ISSN 1997-9657
       
Балтабаева И.Ф., Сараева Л.С. Математическая игра «Сообразилки»

Балтабаева И.Ф., Сараева Л.С. Математическая игра «Сообразилки»
Балтабаева Ирина Федоровна, Сараева Лидия Сергеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Радуга». Республика Хакасия, г. Черногорск.


Цель:

- Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 10; повторение смысла сложения и вычитания, закрепление геометрических представлений;
- формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развитие психических процессов (внимание, мышление, память, воображение, восприятие);
- развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- воспитание умения владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
- создать радостное настроение.

Материал:

Барабан для вращения шаров--киндер-сюрпризов (как в спортлото); простые карандаши на каждого ребёнка; карточки с примерами; плоские геометрические фигуры: треугольник, круг (для размещения их на спинке стула),объёмные (пространственные) фигуры: конус, шар; 2 одинаковые шкатулки с цифрами 1 – 6(на обратной стороне цифры написана буква; в первой шкатулке слово «Лучики», во второй «Улыбка»); песочные часы; ребусы; 2 разрезные картинки; 2 карточки для запоминания; 17 шаров за правильные ответы; 2 таблицы с цифрами; 2 карточки с нарисованными треугольниками; фонограмма к песне «Дважды два четыре» и на выход Выдумлялкина (прилетевшая НЛО); голос в записи Выдумлялкина; приз детям – две настольные игры.

Показатель успешности проведения занятия:

Занятие проводилось в форме игры-соревнования со всей группой(20 детей), с участием двух педагогов группы, один из которых взял на себя роль ведущего, а другой роль героя – Выдумлялкина. С детьми была проведена предварительная работа: учили разгадывать ребусы, составлять разрезные картинки, находили закономерность и продолжали её разными способами: рисовали, произносили вслух, выстраивали цепочку, разучили песню «Дважды два четыре».

Программное содержание занятия соответствует возрасту детей. Были использованы разнообразные методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые. Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (задания в стихотворной форме, яркие атрибуты). Приёмы обеспечения эмоциональности, интереса детей (сюрпризные моменты). Приёмы активизации самостоятельного мышления детей (конкурс капитанов, дидактическая игра «Живая цепочка», решение примеров и т.д.). В речи педагогов присутствовала логичность, доступность, эмоциональность и красочность. Занятие позволило обобщить и закрепить имеющиеся у детей знания, вызвало у детей множество положительных эмоций. Темп занятия оптимальный, происходила частая смена деятельности, что способствовало неутомляемости, организованности детей, поддержанию интереса на протяжении всего занятия.

Возраст детей: Подготовительная к школе группа(6 – 7 лет)

Ход занятия:

Дети под весёлую музыку входят в зал (группу) и садятся на стульчики. На спинке каждого стула (с обратной стороны) прикреплена геометрическая фигура: круг или треугольник. Дети эти фигуры не видят. Позади ведущего стоят два стола, расположенные параллельно друг другу. Неподалёку стоит барабан.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня с вами мы собрались для того, чтобы принять участие в очень интересной и увлекательной игре «Сообразилки». От вас потребуется смекалка, умение считать, решать и слушать. То есть, как и любая игра, наша игра не является исключением и требует соблюдения определённых правил.
Эти правила несложны, 
Их легко запомнить можно. 
Для начала поделитесь на команды дружно вы. 
Есть у каждого на стуле по геометрической фигуре.
У кого есть треугольник – встанут слева от меня 
Справа – встанут те ребята, кому круг достался златый. 

(дети подходят каждый к своему столу. На одном столе стоит конус, на другом лежит шар)


Ведущий: Дети, какая объёмная (пространственная) фигура находится на столе у вашей команды?
Дети: Конус.
Ведущий: Как вы думаете, почему на вашем столе стоит конус?
Дети: Потому что на спинке нашего стула прикреплён треугольник, а конус напоминает форму плоской геометрической фигуры – треугольник.

(аналогично другой команде задаётся вопрос о шаре)

Ведущий:
Чтоб порядок был в команде,
Капитанов выбрать надо.
Он помощник и судья,
Без него никак нельзя.
Договоритесь между собой и решите, кто из вас будет капитаном своей команды.
Чтоб всё было без обмана,
Надо выбрать нам жюри.
Пусть оно всё подсчитает,
Результаты нам объявит.
А чтобы баллы получать,
Надо дружно отвечать.
Только правильный ответ
Принесёт вам шар в конверт.

То есть, если вы выполните задание правильно – ваша команда получит 1 шар.

Таким образом, в конце игры мы подсчитаем количество шаров каждой команды и определим победителя.

Чтоб команды различать
Надо им название дать.
Капитаны подойдите,
По шкатулочке возьмите,
В них найдёте цифры вы.

Вам нужно разложить все цифры по порядку, а затем каждую цифру также по порядку по порядку вверх буквой. Таким образом, у вас из букв получится слово. Прочитав его, вы узнаете название команды.
1 команда «Лучики»
2 команда «Улыбка»

Ведущий:
Ну вот, на команды поделились,
Меж собой договорились.
Чтоб игру свою продолжить,
Покручу я барабан.
Он волшебный, потому что задаёт вопросы вам.

Ведущая крутит барабан, достаёт 1 шар.

1. Задание в шаре: «Найди фигуры».

Ведущая даёт командам по одной карточке.

Ведущий:
Рассмотрите рисунки, и скажите, какие геометрические фигуры вы здесь видите?
Сосчитайте, сколько их?
Ответ: 5 треугольников и 1 четырёхугольник.

