ISSN 1997-9657
       
Стучалова И.Н. Конспект проведения исследования по теме: «Городской транспорт» в подготовительной к школе группе

Стучалова И.Н. Конспект проведения исследования по теме: «Городской транспорт» в подготовительной к школе группе
Стучалова Ирина Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №8 «Василёк», г.Бугульма, Республика Татарстан.


Цель: в процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о городском транспорте; развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения; совершенствовать коммуникативные навыки детей; воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать радость от процесса получения новой информации.

Методы и формы работы: исследование, информационно-коммуникативный метод, экскурсия, наблюдение, использование пиктограмм, рассуждение, анализ, синтез, деловая игра.

Предварительная работа:

Чтение произведений художественной литературы «Кто важнее всех на улице» В Клименко, «Скверная история» С.Михалков, «Спор» С.Маршак, «Про одного мальчика» С.Михалков.

Беседы: «Что такое транспорт?», «Виды транспорта».

Дискуссия: «Чтобы делали люди, если б не было транспорта».

Лекции с родителями «Залог безопасности - дисциплина», «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма», «Безопасный путь жизни малыша».

Консультации: «К знаниям через познание», «Учите детей анализировать», «Совместные игры по изучению ПДД».

Экскурсии: «По улицам города», «Анализируем поведение пешеходов», «Кто и как переходит улицу», «Безопасная дорога к детскому саду».

Подготовка к исследованию, материалы:

- карточки с символическим изображением методов исследования: «Связаться со специалистами». «Посмотреть по телевизору». «Получить информацию у компьютера» «Понаблюдать» «Спросить у другого человека». «Провести эксперимент» «Посмотреть в книгах» «Подумать самостоятельно»

- карточки – картинки с «темами» будущих исследований
- карандаши
- листы бумаги.

Проведение исследования:

Дети сидят полукругом на ковре.

Воспитатель: Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают настоящие ученые. Давайте, ребята, определим тему нашего исследования.

Воспитатель предлагает детям заранее заготовленные карточки с различными изображениями – темами исследований. После обсуждения дети останавливаются на одной картинке.

Воспитатель: Ребята, вы выбрали карточку с изображением автомобиля. Значит тема нашего исследования – транспорт. Но так как тема «Транспорт» очень широка и объемна, то давайте сделаем ее более конкретной. Предлагайте свои варианты. Какой бывает транспорт?

Дети: Можно изучить воздушный транспорт. Можно много узнать о железнодорожном транспорте. А еще можно исследовать воздушный транспорт. Или сельскохозяйственный. Давайте поговорим о городском транспорте, так как мы живем в городе.

Воспитатель: Итак, мои маленькие исследователи, остановимся на теме «Городской транспорт». Наша задача – подготовить сообщение или по научному - доклад. А для того, чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию по данной теме и обработать ее. Как это можно сделать и какими способами?

Дети: Можно прочитать, спросить, посмотреть по телевизору, поискать в компьютере, узнать у кого-нибудь.

Воспитатель: Да, существует много способов сбора информации, их называют методы исследования. А как вы думаете, с какого метода начинают свои исследования ученые?

Дети: Наверное, с изучения специальной литературы.

Воспитатель: Этот метод тоже используется, но что нужно сделать вначале?

Дети: Мы должны подумать.

Воспитатель: Правильно, сначала мы должны подумать и вспомнить, что мы уже знаем о городском транспорте, а затем прочитать в литературе.

Воспитатель выставляет на наборное полотно карточку с символом, обозначающим действие – «подумать самостоятельно», а затем – «посмотреть в книгах».

Воспитатель: Где мы еще можем узнать о городском транспорте?

Дети: Еще мы можем узнать у родителей, взрослых, воспитателей.

Воспитатель: Верно!

Выставляется карточка «спросить у другого человека».

Воспитатель: Информация собирается из разных источников, куда мы еще можем обратиться?

Дети: Мы можем спросить у сотрудников ГИБДД.

Воспитатель: Как вы думаете, какая карточка обозначает этот метод? Сережа, возьми ее и поставь на наборное полотно.

Выставляется карточка «связаться со специалистами».

Воспитатель: Все ли методы мы использовали, все ли предусмотрели?

Дети: Еще можно посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

На полотно выставляются соответствующие карточки.

Воспитатель: А еще мы забыли очень важный метод исследования – это наблюдение. Этот метод один из самых важных.

Выставляют карточку «понаблюдать».

Воспитатель: Таким образом, какая у нас получается схема исследования?

Дети: (отвечают по получившейся схеме) подумать самостоятельно – посмотреть в книгах – понаблюдать – спросить у другого человека – связаться со специалистами – посмотреть по телевизору – получить информацию у компьютера.

Сбор материала:

Воспитатель: Исследование довольно долгий процесс. И полученную в ходе исследования информацию довольно трудно запомнить. Что же нам делать?

Дети: Полученные сведения можно записать

Воспитатель: Но мы еще очень плохо пишем, но что мы умеем делать очень хорошо?

Дети: Мы умеем рисовать.

