ISSN 1997-9657
       
Захарова Т.Н., Аксенова Е.Г. «ДОБРО И ЗЛО». Авторская оригинальная разработка

Захарова Т.Н., Аксенова Е.Г. «ДОБРО И ЗЛО». Авторская оригинальная разработка
Захарова Татьяна Николаевна, Аксенова Елена Геннадиевна

Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1273 ЮЗОУО ДО, г.Москва.


Цель занятия: развитие морального мышления детей дошкольного возраста. Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста: 5,5-7 лет (старшая, подготовительная группы).

Задачи занятия:
1. Формирование моральных представлений о добре и зле, через введение полярных эталонов (категорий) Добра и Зла.
2. Развитие способности понимать и оценивать эти понятия на когнитивном и эмоциональном уровне, развивать у детей тонкую дифференциацию этих понятий.
3. Закрепление представлений о Добре и Зле с использованием мимики, интонаций, жестов, задающих эмоциональную дифференциацию когнитивных эталонов.
4. Анализировать поступки, реальные жизненные ситуации и определять их причину в соответствии с критериями Добра и Зла.
5. Определять, анализировать и обозначать словами переживания, которые можно категоризовать по осям Добра и Зла.
6. Развивать эмоциональный отклик на понятия Добра и Зла путем использования рисунка.

Используемые материалы:
1. Аудиозапись музыкальных отрывков (Вивальди «Времена года. Лето»; Вебер «Фатум»)
2. Сюжетные картинки 9 штук.
3. Набор цветных карточек желтого и коричневого цвета по количеству детей.
4. Игрушки новые и имеющие ненадлежащий вид, по числу детей в группе.
5. Тексты предложений.
6. Цветные карандаши и бумага по количеству детей.

Ход занятия.

1 часть: сказка.

Дети сидят за своими столами. Фоном звучит музыка (Вивальди «Времена года. Лето»).

Педагог: Ребята, послушайте, какую я сегодня приготовила для вас сказку.

Авторская сказка «Добро и зло».
(Чтение сказки происходит под звучащую музыку).

В одном сказочном лесу, в маленьком хорошеньком домике жило Добро. Каждое утро Добро очень любило приводить свой дом в порядок: оно поливало цветы в своем саду, ухаживало за ними, от этого они хорошо росли, улыбались всем окружающим и цвели прекрасными цветами. Добро любило птиц живущих в лесу, заботилось о них: кормило их зимой, строило для них домики весной. А птицы отвечали ему тем же, они пели Добру свои звонкие и красивые песни, от их песен у всех вокруг было радостное настроение. Добро заботилось не только о цветах и птицах, оно ёще очень любило животных и дружило с ними. Добро дружило с солнышком, которое дарило каждый день ему яркий, солнечный желтый цвет.

А недалеко от прекрасного домика Добра, в холодной каменной избушке жило Зло. Оно не любило солнечный, яркий свет и редко выходило на улицу. Зло не дружило с животными, ему не нравилось пение птиц. Растения и цветы не росли возле его дома, Зло их не любило. Жилище Зла окружали засохшие коричневые кусты (тихо звучит «мелодия Зла» - Вебер «Фатум»).

Однажды в этом сказочном лесу произошла история. Маленький бельчонок отстал от мамы и заблудился. Грустный он долго плутал по лесу, пока вдалеке не увидел каменную избушку. Подойдя к ней он постучал в темное окно, и попросил о помощи. Зло сердитым голосом, отказало бельчонку в помощи и прогнало его вон (мелодия Зла становится громче).

Загрустив еще больше, малыш пошел дальше. Тут навстречу ему выбежало Добро, бельчонок рассказал о своей беде. Добро ответило: «Я знаю, где твоя мама, я сейчас тебя провожу к ней (вновь звучит мелодия Добра). И с этих пор лесные жители, попав в беду, знают к кому им обращаться за помощью.

Пед.: Понравилась вам сказка? О каких героях говорилось в этой сказке? Какие поступки Добро совершало в этой сказке? А как музыка могла вам подсказать, что эти поступки совершало Добро? Какая она? Как поступало Зло в этой сказке? Как музыка нам подсказала, что это Зло? Какая она здесь? (слушаются ответы детей). Молодцы, ребята.

