ISSN 1997-9657
       
Парцевская Т.С. Конспект занятия в подготовительной группе «Почему день сменяет ночь»

Парцевская Т.С. Конспект занятия в подготовительной группе «Почему день сменяет ночь»
Парцевская Тамара Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад №30, МO, Солнечногорский район, пос.Ржавки.


Задачи:

- Дать понятие, что Земля имеет форму шара, показать роль Солнца в суточном режиме живых существ, их связи с вращением Земли вокруг своей оси. Закрепить понятие «сутки», «части суток» (утро – день – вечер - ночь).
- Учить устанавливать временные связи (последовательная смена частей суток).
- Развивать желание участвовать в коллективной беседе, отстаивать свою точку зрения.

Методические приемы: Опыты, решение исследовательских и изобретательских задач, метод мозгового штурма, игра «Хорошо - плохо».

Материал: Изображение животных – бурундука, медведя, картины с изображением плоской и шарообразной земли, глобус, силуэт Солнца, настольная лампа, стол.

Предварительная работа: Занятие «Мы жители Земли», коллективная работа по изодеятельности планеты, жизнь другой планеты, приготовление коллажей, лепки, комплексное занятие с просмотром слайдов о космосе, пл. Земля, чтение художественной литературы.

Литература:

- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» ч. 1, 3, 5, 7, 8 «Все обо всем»
- Атлас «Мир человека»
- «10 уроков по естествознанию» А. Гончар
- «Все обо всем» (сказка о бурундучке и медведе)
- книги «Почемучка», М., 1992г.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Ребята, помните, недавно на занятии мы говорили о нашем доме. Но не о том, в котором живете вы с мамой, папой, деревянном, кирпичном, а о нашем общем доме, где живут не только люди, но и деревья: березы и осины, крокодилы и рыбы и еще много других существ. Это? – Наша планета Земля.
- А как выглядит наша планета? (ответы). А вот сейчас послушайте историю о том, какой спор вышел об этом однажды между бурундучком и медведем.
- Жил-был бурундучок, и никого не боялся. Встретил как-то своего друга медведя, поспорили. А спор у них вышел такой: кто первый утром увидит солнечный луч. Вот взобрались они на пригорок, и сели. Медведь сел лицом в ту сторону, где утром солнышко должно вставать из-за леса. А бурундучок сел лицом туда, где вечернее солнышко заходит в лес. Сели они спинками друг к другу. Сидят, ждут. Перед бурундучком гора возвышается, а перед медведем – ровная долина (показ макета и карт). И вот стало светать.
- Как вы думаете, кто из них первый увидит солнце? Почему? Давайте подождем, скоро оно взойдет, и мы узнаем, кто выиграл спор.
- Сидит медведь и говорит: «Вот сейчас упадет на долину первый лучик, и я выиграю спор». А лучика все нет. Ждет медведь. Вдруг бурундучок у него за спиной как закричит: «Вижу, я вижу, я первый». Удивился медведь: перед ним была еще темная долина, а когда он обернулся через плечо, то позади увидел…
- Что он увидел? (первый лучик света на вершине горы).
- Что его так удивило?
- Почему обрадовался бурундучок?
- А теперь давайте посмотрим, как бурундучок выиграл спор.

ОПЫТ № 1: Вот они сидят, и восходит солнце. Медленно поднимается, но ни бурундучок, ни медведь пока его не видят. Солнце поднимается все выше, и посмотрите, что получилось. Оба они в темноте, а на верхушке горы уже появились первые лучи солнышка.
- Куда смотрит медведь? (туда, где должно появиться солнце).
- А бурундучок? (на гору). Да, он уже увидел лучи солнца первый.
- Что же помешало медведю первому увидеть солнце? (выпуклость земли, округлость).
- Значит, ребята, какую форму имеет наша планета Земля? Да, форму шара.
- А когда-то давным–давно, когда не было ни машин, ни самолетов, ни домов, как у нас, люди думали, что солнце может как-нибудь взойти и не подняться, не знали, что Земля круглая и представляли ее плоской.
- А если бы на самом деле Земля была плоской? Кто бы тогда выиграл спор? (предложения детей).
- Давайте проверим!

