ISSN 1997-9657
       
Халикова В.В. "Маленькие россияне"

Халикова Валентина Владимировна

ГБОУ "Школа №842", г.Москва, Зеленоград


Проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 г.», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.», Уставом ГБОУ «Школа № 842», локальными правовыми актами, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Программой развития ГБОУ «Школа № 842», Образовательной программой ДО.

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в   дошкольном образовательном учреждении и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.  

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Проект гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательно-образовательных и социальных проблем.

На сегодняшний день проблема модернизации образовательных систем с целью детерминации гармоничного развития каждого человека имеет всеобъемлющий характер, человечество столкнулось с тяжелыми проблемами межнациональных разногласий, проблемами общечеловеческих отношений, ужасом надвигающейся экологической катастрофы, небрежным отношением к огромным пластам человеческой культуры, этнокультуры. В последние десятилетия психологи и педагоги активно ищут выхода из сложившейся ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности.

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина, человека – патриота своей страны, государства. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании». «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы». В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечить …воспитание патриотов России».

«Гражданское воспитание» - это целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.

Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, преемственность в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.

Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношений людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности детских садов, предъявляемых государственным образовательным стандартом.

На практике процесс гражданского воспитания осуществляется эпизодически и не целенаправленно. Основными причинами этого является отсутствие концептуальной, содержательной и технологической оснащенности процесса гражданского воспитания, низкий уровень подготовки педагогов к организации педагогического процесса в детском саду. Организация гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.

Концептуальные основы

Существенную роль в становлении современных концепций гражданско-патриотического воспитания имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д.И. Фельдштейн, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.И. Кожохарь, Н.И. Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В.Г. Ронкин, Н.И. Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по формированию в различные возрастные периоды (С.А. Козловой, Е.Н. Радиной, Э.К. Сусловой).

Разделяя теории Л.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребенка.  

Концептуальную основу проекта составил ряд позиций, представленных в программе по социальному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста Л.В. Коломийченко. Исходя из концепции данной программы, гражданское воспитание дошкольников рассматривается нами как одно из направлений социально-личностного развития и считаем, что оно является динамичным процессом не только приобщения человека к народной, традиционной, правовой культуре, но и условием социального взросления ребенка, развитием универсальных человеческих способностей, творческой деятельности. Чрезвычайно важным для нас в этом отношении является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определенного содержания культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребенком себя как социального субъекта.

Предлагаемая проектная работа связана с конкретизацией методологических основ гражданско-патриотического воспитания дошкольников в дошкольной группе представлением о педагогических доминантах, которыми являются: развитие патриотизма, толерантности, правовой воспитанности: в обосновании методологических подходов к организации педагогического процесса гражданско-патриотического воспитания. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, традиционной отечественной культуре,  мы определим его место в окружающем мире.

Таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог лучше  адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Научное обоснование

- гражданско-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;

- гражданско-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;

- в роли первоосновного субъекта гражданско-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

- истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Основополагающие принципы и направления их реализации

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем компетентности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории дошкольников, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

- научность, гуманизм, демократизм;

- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее ценностей и традиций;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом особенностей ее различных категорий;

- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

-его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств личности на основе индивидуального подхода;

- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

Социальное – формирование добросовестного отношения к делу; формирование терпимости к другому человеку; формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание к традициям семьи; формирование взаимопонимание между семьей и ребенком.

Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за свои поступки.

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.

Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т. д.

Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.

Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме.

Нравственное – воспитание чувства прекрасного: воспитание любви к родному городу, к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

Принципы построения педагогического процесса

 1.     Принцип историзма

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

 2.     Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

 3.     Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

 4.     Принцип интегрированности

Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных праздников, вечеров досуга, выставок.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: Создание условий для  патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.

Целевые ориентиры:

- проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

- уважение к достоинству других;

- стремление к познанию окружающей действительности;

- решение вопросов о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира;

- бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам;

- восстановление преемственности в воспитании и освоении традиционной отечественной культуры;

- формирование основ национального самосознания;

- нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка:

- физическое и трудовое воспитание;

- системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

Задачи проекта:

1. Направить познавательную активность детей на системное выявление важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом, средствами народной культуры.

