ISSN 1997-9657
       
Гришаева С.А. Интерактивное пособие к авторской парциальной программе "Истоки русской культуры» для детей старшего дошкольного возраста "Рославль сквозь века"

Гришаева Светлана Александровна

МБДОУ "Детский сад "Солнышко", г.Рославль, Смоленская область


«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой ее ты в детстве увидал»
К. Симонов

Проблема гражданского и духовно-нравственного воспитания детей в современном обществе приобретает особую актуальность. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре, Родине.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье. Это корни, связывающие его с родным домом, местом где он вырос. С восхищения тем, что он видит перед собой, чему изумляется и что вызывает отклик в его душе. Поэтому очень важно с ранних лет прививать детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотическое воспитание дошкольников согласно ФГОС ДО направлено на решение широкого спектра задач: формирование у детей представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; воспитание любви к семье и родному краю.

Малая Родина… У каждого человека она своя, для нас – край наш Смоленский. Включение в образовательную программу регионального компонента, (авторская парциальная программа «Истоки русской культуры») отражающего культурные особенности нашего региона – одно из направлений совершенствования патриотического воспитания детей МДОУ.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста (кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость), результаты анкетирования родителей, а также повышенный интерес современных дошкольников к компьютерным технологиям возникла идея создания серии интерактивных дидактических пособий о родном городе, крае.

Прикосновение к истории через близкие, интересные детям технологии вызывают у них сильные эмоции, что способствует как повышению познавательной активности детей в целом, так и повышению интереса к истории родного города, его достопримечательностям, в частности.

Основная цель электронного пособия «Рославль сквозь века»: подвести детей к пониманию уникальности родного края (города), на основе изучения его истории.

При создании данного пособия руководствовалась следующими методологическими подходами:

  • комплексный (позволяет решать задачи разных образовательных областей),
  • деятельностный (позволяет применять информацию в разных видах деятельности).

В основе формирования содержания пособия лежат следующие принципы:

  • энциклопедичность (научность),
  • природосообразность,
  • психологическая комфортность,
  • культуросообразность и регионализм.

А так же был определен ряд требований к техническому исполнению электронного пособия:

  • ясность изображения замысла и композиции;
  • гуманно-эстетическое содержание;
  • простота и доступность речи героев
  • соблюдение гигиенических требований

Целевая аудитория:

Воспитатели подготовительных к школе групп (для организации совместной образовательной, досуговой деятельности с детьми), руководители творческих объединений (краеведческой направленности), родители воспитанников (для организации домашнего досуга).

Планируемые результаты:

  • сформированность у детей чувства патриотизма, любви и уважения к малой родине
  • расширение кругозора детей (углубление знаний о родном городе (крае);
  • развитие наблюдательности, любознательности (интереса к истории города (края), желание узнавать о нем новое, стремление находить ответы на вопросы);
  • потребность высказывать свои суждения.

Методическое сопровождение электронного пособия «Рославль сквозь века»

Цель: подвести детей к пониманию уникальности родного края (города), на основе изучения его истории.

Тема №1 «История основания»

Цель: знакомить детей с историческим прошлым города Рославля: фактом его
основания, городской достопримечательностью «Бурцева гора».

  • Развивать умение узнавать по фотографиям знакомые места города;
  • расширять словарный запас: детинец, радимичи, Гамаюн, дружина, племена, крепость;
  • развивать умение выразительно передавать характерные движения по образу (богатырь, красная девица).

Тема №2 «От Ростиславля до Рославля».

Цель: познакомить детей с историческим названием города; дать представление о происхождении гербов, их символическим значением.

  • воспитывать гордость за свой город, желание подражать русским богатырям;
  • активизировать словарь, формировать связную диалогическую монологическую речь.

Тема №3 «Трудом славен человек»

Цель: прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

  • Знакомить детей с обычаем возделывания льна, с малыми фольклорными жанрами;
  • воспитывать трудолюбие.

Руководство к использованию

Пособие «Рославль сквозь века» выполнено на платформе MicrosoftPowerPoint -10. Переключение между речевым сопровождением и слайдами происходит щелчком мыши. Мини-игры на выбор и исключение предметов (фотографий) построены на гиперссылках (щелчок мыши по «верному» предмету (фотографии) отсылает на следующий слайд, щелчок по «ошибочному» предмету (фотографии) оставляет на том же слайде).

