ISSN 1997-9657
       
Сеткина Т.В. Дополнительная общеразвивающая программа "Здесь Родины моей начало"

Сеткина Татьяна Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида №41 "Почемучка", г.Юрга, Кемеровская область


Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

Обществу нужны здоровые, инициативные, грамотные люди, которые будут готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине. 

Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями может сформировать у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэтому, для объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, во взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями воспитанников, через обобщение накопленного методического материала по вопросам духовно-нравственного и гражданско - патриотического воспитания была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Здесь Родины моей начало» (далее Программа), которая соответствует требованиям ФГОС ДО и обеспечивает формирование задатков духовности, гражданственности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Программа рассчитана на четыре года обучения, нацелена на обучение детей от 3 до 7 лет и включает работу по пяти направлениям:

-  Я и моя семья;

- Юрга в прошлом и настоящем;

-  И гордимся мы славой рабочей!

-  Народное творчество и традиции земли Кузнецкой;

-  Природа малой родины.

Реализация Программы включает проведение с детьми:

-  непосредственно-образовательной деятельности 1 раз в неделю во второй половине дня,

 - праздников, развлечений, КВН-ов, викторин на закрепление знаний о достопримечательностях города, области, с использованием мультимедийных презентаций, в которых символ Кемеровской области -  Кузбасский Йети, рассказывает детям о кузбасских чудесах,

  - заполнение рабочих тетрадей о русских традициях и национальных достопримечательностях;

  - создание в группе мини – музеев, посвященных национальным ремеслам «Чудо – дерево», сохранению памяти о воевавших в годы войны, воспитанию гордости за славные дела родственников, земляков – «Эхо войны»;

  - создание в группе «Огорода на подоконнике», для приобщения детей к труду, уважение к труду взрослых и других детей;

  - проведение тематических комплексов утренней гимнастики «Прогулка по Юрге», «Родной край»;

   - дидактических игр по краеведению, воспитывающих любовь к родному краю, бережное отношение к природе, закрепляющих  названия животных, птиц, природных зон Кузбасса;

  - совместных с родителями выставок «Пасхальное яйцо», «Цветочная краса Юрги», «Чудесные превращения овощей».   

Новизна Программы заключается в системно - деятельностном подходе, который создает основу для успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и  обеспечивает соответствие деятельности дошкольников их возрасту и индивидуальным особенностям, развиваемым в различных видах игрового сотрудничества.

Отличительной особенностью Программы является ее практическая значимость, вовлечение детей и родителей в совместную созидательную деятельность по приобщению к основам краеведения, традициям и культуре, социальным акциям по охране окружающей среды, придание реалистичности происходящего с помощью ИКТ – технологий, используемых в следующих формах: виртуальные путешествия, онлайн - экскурсии, коллекции визуальной информации, презентации, видеоролики, видеосюжеты, мультипликационные сюжеты, аудиосказки, интерактивные дидактические игры, короткие анимационные истории.

Цели реализации программы:

обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры,

приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Задачи Программы:

Образовательные:

Формирование начал духовно-нравственных ценностей дошкольников через приобщение детей и родителей к русской культуре, истории, национальным традициям, праздникам.

Формирование у детей первоначальных знаний в области краеведения, истории, экологии, потребности в познании родного края.

Развивающие:

Развитие познавательного интереса к изучению родной семьи, истории, культуры, природно-экологического своеобразия Кемеровской области, России.

Воспитательные:

Воспитание чувства принадлежности к своей малой Родине.

Основные принципы Программы:

Принцип научности - подкрепление проводимых мероприятий научнообоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип активности и сознательности - участие педагога и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по вопросам всестороннего развития дошкольников.

Принцип комплексности и интегративности - решение социальных задач в системе всех видов деятельности.

Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития детей.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на сопричастность к событиям города, края, получение необходимых знаний и поддержки в получении информации.

Характеристика особенностей освоения Программы

Программа рассчитана на освоение ее детьми 3- 7 лет.

