ISSN 1997-9657
       
Якурина М.И. Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию «Живые памятники»

Якурина М.И. Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию «Живые памятники»
Якурина Марина Ивановна

НДОУ «Детский сад № 201 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Абакан, Республика Хакасия.


Цель: знакомство дошкольников с историческим прошлым нашей Родины.

Задачи:

1. Обогащать сознание детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о ВОВ 1941-1945гг.

2. Расширить представления о разных видах деятельности людей во время войны.

3. Совершенствовать умение классифицировать предметы, обосновывать ответ.

4. Закреплять умение ориентироваться на плоскости и пространстве.

5. Привлечь внимание к миру природы, познакомить с ее ролью в духовной поддержке русского народа в период ВОВ.

6. Активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению и преумножению богатств окружающей природы.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений;

Словарная работа: шатер, стяги, плашмя, редели, лесные  квадраты, шквальный огонь, амбразура, гарнизон, партизанский лес, мстители, фашисты, партизаны, фрицы, крен, свинец, рубцы, осколки, шинель, фронт, фонендоскоп.

Оборудование:

Мультимедийное сопровождение занятия ( презентация «Памятники»,  «Деревья»), спец.снаряжение для маскировки в зимнем и летнем лесу по количеству детей (пилотки, вещи защитного цвета – куртки, ветровки и т.п., белые халаты, белые платки или др.), вещмешки или рюкзаки, разрезные картинки, «зашумленные картинки», цветные карандаши, саженец березки.

Ход занятия:

1. Воспитатель: « 65 лет прошло с тех пор, как закончилась ВОВ. Наша страна будет праздновать День Победы над фашистской Германией. В те военные годы с 1941 по 1945 все жители нашей большой страны и молодые и старые, больные и здоровые, люди всех профессий встали на защиту Родины. Воевали не только на фронте, но и в тылу - собирали танки, вязали теплые вещи, заботились о том, чтобы на фронте не голодали. Не  все вернулись с войны, в каждой второй семье кто-то не пришел – отец, брат, дядя, сын…. Великий подвиг совершили тогда люди, выстояв в этой войне, пройдя через страшный голод, лишения, разруху, потерю близких.

И как память о погибших в тех боях стоят памятники, практически в каждом городе нашей страны, тем, кто отдал жизнь за сегодняшний мир.

2. Демонстрируется  м\ медийная презентация «Памятники»

- Мне сегодня очень хочется ребята, чтобы вы увидели еще одни памятники Великой Победы. Эти памятники живые, они напоминают нам о военном времени. Эти памятники – деревья.

Их обжигала пламенем война.

Под их шатрами умирали люди,

И потому быть может,

Седина на их коре.

Что путь был очень труден…

Многое могли бы рассказать деревья о войне. Они видели как в 1941г. горели села, деревни, города, леса и поля. И вместе со всем  народом деревья встали на защиту Родины.

3. Дети зачитывают стихотворения:

 

1 ребенок:

Деревья тоже воевали,

Как стяги голову подняв.

Где нужно – гордо умирали,

С груди своей листву сорвав.

 

2 ребенок:

Деревья ложились плашмя, как солдаты.

Редели ряды с каждым днем.

А немцы сжигали лесные квадраты

Губительным шквальным огнем.

Строчит пулемет в амбразуре бетонной

Покоя не знал гарнизон.

Наш лес партизанский – могучий, зеленый

Весной наступал  на бетон.

(во время прочтения идет м/медийная  презентация «Деревья»)

-Фашисты не знали покоя ни днем, ни ночью на захваченной земле. Наши партизаны взрывали мосты, вражеские эшелоны с техникой. В тылу врага шла партизанская война. И как верный друг, лес укрывал  и помогал своим народным мстителям. На каждом шагу  фашистам мерещились партизаны. В сумерках, даже одиноко стоящее дерево заставляло врагов трепетать от страха. А уж леса они боялись не напрасно, там их в любой момент могла настигнуть смерть. Нанеся сокрушительный и неожиданный удар, партизаны словно испарялись, исчезали в лесной чаще, и найти их было достаточно трудно. Лес укрывал их от фашистов топями, болотами, непроходимыми чащобами.

Чтобы быть менее заметными, партизаны надевали соответствующую одежду. Я хочу вам предложить ребята спрятаться, но не просто так, а используя для этого спец.снаряжение. Здесь есть одежда для маскировки в летнем лесу- это будет один отряд, а другой отряд будет одет для маскировки в зимнем лесу. Партизанам иногда приходилось очень быстро переодеваться, чтобы ненавистные фрицы их не заметили. И скорость в движениях стоила жизни солдатам. Давайте и мы попробуем замаскироваться, на скорость (кто вперед) разбиться на два отряда в соответствии с маскировкой, и залечь за холмами, холмы – это  группа стульчиков в разных сторонах групповой комнаты. Вы  готовы?

