ISSN 1997-9657
       
Андреева М.С. Описание опыта работы по теме: "Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной логопедической группы"

Андреева М.С. Описание опыта работы по теме:
Андреева Маргарита Сергеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида "Ягодка", с.Александровское, Томская область


«Человек образованный — тот,
кто знает, где найти то,
чего он не знает»

Георг Зиммель

Применение компьютера в логопедической работе уже довольно широко распространено в педагогической среде. Чем же это обусловлено?  Применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выполнении заданий компьютерной программы происходит совместная координированная работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, страдающими нарушениями речи.

Основными целями использования средств ИКТ в работе с родителями подготовительной группы являются:

-использовать информацию учебного, воспитательного, коррекционного характера.

-предоставить родителям возможность оперативного получения информации о жизни группы, расписании занятий, проводимых мероприятиях, полезных советах по логопедии, буклетов по звукопроизношению, презентаций (используемых логопедом на занятиях).

-используя новые технологии ИКТ повышать свой профессиональный уровень.

Не секрет, что сейчас Интернет используется и детьми и взрослыми. Наблюдая за тем, как родители не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят времени для общения с воспитателем и логопедом, а так же другими специалистами,  но,  находятся в социальных сетях, я сделала вывод: если родители находят время для общения в социальных сетях, то может они смогут находить время и для просмотра жизни группы своих детей на сайте, который я могу создать, а открыв родителями свою электронную почту, найдут там много полезного, «готового» материала для домашних занятий с ребёнком.

В Законе РК «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи». В Законе говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве”.

Практический опыт работы позволяет сделать вывод о том, что родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности оттого, что не знают, как правильно помочь ребенку. Многие родители недооценивает важность оказания логопедической помощи в семье.

На своих сайтах (в логопедических группах), работая в электронной почте я стараюсь размещать информацию, чтобы она была полезна родителям: конспекты, которые использую  на занятиях, задания для детей, новости группы, буклеты, консультации, презентации, проекты.  По электронным адресам (электронной почте)  родителей логопедических детей рассылаю материалы как консультативного (буклеты, консультации, памятки), так и практического характера (логопедические игры, упражнения, различные практические задания). На период болезней детей работаю с детьми и родителями  по Skype.

Использование  программ обучающего характера в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать  следующие выводы:
     – компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
     – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
     – способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

- Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы педагога при подготовке к занятию, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ребёнка  в отдельности.

- Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

Наличие сайтов  групп «Логопедический калейдоскоп» ( http://nsportal.ru/logopedicheskii-koleidoskop) , «Говорилочка» ( http://www.odnoklassniki.ru/#/govorilochka ), электронных и печатных материалов дало возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделало их активными участниками коррекционно - образовательной работы в МБДОУ д/с «Ягодка», а так же в жизни всей  группы. 

Безусловно, участие ИКТ во всех этих разнообразных формах работы логопеда с детьми и  с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.

Приложение 1.

Консультация
«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА –
КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ».

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Артикуляционная гимнастика может проводиться:

  • Фронтально (с группой), общеразвивающие упражнения;
  • Индивидуально;
  • Подгруппой (3-4 человека), упражнения на определённый звук.

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

 К статическим относятся:

- «улыбка»,
- «трубочка»,
- «окошко»,
- «лопатка»,
- «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.

Динамические упражнения:

- «улыбка-трубочка»,
- «качели»,
- «маятник»,
-«лопатка-иголка».

Важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Методика проведения артикуляционной гимнастики.

В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а  качество их выполнения.

Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям:

  • Учет нормальной артикуляции нарушенного звука;
  • Учет конкретной формы нарушенного произношения;
  • Учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка.

Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

губ,
нижней челюсти,
языка,
мягкого нёба,
мимической мускулатуры (щёк).

А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

  • Для заднеязычных звуков;
  • Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;
  • Для губных звуков;
  • Для свистящих звуков;
  • Для шипящих звуков;
  • Для сонорных звуков;
  • Для мягких звуков;
  • Для звонких звуков.