Основная форма проведения организованной образовательной деятельности (далее – ООД) с детьми младшего дошкольного возраста – это игра с применением различных игровых приемов, сюрпризных моментов, введением сказочных персонажей.

Начиная со средней группы проводятся занятия-путешествия, экскурсии, эксперименты, викторины.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с проектной и исследовательской деятельностями, участвуют в семейных походах в краеведческий музей, встречах с земляками –участниками ВОвойны, детскими коллективами, спортсменами, которые добились высоких результатов.

Объем образовательной нагрузки:

занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, 4раза в месяц, 28 - в год.

Планируемые результаты освоения Программы:

Возраст 3-4 года:

- Знает членов своей семьи, узнает их по фотографии.

- Проявляет внимательное отношение к близким людям.

- Знает профессии людей, которые трудятся в детском саду.

- Знает название города, в котором живет.

- Знает диких и домашних животных нашего края.

- Называет птиц, прилетающих на участок.

- Имеет представления о правилах поведения в группе, на природе.

Возраст 4- 5 лет:

- Сформированы понятия о родственных связях.

- Знает название города, в котором живёт, его достопримечательности.

- Знает предметы быта, орудия труда, называет их, умеет находить.

- Знает, кто такие юргинцы и чем они занимаются.

- Знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них.

- Знает народные подвижные игры, умеет играть в них.

Возраст 5-6 лет:

- знает названия областного центра, городов области.

- Знает о том, что Кузбасс - край шахтеров и металлургов.

- Знает государственную символику области,  родного города.

- Знает достопримечательности и духовные храмы Юрги.

- Знает представителей растительного и животного мира своей области.

- Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках.

- Использует в речи малые фольклорные формы.

Возраст 6- 7 лет:

- Знает о памятниках, площадях, улицах родного города.

- Знает государственную символику родного города, области, страны.

- Знает, что Юрга - один из городов Кемеровской области, России.

- Знает российскую православную религию.

- Знает духовные храмы городов Юрги и Кемерово.

- Знает, что искусство живописи может отражать религиозные сюжеты.

- Знает православные праздники и семейные традиции их празднования.

- Знает людей, прославивших город, имена некоторых земляков, воевавших в войне.

- Знает о принципах создания Красной книги, её значимости.

- Принимает активное участие в народных праздниках.

Приоритетные направления Программы:

Направления Базовые нравственные ценности
Воспитание патриотизма, гражданственности. любовь к России, своему народу, городу; доверие к людям, служение отчизне, готовность к сотрудничеству с другими детьми.
Воспитание духовных и нравственных чувств, этического сознания. справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; ответственность и чувство долга; забота и помощь, честность, толерантность, забота о старших и младших; представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. уважение к труду; трудолюбие, целеустремлённость, настойчивость; бережливость.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье психологическое.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному. красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение в творчестве и искусстве.

Структура и содержание Программы

Структура программы «Здесь Родины моей начало» предусматривает работу по следующим направлениям:

  1. «Я и моя семья».
  2. «Наш край в прошлом и настоящем».
  3. «И гордимся мы славой рабочей».
  4. «Народное творчество и промыслы земли Кузнецкой».
  5. «Природа малой родины».

Раздел «Я и моя семья» доступен детям младшего возраста. Ведь именно с семьи начинается «огромный мир», в котором ребенку предстоит жить, когда он вырастет. Поэтому целью данного раздела является формирование представлений детей о семье, семейных и родственных отношениях, о том, что человек – член большой семьи и должен бережно относиться к окружающему его миру.

Содержание раздела «Наш край в прошлом и настоящем» позволяет сформировать у детей основы знаний о родном городе, области; познакомить с достопримечательностями (театрами, памятниками, библиотеками, предприятиями) города, духовными храмами городов Юрги и Кемерово, узнать не только православные праздники, но и праздники других национальностей.