Воспитатель: Правильно. И не важно, красивые будут рисунки или нет, важно быстро зафиксировать на них полученную информацию. Это могут быть символы, значки, схемы. Главное, чтобы вы вспомнили зарисованные сведения.

Этапы исследовательской работы:

Подумать самостоятельно.

Воспитатель: Ребята подумайте и вспомните, что вы знаете о городском транспорте?

Дети: Городской транспорт – это машины, которые передвигаются по городу. Еще городской транспорт перевозит людей и грузы.

Воспитатель: Хорошо, давайте нарисуем человека в автомобиле и прикрепим рисунок на магнитную доску. Подумайте еще, на какие группы мы можем разделить весь городской транспорт? Почему?

Дети: Городской транспорт бывает легковой, грузовой и пассажирский.

Проводиться подвижная игра: «Виды транспорта». По сигналу воспитателя дети изображают легковые машины (дети сидят на полу и «рулят»), грузовики (изображая грузовик, дети становятся в пары) и автобус (дети выстраиваются друг за другом).

Воспитатель: Мы поиграли в игру «Виды транспорта», а теперь чтобы запомнить прикрепим на магнитную доску иллюстрации легкового и грузового автомобилей и автобуса.

Воспитатель: Как передвигается по городу транспорт?

Дети: Все машины ездят по дорогам и соблюдают правила дорожного движения.

На доске появляется схематичный рисунок дороги и дорожных знаков.

Воспитатель: Подумайте, что самое главное мы забыли сказать о городском транспорте? Нарисуйте.

Дети рисуют человека в машине, а затем отвечают на вопрос воспитателя.

Дети: Всеми машинами управляют люди.

Воспитатель: Мы провели часть исследования. Каким будет следующий этап?

Дети: На следующем этапе мы должны изучить литературу, почитать книгу.

Посмотреть в книгах

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам обратиться к «Энциклопедии для дошкольников», в которой мы непременно найдем материал о городском транспорте. Я вам зачитаю отрывок, а вы зарисовывайте полученную информацию.

Во время чтения дети узнают, что существует специальные машины, которые помогают нам в сложных ситуациях, чрезвычайных происшествиях. Милиция использует не только машины, но и мотоциклы, чтобы быстрее добраться до места аварии. Пожарные машины перевозят пожарных и оборудование для тушения пожара. «Скорая помощь» доставляет врачей, которые перевозят больных и раненых людей в больницу, где им оказывается медицинская помощь.

Специальные транспортные средства в определенных случаях могут нарушать правила дорожного движения.

Воспитатель: Прикрепите свои зарисовки к магнитной доске.

Дети прикрепляют схемы и символы новых идей.

Воспитатель: Что нам необходимо сделать для осуществления следующего этапа исследования?

Дети: Мы должны пойти на улицу.

Воспитатель: Правильно, чтобы понаблюдать за городским транспортом, мы пройдем на экскурсию. Пойдемте одеваться.

Воспитатель с детьми отправляется на целевую экскурсию, на ближайшую улицу города.

Наблюдение.

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на движущийся транспорт. Что нового вы можете увидеть? Что еще не известного нам отметить?

Дети: Вот едет машина с надписью «Хлеб». Она развозит по магазинам батоны, булки, караваи, буханки хлеба.
- А вот другая машина на ней нарисовано молоко. Значит, она перевозит молочные продукты.
- Посмотрите, а эта машина поехала к нам в детский сад за мусором. Она к нам часто приезжает и у нас в детском саду, поэтому, чисто.
- На этой улице работает трактор, он убирает снег.

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Вы заметили, что на улицах города много специальных машин, которые помогают человеку.

Воспитатель: Я вас попрошу обратить внимание на машины, которые поворачивают с одной дороги на другую. Что вы заметили?

Дети: Эти машины пропускают те, которые движутся по главной дороге.
- Когда машина поворачивает направо, она включает правый сигнал поворота.
- А когда машина поворачивает налево, то она включает левый сигнал поворота.

Воспитатель: Вы все верно отметили и поэтому, когда вы будете переходить через дорогу, обращайте особое внимание на световые сигналы машины.

Воспитатель: Вы много новых знаний нашли на улице города. Давайте хорошо запомним их, а когда придем в детский сад, зафиксируем и прикрепим к магнитной доске к уже собранной информации.

Дети с воспитателем возвращаются в детский сад. По приходу фиксируют записи и присоединяют к уже собранной информации.

Воспитатель: Мы собрали довольно много информации о городском транспорте. Скажите, какие этапы исследования мы еще не осуществили?

Спросить у другого человека.

Дети: (отвечают с опорой на карточки) спросить у другого человека, связаться со специалистами, посмотреть по телевизору, получить информацию у компьютера.

Воспитатель: Что из перечисленного вами мы еще сегодня можем сделать в детском саду?

Дети: Мы можем спросить у другого человека и связаться со специалистами.

Воспитатель: Итак, чтобы получить информацию у другого человека, давайте определимся, у кого мы можем спросить о городском транспорте?

Дети: У заведующей детским садом.
- У старшего воспитателя.
- Можно спросить у инструктора ФИЗО.
- Можно спросить у нашей няни.
- Можно спросить дома у родителей.

