ISSN 1997-9657
       
Гапсалямова Л.А., Снурницына Н.Р. Мероприятие по патриотическому воспитанию, посвященного 65-летию Победы «У войны не детское лицо»

Гапсалямова Л.А., Снурницына Н.Р. Мероприятие по патриотическому воспитанию, посвященного 65-летию Победы «У войны не детское лицо» Гапсалямова Л.А., Снурницына Н.Р. Мероприятие по патриотическому воспитанию, посвященного 65-летию Победы «У войны не детское лицо»
Гапсалямова Лилия Асхатовна, Снурницына Наталья Равильевна

МАДОУ «Детский сад № 104», г. Казань, Республика Татарстан.


Цель мероприятия:

Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству. Воспитывать уважительное и дружественное отношение между людьми разных национальностей.

Задачи:

  • В ходе мероприятия систематизировать знания детей о празднике «День Победы», городе Казани и его жителях – участниках Великой Отечественной войны.
  • Развивать чувство сопричастности к государственным праздникам.
  • Воспитывать чувство гордости по отношению к своей малой Родине, уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Оборудование:

Иллюстрации предприятий оборонной промышленности; портреты писателей, поэтов, их достижения. Иллюстрации детского труда в годы войны. Портреты героев – соотечественников: М.Сыртланова, Н.Столяров, М.Девятаев, Г.Сафиуллин, И.Маннанов, М.Джалиль, А.Алиш, Ф.Карим, А.Кутуй, С.Хаким, Н.Баян, С.Сайдашев, Н. Жиганов.

Демонстрационный материал:

Проектор, экран, названия станций, подборка слайдов по станциям: «Промышленная», «Дети и война», «Деятели литературы и искусства», «Герои - соотечественники», макет «Вечный огонь», информационный стенд об участниках войны – жителях Казани. Сцена оформлена празднично.

Предварительная работа:

Знакомство с предприятиями города; писателями, поэтами, музыкантами – фронтовиками и их произведениями; цикл занятий-бесед «Их именами названы улицы Казани», рассматривание фотографий, иллюстраций о войне; рисование с детьми на тему: «Дети и война», прослушивание песен военной тематики,  чтение произведений и рассматривание книг, изданных в годы войны.  Объяснить детям смысл новых слов и оборотов: фронт, продовольствия, «грозные годы», оборонное предприятие, тыловая база, десантные баркасы, кровопролитный бой, концлагерь, разведка, агитбригада, бомбардировщик.

Работа с родителями:

Сбор материала из семейных архивов, а также подборка иллюстративного и информационного материала; семейные экскурсии к местам памяти о Великой Отечественной войне.

Музыкальное сопровождение:

«День Победы», «Катюша», «Священная война», «Землянка», «Несовместимы дети и война»,  «Мы все войны шальные дети».

Организация мероприятия:

Дети заходят в музыкальный зал, встают полукругом. От станции к станции дети «передвигаются» в вагоне «метрополитена». Рассматривание стенда с материалами о соотечественниках – участниках войны. Минута молчания у «Вечного огня».

Ход мероприятия.

Звучит песня «День Победы» в исполнении народного артиста России Рената Ибрагимова. Дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом.

Ведущий:

…Победой кончилась война.
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди…

Ребята, сегодня мы с вами собрались в этом зале, чтобы отметить великий праздник, праздник со слезами на глазах – «День Победы», который наша страна празднует каждый год – 9 мая! День Победы в жестокой войне, которая длилась долгих 4 года! Много слёз, крови было пролито нашими прадедами.

…Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова:
Война – святее нету слова…

– эти слова сегодня звучат с особой силой.

Весть о вероломном нападении врага 22 июня в 5 часов утра, подняла на защиту Родины тысячи людей и нашего родного Татарстана. Они бесстрашно сражались в боях с фашистскими захватчиками, геройски трудились в тылу, всё отдавая победе над ненавистным врагом.

Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли мы живём
Что умерли они?

Да, память о героях будет жить вечно… Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить экскурсию по нашему городу, по тем уголкам его, которые напомнят нам о тех далёких, военных годах. Поедем мы с вами на метро. Вы согласны? (Да).

Итак, проходите, усаживайтесь в вагоне. Мы отправляемся.

Звучит песня «Катюша». (Дети подпевают слова песни).

Ведущий:

Мы приехали на станцию «Промышленная».

Дети размещаются перед экраном, на который проецируется презентация слайдов «1 Станция «Промышленная».

1 слайд.

Ведущий: Ребята, давайте прочтём, что написано здесь:

Всё для фронта! Всё для Победы!

Как вы думаете, что означают эти слова? Как они связаны с предприятиями нашего города? (Ответы детей. На этих предприятиях изготавливалось то, что нужно было на войне. Нужно было бойцам, воинам).