В средней группе происходит более широкое освоение детьми культурно-исторического пространства, работа планируется с учётом личных впечатлений детей, полученных от посещений парков города, кинотеатров и других мест.

Основной нравственно-патриотический материал раздела «И гордимся мы славой рабочей!» даётся в старшей группе. Именно в возрасте 5-6 лет у детей отмечается развитие их умственного потенциала, расширение кругозора и интереса к познанию. Сведения о том, какими делами славны люди, каких успехов можно добиться, интересны для детей своей новизной, необычностью.

Особое место в Программе отводится работе по воспитанию у дошкольников чувства гордости за героев-земляков, внесших свой вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Дети должны знать, какой ценой была завоевана Победа, какой вклад внесли труженики тыла области в приближение Дня Победы. Цикл познавательных бесед «Юрга в годы ВОВ» и тематические посещения библиотек города знакомят детей с героями войны и Советского союза В.Н.Исайченко, Л.В.Деменковыми и другими, с кавалерами орденов Славы трех степеней Г.В. Басыровым и П.А. Карякиным.

Совершая экскурсии по памятным местам города, дети видят, что память о героях-земляках жива. В их честь установлены памятные доски, названы улицы, парки, зажжен Вечный огонь. В группах учреждения для формирования гражданственности и патриотизма создаются мини-музеи «Эхо войны», содержащие подлинные документы, вырезки из газет о войне.

Основной целью раздела «И гордимся мы славой рабочей!» является формирование у детей целостного представления о том, что только благодаря труду людей наш город и область являются жемчужиной Сибири и важной частью большой России. Тема этого раздела доступна детям со второй младшей группы. Они узнают, как важен труд людей, которые их окружают (воспитатель, няня, медсестра, повар и т.д.). Различные игровые приемы позволяют познакомить ребят с трудовыми действиями и осознать пользу каждой профессии.

Начиная со средней группы, представления о труде взрослых расширяются. Через беседы, экскурсии и наблюдения дети узнают: люди каких профессий трудятся в организациях, расположенных рядом с детским садом.

У старших дошкольников мы расширяем границы познания, знакомим с трудом рабочих предприятий города и области, сельского хозяйства,  стараемся донести представления о важности труда людей разных профессий для развития и процветания города, области, России. Особое внимание при этом мы уделяем работе по воспитанию у детей чувства гордости, достоинства за людей труда и свой край.

При реализации раздела «Народное творчество и традиции земли Кузнецкой» воспитываем у детей чувство гордости за людей искусства, культуры и спорта, прославивших нашу малую родину, знакомим детей с земляками - писателями, детскими коллективами, спортсменами, которые известны своим мастерством и талантами (поэтесса Т. Рубцовой, писатели Е. Дубро, Н. Черкасов и др.), развиваем личность ребенка: воспитываем уважение к нравственным нормам христианской морали, учим различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро,

Содержание раздела «Природа малой родины» формирует у детей основы экологического сознания и культуры. Начиная с младшей группы, детям даются элементарные знания в установлении простейших закономерностей, обращается внимание на причины, связи, отношения, явления живой и неживой окружающей природы. Основная форма проведения занятий– это игра с широким применением различных игровых приемов.

Начиная со средней группы в связи с переходом детей к активной самостоятельной деятельности, форма проведения занятий становится разнообразной. Занятия-путешествия, экскурсии, викторины приглашают детей «отправиться» в парки, леса, водоемы родного края. Здесь дети узнают о том, как человек использует природу, заботится о ее сохранности, а также об отрицательном влиянии деятельности людей на природу.

Детям старшего дошкольного возраста будет интересно узнать о музее –заповеднике, расположенном в нашей области «Томская писаница»,  познакомиться с исчезающими видами Красной книги области.

Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой Кузнецкого края используется художественное слово, научно-популярная литература, аудио- и видеоматериалы, презентации. С их помощью процесс передачи знаний становится реалистичным, захватывающим, соответствующим наглядно-образному характеру детского мышления.