Данные комплексы предлагают при подгрупповой или индивидуальной работе.

Упражнения могут выполняться активно (самостоятельно ребенком) и пассивно (с участием логопеда, воспитателя, родителей). Пассивные постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем в активные.

Все артикуляционные упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом с активным использованием зрительного контроля, на поздних этапах без зеркала, лицом к логопеду. Это дает возможность развитию кинестезии или кинетических ощущений, как «базальных компонентов речи» (Павлов), необходимых для произношения звуков. Кинестезия (кинетические ощущения) - это ощущения положений и движений органов артикуляции.

Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, увеличивая под счет. Упражнения прекращают выполнять при гиперемии (покраснении), посинении (цианозе), треморе (мелкие подергивания). Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.

(Показ картинок для артикуляционной гимнастики)

Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку.

Улыбнись
Покажи зубы,
Приоткрой рот,
Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

Методика проведения упражнения:

  • логопед или воспитатель рассказывает о выполнении упражнений;
  • предлагает образец выполнения упражнения;
  • контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.

Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. В группах детского сада - после общей зарядки перед завтраком. Каждое упражнение выполняется не более 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений. За прием предлагается 3-5 упражнений, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение.

Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы,  обязательно чисто вымытые  руки и у ребенка и у взрослого. При проведении пассивной гимнастики стерильные салфетки, латок для использованных салфеток. Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов.

Вывод: Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.

Логопед должен правильно подобрать артикуляционные упражнения с учётом формы речевого нарушения и конкретно нарушенного звука.

Приложение 2.

Дидактическая игра
«Разноцветная гусеница».

Цель:

  • Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) .
  • Развитие моторики рук.
  • Закрепление цвета.
  • Автоматизация звуков в речи.

Задачи:

  • Развивать моторику рук.
  • Закреплять цвет и форму геометрических фигур.
  • Развивать логическое мышление, внимательность.
  • Совершенствовать навык "собирать целое ".
  • Воспитание усидчивости.

Описание игры:

Данная игра изготовлена автором. Для изготовления вам потребуется: заготовки берёзовые для токарного станка 20*5 или 30*5см; токарный станок по дереву; резцы; наждачная бумага для окончательной обработки деревянной поверхности; готовые пружины пластмассовые разного цвета.

В игре «Разноцветная гусеница» используются готовые «деревянные гусеницы», цветные пластмассовые пружинки.

Игру можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так в подгрупповой. Для развития умения работать в группе, можно предложить одну гусеницу двум и более детям.

Игру можно использовать и при логопедической работе с детьми на закрепление звуков в речи (на этапе автоматизации) .

Например: Автоматизация звука Р.

Слова: Трава, строитель, тропа, строить и. т. п

На каждое правильно произнесённое слово ребёнок нанизывает пружинку на гусеницу определённого цвета (зелёного). Если произносит неправильно (под контролем логопеда, то другого цвета (красного). В конце игры происходит подсчёт правильных и неправильных ответов ребёнка.

Игру можно использовать и в качестве соревнования – «Кто быстрее соберет разноцветную гусеницу».

Приложение 3.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А] или любой другой звук»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук [А], хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук [А] голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука [А].

[А] Аист, роза, мак, лак, рак, бак, астра, автобус, адрес, арбуз, Айболит, Алёнка, апельсин, Аня, арфа, акула, утка, книга, барабан, лестница.

Ель, енот, липа, море, мост, сон, дом, облако, ветер, вишня, торт, вести,

ведро, ежи, шнур, филин, луг, пирожное, дождь, клоун.

[О] Осень, ослик, овцы, пол, дом, сом, кот, слон, сон, пальто, седло, ведро, перо, лето, кино, Оля, осы, очки, крот, облако.

Санки, трава, шар, книга, глаза, белка, щука, лампа, тетрадь, шпага, пенал, жаба, кит, краб, грач, мышь, щенки, звери, мама, камыши.

