ISSN 1997-9657
       
Назарчук Е.С. Педагогическая технология "Социально-эмоциональное воспитание в условиях перехода на ФГТ"

Назарчук Е.С. Педагогическая технология
Назарчук Елена Сергеевна

Муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска "детский сад №484 комбинированного вида"


В связи с переходом на федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки  РФ от 2009 г.№655), главное внимание в дошкольном образовании  уделяется развитию ребёнка как личности. Основная цель дошкольного воспитания  детей – это выработка у  них начал социального поведения или компетентности, понимаемой как умение ориентироваться и адекватно вести себя в различных ситуациях, особенно в ситуациях общения с другими людьми.

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями  успешности педагогической работы с ребенком были уровни развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако, социальные процессы происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир.

Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его «Я».

Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Маленькие дети отличаются тем, что они очень эмоциональны. Ребёнок как единый организм реагирует на всё происходящее эмоциями. Благодаря им человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которым он сам вступает в общение.Дети не умеют строить свои отношения с окружающими людьми. Этому они учится у взрослых. Неспособность или нежелание  понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов. А для маленького растущего организма отрицательные эмоции очень вредны, они тормозят его рост и развитие, могут вызвать различного рода заболевания.

Опыт моей педагогической деятельности показывает, что заниматься эмоциональным воспитанием надо начинать как можно раньше, со всеми детьми и постоянно, как на занятиях, так и в повседневной жизни.  Ребёнок ищет ориентиры, чтобы строить мир в своей душе и одновременно выстраивать себя в этом мире. Он хочет быть с большинством, он не любит сказок с плохим концом, потому что он верит в победу добра над злом. А сейчас ребёнок видит зло повсюду и в таком огромном количестве, оно просто  закачивается в него лошадиными дозами, происходит отравление такой еще хрупкой души, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Необходимость  организации работы по эмоциональному развитию и воспитанию детей назрела у меня давно,  когда я, работая в ясельной группе, увидела, как дети остро реагируют на окружающий мир, как они беспомощны и поэтому  так нуждаются в эмоциональной поддержке, в  специальной организации воспитательной работы по эмоциональному воспитанию. Мы, воспитатели можем что- то сгладить, сделать менее заметным, облагородить. Но Ребенка надо научить понимать себя, свои эмоциональные переживания, соотносить их с эмоциями людей ближайшего окружения. Его нужно научить изменять, корректировать своё поведение в различных жизненных ситуациях. Данная педагогическая технология – это  плоды работы за 6 лет.  Пройдя все возрастные группы, узнав психо-физические   особенности детей, потребности родителей в оказании помощи в вопросах воспитания, подобрав диагностические материалы, игры, занятия, рекомендации. Мы сделали обобщение опыта, которым хочу поделиться со всеми. Данная  технология апробирована в рамках детского сада. Эффективность ее подтверждена проведенной диагностикой.

Основная  цель данной технологии  – создание условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка, формирование эмоциональной сферы детей.

Задачи:

  1. Создание условий для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности
  2. Распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен).
  3. Учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
  4. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен - пожалеть его, помочь, радуется порадоваться вместе с ним, разгневан – постараться понять причину)
  5. Сформировать механизмы эмоционального предвосхищения, как условие развития подлинной способности к  продуктивному общению.
  6. Обогащение словаря детей, за счет обозначающих различные эмоциональные состояния

Технология выстроена в три этапа.

1. Эмоционально развитие и воспитание  в адаптационный  период детей ясельной группы.

2. Развитие эмоциональной сферы детей в период кризиса трёх лет. 

3. Работа с детьми 4 -6 лет, имеющие отклонения в эмоциональном развитии

Организация занятий по эмоциональному развитию может иметь как самостоятельный, так и включенный характер. Проводятся в свободной форме, строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных упражнений, практически исключается умственная перегрузка. Часть материала можно использовать в процессе самостоятельной деятельности детей, что не означает организации дополнительных занятий. Часть занятий может быть организована в форме вечеров развлечений, а также включена в другие занятия дошкольной подготовки. Решение задач невозможно без активного участия родителей.