Составной частью Программы является работа с родителями. Формы ее разнообразны:

  •  тематические выставки, конкурсы;
  • консультации, рекомендации, родительские собрания;
  • мастер-классы;
  • конкурс семейных проектов «Моя родословная»;
  • совместные праздники, развлечения;
  • социальные акции «Посади дерево», Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Вторая жизнь бытовых отходов», «Береги лес», «Бессмертный полк» и др.

Предусмотрена совместная социальная деятельность детей, воспитателей и родителей во время акций, что формирует у детей примеры грамотного поведения взрослых и помогает воспитать у дошкольников навыки разумного отношения к природе.

Формы и методы, способствующие проявлению у детей активной деятельностной позиции: прогулки и экскурсии, чтение произведений детской литературы, просмотр слайдов и видеофильмов о городе, Кузнецком крае, празднование событий, связанных с жизнью города, посещение музеев города, работа в мини-музее группы: создание макетов, коллажей; проектная и исследовательская деятельность.

Данное содержание успешно реализуется в проектной деятельности «Рука в руке», направленной на организацию общения и взаимодействия дошкольников с людьми старшего поколения через совместные мероприятия, расширение знаний детей о народных традиция, обычаях. Продуктом проекта являются: создание Книги памяти –альбома, содержащего биографию, факты из жизни родственников дошкольников, воевавших в годы Великой отечественной  войны, участие в акции 9 мая «Бессмертный полк», выступления, участие в конкурсах, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу, памятных мест города, коллекционирование картинок, открыток.

Целенаправленная работа с детьми по приобщению их к традициям и культуре, окружающей природе является одним из важнейших факторов духовно-нравственного развития детей. Только познакомив дошкольников с особенностями родного края, пробудив в сердце ребенка интерес к нему, можно показать ему жизнь всей страны и воспитать любовь к своей Родине.

Работа в рамках реализации Программы ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; с устным народным творчеством; с доступными пониманию детей историческими событиями; детей с символами государства (герб, флаг, гимн), расширение представлений о природе, городах России;

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

- развивающая предметно – пространственная среда;

- развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

- метод детских проектов.

Система оценки результатов освоения Программы

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей через использование таких форм, как беседа, наблюдения, решение проблемных ситуаций.

Для диагностики уровня овладения каждым ребенком необходимыми знаниями используется мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников Марцинковской Т.Д. и методики «Сюжетные картинки» (оценка положительных и отрицательных поступков сверстников), «Цветовой тест отношений» (изучения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам), методика "Закончи историю" (понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм).

Анализ полученных результатов является основанием для корректировки педагогических действий педагога ипланирования индивидуальной работы с детьми, показавшими низкий уровень освоения Программы.

Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение

В ходе реализации Программы в группах организуются  тематические выставки, социальные акции, в старших и подготовительных группах создаются мини – музеи «Эхо войны».

В учреждении имеются ноутбук, телевизор,  проектор для просмотра фото и видео материалов, презентаций.

Средства реализации Программы

Альбомы, фото и видеоматериалы, энциклопедии, карты г.Юрги, Кемеровской области, России, Гербы города и области, конспекты НОД, бесед, сценарии праздников, презентации интернета «Заповедники Кемеровской области»,  «Интересные задания от Йети», «70 лет Кемеровской  области», «История возникновения города Юрги», интерактивная игра интернета «Чьи следы».

ПРИЛОЖЕНИЕ. Проект «Рука в руке»

Пояснительная записка

В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию России» [1].

Поэтому данный проект направлен на взаимодействие между поколениями воспитанников и пожилыми людьми, способными передать молодому поколению накопленный опыт и знания, а также традиции и обычаи. Проект разработан в целях усиления патриотического воспитания, социально-личностного развития детей, уважения к людям старшего поколения и сохранения преемственности поколений, культурных традиций и обычаев.