ОПЫТ № 2: «Плоская Земля». Освещение из-под стола (настольная лампа) с сидящими на плоскости макета животными.

ВЫВОД: Да, они бы увидели одновременно, и победителей не оказалось бы.
- Тут и солнышко взошло. Обрадовались бурундучок и медведь солнышку и размечтались: «Если бы солнышко не садилось и светило бы всегда».
- «А это будет хорошо» – сказал бурундучок.
- В лесу будет хорошо, тепло…Дети, помогайте еще, что будет хорошо? Будет от солнца красиво, нарядно, весело. Роса будет блестеть. А сколько будет ягод? Дети, помогайте им мечтать.
- Можно будет купаться, сохнуть, плескаться, загорать… Они мечтали, а солнце поднималось все выше и выше, настроение у них стало меняться. Лужица, около которой сидел медведь, высохла, и он подумал о ручье, в котором любил плескаться в жару.
- Что он мог подумать? (обмелеет) Он вдруг представил, что от постоянной жары может обмелеть и даже пересохнуть его река, где он ловил рыбу. И решил, что солнцу быть всегда – это плохо.
- А как вы думаете, ребята. Солнцу быть всегда, это хорошо или плохо? Чем?
- В городе, лесу, может быть пожар, высохнут реки, голова может болеть. Да, ребята, когда много солнца, оно может приносить вред.
- А как же спать – протянул медведь.
- Солнце должно светить, так как оно нужно всем, и не должно светить, так как много солнца это тоже плохо. Как же быть? Давайте подумаем. (варианты ответов – навесы построить, зонты использовать, панамы на головы, туча закроет солнце…)
- Правильно, надо сделать так, чтобы солнце не мешало. Ребята, а это удобно везде ходить под зонтом, сидеть под навесом, спать? Это вы хорошо придумали, но на самом деле, нам не придется ничего этого делать.
- Почему? Правильно, так как наступает вечер, солнце само уходит. Давайте вспомним начало занятия. Бурундучок и медведь сидели и ждали чего? (когда солнце взойдет). Сначала они увидели сияние в том месте, где должно было взойти солнце. Вы знаете, как называется это явление? (заря). (Показ картинки). Вместе с зарей наступает утро, утром есть тень. Дальше солнце поднимается все выше над землей и наступает день (показ картинки). Вот гора, а тени тут почти нет. Солнце поднялось и продолжает свой путь, начинает медленно опускаться, тень от горы становится все длиннее и резче, наступает вечер. А когда солнце заканчивает путь, наступают сумерки, и когда совсем заходит – наступает ночь.
УТРО – ВЕЧЕР – ДЕНЬ – НОЧЬ – СУТКИ ПРОЧЬ
- А хотите посмотреть, как это происходит на самом деле?

ОПЫТ № 3: глобус, зверьки, лампа.
- Земля – шар, Солнце – огненный шар. Мы знаем, что Земля круглая. И не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля крутится вокруг себя, как волчок и поворачивается к Солнцу разной стороной. Так день сменяет ночь, а ночь – день (показ зверей на глобусе – освещенность). Вот обернулась Земля – прошли сутки. Так устроена природа.
- А кто может сказать, что такое ночь? (хочется спать, темно).
- Но ведь медведь сказал, что «плохо», когда всегда светло, а ночь – это значит «хорошо»?
- Почему ночь хорошо? (солнце спать не мешает, не жарко, животным можно спрятаться от врагов, все отдыхают, набираются сил и люди, и животные, и растения, чтобы днем хорошо поработать).
- А всем ли хорошо ночью? Например, бурундучку? Медведь большой – сам может напугать. А бурундучок? Ему в темноте не видно, если лиса залезет в нору, куда бежать?
- Ещё кому трудно бывает ночью? (людям, которые работают ночью, тяжелее, энергии тратится больше, домой идти ночью страшно, в лесу ночью заблудишься, тоже страшно…)
- Но даже страшная ночь кончается и наступает утро, тогда все становится видно, всех слышно.
- Для всех живых земных существ хорошо, что бывает день и ночь, что день сменятся ночью, а ночь кончается, когда всходит солнце. И бурундучок с медведем уже не спорили, а были заняты каждый своим делом.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рисование разными способами частей суток («день», «ночь»).