Первый этап. Эмоциональное развитие в адаптационный период.

С родителями и детьми, которые будут посещать детский сад, мы познакомились еще  задолго до того, как начался учебный год. Начинает работать «адаптационный клуб» для детей и «ликбез» для родителей. Школа, в которой мы будем учиться искусству ладить с ребенком. Один раз в месяц в нашей группе проводились родительские собрания, различные по тематике. Причем, темы этих собраний иногда подсказывали сами родители. Мы проводили беседы, консультации, тренинги, устраивали  клубы общения и пр. И как результат этой деятельности можно считать то, что родители стали, открыты для общения, интересуются проводимой работой, охотно включаются в нее, сами (по заданию воспитателя) мастерят пособия и игры, различные виды театров, оформили богатейший центр сенсорного развития, устраивают различные праздники и развлечения для детей группы.  Подобрали подходящее цветовое решение в дизайне групповой комнаты, сами продумали, как расставить мебель, как сделать так, чтобы детям было тепло и уютно, ведь группа - это второй дом, ребенок проводит здесь почти двенадцать часов в сутки, а воспитатель - далеко не чужая тетя для детей… Если эти добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь.

На этом этапе решается задача познания ребенком себя через отношения с окружающими. Надежным союзником в этом непростом деле – постижения себя – должен стать для ребенка взрослый (воспитатель и родитель). Работа проводится в форме индивидуальных и подгрупповых бесед, игровых упражнений.

Но не всегда адаптация протекает гладко, как хотелось бы. Потому   к детям с трудностями в общении, агрессивным, замкнутым или капризным была подобрана  педагогом-психологом индивидуальная программа работы, которая велась параллельно основной деятельности по развитию эмоциональной сферы.

Раннее формирование положительных эмоций - залог становление личности, основа проявления познавательной активности.

Как результат совместной работы на первом этапе я считаю успешно пройденную адаптацию детей к детскому саду:

 Из 24 списочных детей 19 посещают детский сад постоянно.

Уровень адаптации детей к детскому саду

21% - дети тяжело адаптировались к саду

42% - адаптация средней тяжести

37% - легкая адаптация

К концу года картина адаптации детей к детскому саду изменилась. Виден рост, это говорит о том, что дети освоились, привыкли, сменился характер поведения:

10% - дети, испытывающие трудности в адаптации

90% - дети, которые легко адаптировались в группе

Эмоциональное состояние

На начало учебного года

16% -отрицательное

42% - неуравновешенное

42%- уравновешенное

На конец года

0% - отрицательное

5% - неуравновешенное

95%- уравновешенное

Этот показатель очень радует и сотрудников детского сада и родителей.

Не стоит доказывать истину: чем лучше, безболезненней малыш адаптировался, тем выше его эмоциональное состояние, жизненная активность, уровень нервно-психического развития, спокойнее сон.

На этом этапе выявились эффективные формы работы с детьми

1. Психогимнастика на снятие психоэмоционального напряжения.

2. Игры - занятия: « Божья коровка»,  «Листопад», «Мячик», «Весёлый петрушка» и другие( автор Роньжина А.С. « Игры - занятия с детьми 2 -3 лет в период адаптации» ) с целью воспитания положительных эмоций.

3. Музыкальные игры проводит музыкальный работник.

4. Игры - драматизации.( автор Петрова Т.И. « Театрализованные игры в д/ саду»)

5. Подвижные игры.( Галанов А.С. « Игры, которые лечат»)

6. Индивидуальная работа

7. Занятия с природным материалом: глиной, песком, водой.(Обычно это отвлекает от неприятных эмоций)

8. Массаж, занятия в бассейне, оздоровительные игры, которые проводят медики, инструктора по физвоспитанию.

9. Специальные занятия с психологом детского сада с детьми, которые плохо адаптируются.

10. Занятия - игры с музыкальными игрушками и инструментами.

