ISSN 1997-9657
       
Андреева А.В. Занятие по развитию математических представлений у детей старшего возраста «Цирк»

Андреева А.В. Занятие по развитию математических представлений у детей старшего возраста «Цирк»
Андреева Алевтина Валерьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 22 «Журавушка», Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола.


Цель:

  • Формировать у детей представления об отношениях чисел в числовом ряду, учить определять и называть предыдущие и последующее по отношению к названному числу (числа - «соседи»);
  • Развивать умения считать на ощупь, считать звуки с закрытыми глазами (счет на слух);
  • Закреплять знания о счете, геометрических фигурах, умения самостоятельно решать математические задачи в новых условиях;
  • Закрепить знания детей о днях недели.
  • Уточнить знание детей о цирке, о его работниках.
  • Воспитывать интерес к формированию математических представлений.

Материал: Шапочки зверей (собачка, лягушки, зайчик), шапочка волшебника. Касса, билеты (красным карандашом указан номер ряда, а синим - номер места). Карточки с предметами. «Рули» и «гаражи» с геометрическими фигурами. Обручи (3-4). Карточки с цифрами. Музыкальные инструменты (металафон, барабан, бубен). Ширма настольная. «Чудесный мешочек». Природный материал: камушки, ракушки, желуди, грецкие орехи (по 5). Мольберт. Магнитофон, кассета.

Показатель успешности проведения занятия: усвоили программный материал 92%

Возраст детей: 5-6 лет (старший возраст)

Ход:

Играет музыка песни «Цирк» (муз. В Шаинского). Дети подбегают, начинают танцевать.
Воспитатель: Ребята, а что за песня звучала?
Дети: Песня о цирке.
Воспитатель: Кто из вас был в цирке?
Дети: Мы, мы!
Воспитатель: Кто самый главный в цирке?
Дети: Директор цирка.
Воспитатель: Без кого не состоится цирковое представление?
Дети: Без цирковых артистов.
Воспитатель: Каких цирковых артистов вы знаете?
Дети: Жонглер.
Воспитатель: Чем занимается жонглер?
Дети: Подбрасывает сразу несколько предметов и успевает подхватывать их на лету.
Воспитатель: А ещё?
Дети: Дрессировщик учит зверей танцевать, играть в футбол. Клоуны нас смешат, развлекают, подражают другим артистам.
Воспитатель: Люди, каких профессий работают в цирке?
Дети: Кассир, контролер, продавцы игрушек, уборщицы.
Воспитатель: Дети, а вы хотите отправиться на представление в цирк?
Дети: Да!
Воспитатель: Что надо сделать, чтобы попасть в цирк? Правильно, купить билеты? Кто будет кассиром? Кто будет контролером? А ещё в нашем цирке будут выступать дрессированные звери. Кто будет собачкой, зайчиком, лягушками? Кто будет волшебником? (дети выбирают).

Задание 1: «Назови соседей числа»

 

Дети выстраиваются друг за другом, получают билеты, ответив правильно на вопросы:

  • Назови соседей числа 4?
  • Назови число между числами 5 и 7?
  • Какое число идет после 3, 9, 8?
  • Какое число стоит перед 2, 4, 7, 8, 10 и т.д.

Задание 2: Порядковый счет

Воспитатель: Все вы купили билеты, на которых красным карандашом указан номер ряда, а синим - номер места. Каждый из вас должен найти свой ряд и место в зале.

Когда все рассаживаются, контролер (ребенок) и воспитатель проходят между рядами и проверяют билеты, т е выясняют, правильно ли дети нашли свои места.
-На котором месте ты сидишь, Даша?
-Как ты считала?
-Почему ты думаешь, что села на 5-е место? и т.д.

Задание 3: Количественный счет

Появляется конферансье (воспитатель).
Конферансье: Здравствуйте, друзья дорогие: маленькие и большие! Сегодня наш цирк остановился в вашем замечательном, прекрасном городе Йошкар-Оле. И специально для вас, и только сегодня перед вами выступят наши лучшие артисты! Кто я не скажу, а загадку расскажу!
С хозяином дружит,
Дом сторожит
Спит под крылечком,
Хвост колечком.
Кто это? Правильно. Это собака. Ее зовут Жучка (ребенок). Вы видели разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня вы познакомитесь с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны. Собачка может ошибиться. Когда Жучке зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте. Приготовились! Ну-ка, Жучка, сосчитай, сколько здесь цветочков? (Жучка лает пять раз).
Правильно Жучка сосчитала? (Ответы детей).
А теперь, Жучка, хлопни в ладоши столько раз, сколько здесь зеленых фигур.
А теперь, Жучка, хлопни в ладоши столько раз, сколько здесь желтых фигур.
Правильно Жучка сосчитала?
Каких фигур больше, зеленых или желтых?
Каких фигур меньше, желтых или зеленых?
А теперь, Жучка, сосчитай, сколько рыбок плывут в правую сторону (левую сторону)?
Жучка решает задачи, дети контролируют.

