ISSN 1997-9657
       
Иванова А.И. Развитие логического мышления детей при ознакомлении с животными

Иванова А.И. Развитие логического мышления детей при ознакомлении с животными
Иванова Александра Ивановна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ильинский детский сад» комбинированного вида, Кемеровская область, г.Новокузнецк.


Основная идея

Доказывать значимость развития логического мышления детей не прихо-дится. Это общеизвестно.

Когда-то К. Д. Ушинский писал, что лучшей логикой для ребенка является логика природы. Поэтому, разрабатывая конспекты занятий по формированию естественнонаучных представлений, мы много внимания уделяем развитию логического мышлений у детей.

Это достигается за счет постановки вопросов, которые заставляют детей думать и рассуждать. Некоторые типы вопросов, способствующих активизации мыслительных процессов детей, приведены ниже.

1. Участие детей в разработке методики эксперимента.
- Ребята, как узнать, видит ли хомячок? Кто сообразит?
- Как проверить, хорошо ли слышит черепаха?

2. Объяснение причин наблюдаемого явления.
- Кто догадался, зачем хомячку усики? (после наблюдения, как он ощупывает усиками предметы).
- Кто сообразит, почему хомячков называют Грызунами? (после наблюдения, как животное грызет твердую морковь).

3. Сколькими способами можно проверить … (по типу ТРИЗ).
- хороший ли нюх у собаки?
- замечает ли хомячок новые предметы?

4. Предсказание результата эксперимента, если его можно «вычис-лить» логически:
- Как вы думаете, сможет ли черепаха влезть на книгу?
- Подумайте: когда в яйце птенчик растет, он становится все больше и больше; а как при этом меняется размер желтка?

5. Предсказание результата в ситуации, которая детям вообще незнакома: «Как вы думаете, что получится, если? … А теперь проверим».
- Как вы думаете, узнает ли собака своего хозяина, если он сядет среди вас?
- Как вы думаете, увидит ли черепаха край стола, и поймет ли она, что перед ней пропасть?

6. Создание проблемной ситуации - противоречия, которое разрешается только в конце занятия.
- Ребята, скажите, как появляются птенчики у птиц? (все знают, что птенчики появляются из яиц, которые насиживают взрослые птицы.)
- Вы много раз ели яйца. Там были птенчики? (Ответы детей: нет.)
- А как они появляются в яйце?

7. Теоретические рассуждения детей.
- Как вы думаете, слышит ли птенчик в яйце, как кудахчет курица-наседка?
- Кто догадается, зачем нужна скорлупа яйца?
- Кто выскажет предположение, как черепаха растет? Ведь вокруг ее тела есть сплошной, очень твердый и очень прочный панцирь. Он не растягивается.

Занятие 1.
Знакомство с черепахой
(Познавательное занятие)

Цель: уточнение и расширение представлений детей о черепахе.

Программные задачи: 1) изучить строение тела черепахи; 2) исследовать некоторые жизненные отправления; 3) развивать у детей любознательность; 4) развивать логическое мышление и связную речь; 5) закреплять навыки экспериментирования; 6) формировать чувство ответственности за здоровье подопытного животного.

Материалы и оборудование: черепаха, лист бумаги, несколько книг в толстой обложке (или мешочки с песком), палочка (карандаш), небольшое стекло (или гладкая полированная ДСП), ванночка с песком, квадрат плотной ткани, игрушечная дудка, лупы (1 – 2 или по количеству детей)

Организация детей. Несколько детских столов сдвинуты так, чтобы получился квадрат или не очень вытянутый прямоугольник. Дети сидят по всем четырем сторонам этого стола на расстоянии отставленного локтя друг от друга. Колени задвинуты под стол, чтобы в случае падения черепахи удержать ее.
Педагог сидит за тем же столом вместе с детьми.
Черепаха помещается на стол и свободно перемещается по его поверхности. Дети все время следят, чтобы она не упала на пол.

Методические рекомендации.

1. На занятии дети самостоятельно проводят все эксперименты и самостоятельно делают необходимые выводы.
2. Они все время следят, чтобы черепаха не упала со стола.
3. К этому времени дети должны хорошо знать, что тело любого высшего животного состоит из трех отделов: головы, туловища и хвоста.
4. Педагог ничего не рассказывает детям. Он только задает вопросы, а те находят ответы из наблюдений и экспериментов.
5. Педагог не торопит детей. На каждое наблюдение отводится достаточное количество времени.

Ход занятия

Вступление

- Ребята, сегодня мы понаблюдаем за черепахой и проведем с ней некоторые опыты. Давайте вспомним, какие условия необходимо соблюдать при проведении опытов на животных? (Ответы детей: нельзя шуметь и кричать, пугать животное и наносить им вред. Нужно следить, чтобы животное чувствовало себя спокойно и уверенно.)

Блок 1. Строение тела черепахи. ­

- Кто назовет, из каких частей состоит тело черепахи? (Ответы детей.) ­
- Что имеется на голове? ­
- Что имеется на туловище? ­
- Чем покрыто тело черепахи? ­
- Из чего состоит панцирь? ­
- Посчитайте, сколько щитков в панцире? ­
- Опишите, как устроены передние ноги черепахи? ­
- Опишите хвост черепахи. ­
- Чем покрыты ноги и шея? ­
- Посмотрите, чем отличается кожа черепахи от кожи человека?

(Рекомендация: черепаха все время находится в движении. Дети не трогают ее руками, на гладят, но осторожно поворачивают, если она подходит близко к краю стола.)

Блок 2. Движение черепахи. ­

- Опишите, как черепаха передвигается. ­
- Как движутся передние ноги? ­
- Как движутся задние ноги? ­
- Проверим, может ли черепаха передвигаться по гладкой поверхности. Положите ее на стекло (на полированную ДСП). (Черепаха начнет скользить.) ­
- А как она ходит по песку? (Ставится ванночка с песком. Черепаха двигается по песку довольно легко.) ­
- А по ткани? (Расстилается ткань. Черепаха цепляет ее когтями и сминает нижней частью панциря.) ­
- Какой делаем вывод: какая поверхность является самой хорошей для черепахи?