11. Игровые упражнения в зоне природы и релаксации

Так мы плавно перешли к кризису 3 лет и второму этапу педагогической технологии. Цель второго этапа – преодоление кризиса 3 лет, помочь выйти из него, не вынося негативных качеств. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится  упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психологический процесс: это первое яркое выражение своего «Я»,. Переориентировать ребенка, привлечь его внимание к тому, что происходит с ним самим, с его товарищем или близким человеком, вызвать сочувствие, защитить свой внутренний мир и вместе с тем побудить выполнить определенные обязанности. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. На втором этапе мы подключили игры,занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний.

К 3 - м годам у детей формируется характер, своё индивидуальное отношение к миру, у него складывается отношение к себе. Возраст 3- х лет характеризуется как трудный, его трудность состоит в том что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет всё возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своём, проявляют не меньшее упрямство.

Используя игровые занятия я помогала  детям обращать внимание на сверстников, их имена,  замечать изменения в одежде, в поведении. Учились

Различать ярко выраженные эмоциональные состояния (плачет, смеётся).

Находить их в иллюстрациях и вокружающем.

Выделять и называть чуткое отношение, в котором проявляются забота и любовь к окружающим людям и детям. Что в ответ на это появляются такие эмоции, как радость, чувства теплоты и становится всем приятно и  хорошо

Учились замечать плачущего, обиженного, понимать что в этот момент ребёнок чувствует себя плохо и поэтому выражает это в таких отрицательных эмоциях. Учить проявлять сочувствие и умение пожалеть.

Воспитывать положительные эмоции в различных видах деятельности, особенно в тех где дети объединяются общей целью (игра праздник,

На этом этапе была составлена картотека игр для детей агрессивных, стеснительных, замкнутых, неуверенных в себе, расширена тематика родительских собраний, отточены формы их проведения. Составлен перспективный план работы с детьми и родителями. Начались занятия именно по эмоциональному воспитанию. Дети познакомились с базовыми эмоциями – грусть, радость и спокойствие. Начались специальные занятия по программе О.Л.Князевой, Р.Б. Стёркиной «Я, ты, мы»  (социально - эмоциональное развитие).

Проводились игры- драматизации  ( где ребенок учился  взять на себя несложную роль и проявить различные состояния близкие данной роли: грустит, радуется, злится). Через театрализованные игры воспитывали умение различать яркие эмоциональные состояния по выражению лица,позам, жестам). Проводили подвижные игры на снятие эмоционального напряжения и поднятие положительного эмоционального тонуса, воспитание первоначальной эмоциональной регуляции. При необходимости включали игровые упражнения на релаксацию.

С детьми систематически стал заниматься  психолог. Психологом велись занятия с детьми агрессивными , застенчивыми, испытывающие чувства неуверенности). Но этих занятий было недостаточно, мы почувствовали необходимость в проведении таких занятий  ежедневно в режимных моментах. Здесь и сейчас. Дабы в нужный момент снять приступ агрессии, каприза, упрямства, стеснения и прочее. Поэтому педагог-психолог составила индивидуальную программу для каждого ребенка и дала подробную инструкции и рекомендации что делать и в какой ситуации.

Без помощи родителей не обошлось. Они стали более активны, потому что их и наши старания не прошли даром.

Результаты работы по второму этапу:

1.  У детей преобладают положительные эмоции.

2. Создана психологическая комфортность в группе.

3. Дети стали более спокойными, преодолены капризность и упрямства,  они с удовольствием  идут в детский сад.

4. Дети стали лучше общаться, понимать друг друга.

5.Они стали проявлять интерес к играм, развивающие эмоциональную сферу.