2 часть: сюжетные картинки.

Пед.: Ребята, вы видите, что на столе у вас лежат карточки жёлтого и коричневого цвета. Я сейчас буду показывать вам картинки с различными ситуациями, а вы подумаете: на картинке изображено Добро или Зло? Если вы считаете, что добро - поднимите карточку желтого цвета, если зло-коричневого.

Детям предлагается 9 сюжетных картинок (Приложение 1):
1. О чём задумался мальчик.
2. Дети на дереве.
3. Случай на улице.
4. Дети поссорились.
5. Мальчик разговаривает с разбившей колено девочкой.
6. Ребёнок и собака.
7. Встреча весны.
8. Девочка и собака.
9. Лиса на прогулке.

Во время показа картинок, уточнять у детей, почему ребенок поднял карточку данного цвета. Просить объяснить свой выбор, привести аргументы.

3 часть: игра «Выбери игрушку»

Дети приглашаются на ковер, поиграть, где разложены игрушки. Педагог предлагает из игрушек, выбрать ту, с которой хотелось бы поиграть (предложены игрушки новые и игрушки имеющие неопрятный вид, какие-нибудь дефекты, например, сломано колесо у машинки, или нет руки у куклы). После того как дети выбрали себе игрушки, выяснить, почему выбрал ту или другую игрушку. Спросить, почему есть те игрушки, которые никто не выбрал. Подвести детей к рассуждению о том, что видимо с ними плохо обращались, не по-доброму.

4 часть: незаконченные предложения.

Пед.: Ребята, следующее задание. Я буду читать вам незаконченные предложения, а вы должны придумать для них добрый и злой конец.

Детям по порядку читаются не законченные предложения:
1. Девочка нашла котенка…
2. Мальчик нашел забытую игрушку и …
3. Мама заболела и её сын…
4. Старенькая бабушка уронила палочку и…
5. Дети слепили красивого снеговика, а Миша проходя мимо…
6. Все дети убирали игрушки в группе, а Коля в это время…
7. Девочка Таня порезала палец, и её подружка
8. Маленькая девочка потерялась и Света…

Предложить детям встать в круг на ковре.

Пед.: Ребята, я предлагаю вам с помощью действий или мимики изобразить и задумать Добрый поступок или Злой.

(Кто-то по очереди изображает задуманное, а остальные пытаются угадать задумано Добро или Зло.)

Пед.: И так ребята, о каких двух понятиях мы сегодня с вами говорили? Что каждому из вас ближе Добро или Зло? Почему? Подведение общего итога занятия.

5 часть: тематическое рисование.

А теперь каждый из вас на листе изобразит, как выглядит для вас Добро и Зло.

(Детям предлагаются цветные карандаши и лист бумаги).

Эта часть занятия может проводиться во второй половине дня в качестве закрепления материала и диагностики представлений детей о Добре и Зле, степени дифференцированности эталонов и фиксации их в цвете. Рисунок Добра и Зла также позволяет рассматривать уровень развития морального мышления дошкольников. По степени обобщенности эталонов Добра и Зла рисунки можно разделить на следующие группы: а) допонятийный уровень, где сюжеты не связаны с понятиями Добра и Зла или изображены конкретные поступки без нравственного содержания (например, рисунок цветка иллюстрирующего понятие Добра или дождливого дня как Зла); б) конкретный уровень, где понятия Добра и Зла воплощены в конкретных поступках или ситуациях; в) метафоричный уровень, где понятия Добра и Зла определяются через сказочные сюжеты или исторические события; г) символический уровень, где понятия Добра и Зла изображены в качестве абстрактных символов; д) уровень обобщенных нравственных норм, где Добро и Зло выступают как некоторые универсальные понятия, отраженные в сюжете.

Отчет о проведении занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Занятие по теме: «Добро и Зло», проводилось в двух группах, с детьми 6 лет. На занятии в старшей группе присутствовало 11 детей, в старшей-подготовительной – 12 детей.