Блок 3. Хорошо ли видит и слышит черепаха? ­

- Проверим, хорошо ли видит черепаха. Слава, помаши палочкой перед черепахой. (Та реагирует.) ­
- Коля, помаши подальше. ­
- Света, помаши палочкой с другого конца стола. (Черепаха, скорее всего, не отреагирует.) ­
- Какой делаете вывод: хорошо ли видит черепаха? (Черепаха близорука.) ­
- Теперь проверим, хорошо ли слышит черепаха. Олег, подуди в дудочку. (Анализируется та реакция, которая имеет место в реальности.)

Блок 4. Как черепаха обходит препятствия?

- Как черепаха относится к препятствиям?

Дети раскладывают на столе 2 – 3 книги разной толщины, 1 – 2 высокие стопки книг и следят за реакцией черепахи. На тонкие книги она заползает, тол-стые книги и стопки обходит.

- Может ли черепаха подняться по наклонной плоскости? Дима, положи перед черепахой этот лист фанеры так, чтоб одним концом он опирался на книгу, другим на стол. Посмотрим за поведением черепахи. (Дети наблюдают.)

- Теперь возьмем стопку книг повыше. (Дети наблюдают.)

Блок 5. Различает ли черепаха высоту?

Наблюдение проводится тогда, когда черепаха подойдет близко к краю стола, и в том случае, если педагог уверен в быстрой реакции детей или если черепаха близко подошла к самому педагогу. ­

- Ребята, задвиньте колени далеко под стол, следите, чтобы она не упала, а если начнет падать, придержите ее. Поймет ли черепаха, что перед ней пропасть? (Как правило, подойдя к краю стола, черепаха вытягивает шею, заглядывает в глубину пропасти, а потом начинает пятиться от нее, разворачивается и уползает. Падает она только в том случае, если поверхность стола очень гладкая, и при развороте животное просто соскальзывает с него. Обычно же оно не падает.)

Блок 6. Черепаха дышит. Педагог предлагает детям поднести руку к ноздрям черепахи. Рука ощущает холодок от движущегося воздуха.

Блок 7. Различает ли черепаха запахи?

- Теперь проверим, как она различает запахи. Положим перед ней лист капусты, но так, чтобы она его не видела.

Кто-либо из детей кладет лист капусты сбоку от животного, и все следят за его поведением. Анализируют реакцию, которая имеет место в реальности.

Блок 8. Какой груз может перенести черепаха? На спину черепахи кладут книгу. Черепаха ползет.

Кладут вторую. Черепаха ползет. Кладут третью, наблюдают за реакцией черепахи. Вместо книг можно класть мешочки с песком, однако, это не так интересно. Когда черепаха ползет, книги качаются, вот-вот свалятся. Дети наблюдают за этим с огромным интересом.

Блок 9. Сколько лет черепахе?

- Вы знаете, что по кольцам на каждом щитке панциря можно определить, сколько лет нашей черепахе? Давайте подсчитаем вместе. Раз, два, три…

Возраст черепахи определяют по годичным кольцам на любом щитке ее панциря. На каждом щитке с края по кругу видны выпуклые кольца. Каждое кольцо это прирост за год. Колец на щитке столько, сколько лет черепахе. По мере роста животного размер каждого щитка увеличивается за счет образования нового кольца. Дети считают эти кольца, сравнивая результаты друг друга. Для работы можно использовать лупы. Наиболее распространенной ошибкой является попытка посчитать количество щитков на панцире. Количество щитков с возрастом не меняется.

Блок 10. Как черепаха растет?

- Теперь узнаем, как растет черепаха. Посмотрите, видите, каждый щиток темный и жесткий. А вокруг него есть тонкая полосочка. Она напоминает жело-бок и цвет у нее светлый, желтовато-зеленоватый. Это растет новый слой рогового вещества, из которого состоит щиток.
- Посмотрите, такие полосочки есть вокруг каждого щитка? (Да.)
- Так каждый щиток увеличивается в размере, а за счет этого увеличивается и размер всего панциря. А внутри его теперь может подрасти и вся черепаха.

Как говорилось выше, панцирь состоит из двух слоев. Более глубокий является костным, поверхностный – роговым. Границы костных и роговых щитков не совпадают. Наиболее интенсивный рост происходит весной. В это время по краям каждого костного (глубокого) щитка образуется новая кость, и его размер немного увеличивается. За счет этого роговые (поверхностные) слои щитков раздвигаются. Между ними появляется щелка, которая постепенно заполняется вновь образующимся роговым веществом. Пока процесс не закончился, щелка отличается по цвету от старых частей панциря: она имеет нежный, слегка желтовато-зеленоватый оттенок. Так образуется новое годичное кольцо.

Блок 11. Как прожила черепаха свою жизнь?

- Ребята, внимательно присмотритесь к разным кольцам на одном и том же щитке. Они одинаковы по ширине и цвету?

Внимательно присмотревшись, дети заметят разницу.

- Тот год, когда образовывались тонкие кольца, был для черепахи тяжелым. Черепаха голодала. А в годы, когда еды было много, и погода была хорошей, образовывались широкие толстые кольца. Давайте посчитаем, сколько лет было черепахе, когда она голодала и когда еды было достаточно.

Дети самостоятельно рассматривают кольца на разных щитках, сравнивают их между собой и определяют самые хорошие и самые тяжелые годы жизни животного.

Если черепаха живет в детском саду или у хозяев несколько лет, можно сравнить, когда ей лучше жилось: в природе или у людей. Отсюда перейти к проблеме о том, как человек помогает животным.

Блок 12. Как черепаха реагирует на опасность? Педагог предлагает одному из детей прикоснуться к ногам черепахи палочкой и пронаблюдать за ее реакцией. Черепаха остановится, замрет и, возможно, втянет конечности и голову под панцирь. Если черепаха давно живет в группе, и привыкла к людям, она на прикосновение почти не отреагирует. В этом случае делается вывод о том, что мы хорошо обращаемся с черепахой; она нас не боится.

Занятие 2.
Строение яйца
(Занятие по формированию естественнонаучных представлений)

Цель: конкретизация представлений детей о строении яйца и о размноже-нии птиц.

Программные задачи: 1) сформировать представление о таком способе размножения, как откладка яиц; 2) показать значение каждой части яйца для развития зародыша; 3) развивать любознательность, пространственное воображение, способность представлять события по описанию.