Уровень нервно-психического развития

Начало года

26%-плохой                                 16%-плохой

42%-средний                                 16%-средний

32%-хороший                                68%-хороший

Конец года

32%-средний                                  24%-средний

68%-хороши                                   76%-хороший

Характер общения с взрослыми

42%-пассивно                                  20%-пассивно

58%-активно                                     80%-активно

Конец года

16%-пассивно                                    4%-пассивно

84%-активно                                      96%-активно

Третий этап работы посвящен детям 4-7 лет. На этом этапе мы продолжаем работать по программе «Я, ты, мы»  и  добавляем   курс социально-личностного самопознания детей «Познаю себя» из программы «Школа 2100» аворы Корепанова и Харлампова.  Совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделении своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими. Проводим одно – два занятия в неделю, наряду с играми и игровыми упражнениями, беседами с детьми на темы, связанные личностными и нравственными переживаниями. Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия тревожности, страхов, преодоления ими неуверенности в общении со сверстниками и взрослыми. Детей наблюдает и ведет педагог-психолог и медицинская служба детского сада.  Специалисты ведут индивидуальные карты, куда заносят результаты обследования и диагностики.Делают сравнительный анализ.Выявляют детей с некоторыми отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Планируют и ведут работы по ее коррекции. Дают рекомендации воспитателям и родителям.

На этом этапе дети учатся осознавать как меняется человек с возрастом. Достоинства других людей. За что ценят люди друг друга.

Начинают испытывать потребность в доброжелательности. На занятиях обучаются техникам снятия плохого настроения, раздражительности.

Развивают чувства юмора. Познают язык эмоций. Правильно воспринимают образы разных героев сказок. На тренингах примеряют на себя разные социальные роли.

Узнают правила поведения при взаимодействии с людьми. Умение изменить свое поведение согласно правилу. Опыт пользования правилами, расскажи другим. Начинается смыслопоисковая деятельность для себя, для других. Предвидение последствий своих действий. Саморегуляция отношений со сверстниками. Умение стать на позицию другого.

Дети узнают, что каждый человек имеет свои неповторимые особенности;

Регулировать свое состояние, умение снимать напряжение, улучшать свое настроение, самочувствие. Осознавать реалистичность своих желаний, учитывать мнения и желания окружающих людей. Оказывать эмоциональную поддержку сверстникам. Мальчики и девочки, их полоролевые различия, особенности поведения, отношения между девочками и мальчиками.

Проявление заботы друг о друге. Помогать найти выход из трудного положения. Взаимодействовать друг с другом, уметь договариваться, слушать друг друга.

Развитие эмоционального мира. Уметь решать конфликты, переходить от ссоры к дружеским отношениям мирным путем. Развитие произвольных действий. Понимать юмор в общении. Умение взаимодействовать в коллективе. Получать удовлетворение от совместной работы.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  • комфортная организация режимных моментов
  • оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.)
  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.)
  • арттерапия  (рисование, ритмопластика, танец)
  • занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия
  • психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика)
  • телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка
  • посещение комнаты психологической разгрузки
  • задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п. 
  • использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.)

Формы работы совместно со специалистами

  • взаимоконсультации
  • деловые игры
  • моделирование
  • тренинги
  • исполнение этюдов
  • тестирование
  • анкетирование
  • психогимнастика

Результаты работы к концу третьего этапа:

1. Созданы  условия для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности.

2. Дети научились распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, расстроен, удивлен, рассержен).

3. Дошкольники умеют выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

4. Большинство детей научились адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен - пожалеть его, помочь, радуется порадоваться вместе с ним, разгневан – постараться понять причину)

5. У детей сформироватны механизмы эмоционального предвосхищения, как условие развития подлинной способности к  продуктивному общению.

6. У них обогатился  словарь за счет умения обозначать   различные эмоциональные состояния.

Опыт работы показал, что дети приобрели социальные навыки, стали более уверенными в себе,  научились понимать свои эмоции и чувства других.

Уровень нервно-психического

Начало года

26%- плохой

42% - средний

32% - хороший

Конец года

32% - средний

68% - хороший

Характер общения со взрослыми

Начало года

42% - пассивно

58%- активно

Конец года

16% - пассивно

84% -активно

Характер общения с детьми

Начало года

47% - пассивно

53% - активно

Конец года

21% - пассивно

79% - активно

Данная педагогическая технология  имеет право на существование и не претендует на решение  всех проблем эмоциональной сферы дошкольника. Может быть доработана и усовершенствована.