Фетисова Е.Е., Иванова Л.М., Масленникова Е.В. Педагогический проект «О Дружбе и друзьях»

Фетисова Е.Е., Иванова Л.М., Масленникова Е.В. Педагогический проект «О Дружбе и друзьях»
Фетисова Елена Евгеньевна, Иванова Людмила Михайловна, Масленникова Екатерина Викторовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №332, г. Москва


Участники: дети старшей группы, воспитатель, педагог-психолог, старший воспитатель

Актуальность проекта:

Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям еще трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.

Столкнувшись с этой проблемой, ребятам была прочитана психотерапевтическая сказка «Праздник дружбы» под редакцией И.Вачкова. После чего, было обсуждение сказки. Детям был задан вопрос: «А  умеете ли вы дружить?» «Давайте попробуем посмотреть, а как у нас это с вами получается?».

Дети согласились. Так началась работа над проектом  – «О дружбе и друзьях».

Цель: Развивать навыки эффективного взаимодействия детей через понятие «Дружба», используя различные методы и приемы.

Задачи:

  • Дать понятие «Что такое Дружба?»;
  • Закрепить правила общения детей друг с другом;
  • Познакомить детей с различными эмоциями;
  • Побуждать детей оказывать поддержку друг другу;
  • Вызвать желание детей делать друг другу подарки;
  • Формировать умение замечать положительные качества другого человека и говорить о них;
  • Формировать умения правильно оценивать свои поступки и своих друзей.
  • Побуждать детей к взаимопомощи;
  • Активизировать детей к совместной деятельности;
  • Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять сказанное им;
  • Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании возможности реализации проекта.

Критерии оценки эффективности проекта:

  1. Активное вовлечение родителей в участие в проекте, через помощь в организации и проведении мероприятий;
  2. Сформированность умений у детей правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей, методом рефлексии;
  3. Сформированность умений у детей замечать положительные качества другого человека и говорить о них, методом наблюдения
  4. Умение детей различать эмоции других людей, методом диагностики «Тест тревожности» Р. Темпл, М.Дорки, Ф. Амен
  5. Применение правил общения детей друг с другом, методом наблюдения и социометрического опроса «Секрет» Т.А. Репина.
  6. Сформированность у детей понятия «Что такое Дружба», проведением итоговой викторины «О Дружбе и друзьях»

Практическая значимость:

Практическая значимость проекта «О Дружбе и друзьях» очевидна. Его осуществление помогает сформировать те фундаментальные составляющие, которые являются решающими для развития личности ребёнка, его успешной адаптации в любой социальной среде. Другими словами, целенаправленная работа по развитию эффективных  навыков взаимодействия детей, обеспечивает не только положительное общение воспитанников, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребёнком.

Выводы:

Результатом осуществления проекта «О Дружбе и друзьях» стали:

  • повышение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей, культуры межличностного общения и интереса к внутреннему миру другого ребенка;
  • формирование у детей устойчивой потребности к общению друг с другом, взаимопомощи,  поддержки, а также к совместной деятельности.

Проект «О Дружбе и друзьях» - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Взаимопроникновение видов деятельности друг в друга, или, иначе говоря, их интеграция, даёт высокую результативность.

Перспективы дальнейшей работы:

Цель: Продолжать развивать полученные навыки эффективного взаимодействия детей через понятие «Дружба и друзья», используя нетрадиционные методы и приемы.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «конфликт», что такое конфликт?;
  • познакомить детей с различными путями преодоления конфликтных ситуаций