Материалы и оборудование: тарелка, емкость для отходов, 2 вареных яйца, 2 сырых яйца, большой мяч, маленький мячик или шарик, блюдо, цыганская игла или маленькие маникюрные ножницы с острыми концами.

Методы обучения: наблюдение, беседа, логические рассуждения.

Организация детей: дети сидят вокруг общего стола, посередине которого находится оборудование для работы. Воспитатель сидит вместе с ними.

Методические рекомендации.

1. Наблюдение проводится демонстрационно. Это значит, что все объекты находятся в руках педагога и все манипуляции он проводит сам.

2. На первом этапе занятия рассматривается вареное яйцо. Последовательность наблюдений такая: зародышевый диск – желток – белок – скорлупа - подскорлупная пленка – воздушная камера.

3. На втором этапе занятия рассматривается сырое яйцо. Последователь-ность рассматривания частей яйца иная: скорлупа – подскорлупная пленка – воздушная камера – белок – желток – зародышевый диск – нити, удерживающие желток (халазы).

4. Для работы лучше использовать яйца, взятые из домашнего подсобного хозяйства, где куры находятся в постоянном контакте с петухом. Если на птицефабрике кур содержат отдельно от петухов, они откладывают неоплодотворенные яйца. Зародыш в таких яйцах не образуется, зародышевый диск отсутствует.

5. Зародышевый диск будет заметен лучше в тех яйцах, которые пролежат в обычных условиях (не в холодильнике) 1 – 3 дня после того, как их снесет курица. За это время зародыш разовьется настолько, что будет хорошо заметен на поверхности желтка. Часто диск напоминает кровяную точку, этот зародыш развился сильнее, чем обычно, поскольку у него уже сформировались кровь и первичные кровеносные сосуды.

6. Если вышеназванные условия соблюсти не удалось, можно брать для работы обычные яйца из магазина. Если зародышевый диск не виден, педагог просто сообщает, что на желтке уже лежит зародыш, но он настолько мал, что рассмотреть его без микроскопа невозможно. Все остальные части яйца рассматриваются в соответствии с данным конспектом.

7. Желательно данное занятие проводить в тот день, когда детям на обед дают вареные яйца. Дети продолжают изучать строение яйца самостоятельно. В этом случае вероятность обнаружения зародышевого диска увеличивается.

8. После занятия педагог рекомендует рассмотреть сырые и вареные яйца дома, когда мама или бабушка стряпают. Ту же просьбу он повторяет родителям.

9. В данном конспекте используется сугубо научный стиль изложения материала. Не стоит его упрощать на занятии в детском саду. Дети легко понимают смысл научных слов и оборотов и им нравится разговаривать «взрослым» языком.

Ход занятия

Вступление.

Серией вопросов педагог создает перед детьми проблемную ситуацию.

- Ребята, скажите, как появляются птенчики у птиц? (Дети знают, что птенчики появляются из яиц, которые насиживают взрослые птицы.)
- Вы все много раз ели яйца. Там были птенчики? (Ответы детей.)
- Как-то один мальчик у меня спросил: «Как птенчики появляются в яй-це?» А что вы думаете по этому поводу? (Интересно, что ответят дети? Педагог дает волю фантазии и выслушивает все предположения детей.)
- Давайте рассмотрим яйцо и узнаем, как оно устроено.

Этап 1. Рассматривание вареного яйца

Блок 1. Зародышевый диск.

- Смотрите, я разбиваю яйцо, удаляю скорлупу.

(Рекомендация: педагог старается не дробить скорлупу на мелкие части, а снимает ее большими кусками – особенно в том месте, где имеется воздушная камера. Нужно постараться камеру сохранить целой - хотя бы частично. Снимая белок, он старается сохранить в целостности углубление, которое является воздушной камерой.)

- Теперь я снимаю белок (тоже большими кусками) и открываю желток.

- Внимательно присмотритесь: видите, с одной стороны желтка есть ма-ленькое темное пятнышко серовато-синеватого цвета? Вот это и есть будущий птенец. У него нет никаких частей тела. Это просто группа клеток, которая называется диск или же зародышевый диск.

- Почему называется «диск»? (Ответы детей: потому что по форме это круг, но круг очень тонкий, плоский.)

- А почему «зародышевый»? (Ответ: потому что из него получится зародыш птенца.)

- Сначала это была одна клетка, которая видна только в микроскоп. Потом она разделилась пополам; стало две. Потом четыре и так далее. Клеток становилось все больше и больше. Наконец, из них образовался диск, который мы с вами и увидели.

- Так кто теперь ответит: есть птенец в яйце или нет? (Рекомендация: не уделять данному вопросу слишком большого внимания, чтобы у детей не возникло жалости к сваренному цыпленку. Ответ: птенца нет, но есть только зародыш на самой ранней стадии его развития.)

Блок 2. Желток.

- Зачем же нужен желток? Когда мама-курица будет насиживать яйцо, со-гревать его, клетки диска начнут делиться, диск станет увеличиваться в размерах, расти, расползаться по поверхности желтка.

Вначале в нем появится кровь и кровеносные сосуды, потом станет видна головка с большими глазами и тело. Потом на теле появятся бугорки, из которых разовьются крылышки и ноги. На голове образуется рот. А внутри туловища постепенно сформируются сердце, легкие, кишечник и все остальные органы. Птенчик сначала будет голым. Потом его кожа покроется маленькими бугорками. Бугорки станут расти, прорастут через кожу и превратятся в перья.

- Скажите, можно ли сильно вырасти и ничего не кушать? (Ответы детей.)

- Конечно, зародыш ест. А что он ест? Кто догадается? (Дети легко самостоятельно указывают на желток.)

- Правильно. Подумайте: птенчик становится все больше и больше; а как меняется размер желтка? (Дети легко понимают, что размер желтка становится все меньше и меньше, потому что птенец его ест.)

- Да, вы правы. Желтка становится все меньше и меньше, а за 1 – 2 дня до вылупления его совсем не остается. Птенец его съел полностью.

- Почему зародыш растет? Потому что мама его греет и потому что он ест. Что произойдет, если перестать греть яйцо? (Зародыш перестанет развиваться.)

Блок 2. Белок.

- Но ведь мы не только едим, но и пьем. Что же пьет птенец?

