ISSN 1997-9657
       
Скотников О.А. Графический редактор Paint в работе с детьми 5–7 лет

Скотников О.А. Графический редактор Paint в работе с детьми 5–7 лет
Скотников Олег Александрович

Детский сад компенсирующего вида №37 «Лесная сказка», обособленное структурное подразделение Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида - «Страна чудес», г.Новоуральск, Свердловская область


Дошкольное детство – период первичной социализации личности. В этот период ребёнок делает первые шаги в познании окружающего мира, приобретает опыт для жизни в обществе. Поэтому жизнь старшего дошкольника необходимо максимально насытить различными видами и формами активности, позволяющими ему успешно адаптироваться к жизни в обществе.

Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для развития детей дошкольного возраста.  Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, на производстве, в экономике и управлении. Поэтому уже в дошкольном возрасте малышу можно показать, как с помощью компьютера он может решать самые разнообразные задачи как игрового, так и творческого характера. Однако успех такого приобщения возможен в том случае, если компьютерные игры станут подлинным средством детской деятельности, т.е. средством повседневного общения, игры, конструирования, художественной и других видов продуктивной творческой деятельности.

Известно, что в ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования: зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, «знаковая функция сознания», умение строить план действий, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др. Работая  «мышкой», у детей развивается мелкая мускулатура рук и пальцев, координация движений и ориентировка на плоскости, отрабатывается сенсомоторная координация, что имеет особую актуальность для детей с нарушениями речи, т.к. нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений и их несформированность считается характерным для детей-логопатов.

В детском саду компенсирующего вида № 37 (город Новоуральск, Свердловской области) для детей с нарушениями речи осуществляется специально организованное, целенаправленное и систематическое коррекционно-развивающее  обучение детей логопедических групп, основанное на использовании системы специальных дидактических, развивающих, в том числе и компьютерных  игр. Осваивать компьютер дети начинают со старшей группы. Занятия с детьми проходят в компьютерно-игровом комплексе,  который позволяет сочетать компьютерные игры с дидактическими, подвижными и релаксационными.

Наряду с развивающими и обучающими компьютерными играми, дети осваивают графический редактор  Paint, поставляемый в комплекте с операционной системой Windows. Почему именно Paint? В его использовании мы видим два больших плюса: простота и доступность любому пользователю. А, освоив этот редактор, дети смогут легко пользоваться и другими, более сложными графическими редакторами. Более того, использование графического редактора по предложенным авторским технологиям «Треугольная мозаика» и «Рисуем по клеткам» позволяет развивать у детей зрительно-пространственное восприятие, навык ориентировки на плоскости, а так же поспособствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия, творческих способностей, памяти, внимания, сенсорных эталонов формы и цвета.

Как известно, каждое занятие по развитию компьютерной грамотности, кроме упражнений на компьютере, должно включать в себя другие виды деятельности: беседу, дидактическую игру, индивидуальные игровые задания, конструирование. На этапе знакомства с плоским треугольным конструктором я предлагаю детям выполнить несколько игровых заданий непосредственно на компьютере. Эта серия заданий называется: «Треугольные прятки». Детям необходимо найти все треугольники на предложенных рисунках и раскрасить их с помощью «заливки». В итоге получается определенный образ (рисунок 1).

Учитывая специфику детей, воспитатели групп особое внимание в развивающей среде уделяют разного рода мозаикам. Дети любят собирать узоры с помощью  мозаик и «Никитинских кубиков». А почему бы эти задания не выполнять с помощью самой увлекательной и яркой для них игрушки – компьютера?

На первом этапе игры педагог заранее готовит в графическом редакторе рабочий лист: слева – узор, справа – пустая заготовка (рисунок 2). Дети, используя всё тот же инструмент «заливка» и палитру цветов, копируют узор с образца так, чтобы оба рисунка стали одинаковыми. Количество заданий и сложность узоров педагог  определяет сам. Главное, чтобы эта деятельность была для ребенка посильна и желаема. В качестве дополнительного творческого задания детям предлагается создать на чистой заготовке свой узор. Эта работа очень нравится детям, они с удовольствием придумывают свои узоры, демонстрируя их своим товарищам.