[Н]  Наука, нос, нора,cнаряд, солянка, мужчина,награда, народ, ножницы, кинза, значок, снайпер, баран, капкан, стакан, кабан, барабан, графин, книга, блокнот.

Сумка, самокат, ваза, футляр, фокус, гуси, сорока, губы, колос, голубь, лампа, кашпо, белка, орешки, каша, ёлка, игрушка, стул, шкаф, цветы.

[C]Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

Цапля, палец, волк, машина, лес, звук, баран, зубр, медведь, школа, виноград, кран, банан, цветок, рот, глаза, диван, малыш, коза, роза.

[И]Ива, игла, имя, осина, руки, лиса, листья, тина, вилка, блины, птицы, ноги, мир, дуги, искра, изба, липа, иволга, Ира, зима.

Дом, кот, трап, музыка, глаза, окно, платье, кресло, медведь, страус, обезьяна, кукла, калач, язык, стрекоза, берёза, страна, заяц, гвоздь, фазан.

[Б]Бал, банка,обман, хобот, шуба, банан, бык, столбы, свадьба, рубашка, обои, робот, зубы, труба, изба, болото, кобра, работа, бочка, бутон.

Палата, гном,пыль, стол, груша, сапоги, тыква, капуста, парк, шкатулка, пыль, полка, поезд, попугай, кнопка, паук, кино,волк, лев, лось.

[М]Мост, рама, самокат, чемодан, камыш, комната, гном, маска, молоко, муха, малыш, дом, шум, шлем, мак, мыло, мультик, малина, Маугли, компас.

Награда, нос, рот, глаза, кнопка, кабан, баран, апельсин, виноград, дождь, нож,слон, ногти, кукла, ночь, чайник, кисель, утка, снегирь, человек.

[В]Ваза, голова, волк, овал, сова,вода, вареники, пчеловод, завод, ворона, воздух, водолаз, Ваня,волосы, вагон, дерево, вафли, автобус, валенки, дрова.

Факел, кнопка, фонарик, стол, телефон, дракон, кофта, пианино, ёлка, фасоль, улыбка, катер, поезд, фазан, лодка, жираф, улица, магазин, флаг, форточка.

[Р]Рама, рак, дорога, кран, трава, шары, икра, повар, сыр, кефир, браслет, корыто, сырок, корова, труд, комар, ружьё, рыбак, рука, рысь.

Лак, мак, слон, лук,булочка, пила, кнопка, улыбка,лопата, компот, капуста, вокзал, лампа, енот, утка,малыш, гуси, платок, флаг, лето.

[Д]Дом,душ, дочка,дрова, мода, медаль, поднос, двойка, вода, дача, дырка, здание, правда, ладонь, дупло, дорога, дым, беседа, гудок,чердак.

Тайна, крот, комната, молоток, гитара, торт, комет,  лето, цветы, тыква, рыбак, петух,  монета, туфли, бутон,молоко, туман, товар,плита, туман.

[Ш]Шапка, лошадка, ошейник, уши, ландыш, шея, тишина ,каша, шиповник, шум, малыш, шар, шайба, машина, шахматы, шило, финиш, карандаш, шарф, ремешок.

Жаба, ролики, жадина, человек, жираф, жук, урожай, пижама, слон, лужа, ежи, крыжовник, ребёнок, мечта, пароход, ножницы, лыжи, журавль, лодка,джунгли.

[Ч]Чайник, калач, кирпич, четверг, плач, ключ, дочь, ночь, чашка, ручей, значок, чудо, грачи, часы, пчела, гречка, внучка, тучка,ручка, печник.

Телефон, темнота, тир,сено, ветер, семья, осень, паутина, метель, тюлень, телега, листья, утята, утюг, север, секрет,лось, василёк, месяц, лисята.

