ISSN 1997-9657
       
Пыхтеева Л.А. Занятие по ознакомлению с неживой природой «Воздух-невидимка» (старший дошкольный возраст)

Пыхтеева Л.А. Занятие по ознакомлению с неживой природой «Воздух-невидимка» (старший дошкольный возраст)
Пыхтеева Любовь Алексеевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Парусок», Архангельская область, г.Коряжма.


Цель: развитие творческой исследовательской активности детей в процессе разрешения специально смоделируемой проблемной ситуации.

Задачи:

1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

2. Расширять знания детей о свойствах воздуха:

  • воздух занимает место;
  • воздух обладает упругостью;
  • воздух движется;
  • воздух легче воды.

3. Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ.

4. Развивать у детей стремление к самостоятельному получению новой информации о воздухе опытным путём.

Предварительная работа:
- Наблюдение за ветром, дымом, движением облаков.
- Знакомство с понятием «воздух».
- Знакомство со свойствами воздуха через отдельно взятые опыты.

Материалы и оборудование: лодочки, стаканы с водой, коктейльные трубочки, стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина, воздушные шары, узкие полоски тонкой бумаги.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию. Выявление проблемы.

Дети средней группы играют в бассейне с лодочками, одна лодка затонула. Они пытаются найти этому объяснение, но затрудняются и решают обратиться за помощью к старшим детям.

2. Уточнение проблемы и постановка задач.

Воспитатель: Почему одна лодка затонула, а другая нет?
Дети: У затонувшей лодки есть трещина и через нее поступает вода внутрь. Вода вытеснила воздух, лодка стала тяжелой и затонула.
Воспитатель: Что находится внутри не затонувшей лодки?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Дети вы видели воздух? Почему его называют невидимкой?
Дети: Потому что он прозрачный.
Воспитатель: Найдите прозрачные предметы в комнате (дети называют).
Воспитатель: Докажите, что воздух находится везде. Как можно увидеть воздух?
Воспитатель приглашает детей в лабораторию. Проводят опыты.

3. Решение проблемы.

Эксперимент 1: «Буря в стакане».

Оборудование: Стаканы с водой и трубочки из-под коктейля.

Дети в трубочки выдувают воздух из воды, на поверхности появляются пузырьки, объясняют это явление. Делают вывод: в воде есть воздух.

Эксперимент 2: «Пузырьки – спасатели».

Оборудование: стаканы с минеральной водой и кусочки пластилина.

Дети бросают кусочки пластилина в стакан с минеральной водой, они опускаются, вокруг кусочков пластилина появляются пузырьки воздуха и он поднимает их вверх.

Вывод: воздух легче воды, он имеет силу.

Эксперимент 3: «Сухой из воды».

Оборудование: банка, ко дну которой приклеен бумажный бант.

Дети горлышком вниз осторожно опускают банку в тазик с водой. Через некоторое время вода исчезает из банки (воздух вытесняет воду).

Вывод: внутри банки есть воздух, он занимает место.

Эксперимент 4: «Реактивный шарик».

Дети надувают воздушные шары и отпускают их (шары не завязаны).
Воспитатель: Что находится внутри шара? Почему шар летает?

Вывод: воздух обладает упругостью, он с силой толкает шарик.

Эксперимент 5: «Услышим воздух».

Дети прикладывают лист тонкой бумаги к губам и дуют так, чтобы получился звук.

Вывод: звук получается за счёт выдуваемого воздуха; воздух движется, дрожит и возникает звук.

4. Презентация.

Итог: воздух имеет разные свойства: обладает упругостью, движется, легче воды, находится внутри предметов.

Дети договариваются показать малышам свои опыты и объяснить, почему затонула лодочка.

5. Обсуждение новой проблемы.

Дети вместе с воспитателем определяют новую проблему: через опыты и эксперименты познакомиться со свойствами горячего и холодного воздуха.

Распределение деятельности по этапам проекта «Воздух-невидимка»

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Выявление проблемы

- Вводит в игровую ситуацию
- Формулирует проблему

- Вживаются в игровую ситуацию
- Входят в проблему

2.

Уточнение проблемы и постановка задач

- Определяет задачи
- Помогает в решении задач
- Помогает спланировать деятельность (найти решение задачи опытным путем)
- Решает задачу организации деятельности

- Входят в проблему
- Выдвигают гипотезы
- Принимают задачи
- Уточняют задачи проекта
- Планируют совместную деятельность

3.

Практическая деятельность по решению проблемы

- Организует работу над проектом:
- обучающий компонент;
- воспитывающий компонент
- Ведет совместно с детьми экспериментальную деятельность (опыты)
- Дает необходимые рекомендации
- Следит за выполнением процесса, соблюдением правил безопасности
- Принимает участие в обсуждении результатов

- Ищут решение задачи, используя имеющиеся знания
- Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы
- Принимают активное участие в разработке методики сложных опытов
- Выбирают необходимые материалы для экспериментирования
- Участвуют в практической деятельности: совещаются, вносят свои предложения, делают умозаключения

4.

Презентация проекта

- Подводит детей к формулированию вывода о решении проблемы
- Участвует в презентации проекта

- Делают вывод о решении проблемы
- Договариваются о защите проекта
- Представляют проект

5.

Обсуждение новой проблемы

- Выдвигает новую проблему

- Определяют цель нового проекта

Как нам банку опустить, а вот бант не замочить?

Воздух вытесняет воду, бант у нас сухой висит!

Соломинку простую сейчас возьмем мы в рот,

Потом сильно подуем в соломинку – и вот:

В стакане, что за чудо: бурлит, кипит вода?

Мы просто воздух дуем, такая вот игра!

Шар воздушный надуваем и все дружно отпускаем!

Он бескрылый, но летит; безголосый, но свистит.