- Видите, сверху желтка есть белок. В сваренном яйце белок твердый, его пить нельзя. Но в свежем, сыром яйце белок жидкий. Он содержит много воды. Вот ее птенец и пьет. Чем старше птенец, тем меньше воды остается.

- Но в яйце птенец не может есть и пить через рот. Когда диск распласты-вался по желтку, пища поступала птенцу прямо в кишечник. Передней стенки тела еще не было. (Педагог показывает это с помощью ладоней, расположенных на поверхности мяча.) Потом постепенно тело птенца обрастало желток, стенки тела сошлись (педагог продолжает показывать этот процесс на модели), образовалась передняя стенка, а желток и белок теперь поступают в кишечник через специальную маленькую трубочку. За 1 – 2 дня до вылупления остатки белка и желтка втягиваются в кишечник, отверстие зарастает, и птенцу больше нечего есть. Ему ничего не остается, как разбить скорлупу и выбраться наружу. Вот он и вылупляется, потому что голодный и потому что в яйце становится очень тесно.

- Видите, как мама-птица позаботилась о своем ребенке: она запасла ему еду и питье на длительный срок, пока он развивается в яйце.

Блок 3. Скорлупа.

- Теперь рассмотрим скорлупу. Кто догадается, для чего она нужна? (Обычно дети говорят, что скорлупа защищает птенца от повреждений.)

- Правильно. Но у скорлупы есть еще одно важное значение. Скорлупа содержит в своем составе много солей. Эти соли идут на построение скелета. Иначе как бы могли сформироваться твердые кости?

Блок 4. Подскорлупная пленка.

- Присмотритесь внимательно. Вы видите, что скорлупа внутри покрыта тонкой нежной пленкой? Попробуем ее снять. Как думаете, зачем нужна эта пленка? (Педагог выслушивает несколько предположений детей, соглашается с правильными.)

- А еще эта пленка не пропускает к птенцу микробов. Она хоть и тонкая, но очень плотная, поэтому микробы через нее не могут проникнуть внутрь яйца. Иначе птенцы заразились бы разными болезнями еще внутри яйца. Птенчики же очень слабые и беззащитные.

Блок 5. Дыхание.

- Но, как ни плотна эта пленка, она свободно пропускает воздух внутрь яйца. Птенчик может дышать. А чтобы это было удобно делать, между белком и скорлупой есть особая полость, заполненная воздухом. Посмотрите, вот она. (Педагог показывает углубление на белке, которое чаще всего расположено на тупом конце яйца.) Сюда же он выдыхает отработанный воздух, и все ненужные вещества через пленку и скорлупу удаляются в воздух, а взамен постоянно поступает хороший чистый воздух.

- Вот как живет птенчик в яйце. Он ест, дышит и растет. И двигается, шевелит ножками, крылышками и всем телом. Чтобы он не отлежал бочок, мама-курица переворачивает яйца каждый день своими лапками.

- А еще он разговаривает. Пищит тихонько. Нам кажется, что он пищит одинаково, а на самом деле – по-разному, и мама-курица всегда понимает, что говорит ей малыш. И отвечает ему по-своему, по-птичьи. И птенчик ее понимает. Как вы думаете, о чем они говорят?

«Пи-пи-пи!» - «Мама, я замерз!» «Ко-ко-ко! Лежи, я сейчас тебя согрею».

«Пи-пи-пи!» Нам кажется, что он сказал то же самое, а мама знает: «Я устал лежать на этом боку». –

«Ко-ко-ко! Я переверну тебя. Стало удобнее?» «Пи-пи-пи! Спасибо! Мне хорошо» - «Ко-ко-ко! Потерпи.

Уже не долго лежать тебе в тесноте. Скоро будешь бегать».

(Педагог позволяет детям пофантазировать, придумать разные диалоги: то птенцу лежать неудобно, то ему холодно, то он просится выйти из яйца и т. п.)

- Так что пока он растет в яйце, он уже хорошо знает свою маму, знает, что она его согреет, положит поудобнее, успокоит.

- А когда придет время вылупляться, птенец своим клювом разобьет скорлупу. Для этого на клюве есть специальный острый ножичек, который потом исчезает. Сначала птенец этим ножичком проделает маленькую дырочку. Потом начнет ее увеличивать. Встанет на ножки и разломает скорлупу совсем. Тут ему и мама поможет. Выбросит скорлупки из гнезда, чтобы малыш не поранился ее острыми краями. И снова обогреет, накормит, научит ходить и летать.

- Может ли появиться птенец из вареного яйца? (Ответы детей.) Тогда рассмотрим, как устроено сырое яйцо.

Этап 2. Рассматривание сырого яйца

Блок 6. Снятие скорлупы.

- Теперь рассмотрим, как же устроено настоящее - сырое, не сваренное яйцо. Скорлупу надо снимать очень осторожно, чтобы не повредить пленку.

(Рекомендация. Эта процедура довольно сложная. Педагог проделывает маленькое отверстие на тупом конце яйца с помощью цыганской иглы или ма-леньких острых маникюрных ножниц. Нужно постараться попасть в воздушную камеру. Если это сразу сделать не удалось, педагог осторожно снимает скорлупу маленькими кусочками, пока не обнаружит воздушную камеру. При этом он старается не повредить подскорлупную пленку. Желательно заранее потренироваться дома, когда яйца используются для приготовления пищи. Обычно дети наблюдают за этой процедурой с большим вниманием. Всю скорлупу снимать не надо, достаточно обнажить небольшой участок пленки.)

- Видите, обнаружилась пленка, а между ней и скорлупой видна воздушная камера. Пленка же защищает белок, не дает ему растекаться. Всю скорлупу снимать не будем. Теперь яйцо можно и разбить. (Педагог аккуратно разбивает яйцо и выливает его на тарелку, стараясь не повредить желток.)

- Теперь вы видите, что белок жидкий, в нем много воды. Вспомним, зачем нужен белок? (Чтобы пить.)

Блок 7. Рассматривание желтка.

- А зачем нужен желток? (Чтобы есть.)

- Ищем зародышевый диск. (В данном случае диск выглядит как светлое пятнышко на поверхности желтка. Иногда, как сказано выше, можно увидеть и более позднюю стадию развития зародыша, когда в нем сформировались и кровеносные сосуды.)