В части первой «История основания» мальчикам предлагается показать богатырскую удаль, а девочкам русскую стать. Дети могут танцевать произвольно или воспитатель (родитель) предлагает выполнить определѐнные движения.

Прежде чем предложить пособие вниманию детей, взрослому (воспитатель, родитель) необходимо самостоятельно проанализировать его и внести дополнения с учетом будущей аудитории:

  • объем содержания (полностью, частями);
  • предполагаемые паузы для ответов детей и собственной речи;
  • использование дополнительных материалов, игр и т.д.;
  • планирование продуктивной деятельности после просмотра.

Например: конструирование «Старинный детинец», рисование «Герб детского сада (группы)», аппликация «Костюм Смоленской губернии»;

  • организацию: (пример)
  • спортивных соревнований «Богатыри земли Русской», ,
  • сюжетно-ролевых игр,
  • театрализацию по сказкам Смоленского края,
  • посещение историко-художественного музея,
  • экскурсию выходного дня «Бурцева гора» и прочее.

Приложение к пособию.

При желании, воспитатель (родитель) может воспользоваться предложенными ниже материалами для «диалога» с птицей Гамаюн, разучивания с детьми, дополнительных заданий.

Русская народная хороводная песня

Уж мы сеяли, сеяли лѐн,
а мы, сея, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалѐк,
Припев. Лѐн мой, лѐн, белый лѐн,
Справа на горе, слева на крутой, лѐн мой зеляной.
А мы пололи, пололи лѐн,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалѐк,
Припев.
Вот мы рвали, рвали лѐн,
…………………….
Припев.
А мы стлали, стлали лѐн,
…………………….
Припев.
А мы мочили, мочили лѐн,
……………………………..
Припев.
Мы сушили, сушили лѐн,
…………………………….
Припев.
А мы мяли, мяли лѐн,
…………………………….
Припев.
А мы трепали, трепали лѐн,
……………………………….
А мы чесали, чесали лѐн,
…………………………….
Припев.
А мы пряли, пряли лѐн,
…………………………….
Припев.
А мы ткали, ткали лѐн,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалѐк,
Припев повторяется.
А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалѐк.
Припев. Лѐн мой, лѐн, белый лѐн,
Справа на горе, слева на крутой, лѐн мой зеляной.

Пословицы и поговорки про лен:

Кто посеет лен – пожнет золото.
Удастся лен – так шелк, не удастся – зубами щелк.
За лен держись – обеспечишь жизнь.
Много льна – денег закрома.
Лен ручки любит.
Кто в лен одет – доживет до 100 лет.
Лен – доходная культура, это деньги и натура…
Сколько в поле ни родится, все в доме пригодится.
Если лен хорош, хвалить надо руки
Лѐн вымотает – лѐн и озолотит
Лѐн не родится — и мочало пригодится.. .

Старинные народные приметы:

Если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться
Если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза
Кукушка закуковала – пора сеять лен.

«Льняные» праздники.

Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Ален.

Загадки про мед, пчел, пасеку.

Нет полезней в мире средства
знаем мы его все с детства
он здоровье нам несет
наш тягучий, сладкий...(Мед).

Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте — что за дом? (Улей)

Сладкий, а не сахар,
Липкий, а не клей,
Вкусный, а не конфета. (мед)

Летит – гудит,
Сядет – молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг –
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб –
Спасайся бегом! (Пчела)

Чудо-город-городок –
Шумных домиков рядок.
Целый год янтарный мѐд
В бочках не кончается!
И всѐ лето весь народ
На цветках качается! (Пасека.)

О птице Гамаюн

Нашим предкам Гамаюн представлялась мощной и красивой птицей с разноцветным оперением. Одни источники утверждают, будто у этой птицы голова женщины, однако, есть мнение, что не только голова… но и грудь. Встречаются редкие упоминания о том, что Гамаюн имеет способность к оборотничеству и может превращаться в прекрасную деву.

Встреча с птицей Гамаюн – великое счастье. Она может научить человека, как правильно исполнять божественные гимны, чтобы Боги и Предки чаще отвечали человеку. Также Гамаюн пророчит будущее, но лишь тем, кто готов его принять.

