниками и взрослыми через соблюдение правил этикета при общении.  

 Образовательная  область «Познание»:

Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность  через символизацию, языковое экспериментирование, формирование операций анализа и синтеза, обучение чтению и письму.

Образовательная  область «Чтение художественной литературы»:

Развивать литературную речь,  приобщать к словесному искусству через использование рассказов, стихов отечественных писателей и поэтов, малых фольклорных форм. 

Образовательная  область «Музыка»:

Развивать музыкально-художественную деятельность через использование  фрагментов музыкальных произведений и логоритмических игр.

Образовательная  область «Физическая культура»:

Накапливать и обогащать  двигательный опыт детей через развитие общей и мелкой моторики.

Формировать потребность в двигательной активности, содействовать сохранению физического и психического здоровья через использование физкультминуток и логоритмических игр.

Все игры и упражнения, представленные в предложенном курсе, мы разделили на несколько групп. Конечно, деление их по видам детской деятельности достаточно условно, в реалии  педагогического процесса происходит интеграция образовательных областей. Какие же способы и виды преподнесения наглядного материала с помощью ИКТ позволяют нам обеспечить реализацию поставленных задач?

Виды детской деятельнос-

ти

 

Виды  дидактических  заданий

 

Игры и упражнения, используемые в цикле занятий

Коммуникативная деятельность

Составление целого из частей.

  • «Буквенный суп» - составление слова из предложенных букв;
  • «Буквенная арифметика»- составление слова из букв  с опорой на числовой ряд;
  •  «Нарасталочка» - придумывание от заданного звука слога, слова, предложения;
  • «Словесный конструктор» - образование новых слов различных частей речи

 при помощи изменения их части (приставки, суффикса);

«Дерево родственных слов»- образование однокоренных слов.

Выделение частей из целого.

  • «Пирамида слов» - выделение слова как единицы речи из предложения;
  • «Угадай предмет по части».

Мнемотаблицы  с алгоритмами выполняемых  действий.

  • Написания буквы;
  • Звуко-буквенного анализа слов;
  • Составления рассказа;
  • Припоминания названия и правил игры по схеме.

Познавательно-исследовательская  деятельность

Нахождение в объектах сходства и отличия.

  • «Назови, чем похожи предметы»
  • «Назови, чем отличаются предметы»

Работа с символами

  • Разгадывание ребусов;
  • Разгадывание кроссвордов;
  • Составление предложений по пиктограммам;
  • «Языковая лаборатория» - экспериментирование с частями слова, обобщение их функций с помощью взрослого.

Группировка  и исключение лишнего по  лексической теме,

по заданному звуку,

по количеству слогов.

  • «Четвёртый  лишний»
  • «Раздели на компании»
  • «Логические пары»
  • «Назови одним словом»

 

Продуктивная деятельность

Работа с клавиатурой в     он-лайн режиме.

  • Печатание букв,  слов;
  • «Посчитай количество слогов, напечатай нужную цифру».
  • «Напечатай букву, когда услышишь заданный звук»;

Подготовка руки к письму.

  • Штриховка;
  • Графические диктанты;
  • Печатание букв,  слов в тетради.

Музыкально-художественная  и двигательная деятельность

Слушание музыки (современные и классические  музыкальные произведения.)

 Слушание звуков природы, животных, окружающего мира.

Использование  в презентациях художественных живописных произведений.

Использование игр малой подвижности.

  • Логоритмические игры Е.Железновой.

Дискография:

«Весёлая логоритмика»

«Развивалочка от 1 года до 5 лет»

«Аэробика для малышей»

«Весёлые пальчики»

  • Русские народные игры с музыкальным сопровождением.

В основу курса положен принцип неразрывной связи мышления  и речи со всеми её компонентами, поэтому каждое занятие направлено на развитие словаря, грамматического строя, фразы, звуко-буквенного анализа. Одновременное преподнесение звука и буквы в одном занятии, дифференциация заданного звука с возможными конфликтными звуками, не только развивает фонематический слух и восприятие, но и позволяет осуществлять профилактику дисграфии.

Принцип визуализации, положенный в основу компьютерной презентации, позволяет оживить образы изучаемых предметов и явлений, обогатить и активизировать словарь ребёнка. Развитию восприятия служит использование игр на узнавание предметов по контуру, силуэту, части, среди наложенных изображений.

С помощью пиктограмм, мнемотаблиц, символов дети не только пополняют свой словарный запас, но и учатся опосредованному запоминанию и установлению причинно-следственных связей.

Игры по языковому экспериментированию позволяют  развивать языковое чутьё, помогают освоить морфемный состав слова,  наглядно представить связь однокоренных слов, а также активизируют мыслительные процессы детей дошкольного возраста.

Работа курса строится с учётом здоровьесберегающих технологий, организуется постоянная смена видов деятельности, используются упражнения для расслабления глаз. Применяемые в цикле логоритмические игры и физкультминутки  позволяют не только гармонизировать движения с речью, но и обеспечивают эмоциональную вовлечённость ребёнка в деятельность.

Нашим принципиальным подходом к созданию курса был  следующий постулат: компьютерная презентация это не статическая наглядность, но особый  способ организации детской деятельности, активизирующий все каналы восприятия,  стимулирующий детскую активность и любознательность, результатом которой становится  формирование коммуникативно-речевой компетенции детей дошкольного возраста.