[Щ]Щавель,щука,роща,пища,вещи,борщ,сварщик,лещ,помощь,щётка,щенок,

щека,сыщик,товарищи,щедрость, щегол, щель, морщины, стекольщик, угощенье.

Шахматы, семечки, семья, мешок, шило, шинель, шуба, сирень, лисичка, персик, кисель, беседа, осина, поросёнок, ушиб, камыши, крыша, шуруп, ремешок, крошка.

«Три слова»

Цель. Учить ребенка самостоятельно определять место звука в слове.

Ход

Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Ребенок. Звук [У].

Взрослый. Где ты услышал звук [У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок. В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

Ива, игла, изба;                            искра, имя, ирис;

Лиса, осина, блины;                     вилка липа птицы;                                   [и]

Руки, быки, сухари;                     фонари, дуги, ноги.

 

Осень, ослик, овцы;                    Оля, осы, очки;

Пол, дом, сом;                              кот, слон, сон;                                       [о]

Пальто, седло, ведро;                  перо, лето, кино.

 

Уши, узел, укол;                          утро, усы, урна;

Лук, пух, дуб;                              шум, зуб, шут;                                          [у]

Какаду, иду, сижу;                      пишу, держу, снизу.

 

Автобус, аист, арбуз;                  адрес, апельсин, Айболит;

Бак, лак, мак;                               рак, платье, палка;                                  [а]

Утка, книга, лестница;                книга, ворона, природа.

 

Майка, мак, малина;                    марка, мойка, мох;

Камыш, самокат, сумка;             грамота, комната, туман;                             [м]

Дом, крем, шрам;                        шум, шлем, грим.

 

Наука, нос, нора;                        награда, народ, ножницы;

Снаряд, солянка, мужчина;       кинза, значок, снайпер;                               [н]

Баран, капкан, стакан;               кабан, барабан, графин.

 

Цапля, цирк, цех;                       цепь, цифра, царапина;

Рация, оценка, улица;                умница, рецепт, луковица;                         [ц]

Леденец, огурец, перец;            отец; певец; молодец.

 

Чай, чайка, череда;                       черника, черепаха, черника;

Ручей, значок, удача;                   калачи, врачи, бочонок;                          [ч]

Дочь, грач, калач;                         ключ, ночь, обруч.

 

Шапка, шайба, шар;                    шахматы, шуба, шум;

Машина, ошибка, мешок;          тишина, лошадка, мышата;                            [ш]

Камыш, гуляш, ландыш;            малыш, карандаш, финиш.

 

Щавель, щегол, щель;                щука, щётка, щипцы;

Пища, роща, защита;                 морщины, сварщик, сыщик;                         [щ]

Лещ, овощ, плющ;                     клещ, плащ, помощь.

 

Луна, луч, лотос;                        ласты, лоб, лаванда;

Малыш, пчёлы, салат;               улыбка, палуба, булавка;                             [л]

Бал, стул, пыл;                           стол, козёл, пол.

 

Пальма, пол, посуда;                 парк, пуля, пыл;

Запах, дупло, лопух;                 спорт, скрипач, сапог;                               [п]

Клоп, хрип, клип;                      сноп, храп, скрип.

 

Радио, рама, роща;                    руль, рыба, рука;

Баран, гараж, сорока;                карта, парта, корыто;                               [р]

Двор, катер, повар;                    мухомор, сахар, помидор.

 

Сад, судно, сом;                         самолёт, сани, сын;

Писатель, фасоль, оса;              посылка, посуда, лиса;                             [с]

Лес, рис, автобус;                      кактус, глобус, фокус.

 

Тапки, томат, туман;                 тыква, токарь, туча;

Лопата, платок, потолок;          комета, петух, монета;                             [т]

Крот, плот, автомат;                  кот, рот, пулемёт.

 

Фартук, фонтан, фургон;          фасоль, факел, фарш;

Сарафан, светофор, шкафы;    телефон, кафтан, асфальт;                       [ф]

Шкаф, сейф, граф;                     миф, шарф, пуф.