4. Проводится игра «Маскировка»

5. Проводится игра « Кто быстрее»

-А теперь, чей отряд быстрее уложит спец.снаряжение в вещмешки. Молодцы! Хорошо справляетесь с заданиями. Теперь вы зачислены в один большой партизанский отряд и для вас есть новое задание.

6. «Задание для партизанского отряда».

Используя карту- схему группы найти секретные конверты с заданиями:

1 конверт:

На столе составить из частей картинки (пистолет, бинт, рюкзак, танк, шприц, котелок, граната, аптечка, спички, пилотка, фонендоскоп, автомат)(см. приложение 3)

2 конверт:

Используя картинки из конверта 1, сгруппировать их по принципу наибольшей необходимости для партизана, солдата, военного медика. Обосновать.

3 конверт:

«Зашумленная картинка» (см. Приложение 4).

На листе бумаги нанесены силуэты разнообразных предметов, одно изображение нанесено на другое. Предлагается рассмотреть и назвать только те предметы, которые пригодились бы связисту. Закрасить их или заштриховать (телефонная трубка, рация,  наушники)

7.  Ребята, я и не знала, что про деревья сложено так много стихов, особенно об их роли  во время войны. Вот послушайте:

… Потому что помню: в новенькой шинели

Я почти мальчишкой уходил на фронт,

И березы  мне вслед глядели,

Русский, посылая до земли поклон.

Или:

Деревья! Поклонитесь низко людям

И сохраните память о былом.

И когда читаешь их, кажется, что авторы  разговаривают с деревьями, как с человеком.  А вы со мной согласны?

65 лет прошло с тех пор, как закончилась война. Но раны, что остались после нее, видны, до сих пор. Наши ветераны, что вернулись с войны, все они имеют военные раны, вспомните, у кого-то нет руки, кого-то ранило в ногу, и он теперь еле ходит с тросточкой.…Так и наши деревья.

(Воспитатель зачитывает стихотворение на фоне звучащей лирической музыки, и демонстрируются слайды из презентации «Деревья»)

Прошла война, но подвиг вечен,

Как цепь сражавшихся солдат

Березы русские стоят.

Стоят как крена, белоноги,

И люди – Боже их прости-

Пришли, чтоб выровнять дороги,

Срубить березы на пути.

Один сказал с улыбкой: - Ну-ка!-

И хвать по дереву с плеча.

Топор сорвался с резким звуком,

Свинец тяжелый повстречав.

Застыли люди. Значит скольких

Спасли березы, что в рубцах!

В стволах засели те осколки,

Что быть могли бы в них, бойцах.

(беседа по тексту)

Деревья растут, как продолжение жизни тех, кто отдал  ее за  сегодняшний мир,  за чистое небо над головой, счастливое будущее.

Береза- символ России, нашей Родины. Пусть из века в век  украшает она наши просторы, пусть она напоминает нам, как живой памятник, о тех жестоких битвах, о погибших солдатах, о том, что Родина у нас одна и ее нужно беречь.

8. Я хочу предложить вам выйти на улицу, на наш участок, где растут деревья, посаженные в мирное время. Выходим. Ребята, у меня в руках фонендоскоп. Для чего его используют?  Верно, мы можем услышать, как бьется наше сердце. Послушайте, стучит? А теперь, послушайте дерево. Прислушайтесь. Слышите, шум- это сок, как наша кровь бежит по организму, так сок бежит по стволу к каждой веточке, к каждому листочку. Дерево живое? Вы убедились. Сломаете ветку – оно будет грустить и из ранки появиться капля смолы или сока, как у нас капля крови. От теплых, добрых, ухаживающих рук дерево словно улыбается каждым листиком.

Предлагаю посадить подготовленный саженец березки.

Мы будем из года в год наблюдать за нашей маленькой березкой, смотреть, как она растет, как меняется в разное время года, познакомимся с ее друзьями и врагами. Я обещаю рассказать вам  много историй о нашем новом друге, но главное, мы всегда будем помнить, глядя на нее о тех деревьях, что когда-то спасли жизнь наших солдат во время войны,  защитили их от осколков, укрыли в своих лесах.

 

Показатели успешности проведения занятия: использование специально подобранного оборудования (презентации, игры, музыкальное сопровождение) позволило поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, не снижая познавательного интереса, двигательной активности, внимания и сосредоточенности. Материал занятия был усвоен детьми полностью.