Карпова Н.В. Сюжетно-дидактическая игра «Телестудия» как средство совершенствования речевой активности старших дошкольников

Карпова Н.В. Сюжетно-дидактическая игра «Телестудия» как средство совершенствования речевой активности старших дошкольников
Карпова Наталья Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №358, г. Челябинск


В процессе образовательной работы в области «Коммуникация» мы отмечали, что речь   детей старшей группы недостаточно выразительна, страдает звукопроизношение.

Установлено, что ведущими «реально действующими» мотивами речевой деятельности старших дошкольников в процессе обучения являются социальные и познавательные мотивы, формирующиеся на основе игровых. Степень влияния их на качество детской речи усиливается, если они связаны с реализацией потребности в признании, общении и сотрудничестве со сверстниками. 

Возникла идея игры «Телестудия» как мотивирующего фактора  и стимулирующего речевого воздействия.   Свою задачу мы видели в том, чтобы увлечь детей и посредством игры помочь развить речевые умения и познавательный интерес. 

Игра «Телестудия»  органично встраивается в воспитательно-образовательный (коррекционно-развивающий) процесс и используется в   рамках реализуемых проектов,   в организации режимных моментов и т.д.

Содержанием выпуска может служить групповое мероприятие, репортаж с места события (экскурсии, целевые прогулки),   совместная деятельность, эмоционально выразительное прочтение стихотворения, озвучивание результатов продуктивной деятельности  и т.д.  В дальнейшем сама жизнь группы подсказывает тему выпуска.

Сюжетно - ролевая игра «Телестудия» 

(под руководством педагога)

Цель: Способствовать развитию познавательного  интереса, речевой активности детей.

Адресована детям старшего дошкольного возраста.

Подготовительный этап:

-беседы, показ электронных презентаций «Как пришло телевидение»,  «Школа телеведущих»

- кастинг телеведущих (следует отметить: роль телеведущего в течение года могут   исполнить все желающие дети)

- выбор темы выпусков, составление программы ближайших выпусков;

- подбор литературы;

- программное обеспечение:  любой видео – и   фоторедактор;

- подготовка интерьера студии.

-работа с ведущим программы (текст вступления, реплик, вопросов – в случае интервью)

Техническое оснащение: микрофон, видеокамера,  штатив,  ноутбук, телевизор (диагональ- 80cm, вход USB).

Ход игры:

Съемка программы с участием приглашенных детей или репортаж с места  события, группового мероприятия, совместной деятельности.

Предполагается импровизация в ходе игры.

Руководство воспитателя: разработка материала для съемки, предварительная беседа, обеспечение участников игры игровым материалом или материалами и оборудованием для труда, помощь в процессе игры, при необходимости – беседа о правилах безопасности.  

Все выпуски,  помимо речевых,  способствуют решению  разных образовательных   и воспитательных задач:

- воспитание ценностного отношения к природе -  выпуск «Видеоплакат»;

- формирование интереса к трудовой деятельности и желания трудиться - выпуск «Осеннее кафе";

- задачи познавательного развития -  выпуски «Опыт», «Перелетные птицы», «Челябинск».    

Игра способствует также развитию личностных качеств: открытости, уверенности в своих силах, дает ребенку возможность самовыражения.

Все  выпуски  адресованы родителям, активным участникам Клуба Знатоков, детям других групп детского сада.

В ходе развития игры нами было отмечено:

  1. У детей формируется эмоционально выразительная речь.
  2. Вырос интерес к игровой деятельности, содержащей речевые задачи (речевые игры, режиссерская игра);
  3. Появился интерес к поиску  информации, а, следовательно, развивается познавательная активность.

Использование в работе с детьми таких форм, как сюжетно дидактические, интеллектуальные игры, совместная деятельность и публикация на блоге группы, позволяет: активно и открыто вести работу с родителями, давая возможность  им увидеть достижения детей и деятельность в течение дня.

Прилагается нарезка нескольких  выпусков «Телестудии»:
http://www.youtube.com/watch?v=PxG9W44UEQs&feature=youtu.be