 

Халат, халва, хобот;                 хурма,  холм, холод;

Ледоход, мухомор, охота;        муха, лихач, вездеход;                             [х]

Лопух, мох, петух;                    пастух, пух, страх.

«Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант                                            Ход

Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

      [с]                     [т]                         [б]                         [г]                     [з]

том - сом            банк-танк             дудка-будка           код-год             суд-зуд

дом – сом       пачка-тачка         майка-байка            кости-гости      лов-зов

лук  - сук        ком-том               вал-бал                    колос-голос      майка-зайка

бор-сор          ранец-танец         соты-боты               кол-гол              дуб-зуб

пуп –суп        папки-тапки         ваза-база                 корка-горка

зуд – суд        румба-тумба        крошка-брошка      кладь-гладь

ток –сок         куча-туча             ранка-банка            крот -грод

кон –сон        пруд-труд             фант-бант                гонка-конка

тын –сын

лад –сад

 

      [д]                           [ж]                   [к]                        [л]                      [м]

сом-дом                 бук-жук         галька-калька        баки-лаки          бак-мак

почка-дочка          кара-жара      том-ком                  мот-лот             чарка-марка

пушка-душка        бор-жор         гонка-конка           маска-ласка      ласка-маска

пух-дух                  шар-жар        торт-корт               сани-лани         лайка-майка

пороги-дороги      мир-жир        гость-кость            рама-лама         пышка-мышка

ночь-дочь              весть-жесть   туча-куча               зайка-лайка      пушка-мушка

кочка-дочка                                 грот-крот                воск-лоск

лань-дань                                     тачка-качка            рай-лай

лавка-давка

 

      [п]                       [р]                        [ф]                          [х]                        [ц]

вол-пол               банка-ранка         бас-фас                  вата-хата             мех-цех

сушка-пушка     восток-росток      бант-фант              клоп-хлоп           ларь-царь

дух-пух              козы-розы             кара-фара              голод-холод        свет-цвет

толк-полк          лак-рак                  база-фаза               робот-хобот        сель-цель

кони-пони         лама-рама             сундук-фундук      род-ход               мена-цена

торт-порт          ложь-рожь            зонд-фонд              салат-халат         лапка-цапка

мост-пост          мост-рост

                           мука-рука

 

      [ч]                     [ш]                   [щ]

пас-час             ворох-шорох      кит-щит

сан-чан             кум-шум             мука-щука

каша-чаша        мах-шах             ручка-щучка

сушь-чушь       мёл-шёл              река-щека

сайка-чайка     пик-шик              шёлк-щёлк

пасть-часть      пар-шар

2 вариант

Получится новое слово, если добавить звук [К] или любой другой звук

      [к]                        [л]                          [м]                               [н]

вол-волк                ба..-бал                гно..-гном            апельси..-апельсин

рыба-рыбак           козё..-козёл         гри..-грим           балко..-балкон

моря -моряк          ко..-кол                гро..-гром           карава..-караван

завтра-завтрак      по..-пол                до..-дом              мандари..-мандарин

пар-парк                сту..-стул             шле..-шлем        сарафа..-сарафан

тан..-танк              сто..-стол             шра..-шрам         графи..-графин

носо..-носок          пы..-пыл              шу..-шум            жето..-жетон

телёно..-телёнок   хол-холм             газо..-газон

лесо...-лесок

 

     [п]                      [р]                                [с]                          [т]

кар..-карп           ми..-мир                 вопро..-вопрос       пило..-пилот

су..-суп              дво..-двор               какту..-кактус         зака..-закат

сер..-серп          самова..-самовар   фоку..-фокус           мос..-мост

тра..-трап          бо..-бор                   пару..-парус            све..-свет

сиро..-сироп     забо..-забор            автобу..-автобус     кро..-крот

тулу..-тулуп     топо..-топор           ле..-лес                     полё..-полёт