Фактически образ этой птицы олицетворяет собой некоего божественного посредниками между миром людей и существ высшего порядка. Гамаюн – всегда положительный персонаж, это говорит о том, что связь с ушедшими поколениями и божественными покровителями для славян воспринималась лишь в положительном ключе. А если вспомнить тот факт, что в древних мифах без участия птицы Гамаюн не свершался ни один значительный подвиг, то становится ясно, что единство Рода, живущих и ушедших его членов, - это единственно возможный базис для воплощения благих намерений. Так наши пращуры видели мир. Так они его понимали.

О четырех гербах Рославля

Как установил исследователь истории Смоленщины польского периода С. В. Думин, Рославль получил свой первый герб в 1623 году.

Тогда же городу был пожалован герб, изображенный и на городской печати: святой Сигизмунд со скипетром и державой.

Пожалование магдебургского права означало создание в городе привилегированного самоуправления общиной. Во главе самоуправления стоял пожизненно назначаемый королем войт и выборный магистрат.

Только летом 1654 года царь Алексей Михайлович, организовав поход к Смоленску, сумел вернуть его земли в состав русского государства.

В годы правления Екатерины II было проведено новое административно - территориальное деление русских земель, в связи с чем императрица начала утверждать гербы и уездных городов. В это время Герольдмейстерская контора, которую возглавил с 1771 года историк М. М. Щербатов, решила перейти к такой компоновке гербов уездных городов: щит делился на две части - верхнюю, в которой изображался губернский герб, и нижнюю, в которой размещался герб уездного города.

Выбрать рисунок для герба утопающего в садах и богатого лесами Рославля было нетрудно: известный хлебопашеством, плодородием, этот город особенно славился медом. Из дела городского магистрата за 1708 год видно, что два рославльских купца - Михаило Бурцев и Владимир Шкелев поставляли добротный местный мед вяземскому купцу Ивану Ельчинскому. Вот почему в знак изобилия меда герб Рославля украсили двумя золотыми ульями на голубом фоне. Голубой (лазуревый) цвет в геральдике символизировал красоту, величие и мягкость, а золотой цвет был символом богатства, великодушия и справедливости.

Этот герб был утвержден 10 октября 1780 года и был помещен на жалованной грамоте императрицы городу Рославлю. Сейчас эта грамота хранится в Центральном государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге.

Прошло несколько десятков лет, и, стремясь довести изображения русских городских гербов до совершенства, император Александр II поручил возглавившему образованное в 1857 году Гербовое отделение Сената барону Б. В. Кене переделать городские гербы согласно устоявшимся европейским правилам и канонам геральдики.

Кене разработал универсальную систему украшений городских гербов. Уездные города Смоленщины получили однотипную, соответствующую ведущему (сельскохозяйственному) профилю производства уездов систему украшений для гербов: серебряная башенная корона о трех зубцах (символ уездного города) и два золотых колоса, соединенные Александровской лентой (красная лента ордена св. Александра Невского).

Щиты уездных гербов тоже претерпели изменения. Пополам они больше не делились, а губернский герб изображался теперь в верхнем левом углу (в вольной части) щита. Внимательно изучив не только старый герб Рославля, но и сопоставив его с другими городскими гербами, Кене заметил, что улья уже находятся во многих губернских и уездных гербах. В этой связи Кене предложил заменить изображения ульев на более яркую и широкую по символике геральдическую фигуру - пчел. Пчела символизировала не только изобилие меда, но и трудолюбие рославльчан.

Скомпоновав по всем правилам геральдики рославльский герб, Кене разместил в четверочастном скошенном щите в 1-й и 4-й (верхний и нижний) лазуревых его частях по золотой пчеле, а во 2-й и 3-й (правой и левой) золотых частях - по лазуревой пчеле. 30 января 1859 года новый герб Рославля был утвержден. К сожалению, рисунок этого герба Рославля остался неопубликованным и хранится в Центральном государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге.

Решением Районной Думы от 27.06.2003 г. Утверждѐн герб муниципального образования «Рославльский район», в основу которого положена геральдическая символика 1780 года.