Следующим этапом работы с треугольной мозаикой становятся упражнения по копированию образов. На этом этапе у детей есть возможность самим выбрать любой понравившийся образ из предложенного набора на листочках (рисунки выполнены в черно-белом варианте) и скопировать его в цвете по своему усмотрению. Дети всегда испытывают желание сделать свой образ более живым и красочным, поэтому они с удовольствием осваивают и другой инструмент - «кисточка». С её помощью дети подрисовывают своим образам глаза, рядом:  водоросли, волны и т.п., получая в итоге незамысловатые рисунки (рисунок 3). На этом этапе работы педагог может дифференцировать задания, предлагая одним детям образы расчлененные, т.е. с видимой сеткой, а другим – нерасчлененные. А может выстроить систему заданий, постепенно переходя от нерасчлененных образов к расчлененным. Нередко ребёнок сам начинает придумывать и заливать, вернее, заливая треугольники, получать свои образы. Это и есть наивысший из возможных результатов – самостоятельное творчество.

Детям этого возраста уже знакома деятельность копирования по клеткам, но ведь совсем другое дело выполнять подобные задания на компьютере. Технология «Копируем по клеткам» также подразумевает несколько этапов. На первом этапе дети учатся копировать несложные рисунки, выполненные в цвете с листа на рабочее поле компьютера, как бы поселяя свой образ в виртуальный мир (рисунок 4).  

Далее дети копируют образцы, которые находятся непосредственно на рабочем поле компьютера, отступив вправо 1 или 2 клетки.  На этом этапе клетка рабочего поля уже меньше, а простора для творчества больше (рисунок 5).

На завершающем этапе работы с графическим редактором дошкольники копируют рисунок с листа, выполненный в черно-белом варианте на рабочее поле компьютера в цвете и воспроизводят его зеркальное отображение (рисунок 6). Для детей-логопатов такая работа имеет определённые трудности, поэтому на первом занятии педагог демонстрирует детям, как можно получить зеркальную копию предмета, отступив от образца 1-2 клетки. Усложнение образцов тоже идёт постепенно.

Считаю, что такая  игровая деятельность формирует у детей моторные навыки, графические умения, зрительную координацию, а в дальнейшем служит хорошей основой для формирования умения работать на листе в клетку.

Получив опыт работы на компьютере, дети не боятся осваивать графический редактор самостоятельно, используя в своём творчестве другие инструменты: «распылитель», «эллипс», «увеличительное стекло». Рядом с образами животных начинают вырастать деревья, появляется солнышко… - ребёнок начинает творить.

Почти все рисунки включают в себя главные атрибуты мироздания: солнце, небо, землю. Дети не боятся банальности. Главное, что их рисунки непосредственны и представляют собой видимый продукт, результат графического  творчества. Таким образом, у ребёнка формируется другое отношение к компьютеру: не как к забавной игрушке, а как к инструменту для творчества, для реализации своих замыслов и идей. Ребёнок, проявляя свою фантазию, начинает чувствовать себя творцом, демонстрируя свой результат  на минивернисажах, персональных выставках и даже на различных конкурсах. Технология «Рисуем по клеткам» была представлена на конкурсе Web – аукцион идей с использованием ИКТ для дошкольников и младших школьников «ИнфоРАДУГА». Продемонстрировав свои рисунки на этом конкурсе, Настя Шевченко заняла второе место. Но и на этом она не остановилась. К своим рисункам  Настя сочинила сказку, за которую получила диплом симпатии жюри на VII Открытом Международном конкурсе компьютерной графики «Планета Земля» (см. презентацию «Сказка о дружбе»).

         Такими занятиями заинтересовываются и родители детей. Есть родители, которые  просят у педагога подобные задания или основу для копирования. И это говорит о том, что родители тоже начинают видеть в компьютере не просто игрушку для своего ребенка, а инструмент, средство индивидуализированного воздействия на интеллектуальное, эмоциональное и творческое развитие своего малыша.

Практическую значимость предложенных технологий мы видим в том, что:

  • они могут быть использованы и при работе с детьми групп общей направленности;
  • с помощью графического редактора  Paint педагог или родитель, используя систему подобных заданий, может сам создавать индивидуальную программу для конкретного ребенка, имеющего  отклонения в развитии пространственных представлений и ориентировки на листе;
  • такая работа  носит и диагностирующий характер. Она оценивает уровень развития у ребенка воображения, фантазии,  игровой деятельности,  сформированность графических умений, степень активного поиска и творчества.

Очень хочется думать, что, познакомившись с таким использованием графического редактора,  педагоги или родители, придумают новые варианты заданий для своих детей. Приглашаем к сотрудничеству!