сно..-сноп         кома..-комар          глобу..-глобус         запре..-запрет

ши..-шип          хо..-хор                   ребу..-ребус             пло..-плот

 

          [х]                            [ц]                        [ч]                               [щ]

Возду..-воздух        ледене..-леденец       но..-ноч                   гуля..-гуляш

Лопу..-лопух           зая..-заяц                   мя..-мяч                   детёны..-детёныш

Сме..-смех               коне..-конец             тка..-ткач                 камы..-камыш

Отды..-отдых          молоде..-молодец     кирпи..-кирпич      каранда..-карандаш

Оре..-орех               огуре..-огурец           сила..-силач           ланды..-ландыш

Горо..-горох            оте..-отец                  пла..-плач               малы..-малыш

Запа..-запах            певе..-певец               клю..-ключ             мяки..-мякиш

Стра..-страх            холоде..-холодец      гра..-грач                фини..-финиш

Шоро..-шорох        рубе..-рубец              лу..-луч                   мы..-мышь

 

Кле..-клещ                                          помо..-помощь

Ле..-лещ                                              хво..-хвощ

Ово..-овощ                      [щ]             товари..-товарищ

Пла..-плащ                                         хря..-хрящ

Плю..-плющ                                       бор..-борщ

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается или заканчивается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый или добавить последний звук в слове. Дайте образец ответа.     

«Волшебство звуков»

1 вариант

Цель.Учить детей вставлять второй звук в слово для образования нового слова. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход

Взрослый.Я буду произносить слова, а вы вставьте  звук [л] так, чтобы он стал вторым в слове и получите новое слово.

     [л]                                     [р]

кок -клок                     ковать-кровать           пуд-пруд

пот-плот                     кошка-крошка            сок-срок

бок-блок                     топка-тропка              койка-кройка

сон-слон                     такт-тракт                   мак-мрак

куб-клуб                     дама-драма

сова-слова                  кот-крот

кубок-клубок             битва-бритва

сух-слух                     тон-трон

газ-глаз                       гаммы-граммы

пан-план                     каска-краска

2 вариант

Цель. Учить детей путем убавления одного звука из слова образовывать новые слова.

Ход

Из каждого слова надо исключить один звук, чтобы получилось новое слово.

Вот так: ГОРСТЬ — ГОСТЬ.

хлев–лев                   олень-лень                     косы-осы

уточка–точка           клещ-лещ                       крот-рот

столб–стол               мель-ель                         гром-ром

щель–ель                  снаряд-наряд                 шмель-мель

укол-кол                   град-рад                         зверь-верь

зубр-зуб                    скот-кот                         клей-лей

коса-оса                    экран-кран                     плуг-луг

мрак-рак                   краска-каска                  смех-мех

полк-пол                   стол-сто                         беда-еда

удочка-точка            тепло-тело                     волк-вол         

«Путешествие по комнате (группе)»

1 вариант

Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход

Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С] или любой другой звук. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет. Пошли.

Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [С]. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком и даете оценку.

2 вариант

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука (слова должны быть придуманы из предметов групповой комнаты).

Например: стол – лампа  – автобус – самолет-телевизор - ручка и т.д.

 «Составь слово из отдельно названых звуков» 

Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход

Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М-А-К. какое слово ты услышал?

Ребенок. Слово мак.

     Рак, лак, дым, кот,рот, шар, сор, уши, сок, мох, ток, пух, суп, лук, шум, пол, зал, бал, бак .

    Мама, каша,  мыло, рама, сани, дача, рука, нога, баба, Вова,  щука,  жаба, шары, коза, туча, косы, губы, ваза, сова, шуба,  муха, розы, нора.

     Глаз, брат, стул, друг, двор, флаг,  гном,  грач, гром,  клад,  клуб, клык, кнут, краб, кран,  крот, квас, плащ, плов, пруд,  шкаф, слон, стол, внук, врач.