- Желток тоже жидкий, его удобно засасывать в кишечник. И он очень питательный. В нем много нужных веществ, из которых будет строиться тело птенца.

- Присмотритесь внимательно: желток покрыт тонкой пленкой. Как вы думаете, зачем она нужна? (Чтобы желток не смешивался с белком.)

- И посмотрите на новые части, которые были незаметны в вареном яйце. Вы видите эти беловатые нити, которые находятся с двух сторон желтка? Кто-нибудь догадается, зачем они нужны? (Педагог выслушивает различные предположения, и если верных не поступило, говорит сам: с помощью этих нитей желток прикрепляется к скорлупе и все время удерживается в середине яйца. Он всегда находится в центре, а между ним и скорлупой всегда есть слой белка. Иначе, когда яйцо перемещается, желток мог бы ударяться о скорлупу и повреждаться.)

Блок 8.

- Вот что мы с вами узнали. Осталось узнать последнее. Почему у яйца один конец тупой, а другой острый?

- Представьте себе любую птицу, которая отложила яйцо на ровном месте или на дне гнезда. (Педагог кладет на блюда маленький мячик или шарик.) Вася, толкни шарик. (Шарик покатился.) Что было бы с яйцом, если бы оно так катилось от малейшего толчка?

- А теперь толкни яйцо. (Педагог кладет на блюдо второе сырое яйцо. Яйцо поворачивается вокруг острого конца и не катится. Опыт повторяется 2 – 3 раза)

- Кто скажет, почему же один конец у яйца острый, а второй тупой?

- И последний опыт. Давайте покрутим, как юлу, сырое яйцо и вареное. Они будут крутиться одинаково или по-разному? (Опыт выполняет кто-либо из детей.)

Заключение.

- Сегодня на обед (на ужин) нам дали яйца. Прежде чем съесть, хоро-шенько рассмотрите их строение.

Теперь вы сможете работать самостоятельно.

- А дома попросите маму или бабушку: когда они будут готовить еду, чтобы они разрешили рассмотреть яйцо. Расскажите им все, что мы сегодня увидели, найдите зародышевый диск и покажите его всем домашним.

Занятие 3.
Знакомство с хомячком
(Познавательное занятие)

Цель: ознакомление детей с хомячком, с его внешним видом, повадками, образом жизни в неволе.

Программные задачи: 1) научить детей различать части тела животного; 2) понять назначение отдельных органов, в том числе, и органов чувств; 3) уловить связи между строением тела и образом жизни; 4) продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, желание наблюдать и ухаживать за ними; 5) формировать представления о правилах обращения с животными; 6) учить детей доброте, сочувствию животным, живущим в клетке, заботливому отношению к ним.

Материалы и оборудование:

- пустой аквариум прямоугольной формы (или клетка для животных); домик (либо любая коробка, имитирующая домик), куда хомячок мог бы прятаться; колесо, в котором животное могло бы крутиться;
- кубик из строительного набора; узкая продолговатая прозрачная банка высотой чуть более длины тела хомячка и шириной, равной или чуть меньшей, чем ширина тела хомячка;
- рейка из неструганной древесины шириной около 2 см, длиной чуть большей, чем высота аквариума; небольшое колечко на нитке; растительное масло, кисточка; колокольчик (дудочка или свисток);
- корм: длинная макарона, достаточно большая кукурузная палочка, семечки подсолнечника, зернышки любой крупы, кусочек моркови, плошка с водой, два небольших листа тонкой бумаги для заворачивания пищи.

Методы обучения: наблюдение, эксперимент, логические рассуждения, игра, беседа, рассказ.

Организация детей. Дети сидят вокруг большого стола, образовавше-гося за счет сдвигания нескольких детских столов. Педагог сидит на детском стульчике в середине длинной стороны стола. Аквариум (клетка) с хомячком стоит посередине стола. Необходимое оборудование лежит рядом с педагогом на стуле или на отдельном маленьком столике.

Методические рекомендации.

1. На данном занятии не всегда удается соблюсти последовательность, описанную в данном конспекте, поэтому в ходе занятия имеет смысл просто следовать за реакциями животного.

2. Как правило, занятие проходит живо и интересно. Дети с удовольст-вием наблюдают за реакциями хомячка. Чтобы в полной мере реализовать принцип наглядности, педагог делает достаточно большие паузы, во время которых он не комментирует действия животного, а просто дает возможность детям все увидеть самостоятельно.

3. Каким бы маленьким и беспомощным ни казался хомячок, при неосто-рожном обращении он может укусить. Поэтому не стоит давать его в руки детям и предлагать его погладить. Этим мы не только сохраним здоровье детей в данный момент, но и сформируем привычку – в будущем никогда не прикасаться к чужим и незнакомым животным; контакт с людьми не доставляет животным удовольствия, а только пугает их.

4. В тексте данного конспекта говориться о хомячке, но почти все приве-денные здесь опыты можно провести с другими грызунами: морской свинкой, белой мышью и крысой, с белкой и др., делая определенные поправки при изучении внешнего вида.

Ход занятия

Вступление

- Ребята, вы знаете многих домашних и диких животных. Кто-нибудь знает, как называется это животное? (Ответы детей, если знают.)

- Да, сегодня у нас в гостях хомячок. Его человек приручил с давних вре-мен, так же как морскую свинку, белую мышь и крысу. Таких хомячков называют сирийскими, потому что они родом из южной страны Сирии, где никогда не бывает холодных и снежных зим. Их также называют золотистыми. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

- Сегодня мы познакомимся с этим хомячком. Его зовут Яша.

- Хомячки – добрые, доверчивые и очень симпатичные животные, однако мы не станем Яшу гладить.

Скажите, вам бы понравилось, если бы в автобусе или на улице незнакомые люди стали бы вас гладить, трогать ваше лицо? (Ответы детей.) И животные этого тоже не любят. Они с удовольствием позволяют гладить себя любимому хозяину, но им неприятно, если это делают чужие. Мы будем вежливыми и не станем гладить хомячка, чтобы не доставлять ему неприятных минут. Договорились? (Ответы детей.)