Задание 4: Математические задачки

Конферансье: Раз, два, три, четыре, пять!
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.

1. Сколько в комнате углов? (ответ детей)
Сколько ног у воробьев? (ответ детей)
Сколько пальцев на руках? (ответ детей)
Сколько пальцев на ногах? (ответ детей)

2. В цирк пришла Маринка,
А за ней - Аринка.
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят? (ответ детей)

3. В рукавичке жили: мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка. Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка - по вторникам, зайчик - по средам, а в остальные дни недели еду готовила лисичка-сестричка.
- Сколько раз в неделю готовила лисичка- сестричка?
-Назовите эти дни недели?
-Из какой сказки эти герои? (сказка «Рукавичка»)

Задание 5: Игра «Найди свой гараж»

Конферансье: А сейчас выступают дрессированные лягушки на велосипедах. Лягушки должны найти гаражи для своих велосипедов.

На полу лежат 3-4 обруча на небольшом расстоянии друг от друга. В каждом обруче геометрическая фигура и цифра. Например: в обруче с трапецией цифра 5, в обруче с квадратом цифра 3 и т.д. Дети берут по одному «рулю» с геометрической фигурой и начинают «ехать» по арене. По сигналу каждый должен найти свой «гараж». Те, у кого трапеция,- бегут к обручу с трапецией, те, у кого треугольник,- к обручу с треугольником и т.д. Возле обруча должно стоять столько детей, какая цифра в обруче. Если ребенок прибежал к обручу поздно и оказался «лишним», ему нужно сменить «руль» с фигурой и бежать к другому обручу, где еще есть « свободное» место. Воспитатель проверяет, правильно ли дети встали, какие фигуры у них в руках и сколько детей у каждого обруча.

Задание 6: Игра «Живая неделя»

Конферансье: Пока готовится следующий артист, мы с вами отгадаем загадку:
Есть 7 братьев,
Годами равные,
Именами разные. (Дни недели)

Правильно, это дни недели. Мы сейчас с вами поиграем в игру «Живая неделя». На столе раскладываются цифры с изображением вниз. Дети танцуют под музыку, когда она затихает, они берут по карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели.

- Кирилл, какой ты день недели? (Я понедельник. Я стою первый)
-Какой день следующий? и т.д.

Дети по порядку называют дни недели.

- А теперь, шаг вперед те дни недели, в которые взрослые трудятся.
- Выходные дни, поднимите руки вверх.
- Хлопни в ладоши день недели, который был вчера?
-Среда, какой твой день недели по счету?
- Подпрыгнуть дню недели между пятницей и воскресеньем?

Задание 7: Игра « Определи, сколько звуков»

Конферансье: Следующим номером выступит музыкальный зайчик. Он очень любит музыку, особенно играть на музыкальных инструментах. Зайчик хочет с вами поиграть в игру «Определи, сколько звуков?» Зайчик показывает детям лежащие у него на столе предметы, которые будут «издавать» звуки: барабан, металафон, бубен. Инструменты прячутся за ширму. Считать нужно с закрытыми глазами, не подглядывая. Может быть, придется считать и хлопки. Зайчик играет на музыкальном инструменте. Конферансье предлагает детям открыть глаза и не кричать всем вместе про услышанное количество звуков, а чтобы каждый показал столько пальчиков на собственной руке, сколько звуков они услышали. И уже после этого дети называют число вслух. Зайчик еще 3-4 раза меняет « инструменты» и количество ударов для счета звуков с закрытыми глазами.

Задание 8: Игра « Чудесный мешочек»

Конферансье: А сейчас перед вами выступит волшебник белой магии (ребенок). У него есть «Чудесный мешочек». Он не простой, а волшебный, в нем есть волшебные предметы. Вы должны угадать, что там лежит и сколько.
Волшебник кладет в мешочек природный материал (камушки или ракушки). Один ребенок из зала выходит и с загадочным видом опускает руки в мешочек. Определяет на ощупь, что и сколько лежит в мешочке, и, доставая, говорит результат: «Два камушка». Игра повторяется 3-4 раза со сменой вида природного материала и его количества (до 5 предметов).
Конферансье: На этом наше представление заканчивается. Всех артистов приглашаем на поклон. Большое спасибо за ваше внимание!