     Бумага, бараны, борода, волосы, вороны, радуга, голова, дорога, заборы  заводы, заноза, ворота, комары, коровы, шурупы, лопата, молоко, Наташа, панама, паруса, полосы, посуда работа, рубаха, рукава, бокалы, собака, сорока, Тамара, томаты.

Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.

2-й вариант.

Ход

Взрослый называет звуки слова  в нарушенной последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом.

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

к-р-а -  рак        р-с-о – сор           к-у-р-а -  рука            д-у-р-п - пруд

к-л-а –лак         и-ш-у –уши          а-м-а-м – мама          г-а-ф-л - флаг

м-д-ы -дым       к-с-о – сок           а-ш-а-к – каша           м-о-г-н - гном

т-к-о -  кот        х-м-о –мох          а-м-а-ш – Маша         ч-а-г-р - грач

р-т-о - рот         о-к-т – кот           а-к-у-щ – щука           д-а-к-л - клад

ш-р-а –шар       х-п-у –пух           а-ч-а-д -  дача             н-а-к-р - кран

п-с-у - суп         к-л-у –лук           а-б-у-ш – шуба           т-а-р-б - брат

м-ш-у -шум      л-п-о -пол            а-в-о-в -  сова             л-у-с-т - стул

л-з-а –зал          л-б-а -бал             а-к-у-р -  рука             г-у-д-р - друг

к-б-а -бак          м-к-а –мак           а-х-у-м – муха            т-о-к-р - крот

«В стране имён»

1 вариант

Цель.Учить ребенка выделять заданные звуки  из своего имени и фамилии.

Ход

Взрослый.В стране имён не принято называть друг друга по именам или фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки.

Ребенок. Вова - [В]- [А]; Серёжа –[С’]-[А] Баранкин- [Б]-[Н].

2 вариант

Цель. Учить детей подбирать имена на заданный звук.

   Этот вариант  игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой детей как соревнование. Например: «Кто назовет больше имён с заданным звуком – получит звездочку». Такая игра учит детей  играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе.

Женские имена

[А] Алина, Азиза, Акулина, Александра, Алёна, Алиса, Алла, Альбина,  Амалия, Анастасия, Ангелина, Анжела, Анжелика, Анита, Анна, Антонина, Анфиса, Арина,  Афродита.

[В] Валентина, Валерия, Варвара, Василина,  Василиса, Вера, Вероника, Виктория, Виола, Влада, Владислава.

[Г] Галина, Герда, Гертруда, Глафира, Глория, Гортензия, Гульнара, Гюзель.

[Д] Дана,Дарина, Дарья, Джулия, Джульетта, Диана, Дина, Дорофея.

[Е] Ева, Евгения, Евдокия, Евлампия, Екатерина, Елена, Елизавета, Есения, Ефросинья.

[Ж] Жанна, Жозефина, Жюльетта.

[З] Зара, Зарина, Земфира, Зинаида, Зита, Злата, Зоя, Зухра.

[И] Иванна, Ида, Изабелла,  Изольда, Илона, Инга, Инесса, Инна, Ирина, Ирма, Ия.

[К] Камилла, Капитолина, Карина, Каролина, Кира, Клавдия, Клара, Климентина, Клеопатра, Констанция, Кристина, Ксения.

[Л] Лада, Лайма, Лариса, Лаура, Лейла, Лидия, Лика, Лилиана, Лилия,  Лина, Линда, Лолита, Луиза, Любовь, Людмила,Лючия.

[М] Магдалина, Мадина, Майя, Малания, Мальвина, Маргарита, Марьям, Марьяна, Марианна, Марина, Мария, Марта, Марфа, Мила, Милена, Мирослава.

[Н] Надежда, Наина, Нана,  Наталия, Наталья, Нелли, Ника, Нина, Нонна.

[О] Оксана, Олеся, Ольга.

[П] Паулина, Пелагея, Полина, Прасковья.

[Р] Рада, Раиса, Регина, Римма, Рита, Роза, Роксана, Ростислава, Руслана,Руфина.