Блок 1 – строение тела хомячка

- Посмотрите на это животное и назовите части его тела. (Ответы детей.)
- Чем покрыто тело?
- Какие органы есть на голове? (Ответы детей.)
- Какие на туловище? (Ответы детей.)
- Рассмотрите и опишите хвост хомячка. (Ответы детей.)

Блок 2 – зрение хомячка

- Проверим, видит ли хомячок. Коля, возьми за нитку это колечко и по-води перед глазами хомячка. (Коля делает, дети комментируют реакцию животного.) Хорошо ли видит хомячок? Проделай тот же опыт, только колечко отнеси подальше. (Дети комментируют получившийся результат: далеко хомячок не видит.)

Блок 3 – слух хомячка

- Какие органы еще есть на голове? (Уши.) Проверим, хорошо ли слышит хомячок. Вася, возьми дудочку и подуди в нее. (Вася делает, дети ком-ментируют реакцию животного. Как правило, хомячок не реагирует на звуки, хотя слышит неплохо. Педагог обращает внимание детей, что хомячок не оборачивается, т. к. у него короткая шея. При необходимости он поворачива-ется всем телом.)

Блок 4 – что и как ест хомячок

- Посмотрим, как хомячок ест. Света, дай ему морковку. (Дети видят, что хомячок берет ее передними лапками, садится и грызет резцами, быстро передвигая челюстями. Иногда он сразу же отправляет ее в защечные мешки.)
- Кто догадается, почему хомячок относится к семейству Грызунов?
- Люда, опиши лапки хомячка. (Люда дает краткое описание.)
- Оля, разложи перед хомячком разные виды пищи. Посмотрим, что он любит больше всего. (Дети комментируют реакцию животного. Как правило, в первую очередь его внимание привлекают семена подсолнечника.)
- Опишите, как выглядят зубы хомячка.

Блок 5 – демонстрация защечных мешков

- Лера, дай хомячку длинную макарону. Посмотрим, станет ли он ее есть. (В данном эксперименте возможны два варианта поведения животного: он либо грызет ее с конца, либо заталкивает в защечный мешок, и тогда через кожу тела видно, что мешки доходят до середины туловища и даже далее.)

- Вика, а ты положи Яше кукурузную палочку. (Чаще всего, хомячок всю палочку отправляет в защечный мешок, отчего тот сильно раздувается, и поэтому становится хорошо заметным.) Наконец, иногда удается увидеть и третий вариант: набив мешки пищей, он выбрасывает ее в каком-либо уголке аквариума.

- Кто догадался, зачем ему защечные мешки?

Блок 6 – есть ли у хомячка обоняние

- Проверим, может ли хомячок ориентироваться по запаху. Костя завернет в бумагу несколько семечек подсолнечника, а Катя положит пустую бумажку. Бумаги надо брать немного, чтобы она не помешала восприятию запаха. Положите обе перед хомячком. (Дети комментируют реакцию жи-вотного.)

Блок 7 – реакция животного на новые предметы

- Хомячки – очень любопытные животные. Посмотрим, как относится хо-мячок к появлению новых предметов. Катя, покажи Яше эту палочку через стенку аквариума. (Как правило, хомячки активно реагируют на появление новых предметов, и через стенку аквариума хорошо видно, как они стараются ощупать предмет с помощью «усиков» - вибрисс.)

- Кто догадался, зачем хомячку усики? (Он ощупывает ими предметы.)

- Сема, положи в аквариум кубик. (Хомячок тут же начинает его обследо-вать, бегает вокруг, ощупывает, залезает наверх. Дети наблюдают.)

- Костя, положи в аквариум деревянную рейку. (Костя кладет рейку так, чтобы ее нижний конец упирался в ребро аквариума, а верхний лежал на его верхнем крае. Педагог делает довольно продолжительную паузу, чтобы дети успели понаблюдать, как хомячок пытается подняться по рейке, цепляется и снизу, и сверху, падает, но упорно стремится вверх. Иногда ему удается добраться до конца; тогда приходится наклонить рейку, чтобы он не выскочил из аквариума.)

- А я ему поставлю колесо. (Хомячок тут же забирается в него и начинает крутиться – даже в том случае, если он видит колесо первый раз.)

- Витя, поставь в аквариум лесенку. (Лесенка устанавливается так же, как и рейка в предыдущем опыте. Хомячок ее обследует и довольно быстро соображает, как ей пользоваться.)

Блок 8 – реакция на объекты, имитирующие норки

- Хомячок – норное животное. Он живет в норках, которые сам выкапывает в земле. Здесь норок нет. Давайте поставим ему домик и посмотрим, как он к нему отнесется. Вера, поставь в аквариум эту коробку. (Хомячок моментально залезает внутрь.)

- Вася, а ты положи эту банку (кладется прозрачная стеклянная банка строго определенного размера: она должна быть узкой и довольно длинной – такой, чтобы хомячок мог влезть в нее, но не мог бы там развернуться. Длина банки равна длине тела животного или чуть более ее.)

После того, как хомячок залезет в банку, педагог молча ставит ее верти-кально, так что хомячок оказывается в ней вниз головой. Дети с восторгом встречают данный эксперимент: хомячок старается вылезти из банки и справляется с этой задачей весьма быстро, так что никакого вреда для своего здоровья не получает. Эксперимент демонстрирует ум и сообразительность животного.)

Заключение

- Вот мы и познакомились с новым животным. Он называется «Золотистый хомячок» или же «Сирийский хомячок». Первое название ему дали за цвет, второе – за исходное место обитания. Однако сейчас люди вывели хомячков разного цвета – белых, черных, абрикосовых, пятнистых, гладкошерстных и пушистых. Вам понравился хомячок? Расскажите о нем родителям или товарищам.

Занятие 4.
Знакомство с собакой
(Познавательное занятие)

Цель: знакомство с внешним видом и поведением собаки.

Программное содержание: 1) закрепить знания о внешнем виде собаки; 2) показать степень развития отдельных органов чувств; 3) дать некоторые представления о поведении собаки в разных ситуациях; 4) показать, что собака – умное животное и хорошо понимает человека, которого любит; 5) развивать у детей наблюдательность; 6) формировать у них способность делать умозаключения.