Ведущий:
Кручу опять я барабан,
Чтобы вопрос задать всем вам.

Ведущая крутит барабан, достаёт 1 шар.

2. Задание в шаре: «Найди недостающую цифру».

Ведущая даёт командам по одной таблице с цифрами.

Ответ: не хватает цифры 7

Ответ: не хватает цифры 8

Покрутим снова барабан,
Посмотрим, что же выпадает всем нам.

Выпадает шар с надписью «сюрприз» .

Раздаётся голос: «Сюрприз! Сюрприз! Я лечу к вам сверху вниз!»

Ведущий: Ой, что это? Что такое происходит?

(появляется Выдумлялкин)

Ведущий:
Ничего себе сюрприз! 
Как ты в этот киндер влез?

Выдумлялкин:

Я, Великий Выдумлялкин.
Всем вопросы задавалкин.
В киндер влезть мне дважды – два,
Я вас приветствую друзья!
Очень я люблю читать.
Ребусы придумывать.
Вот и вам принёс сейчас
Ребус – просто высший класс.
Как только ребус вы прочтёте
Шар своей команде принесёте.

Выдумлялкин предлагает каждой команде по очереди разгадать по три ребуса.

Ребусы:

Ведущий: Ну, что ж, Выдумлялкин, ребусы мы твои разгадали, поэтому обе команды получают по шару.
Выдумлялкин: Молодцы ребята! Какие вы сообразительные. А сможете выполнить ещё одно задание?  Называется оно «Реши и собери». Вам нужно решить пример и собрать картинку.

Каждой команде нужно составить свою картину.

Для этого каждому ребёнку даём карточку с примером для решения.

Ребенок записывает ответ на карточку.

Ответ позволит найти часть картины, на обратной стороне которой написана та же цифра, что и в ответе примера.

Каждый ребёнок свою часть картинки прикладывает на план-схему картины.

В результате каждая команда составляет свою картину.

Дети должны понять, что от правильности решения каждого ребёнка зависит общий результат команды.

После выполнения задания Выдумлялкин хвалит детей и даёт каждой команде по шару.

Ведущий: 
Выдумлялкин, ты настоящий выдумщик. Оставайся с нами. А мы продолжаем нашу игру. 
Покрутим снова барабан. 
Узнаем, какой вопрос задаст он нам. 

Выпадает шар «музыкальная пауза»

Ведущий: Ребята, наш волшебный барабан предлагает исполнить песню «Дважды два четыре».

Дети исполняют песню

Дважды два - четыре

Муз. В. Шаинский, сл. М. Пляцковский

Дважды два – четыре
Дважды два – четыре
Это всем известно в целом мире.

Припев:

Дважды два – четыре
Дважды два – четыре
А ни три, а ни пять
Это надо знать.
Дважды два – четыре
Дважды два – четыре
А ни шесть, а ни семь
Это ясно всем.

1. Трижды три навеки девять
Ничего тут не поделать
И не трудно сосчитать
Сколько будет пятью пять?
Пятью пять – двадцать пять,
Пятью пять – двадцать пять
Совершенно верно!

Припев:

2. У кого друзья не спросим
Шестью восемь – сорок восемь.
Шестью шесть прошу учесть
Неизменно тридцать шесть.
Шестью шесть – тридцать шесть
Совершенно верно!

Припев:

Ведущий: После песенки весёлой
Мы игру продолжим снова
Опять покрутим барабан
И узнаем, что же там.

Ведущий крутит барабан и достаёт шар «Конкурс капитанов».

Ведущий: Капитаны подойдите ко мне.
Этот конкурс необычный
Он потребует от вас
Концентрации внимания
Для успешного запоминания.
За одну минуту вы – всё запомнить
Здесь должны,
Как только время истечет
Выдумлялкин картинку уберёт.
Вам же нужно нам назвать,
Всё. Что вы запомните сейчас.

Каждому капитану по очереди показывают карточку с изображением на ней нескольких предметов.

За одну минуту (песочные часы) капитан должен запомнить все изображённые предметы. Один шар получает та команда, капитан которой назовет все предметы.

Ведущий: Снова крутим барабан
Поглядим, что приготовил он нам.

Ведущий крутит барабан и достаёт шар «Живая цепочка».

Продолжи цепочку с помощью геометрических фигур.

(каждой команде предлагается по одной из предложенной карточке и набор вырезанных геометрических фигур, которые нужно расположить в определённой последовательности согласно образцу)

Ведущий: Покрутим снова барабан,
И увидим что же там?

Ведущий крутит барабан и достаёт шар «Приз -- сюрприз».

Выдумлялкин: Хорошо вы потрудились,
Много думали.
Учились вы писать, считать, решать,
Знания приобретать.
Проявили вы смекалку,
Ведь в игре она важна,
Без неё «сообразилки»
Не решить вам никогда.
Я великий Выдумлялкин,
Приготовил вам сюрприз!
Ведь команда – победитель получает этот приз!

Ведущий: Значит, нам необходимо узнать какая из команд стала победителем в нашей игре.
Обе команды набрали одинаковое количество шаров, поэтому побеждает ДРУЖБА! Из этого следует, что каждая команда получает приз.

Выдумлялкин: Дорогие ребята! За вашу сообразительность, за ваше стремление к победе я вам вручаю приз (две настольные игры). Ну, а мне пора идти придумывать новые «сообразилки» для вас. До свидания!