Актуальность

Современный мир немыслим без компьютерных технологий (телефона, смартфона, ноутбука, игровых приставок, планшета). Все это давно и прочно вошло не только в жизнь взрослого человека, но и в жизнь дошкольника. С каждым годом все больше детей дошкольного возраста активно пользуются электронными гаджетами. Недавние исследования Института современных медиа (MOMRI) показали,  что 71% детей в возрасте от 3 до 10 лет играет в игры и использует обучающие приложения на смартфоне или планшете. Динамика такова: в 3–4 года играют 49% детей, в 5–8 лет — 75% [2].

Родители считают гаджеты цивилизованными средствами для утешения, отвлечения и развития детей, к тому же позволяют родителям освободить время и силы для работы и личной жизни.

Такая позиция родителей может негативно сказаться на здоровье и развитии ребенка, спровоцировать задержку моторного развития, гиподинамию и ухудшение зрения. Ряд исследователей полагают, что использование современных гаджетов и Интернета отрицательно влияет на функции мозга. Согласно Л.С. Выготскому [2] высшие психические функции возникают у ребенка только в процессе социализации, в сотрудничестве со взрослым или родителем.

Однако в условиях социализирующей среды киберпространства проявляются реальные измене­ния современного ребенка.

Американский публицист Nicholas Carr в своей книге «The Shallows: What the Internet is Doing to Our Brains» [1] приводит исследования, показывающие, что использование Интернета негативно влияет на память и способность к концентрации.

Британская ассоциация учителей и преподавателей отмечает опасность использования цифровых технологий детьми в дошкольном возрасте, что приводит к нарушениям у них моторных способностей, использование гаджетов ведет к нарушениям у детей моторных способностей [15]. Дети 3-7 лет проводят много часов, играя с планшетом или смартфоном, а от этого страдает развитие ловкости пальцев и памяти. В связи с этим учителя в школах наблюдают тревожное явление: дети медленнее учатся писать, да и вообще не испытывают такой потребности, а все чаще и вовсе не способны от руки записать тест. Кроме того, активное использование цифровых технологий и Интернета приводит к нарушениям внимания у детей. Обилие доступных источников информации в Сети рассеивает внимание и препятствует развитию способности концентрации, что может стать одной из важнейших причин дальнейших сложностей с учебой.

Российский педагог и психолог Фильдштейн Д.И. в своей работе «Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире» говорит о следующих негативных изменениях [3]:

  • снизилась энергич­ность детей, их желание активно дей­ствовать. При этом возрос эмоцио­нальный дискомфорт;
  • налицо неразвитость тонкой моторики рук старших дошкольников, отсут­ствие графических навыков, что сви­детельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определен­ных мозговых структур ребенка, ответ­ственных за формирование общей произвольности;
  • дефицит произволь­ности — как в умственной, так и в дви­гательной сфере дошкольника — явля­ется одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными Российской академии образования;
  • отмечаются недостаточ­ная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разре­шать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенден­ция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, име­ют явно агрессивный характер;
  • неспособность ре­бенка концентрироваться на каком - либо занятии, отсутствие интересов, гиперактивность, повышенная рассе­янность;
  • рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень комму­никативной компетентности.

Помимо этого, большинство родителей заняты зарабатыванием денег, решением вопросов материального благополучия семьи, на общение и игры с детьми ни времени, ни сил уже не остается. Все эти факторы могут привести к тому, что изменится коммуникация в семье, нарушится психическое, физическое, социальное, культурное и духовное развитие детей. А ведь период дошкольного детства — это время знакомства с социальной средой, как в семье, так и вне ее, встраивания в систему социальных отношений путем постепенного узнавания и принятия правил, диктуемых сообществом, период активной подготовки к обучению к школе, встрече с новыми детьми, правилами, укладом жизни.