Оборудование:

- собака на поводке, хозяин или помощник экспериментатора, который знаком с собакой;
- кусочки мяса или колбасы размером около 1 см, несколько кусочков других продуктов, которые ест эта собака (в зависимости от ее индивидуальных пристрастий); несколько кусочков продуктов, которые не ест данная собака, в том числе – небольшой камешек;
- блюдце с водой или молоком;
- 3 листа бумаги размером 0,5 тетрадного листа для завертывания пищевых продуктов; коврик, игрушка для собаки (мяч, кегля, шарик, мягкая игрушка или иное),
- две удлиненных прозрачных банки из прочного стекла; в горло одной из них не проходит морда собаки, в горло другой не проходит рука ребенка; в первой банке лежит кусочек колбасы, во второй – печенье;
- дополнительное оборудование, если оно необходимо для демонстрации индивидуальных способностей животного.

Методы обучения: наблюдение, экспериментирование, логические рассуждения, игра, беседа, рассказ.

Методические рекомендации.

Обращение с собакой

1. Для данного эксперимента можно брать собак любого размера и любой породы, а также беспородных. Выбранное животное должно удовлетворять следующим требованиям: оно здорово; спокойно; чистоплотно; настроено доброжелательно по отношению к детям; не лает без особой необходимости; полностью подчиняется хозяину; управляемо.

2. Утром перед экспериментом собаку хорошо выгуливают, но не кормят: сытая собака может отказаться работать.

3. Во время большинства описанных в конспекте экспериментов собаку можно держать на поводке.

Соблюдение правил безопасности

1. Как правило, при соблюдении вышеназванных требований эксперименты проходят без эксцессов и доставляют детям огромную радость.

2. Однако педагог не допускает прямых контактов детей с собакой («По-гладьте», «Пощупайте, какая у нее шерстка» и т. п.), о чем говорилось выше.

3. Если педагог заметил какие-то неблагоприятные реакции у собаки или у детей, эксперимент прекращается.

4. Если в группе есть дети, боящиеся собак, они на занятии могут не при-сутствовать, либо для них создаются условия, при которых они ощущают свою защищенность и возможность быстро покинуть группу, если возникнет же-лание.

Проведение экспериментов

Педагог старается, чтобы большинство действий, предусмотренных в конспекте, выполняли дети, а не взрослые.

Занятие проводится в быстром темпе, ни один из блоков не затягивается. Педагог говорит как можно меньше, чтобы основной объем знаний дети получали наглядно, из наблюдений и экспериментов.

Организация детей. Данное занятие можно проводить и в групповой комнате, и на участке.

Дети располагаются полукругом: на улице – стоя, в помещении – сидя на стульчиках. Педагог либо стоит, либо сидит на низком стульчике в центре этого полукруга на расстоянии примерно 3-х метров от детей. Рядом на столике лежит пища для собаки и все необходимое оборудование. Педагогу, ведущему занятие, помогает кто-либо из людей, хорошо знакомых с собакой.

Ход занятия

Вступление (в отсутствие собаки)

- Ребята, сегодня мы будем наблюдать за хорошо известным вам животным – за собакой. Сразу же хочу предупредить, чтобы вы не шумели, не кричали, не махали руками, иначе собака испугается. Вам нельзя подходить к собаке, гладить ее. Это разрешается только хозяину. Поняли? (Ответы детей.) Мария Ивановна, приведите собаку.

Блок 1 – внешнее строение собаки

Помощник вводит собаку. Дети некоторое время рассматривают ее. Педагог их не отвлекает разговорами. Данный этап проводится быстро, поскольку строение животного дети знают хорошо.

- Это – моя собака (или «Собака моих знакомых», или «Собака вашего товарища Вадика»). Давайте познакомимся. Ее зовут Эльза. А это (обращаясь к собаке) – наши дети. Ты их не бойся, они хорошие, тебя не обидят. (Воспитатель поглаживает собаку. Это нужно и для успокоения собаки, и чтобы показать детям пример правильного обращения с животным.)

С детьми среднего возраста наблюдение начинают с окраски, при работе со старшими – с общего плана строения.

- Внимательно посмотрите на собаку и скажите, какие части тела есть у нее. (Ребята обычно путают понятия «часть тела» и «орган». Если такое происходит, и дети называют подряд части тела и органы, педагог поясняет, обводя каждую часть тела рукой: «У животных три части тела: голова, туловище и хвост».

- А теперь рассмотрим, что есть на голове. (Ответы детей.)
- Что есть на туловище? (Лапы, ноги – как скажут дети)
- Посчитайте, сколько лап у животного? (Ответы.)
- Что есть на хвосте? (Ничего, кроме шерсти.)
- Чем покрыто тело животного? (Ответы детей.)
- Какого она цвета? (Ответы.) Какой длины? (Ответы)
- По внешнему виду собаки можно определить ее породу. Кто-нибудь знает, как называется эта порода? (Ответы детей.) («А у нашей собаки никакой особой породы нет, поэтому она называется «беспородная». Люди иногда таких собак называют дворняжками, потому что они живут во дворе.)

Блок 2 – слышит ли собака

- Для чего нужны уши собаке? (Ответы.) Сейчас проверим, слышит ли Эльза, и для этого проведем такой опыт. Коля, подуй в дудочку (ударь ложкой по спинке стула и т. п., т. е. издай любой звук) Коля выполняет просьбу, воспитатель придерживает собаку, стараясь, чтобы она сидела или стояла спокойно. Дети следят за реакцией животного. Как правило, собака поворачивает голову на звук.

- Ну, что: слышит собака? (Ответы.)

- Теперь проверим, хорошо ли слышит Эльза. Слава, позови ее по имени обычным голосом, Света – тише, Оля - еще тише, Гарик – совсем шепотом. Внимательно наблюдаем, кого услышит Эльза, кого – нет. (Называются ребята, сидящие далеко друг от друга, чтобы собака поворачивала голову. Дети постепенно переходят на шепот и проверяют, когда собака перестает реагировать на кличку. Как правило, такого не наблюдается.)

- Что вы скажете о слухе собаки? (Ответы: хороший.)

Блок 3 – видит ли собака

- Для чего нужны ей глаза?

- Проверим, видит ли собака. Костя, брось перед ней кусочек хлеба (кубик). Увидела? (Да.)

- А теперь проверим, хорошо ли видит собака. Помощник, уведите собаку на минутку. (Помощник уводит собаку.)