Условиями эффективности занятия стали:

1. Введение понятий Добра и Зла как полярных эталонов, контрастность которых подчеркивалась выразительными музыкальными фрагментами. Вербальное описание эталонов задавало когнитивный уровень формирования понятий, а музыкальное сопровождение обеспечивало эмоциональную включенность. После прослушивания, дети характеризовали музыку Добра, как:
Даша: добрая
Ира: милая.
Никита: нежная, медленная
Люба: ласковая

Музыку Зла, как:
Георгий: жестокая
Ира: твердая
Инна: злая
Паша: не добрая
Вова: сердитая
Маша: грубая

2. Фиксация эталонов Добра и Зла в материальных носителях (цветовых карточках), ассоциированных по цвету: желтый - Добро, коричневый - Зло, использование которых опосредует отнесенность ситуаций к определенной категории и акцентирует действие категоризации, способствуя тем самым развитию морального мышления. Кроме того, необходимость обоснования выбора также формирует логическую систему «Это Добро, потому что … далее следует аргументация выбора». Примеры ответов детей приведены далее.

На картинку №1:
Вася поднял коричневую карточку и объяснил: «Что-то сломалось, это плохо».
Настя подняла желтую карточку, «Мальчик будет наводить порядок, он хороший».
Ваня поднял желтую карточку: «Он пойдет в магазин и купит новый чайник и все будет хорошо».
Гордей, коричневую: « Он разбил чайник – мама расстроилась, это - Зло».

На картинку №2:
Вася, коричневую: «Залез прямо на дерево, нельзя деревья портить».
Маша, жёлтую: «Лето и солнышко светит, доброе настроение».
Паша, жёлтую: «Строят домики для птичек, как Добро в сказке».
Вова, жёлтую: «Птицы прилетают».

На картинку №3:
Ира, коричневую: «Девочку обидел, она плачет».
Никита одновременно поднял 2 карточки, желтая – «Мальчик девочке дарит шарик»;
Коричневая – «А другой мальчик её обидел, вот и получается и Добро, Зло сразу».
Кирилл, коричневую: «Девочка плачет».
Маша, коричневую: «Малыш толкнул другого малыша, так нельзя, это плохо».

На картинку №4:
Ваня, коричневую: «Разорвали кораблик».
Настя, коричневую: «Они всё разбросали и не хотят убирать, а убирать надо».

На картинку №5:
Кристина, коричневую: «Девочка упала, ей же больно, значит не Добро».
Инна, жёлтую: «Мальчик хочет её посадить на багажник, чтобы девочка обрадовалась».
Даша, коричневую: «Мальчик разбил колено девочке».
Никита (снова демонстрирует диалектическое мышление) одновременно поднял 2 карточки, желтая –
«Мальчик просит прощение у девочки»; коричневая – «Девочка не хочет его простить».

На картинку №6:
Георгий, желтую: «Мальчик даёт собаке косточку, конечно это Добро, когда о других заботишься».
Ира, коричневую: «Он колошматит собаку палкой».
Даша, жёлтую: «Мальчик хочет поиграть с собакой, а играть – это хорошо».
Саша, коричневую: «Отбирает косточку у собаки».

На картинку №7:
Кирилл – коричневую: «Мальчики хотели достать гнездо, вдруг они что-нибудь уронят или испортят».
Люба – коричневую: «Мальчики хотят отобрать яйца у ворон».

На картинку №8:
Кристина – жёлтая: «Девочка помогла собаке, девочка добрая, значит - Добро».
Жёлтая – подняли все дети (отвечают наперегонки, каждый хочет выступить): «Девочка помогла собаке».

На картинку №9:
Никита – коричневую: «Лиса хотела съесть утят и утку».
Вова и Паша сказали также.

3. В третьей части занятия была проведена игра « Выбери игрушку», где дети должны были выбрать игрушку, с которой им хотелось бы поиграть (игрушки были двух видов: поломанные и новые). Примечательно, что из тех игрушек, которые были предложены детям, они выбирали и поломанные игрушки, первоначально не замечая их недостатков. И готовы были играть ими, потому, что они все ровно им нравились. Воспитатель косвенно навел детей на выделение такого различия между игрушками как их сохранность (целая/сломанная) и причины такого состояния игрушек. Воспитатель обсуждал с детьми Добро как ответственность за сохранность вещей, бережное отношение к любимой игрушке.