Чтобы организовать детей на общение, расширить круг знакомых, объединить детей новым  делом, познакомить с национальными традициями был организован проект «Рука в руке». Помятуя о том, что положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ, детьми и взрослыми, мы посчитали, что достойными помощниками в деле воспитания «хорошего» человека, счастливого, здорового, успешного могут стать люди старшего поколения (бабушки, дедушки, родственники, ветераны), которые станут для дошколят социальными партнерами. Ведь старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели матери и отца, чему способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение: они вырастили своих собственных детей, имеют некий педагогический и житейский опыт, обладают достаточной активностью, знаниями и умениями, смогут заинтересовать и увлечь дошкольников интересными делами.

Данный проект может послужить элементом сплочения разных возрастных поколений,  ознакомить детей с социокультурными ценностями,  сформировать задатки духовно – нравственного воспитания детей.

Значение проекта сводится к следующему:

  • для подрастающего поколения – приобретение знаний о том, что умеют, в какие игры играли, какие сказки читали их бабушки и дедушки, расширение представлений о трудностях, пережитых старшим поколением – войне, а также реализация совместных мероприятий, дел, акций;
  • для старшего поколения – вовлеченность, занятость, взаимодействие с детским коллективом, воспитателями учреждения, возможность передать информацию, опыт, знания, умения, передача некоторых исторических данных, социального опыта;
  • для общества – установление отношений между поколениями.

Взаимодействие поколений сможет сыграть  немаловажную роль в становлении базовых духовно-нравственных ценностей, таких как играет любовь к России, доверие к людям, готовность к сотрудничеству с другими  детьми, справедливость, милосердие, уважение к родителям, забота и помощь. Играя в народные подвижные игры, читая русскую литературу, мастеря, проводя досуги и праздники со старшим поколением, дошкольники приобщаются к русской культуре, истории, национальным традициям, праздникам. Изучая историю страны через судьбы старших, подрастающее поколение может расширить свой кругозор, представления о защитниках Родины, узнать новые факты о Великой отечественной войне, о том, какой ценой завоеван мир, о родственниках, воевавших на той войне, поучаствовать вместе с родителями, родственниками в параде 9 мая в составе Бессмертного полка, ведь в нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.

Новизна проекта связана с организацией совместных мероприятий, в которые принимают участие, как дети, так и люди старшего поколения.

Проект «Рука в руке» включает работу по нескольким направлениям:

-  познавательное развитие (тематические беседы, посиделки, конкурс семейных проектов «Гордость нашей семьи» и другое);

- социально-коммуникативное развитие (подвижные игры, соревнования,   коллективные поделки и другое);

- физическое развитие (организация спортивного досуга: соревнования, подвижные и народные игры, эстафеты и т.д.);

- художественно-эстетическое развитие (создание выставок, проведение музыкальных праздников, посиделок, творческих мастерских и т.д.).

Целевые группы, на которые направлен проект:

•  две подготовительные группы воспитанников МБДОУ № 41 «Почемучка»;

• люди старшего поколения (дедушки, бабушки, родственники воспитанников).

Цель данного проекта:

создание условий для диалога между представителями разных поколений, представителей старшего поколения и воспитанниками детского учреждения.

Задачи проекта:

- организовать общение и взаимодействие детей с людьми старшего поколения через совместные мероприятия;

- расширить знания детей о народных традиция, обычаях;

- познакомить дошкольников с русскими народными играми, забавами;

- обобщить знания детей о тяжелом времени в истории страны (второй мировой войне) через судьбы участников проекта - людей старшего поколения;

- обобщить опыт по взаимодействию разных поколений на сайте учреждения и Новой газете.

Реализация проекта: проект рассчитан на 2016-2017 учебный год.

2. Описание проекта

Этапы реализации проекта:

I – Подготовительный: определение аудитории участников проекта, формулировка целей, задач реализации проекта, определение планируемого результата, планирование мероприятий, направленных на реализацию проекта – август 2016года.

II – Основной: непосредственная реализация запланированных мероприятий – сентябрь 2016 – май 2017 года.

III – Заключительный: подведение итогов реализации проекта.