[С] Светлана, Серафима, Снежанна, София, Софья, Стелла, Степанида, Стефания, Сюзанна.

[Т]Таисия, Тамара, Татьяна.

[У]Ульяна, Устинья.

[Ф]Фаина, Фатима, Фарида, Фёкла.

[Э] Эвелина, Эдита, Элеонора, Элиза, Элина, Элла, Эльвира, Эльза, Эмилия, Эмма, Эсмеральда.

[Ю] Юлианна, Юлия, Юнона.

[Я]Ядвига, Яна, Ярослава.

Мужские имена

[А] Агафон, Адам, Адольф, Аким, Алан, Александр, Алексей, Альберт, Амир, Анатолий, Андрей, Анисим, Антон, Арсений, Аристарх, Аркадий, Арнольд, Артём, Артур, Архип, Асламбек,  Афанасий,Ахат, Ахмед.

[Б] Богдан,  Борис, Бронислав, Булат.

[В] Вадим, Валентин, Валерий,  Вениамин, Виктор, Виталий, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав.

[Г] Гавриил, Геннадий, Георгий, Герасим, Глеб, Григорий.

[Д]Давид, Дамир, Даниил, Демьян, Дени,с Дмитрий.

[Е] Евгений, Евдоким, Евлампий, Егор, Елизар, Емельян, Ерофей, Ефим.

[З] Захар,  Зосим.

[И] Иаков, Иван, Игнат, Игорь, Иисус, Илларион, Илья, Иннокентий, Иосиф, Ипполит, Ираклий, Исмаил.

[К] Карим, Карл, Кирилл, Константин, Корней, Ксенофонт, Кузьма, Куприян.

[Л] Лев, Леонард, Леонид.

[М] Макар, Максим, Марк, Мартин, Матвей, Мефодий, Мечеслав, Мирослав, Михаил, Мстислав.

[Н]Назар, Никита, Николай.

[О] Олег, Онисим, Осип.

[П]Павел, Пантелей, Пётр, Платон, Поликарп, Порфирий, Потап, Прокл, Прокоп, Прохор.

[Р] Ренат, Роберт, Родион, Роман, Ростислав, Руслан, Рустам.

[С] Савелий, Святослав, Севастьян, Семён, Серафим, Сергей, Станислав, Степан, Султан.

[Т] Тарас, Терентий, Тигран, Тимофей, Тимур, Трифон, Трофим.

[Ф]Фёдор, Федот, Феликс, Феофан, Филарет, Филат, Филипп, Фома.

[Э] Эдуард, Эльдар, Эммануил, Эраст, Эрнест.

[Ю] Юлиан, Юрий.

[Я] Яков, Ярослав.

Приложение 4.

Примерный  перечень
упражнений дыхательной гимнастики
для часто болеющих детей дошкольного возраста.

1. «Часики» – Стоя, ноги  слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». 10-12 раз.

2. «Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный вздох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф» 4-5 раз.

3. «Петух» – Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по  бедрам.  Выдыхая  произносить «ку-ка-ре-ку» 5-6 раз.

4. «Каша кипит» – Сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь –вдох, опуская грудь и расслабляя живот выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

5. «Паровоз» – Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течении 20-30 секунд.

6. «На турнике» – Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носках – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением звука «ф-ф-ф» 3- 4 раза.

7. «Насос» – Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить  «с-с-с-с»! Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону. 6 – 8 раз.

8. «Регулировщик» – Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р-р-р» 4 –5 раз.

9. «Летят мячи»- Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х» 5 – 6 раз.

10. «Вырасти большой» - Встать прямо ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х» 4 –5 раз.

11. «Лыжник» – Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты.

12. «Гуси летят» – Медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опускать вниз с произношением длительного звука «г-у-у-у» 1 –2 минуты.

13. «Семафор» – Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимание рук в стороны и медленное их опускание вниз с длительным выдохом и произношением звука «с-с-с» 3 – 4 раза.