ISSN 1997-9657
       
Блинова М.Н. Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста «О чем рассказала картошка?»

Блинова М.Н. Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста «О чем рассказала картошка?»
Блинова Марина Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №54, Иркутская область, г.Ангарск.


Цель-результат: доклад об исследовательской работе на тему «О чем рассказала картошка?», фото и слайдовая презентация исследования, обобщение и систематизация полученной информации в совместном продукте деятельности «Энциклопедии картофеля».

Этапы работы с детьми над проектом:

Этапы

Формы работы с детьми

Задачи

Месяц

Место в режиме

Место проведения.

1.

этап

Занятие по ознакомлению с окружающим на тему: «Овощи»

Формирование предпосылок учебной деятельности, продолжать знакомить детей с овощами.

1-я нед
апреля

1-я пол
дня

Групповая комната

 

Беседа на тему: «Что мы знаем о картофеле»

Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности, развивать умения планировать этапы своих действий.

2-я нед
апреля

1-я пол
дня

Групповая комната

 

2.

этап

Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы.

Активизировать желание искать пути разрешения проблемы, развивать спо-собность к прогнозиро-ванию изменений.

3-я нед
апреля

1-я пол
дня

Групповая комната

 

Проведение исследования, наблюдение за изменениями.

Совершенствовать умения экспериментировать с объектами живой природы.

4-я неделя апреля

2-я
пол
дня

Групповая

комната

 

Экскурсия огород д/с.

Обогащать и расширять представления детей об окружающем мире.

1-я неделя мая

2-я
пол
дня

Огород д.с.

 

Фиксирование результатов исследования.

Формировать умения самостоятельно анализировать и схематически фиксировать результаты исследования.

2-я неделя мая

1-я
пол
дня

Групповое помещение

 

Подборка литературы, информации (из других источников)об исследуемом объекте.

Чтение энциклопедий, раздел: «Растения».

Посадка картофеля

Наблюдения за ростом картофеля

Систематизировать полученные знания детей о картофеле.

Развивать познавательную активность в процессе наблюдения

 

Формировать умение самостоятельно анализировать

3-я неделя мая

4-я неделя мая

лето

2-я
пол
дня

1-я
пол
дня

В теч. дня

Групповая комната

огород

огород, дача

3-й

этап

Выставка необыч-ных клубней

картофеля «2008 год-международ-ный год картофеля»

Сообщение на тему: « О чем рассказала картошка».

Помочь детям в самостоятельном формулировании выводов, аргументируя свои суждения.

Сентябрь

2 неделя

Сентябрь

1-я
пол
дня

Групповая
комната

Групповая комната

 

Фото и слайдовая презентация исследования.

Изготовление и оформление

«Энциклопедии картофеля»

 

Поддерживать интерес детей к исследовательской деятельности.

В течение октября

2-я
пол
дня

Групповая
комната

Подготовка к занятиям

Готовятся карточки с символическим изображением «методов исследования» (Савенков А.М. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара, 2005)

Проведение исследования

Исследование проводится по методике проведения исследовательских работ А.И.Савенкова со старшими дошкольниками Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы дети выбирают тему исследования. Тема исследования была определена на занятии по экологическому воспитанию. При проведении занятия дети рассматривали картофель в состоянии пророста.

Используя для активизации исследовательской активности дошкольников методику постановки проблемных вопросов, в процессе занятия перед детьми была поставлена следующая проблемная ситуация: почему у картофеля растут ростки? Дети рассмотрели картофель, изучили и обследовали с использованием специального оборудования (лупы). В процессе обследования дать ответ на поставленный вопрос не смогли.

Задача юных исследователей – подготовить сообщение –«доклад» (они уже знают, что это научный термин слова «сообщение»)на данную тему. Для этого детям нужно собрать информацию по теме (в данном случае о картофеле). Воспитатель напоминает о том, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». Для иллюстрации методов исследования используются карточки с символическим изображением действий: «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Посмотреть по телевизору», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Получить информацию у компьютера», «Связаться со специалистом» (разложенные карточки-символы и есть план исследования).