Конечным продуктом проекта будут:

  •  «Книга памяти» - книга - альбом, содержащий биографию и информацию об участии во 2-ой мировой войне родственников (прадедушек, прабабушек) воспитанников дошкольного учреждения;
  • изготовление подарков для бабушек и дедушек, ветеранов Великой  отечественной войны;
  • выставка поделок, изготовленных совместно с бабушками;
  • участие во всероссийской акции Бессмертный полк.

Ожидаемый результат: 

Для детей:

  1. Установление возможности для общения людей старшего возраста и молодого поколения, приобретение опыта взаимоотношений.
  2. Проявление интереса к истории своей семьи, расширение знаний о родственниках, воевавших в войне.
  3. Приобщение к русским народным традициям, культуре через тематические, музыкальные праздники, досуговые вечера, игры, посиделки и прочее.

Для пожилых людей:

  1.  Осуществление связи поколений: детей и людей старшего возраста, ветеранов.
  2.  Обеспечение активного отдыха людей старшего поколения, посредством организации проведения русских народных праздников, досугов и других мероприятий.
  3. Передача накопленного опыта, знаний, умений через проведение мастер-классов, досуговых мероприятий.

Данный проект даст возможность людям старшего возраста почувствовать, что их творчество, опыт, способности востребованы, что они приносят радость окружающим, передают свой жизненный опыт, что в итоге способствует становлению межличностного общения  поколений.

Мероприятия обеспечат более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, обеспечат психологический комфорт.

Мероприятие

Проведение, направление

1.

Выставка «Все умеют наши бабушки»

Сентябрь,

творческая мастерская

2.

Музыкальный праздник «День пожилого человека».

 

30 сентября,

организация досуга

3.

Музыкальный праздник «Добрый день пожилых»

30 сентября организация досуга

4.

Мастер-класс от бабушки «Бумажные цветы»

Октябрь, творческая мастерская

5.

Мастер-класс для бабушки «Актерское мастерство» или «Моя бабушка – актриса»

Октябрь, творческая мастерская

6.

Выставка «Волшебные ручки бабушек»

Ноябрь, творческая мастерская

7.

Праздник «День матери»

Ноябрь, организация досуга

8.

Мастер-класс от бабушки «Игры моей молодости»

Декабрь, творческая мастерская

9.

Фотовыставка «От цветочка до ягодки»

Декабрь, творческая мастерская

10.

Мастер – класс от бабушки «Оформляем группу к Новому году»

Декабрь, творческая мастерская

11.

Каникулярная неделя:

«Традиции празднования «Колядки в ДОУ»

Традиция: сладкий вечер с бабушкой «Сказки наших бабушек».

спортивные соревнования

«Хоккей на валенках».

Январь, организация досуга

12.

Спортивные соревнования «А ну-ка, дедушки»

Февраль, организация досуга

13.

Выставка «Что умеют наши дедушки»

Февраль, творческая мастерская

14.

Музыкальный праздник «8 марта»

Март, организация досуга

15.

Коллаж «Мое генеалогическое древо»

Март, творческая мастерская

16.

Поздравления женщин - ветеранов дошколятами

Март.

17.

Видеорепортажи «Поговорим о войне»

Апрель, организация досуга

18.

Спортивный праздник «Зарядка от бабушки»

Апрель, организация досуга

19.

Фотостенд «Я и моя семья», о здоровом образе жизни семьи.

Апрель, творческая мастерская

20.

Семейные спортивные соревнования ко Дню семьи.

Апрель, организация досуга

21.

«Готовим подарок к 9 мая» - дошколята-волонтеры ветеранам.

Апрель, творческая мастерская

22.

Праздник «9 мая»

Май, организация досуга

23.

Акция «Бессмертный полк»

Май, творческая мастерская

24.

Конкурс детских проектов «Гордость семьи»

Май, организация досуга

25.

Поздравление ветеранов

Май, организация досуга

26.

Создание «Книги памяти»

Март-май