Ведущий: Да, ребята, вы правы. Для победы над врагом надо было снабдить армию всем необходимым: оружием, продовольствием, одеждой. В грозные годы войны наша республика стала важнейшей тыловой базой страны. Ребята, назовите, какие предприятия в Казани работали в годы Великой Отечественной войны. Что производили эти предприятия для фронта?

Ответы детей. В Казани работали:

- Обувная фабрика «Спартак», меховой комбинат, где шили для бойцов шинели и гимнастёрки, теплое бельё, маскировочные халаты, выпускали армейскую обувь.

2 слайд.

- Жировой комбинат имени М. Вахитова, где производилось продовольствие по фронтовому заказу: масло, каши, тушёнка.

- На Казанское Авиационное Производственное Объединение имени Горбунова и Вертолётном заводе в эти годы начали выпускать десантные баркасы, самолеты ПО-2, парашюты и многое другое, необходимое для фронта.

3 слайд.

- На Пороховом заводе выпускали мины, пули и гранаты.

Ведущий: Все люди, трудившиеся, на этих предприятиях стремились дать как можно больше продукции фронту и стране. К трудовым подвигам звали и плакаты:

4 слайд.

(дети читают все хором).

«Сегодня мы сил не жалеем своих,
И Родина-мать говорит патриоту:
На фронте дерётся боец за троих,
А ты за троих налегай на работу!».

Ведущий:

Молодцы, ребята, вы правильно и подробно ответили на заданный вопрос.

Сейчас продолжим наш путь.

Дети размещаются «в вагоне» метро.

Звучит песня «Несовместимы дети и война».

Станция «Дети и война».

1 слайд.

Дети размещаются перед экраном, на который проецируется презентация слайдов «2  Дети и война».

Ведущий:

Ребята, в годы Великой Отечественной войны фронту активно помогали и школьники. Они помогали старшим на полях,

2 слайд.

работали в цехах завода, собирали лекарственные растения,

3 слайд.

ухаживали за ранеными в госпиталях,

4 слайд.

помогали семьям фронтовиков: ухаживали за детьми, помогали по хозяйству. Многие школы переписывались с фронтовиками, охотно отвечавшими своим юным друзьям. В Казани был открыт госпиталь, в котором лечились раненые солдаты и офицеры. И здесь нашлось дело для ребят.

5 слайд.

Они помогали раненым писать письма, приносили им книги, выступали с концертами. Многие бывшие фронтовики ещё долго помнили девчонок и мальчишек, помогавших им быстрее залечить раны.

Дети размещаются «в вагоне» метро.

Звучит песня «Землянка».

Станция «Деятели литературы и искусства».

Дети размещаются перед экраном, на который проецируется презентация слайдов «3 Деятели литературы и искусства».

Ведущий:

Ребята, заботами фронта, нуждами победы определялась в годы войны вся культурная жизнь республики. На этой станции, мы с вами вспомним татарских писателей и поэтов, музыкантов и художников, которые служили делу победы.

1 слайд.

В годы войны ушли на фронт Н.Баян, Ф.Карим, С.Хаким и многие другие писатели республики. Они стали сотрудниками фронтовых газет и солдатами. Писатели в своих произведениях обращались к народу, призывая его к боевым и трудовым подвигам.

С благодарностью помнит народ имена М.Джалиля, А.Алиша, Ф.Карима, отдавших жизни ради победы.

«Умри, побеждая, и кто мертвецом тебя назовёт, если ты был борцом?!» - писал о героях Муса Джалиль.

2 слайд.

Верный сын нашей Родины – Муса Джалиль ещё до войны был известен как талантливый поэт. Жизнерадостный, беспредельно любящий свою Родину и непримиримый к её врагам – таким остался в памяти знавших его людей Муса Джалиль. Когда враги напали на нашу страну, поэт ушел на фронт. Во время кровопролитных боев на Волховском фронте в 1942 году тяжелораненый Джалиль был схвачен фашистами и брошен в концлагерь. Пытками и голодом гитлеровцы пытались заставить военнопленных изменить Родине и сражаться против своих.

3 слайд.

Джалиль и его друзья, среди которых был известный татарский поэт Абдулла Алиш, организовали в лагере подпольную группу. Активными действиями этой группы были сорваны коварные планы врага. Проникший в группу подпольщиков предатель выдал врагу Мусу Джалиля и его друзей. Фашистские палачи приговорили их к смертной казни. В камере Моабитской тюрьмы в Берлине Джалиль написал свои бессмертные стихи, которые известны теперь всему миру под названием «Моабитская тетрадь». В августе 1944 года  Муса Джалиль и его товарищи были казнены в Берлине.

Продолжало развиваться искусство в республике. Героическую оперу «Ильдар» создал Нажип Жиганов, новые песни и марши написал Салих Сайдашев.

4 слайд.

Вдохновенно трудились артисты театров и агитбригад. Только на фронте они дали более 1500 концертов. Композитор Рустем Яхин в годы Великой Отечественной войны был стрелком зенитно-артиллерийской дивизии, затем служил во фронтовом ансамбле песни и пляски.