Воспитатель: Да, мы можем спросить у любого воспитателя, любого взрослого в детском саду. Но как нам опросить всех?

Дети: Можно разделиться на группы.

Воспитатель: Правильно, мы сейчас с вами превратимся в корреспондентов, разделимся на группы и пойдем собирать информацию по всему детскому саду. Но не забывайте, нам нужны только новые данные, которые мы еще не знаем. Вы их сразу фиксируете и для этого возьмите с собой простые карандаши и листочки бумаги. Встречаемся через 15 минут.

Проводиться деловая игра «Специальный корреспондент». Дети группами расходятся по детскому саду, собирают информацию, фиксируют её и возвращаются в группу, где совместно с воспитателем присоединяют собранную информацию на магнитную доску.

Связаться со специалистами.

Воспитатель: Вы очень плодотворно поработали. А сейчас мы позвоним специалистам. Кому мы будем звонить?

Дети: Мы будем звонить сотрудникам ГИБДД.

Воспитатель: Верно. Мы позвоним отделение пропаганды ГИБДД Бугульминского ГРОВД старшему лейтенанту Гибадуллину Айдару Ильгизаровичу.

Воспитатель звонит, а дети слушают разговор по громкой связи и фиксируют новые данные. Параллельно дети учатся тому, как нужно правильно общаться по телефону.

Воспитатель: Здравствуйте. К вам обратились за помощью воспитанники детского сада №8 «Василек». Мы проводим исследование по теме «Городской транспорт». Что бы вы могли нам об этом рассказать?

Инспектор отдела пропаганды ГИБДД рассказывает о городском транспорте, его передвижении по улицам города, об обязательном страховании транспортного средства и прохождении технического осмотра автотранспорта, а так же об обязательном соблюдении водителями правил дорожного движения.

Воспитатель: Спасибо вам, за интересную информацию. Вы нам очень помогли.

Воспитатель: У нас осталось еще два этапа, какие?

Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера

Дети: Посмотреть по телевизору и получить информацию у компьютера.

Воспитатель: Но в нашем детском саду нет телевизора и компьютера. Что же нам делать?

Дети: Мы можем дома посмотреть и с родителями поработать с компьютером.

Воспитатель: Хорошо, давайте так и сделаем, а завтра подведем итоги, обобщим полученную информацию и сделаем доклад для детей старшей группы.

Дети получили домашнее задание, о чем воспитатель сообщает вечером родителям.

На следующий день дети приносят свои записи в детский сад и прикрепляют их к магнитной доске.

Обобщение информации.

Воспитатель: Вот мы и закончили сбор информации. Сейчас мы возьмем все наши зарисовки, сядем на ковер и посмотрим, что мы узнали о городском транспорте.

Воспитатель совместно с детьми раскладывает на ковре схемы, рисунки, заметки детей и выделяют главные идеи.

Воспитатель: Итак, давайте выделим самое главное из того, что мы узнали.

Дети: Городской транспорт может быть личным и общественным.
- Любым транспортным средством управляет водитель.
- Все машины должны пройти технический осмотр и оформить автострахование, прежде чем выехать на улицы города.
- Существует легковой и грузовой и пассажирский городской транспорт.
- Грузовой транспорт необходим для перевозки различных грузов. Это специальные машины: «продукты», «молоко», снегоуборочная техника, КАМАЗы и др.
- К пассажирскому транспорту относятся: автобусы, такси, троллейбусы, трамваи, метро, маршрутное такси.
- Автобусы, троллейбусы и трамваи останавливаются только в специально организованных местах – остановках.
- Около остановок устанавливаются специальные знаки, которые рассказывают, какой вид транспорта здесь останавливается.
- Все водители городского транспорта обязаны соблюдать правила дорожного движения.
- Существуют и особые машины, которые иногда не соблюдают правила дорожного движения. Это «скорая помощь», «пожарная машина», «милиция».
- У всех транспортных средств есть световые сигналы. Они предназначены для предотвращения аварийных ситуаций на улицах города.

Завершение работы.

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами проделали огромную работу, которая сравнима по своей значимости и сложности с работой настоящих ученых и выполнили поставленную задачу. Мы уточнили, конкретизировали и расширили знания о городском транспорте. Но для того, чтобы рассказать обо всем другим детям, нам необходимо все полученные данные зафиксировать. Что мы с вами сделаем?

Дети: Можем зарисовать каждую идею.
- Можем составить схему доклада.
- Можем сделать фотоальбом.
- Можем сделать альбом с картинками и рисунками.
- Можно снять видеофильм.
- Можно сделать коллаж.

Воспитатель: Давайте остановимся на чем-то одном. Я предлагаю объединить часть ваших предложений и сделать альбом с рисунками, фотографиями и иллюстрациями по всем основным положениям нашего доклада и когда этот альбом будет готов, мы пойдем к детям и расскажем им о городском транспорте.

Далее проводиться работа по оформлению альбома. Дети собирают иллюстрации, делают фотографии, рисуют. Затем с готовым материалом выступают перед детьми других возрастных групп, близстоящего детского сада, в детском подростковом клубе «Бригантина», перед родителями и пр.