- Пока собаки нет, я сяду среди детей. Найдет ли меня Эльза? Ребята, проверьте, находится ли моя голова вровень с вашей? Надо, чтобы я не выделялась среди вас, иначе Эльза меня сразу заметит. (Дети привлекаются к этой проверке для того, чтобы они хорошо поняли смысл проводимого эксперимента. Если собака принадлежит не педагогу, среди детей садится хозяин. Убедившись в том, что взрослый не выделяется по высоте среди детей, он окликает собаку по имени. Помощник вводит собаку. Та начинает искать хо-зяина.)

Практика показывает, что в этих условиях собака хозяина не различает. Но запах подсказывает, что он где-то здесь. Собака начинает обнюхивать всех подряд, пока не обнаруживает хозяина.

- Что скажете: хорошо видит собака или плохо? (Плохо.)

- Итак, собака слышит хорошо, а видит плохо.

Блок 4 – хорошее ли у собаки обоняние

- Для чего ей нос? (Ответ: дышать, нюхать).

- Проверим, какое у нее обоняние. Дима, заверни в бумагу кусочек колба-сы, Вера – камешек, и положите их рядом недалеко от собаки. (Дети делают.) Подвожу собаку. Разберется она, что где лежит? (Собака сразу же находит колбасу. Разворачивает бумагу и съедает. Дети наблюдают, как она это делает.)

- Проведем еще один опыт. Мария Ивановна, уведите Эльзу на минутку. (Собаку уводят.)

- Кирилл, проведи колбасой по полу и спрячь ее под коврик. Сильнее надавливай на колбасу, чтобы остался след.

- Мария Ивановна, вводите Эльзу. Собаку подводят к началу следа, и она по запаху находит спрятанную колбаса. - Ребята, какой сделаем вывод: хороший нюх у собак?

Блок 5 – какую еду любят собаки

- Девочки, помогите мне. Разложите перед Эльзой морковь, сырую картошку, кусочек хлеба, кусочек мяса, лук, насыпьте крупы, поставьте блюдце с водой (с молоком, если его любит собака). Проверим, что она съест и от чего откажется. (Дети наблюдают реально складывающуюся ситуацию и делают выводы.)

- Может быть, Эльза хочет пить?. (Наливают в блюдце воду или молоко. Собака иногда пьет, иногда – нет. Обсуждают реально складывающуюся ситуа-цию.)

Блок 6 – умны ли собаки

- А теперь скажите мне, собаки – умные животные или нет? (Ответы детей.)

- Проверим. Опыт первый: Гена, положи в стеклянную банку кусочек колбасы и поставь банку перед собакой. Видите, в отверстие банки морда не проходит. Сможет ли Эльза достать еду?

Данный опыт доставляет детям огромное удовольствие. Собака вначале пытается достать еду языком, старается просунуть морду в банку. Потом начинает вертеть и крутить ее лапой, приподнимает, катает. Рано или поздно колбаса выпадает, и собака ее съедает.

- Ребята, что вы скажете об уме собаки? (Ответы.) А как бы поступили вы? (Ответы.)

- Витя, сделай то же - достань печенье из банки. (Предлагается банка с уз-ким горлом, в которое рука ребенка не проходит. Несмотря на это, он быстро справляется с заданием.) Так кто же умнее: человек или животное?

- Опыт второй. Сейчас Мария Ивановна выведет Эльзу, а я спрячусь в комнате. Найдет ли меня Эльза? (Хозяин прячется – приседает за столами или где-нибудь за углом – и окликает собаку.) Практика показывает, что собака активно ищет хозяина, бегает по комнате, заглядывает за все предметы и, наконец, находит. Дети наблюдают за процессом поиска с большим интересом.

- Что скажем об уме? (Как правило, дети утверждают, что собака умная. Педагог с этим соглашается.)

Блок 7 – слушается ли собака хозяйку

- Ребята, давайте проверим, кого Эльза слушается лучше: хозяина или посторонних людей. Я буду звать ее по имени, и вы тоже зовите, только не громко, чтобы ее не испугать. (Реакция собаки не предсказуема: иногда она оглядывается на хозяина, иногда – на детей. Воспитатель комментирует реально складывающуюся ситуацию и не огорчается, если собака предпочла ему детей.)

Блок 8 – собака любит играть

Педагог демонстрирует ту игру, которую любит его собака: с мячом, с палкой и т. п.

Блок 8 – элементы дрессуры

- А теперь я покажу вам, что умеет делать моя Эльза.

Педагог предлагает собаке выполнить те действия, которыми она владеет: «Лежать», «Сидеть», «Служить», «Голос», «Дай лапу» и т. п. Если таковых не окажется, данный блок опускается.

Затем называются 1 – 2 действия, которые собаке не знакомы. Животное их не выполняет.

- Все ли команды выполнила Эльза? (Нет.)

- Почему? (Ответы детей.)

- Верно. Животное может выполнить только те команды, которым его обучил человек.

Заключение.

- Ребята, почему собаку называют другом человека? (Ответы детей.)

- Другом собака может быть только хозяину или близким людям. Для не-знакомых и чужих она может оказаться даже врагом. Это потому, что другие люди кажутся ей врагами, которые хотят обидеть либо ее саму, либо любимых хозяев. Так что если у вас есть собака или скоро будет, не обижайте ее, станьте ее другом, тогда она будет готова отдать за вас жизнь. Научите ее разным командам, ведь собаки легко поддаются дрессировке. Она будет вас и развлекать, и охранять.

Показатель успешности занятий

Для оценки успешности формирования логического мышления детей ис-пользовались два показателя: эмоциональная активность детей и их участие в решении предлагаемых логических задач.

1. Эмоциональный фон занятий всегда был высоким. Дети с интересом и – что самое важное - осмысленно наблюдали за поведением животных, давали высокую оценку занятиям («Во, классное занятие сегодня было!», «А мы еще будет изучать собаку?», «Можно мы еще побудем с хомячком?» и т. п.) Равнодушных детей не было.

2. Дети принимали активное участие в разработке методики проведения экспериментов, с удовольствием проверяли свои предположения, решали про-блемные ситуации. Привести конкретные цифровые материалы диагностического характера не представляется возможным по той причине, что ни один проблемный вопрос, ни одна логическая задача не остались нерешенными.