Свое место в борьбе с фашистскими захватчиками нашли и художники республики. В те грозные дни настоящим оружием стали их плакаты, в которых они призывали весь народ объединиться против общего врага.

Все эти люди своим трудом приближали Великую Победу.

Дети размещаются «в вагоне» метро.

Звучит песня «Священная война».

Станция «Герои - соотечественники».

Дети размещаются перед экраном, на который проецируется презентация слайдов «4 Герои - соотечественники».

Ведущий:

1 слайд.

На этой станции, ребята, мы видим портреты, фотографии военных лет и иллюстрации подвигов людей, проживавших в нашем городе и участвовавших в боях Великой Отечественной войны. Размещайтесь поудобнее, я вам расскажу о них.

На всех участках огромного фронта от Баренцева до Черного моря воевала уроженцы Татарстана. За годы войны тысячи из них были награждены орденами и медалями.

2 слайд.

Самым храбрым из храбрых Родина присваивает высокое звание Героя Советского Союза.

3 слайд.

Более 170 уроженцев республики были удостоены этого звания в годы Великой Отечественной войны, 50 – стали полными кавалерами ордена Славы.

4 слайд.

В тяжелые дни осени 1941 года в боях под Москвой отличился артиллерист Ильдар Маннанов. В неравном бою с фашистскими танками погибли его товарищи. Оставшись у орудия один, Ильдар продолжал бой. Мужество бойца оказалось сильнее фашистской брони. Враг отступил, оставив на поле несколько горящих машин. На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года.

5 слайд.

Восхищение вызывают подвиги летчиков. Самолет, о котором с уважением говорили фронтовики, - это ПО-2. Небольшая тихоходная машина была настоящим тружеником войны. На ней вели разведку, вывозили раненых, доставляли срочные заказы, летали к партизанам. Была у ПО-2 еще одна грозная специальность – ночной бомбардировщик.

6 слайд.

Полеты на ПО-2 требовали большого мужества и мастерства. Вот на таком самолете и воевала наша соотечественница Магуба Сыртланова. Под крыльями ее самолета были горы Кавказа и степи Украины, она принимала участие в освобождении Польши, громила фашистов в небе Германии. За время войны Сыртланова совершила более 700 вылетов. И каждый был схваткой со смертью. Золотой Звездой Героя Советского Союза отметила Родина подвиги своей отважной дочери.

7 слайд.

Исключительное мужество проявил в годы войны летчик, дважды Герой Советского Союза Николай Георгиевич Столяров, воспитанник школы №1 города Казани. На самолете-штурмовике он уничтожил около 300 фашистских танков, артиллерийских батарей и автомашин, до тысячи вражеских солдат и офицеров.

8 слайд.

Начиная с должности командира полка, Гани Беккинович Сафиуллин во время тяжелых боев 1941 года сумел проявить себя опытным командиром. Уже в 1942 году он стал командиром стрелковой дивизии. Командуя 38-й стрелковой дивизией, принимал участие в разгроме немецких войск под Сталинградом. Солдаты его дивизии захватили в плен под Сталинградом более 18 тысяч солдат и офицеров противника, уничтожили 108 танков, более 1000 автомашин, 22 самолета и 3 бронепоезда. За свои подвиги дивизия получила звание гвардейской, а сам Гани Беккинович получил звание генерал-майора.

9 слайд.

Замечательный подвиг совершил в годы войны летчик, Герой Советского Союза Михаил Девятаев. В неравном воздушном бою он был сбит и в бессознательном состоянии попал в плен. Но и здесь он не прекратил борьбу. Когда его вместе с другими военнопленными направили для работы на вражеский аэродром, он совершил беспримерный по смелости побег. Захватив немецкий бомбардировщик, Михаил Девятаев и его товарищи перелетели линию фронта.

10 слайд.

Дорогой ценой было заплачено за свободу. На полях сражений погибли тысячи наших соотечественников. Мы можем гордиться ими! Они настоящие герои!

Ведущий: Ребята, вы молодцы, вы внимательно, серьёзно отнеслись ко всему тому, о чем сегодня шла речь. А сейчас, настал торжественный момент.

Я предлагаю вам пройти к «Вечному огню» и почтить память всех погибших в годы Великой Отечественной Войны минутой молчания.

Минута молчания.

Ведущий:

9 МАЯ в «День Великой Победы»  я предлагаю вам вместе с родителями посетить «Вечный огонь», возложив к нему цветы, а вечером, в каждом городе нашей необъятной Родины прогремит праздничный салют, посвященный 65-летию Великой Победы. С Днём Победы, ребята! Ура! Ура! Ура!

На этом наша экскурсия подошла к концу. Сейчас садитесь в вагон метрополитена, мы возвращаемся в детский сад.

Звучит песня «Бери шинель, пошли домой!».