Сбор материала

С помощью данных методов дети начинают сбор информации по специальному плану (см. выше):

Самостоятельное получение информации из книг.

Получение информации самостоятельно дома из познавательных телевизионных программ

С целью получения новых источников информации- посещение библиотеки № 20 с родителями (Стрижкин Денис с мамой Стрижкиной Оксаной Сергеевной), с группой.

Получение с помощью взрослых новой информации через интернет:

Дети узнавали историю происхождения, географию картофеля, его появление в России.

Но полученная информация не помогла найти ответ на поставленную проблему: почему же растут ростки, если картофель не поливается? Между тем картофель в огороде на окне группы продолжал расти.

Дальше с помощью технологии проблемных вопросов педагог подвел детей с высоким уровнем развития познавательной активности к предложению провести следующий эксперимент:

Дети разрезали картофель, провели пальцем по срезу, он сразу стал мокрым.

Приложили к бумаге, и она стала мокрой. Дети наглядно увидели, что внутри у картофеля есть вода, и сразу же сделали вывод, что картофель растет без полива потому, что вода у него есть внутри. Опираясь на уже имеющиеся знания, дети установили причинно-следственную связь о способе попадания воды внутрь картофеля: А внутрь она попала из ростков и корешков, которые впитывали воду из земли, когда картошка росла в поле.

Когда бумага высохла, то на ней остался белый след. Дети получили задание на дом: узнать, что это за белый порошок остался после высыхания на бумаге?

Через микроскоп дети рассматривали кожуру картофеля

Фиксировали свои наблюдения в дневниках в форме несложных значков, изображений. Этого достаточно для фиксации информации на короткий срок.

Возрастала потребность детей, полученную информацию фиксировать и в виде рисунков, отображающих строение клубня картофеля, сезонные изменения в росте картофеля. Используемое нами пиктографическое письмо детей (рисунок) позволяет им отразить информацию, полученную путем задействования различных сенсорных каналов и изучения различных источников информации.

Дети продолжали свои наблюдения и на огороде детского сада в весенне-летний период и на дачных участках вместе с родителями.

Обобщение материала

Собранные сведения анализируются и обобщаются. Рисунки раскладываются так, чтобы всем было хорошо видно. Дети рассматривают, что нового и интересного узнали и придумывают, что можно рассказать по результатам проведенного исследования.

Сообщение

С помощью родителей вся наработанная информация была оформлена в опорную схему-плакат для проведения итогового сообщения.

Юные исследователи делают сообщение – доклад «О чем рассказала картошка?». На исследователей надеваются академические головные уборы, чтобы усилить значимость момента, сделать игровую ситуацию более концентрированной. Приведем пример одного из докладов с опорой на схему-плакат: «Картошка – это растение, его сажают на даче, на полях. За ним ухаживает и выращивает человек, потому что картофель-это второй хлеб, в нем много витаминов и питательных веществ. С ним готовят суп, стряпают пирожки, вареники, делают салаты, кисель.

Картофель бывает разных сортов и разного цвета: желтый, розовый и даже синий. Много картофеля выращивают в Китае, Индии и у нас в России. У картофеля есть вредители-враги: червяк-проволочник и личинки майского жука.

После выступления идет обсуждение, слушатели задают вопросы.

Презентация проекта:

Оформление выставки «2008год-международный год картофеля»

Фото и слайдовая презентация исследования для детей, педагогов и родителей, позволяющая всем участникам педагогического процесса в ретроспективе увидеть все этапы исследовательской работы.

Совместное изготовление и оформление «Энциклопедии картофеля», является заключительным этапом работы над теоретическим исследованием.

Полученный продукт деятельности разместил всю полученную систематизированную информацию. Созданная «энциклопедия картофеля» и результат исследовательской деятельности позволяет всем участникам проекта испытывать чувство гордости и удовлетворения от проделанной работы и от самостоятельности в поиске новых знаний.