4. В четвертой части занятия, дети справились с заданием, давая адекватные представления о Добре и Зле, правильно подбирая фразы, тематически сочетая с заданным предложением. Задание направлено как на развитие суждений, логических построений в речи, так и на закрепление практических представлений о содержании понятий Добра и Зла.

1. Девочка нашла котёнка…
Даша: «…Она ему помогла».
Ира: «…и обидела его».
Кирилл: «…и ударила его».
Даша: «…котёнок её цапнул».
Паша: «…котёнок к ней прижался».
Маша: «…и котёнок её облизал».

2. Мальчик нашёл забытую игрушку и…
Георгий: «…отдал хозяину».
Инна: «…сломал её».
Паша: «…выкинул в помойку».
Вова: «…отнёс её».
Настя: «…и мама его наругала».

3. Мама заболела и её сын…
Кирилл: «…расстроился».
Алексей: «…и внук тоже заболел».
Никита: «…позвонил доктору».

4. Старенькая бабушка уронила палочку и…
Даша: «…мальчик ей помог».
Георгий: «…взял и выкинул её».
Гордей: «…её украл».

5. Дети слепили красивого снеговика, а Миша, проходя мимо…
Даша: «…помог».
Кирилл: «…сломал его».

6. Все дети убирали игрушки в группе, а Коля в это время…
Георгий: «…играл».
Даша: «…собрал и помог другим».
Кристина: «…опять разбросал».

7. Девочка Таня порезала палец и её подружка…
Даша: «…забинтовала его».
Ира: «…ударила по нему».

8. Маленькая девочка потерялась и Света…
Кристина: «…помогла».
Ира: «…направила к злому человеку».

5. В заключительной части занятия, детям предлагалось с помощью действий или мимики изобразить Добро или Зло. В результате игры дети показали умения различать чувства других людей и передавать мимикой и жестами задуманное эмоциональное состояние.

6. По окончании занятия из рисунков детей было видно, что дети умеют передавать свои эмоции, и изображать поступки как выразительными средствами цвета, тщательности прорисовки, пространственным расположением (часто Добро и Зло противопоставлялись друг другу), так и содержанием рисунков (Дети рисовали следующие сюжеты: Добро – «девочка поливает цветы», «богатырь побеждает чудовище», «желтый волшебный талисман», «мальчик играет в мяч». Зло – «мальчик ударил малыша», «град побил цветы», «девочка выбросила в окно мороженое» и др.

Хорошая работоспособность в течение занятия обеспечивалась разнообразными видами деятельности, их чередованием, ориентацией на разные психические процессы (мышление, эмоциональная сфера, слуховое или зрительное восприятие и т.д.).

Показатели успешности занятий:

1. Эмоциональная включенность в сюжет сказки, адекватное описание музыкальных фрагментов.

2. Активная включенность в оценку эталонов Добра и Зла. Адекватная, логическая аргументация иллюстраций в соответствии с тем цветом, который ребенок поднимает, оценивая ситуацию. Диалектическое моральное мышление дошкольников, когда дети видят в ситуации не одну, а две стороны, как Добро, так и Зло в зависимости от действий участников ситуации.

3. Наличие в суждениях детей выбора, как Добра, так и Зла, то есть способность дифференцировать эталоны и рассуждать в рамках каждой из категорий.

4. Логическое построение смысловой законченной фразы в соответствии с заданными критериями (Добро-Зло). Усвоение социальных и моральных норм, одобряемых моделей поведения.

5. Адекватное изображение с помощью невербальных средств эмоциональных состояний, соответствующих ситуациям, связанным с Добром и Злом. Переживание различных эмоциональных состояний.

6. Изображение в рисунках Добра и Зла как категорий, связанных с людьми, поступками, действиями или в виде обобщенных категорий или символов. Отсутствие рисунков, не отражающих тему рисования, то есть изображений Добра и Зла как конкретных предметов не имеющих нравственного значения.

7. Активность, заинтересованность детей на протяжении занятия, готовность участвовать в заданиях.

Занятие подготовлено в рамках развивающей программы по городской экспериментальной площадке «Создание психолого-педагогических условий социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Занятие подготовлено под руководством консультанта городской экспериментальной площадки – канд. психолог. наук, доцента, Т.П. Авдуловой.