2. Воспитывать правовое сознание у детей дошкольного возраста.

3. Формировать представление о прошлом и настоящем малой Родины детей, о людях разных национальных культур, живущих в России   и создающих своим трудом ценности культуры и все необходимое человеку для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

4. Воспитывать любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

5. Систематизировать, модифицировать методы диагностики уровней гражданственности детей.

6. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах нравственно-патриотического и гражданского воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.

7. Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданско-патриотического воспитания и семьи.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта проходит в три этапа:

I этап: проектный  

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Изучить нормативную базу.

2. Разработать, обсудить и утвердить проект по гражданско-патриотическому воспитанию.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

II этап: практический  

Цель: реализация проекта по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать программу-руководство по гражданско-патриотическому воспитанию детей в дошкольном учреждении.

2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому  воспитанию.

3. Расширять, укреплять связи с учреждением дополнительного образования, культуры, спорта.

4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

5.  Проводить мониторинг реализации проекта.

6. Принимать участие в конкурсах различного уровня по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: проанализировать итоги реализации проекта.

Задачи:

1. Обобщить и представить результаты работы ДОУ.

2. Скорректировать работу по реализации проекта.

3. Спланировать работу на следующий период.

Актуальность проекта. Какие проблемы решает проект

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и, в то же время, возросла ответственность за свою судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится  важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно  внести современное дошкольное образовательное учреждение.

Дошкольное образовательное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевоего подхода невозможна. Новое время требует от дошкольного учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Актуальность данного проекта обусловлена приоритетным национальным проектом «Образование», потому что главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени.  Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, когда он стремится быть государственным человеком, хранителем и представителем языка и культуры своей родины. Он осознает, что «нация состоит не из людей, а из семей» (Д.С. Лихачев) и стремится стать достойным человеком, активным гражданином и хорошим семьянином, достойным патриотом своей родины.

Направления гражданско-патриотического воспитания

Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя следующие направления воспитательной работы: эколого-краеведческое и гражданско-правовое, которые делятся на шесть блоков: работа мини-музея природы России, социально-экологический проект «Зеленый автобус», «Связь поколений» (поисковая работа), Музей Боевой  и Трудовой славы «Истоки памяти», «Я и моя семья», «Я – патриот и гражданин России», «Я – Человек».

Музей природы России

Особенность музея  природы России в том, что он создает широкое поле воспитывающе-развивающей среды, условия для самореализации и позитивной социализации личности современного дошкольника. В музее ДОУ дети приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской и другим видам  деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного социального поведения.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине, овладение дошкольниками практическими навыками поисковой, исследовательской и просветительской деятельности по изучению историко-краеведческого наследия земли российской.

Задачи:

- приобщить дошкольников к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

- воспитать бережное отношение к флоре и фауне, историческому наследию России;

- сформировать у детей чувство ответственности за малую Родину, детский сад, музей.

Музей Боевой и Трудовой славы «Истоки памяти»

Музей ДОУ является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность дошкольников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Важнейшим воспитывающим фактором музейной педагогики являются организуемые в ДОУ музея встречи с интересными людьми, героями войны и труда – нашей живой памятью, встречи, где дети получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей сложной жизни в современном обществе, мире.

Цель: формирование у дошкольников гражданско-патриотических качеств, расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, овладение детьми практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служение целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Задачи:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

- сохранение и развитие славных боевых и трудовых традиций.

Формы: тематические занятия, «Уроки мужества», тематические недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Социально-экологический проект «Зеленый автобус».

Цель: привлечение жителей своего региона к решению проблем окружающей среды, повышение уровня экологической культуры населения через распространение экологической информации в маршрутном транспорте. 

Задачи:

- воспитание активной гражданской позиции у участников проекта и жителей региона в вопросах охраны окружающей среды;

- расширение знаний населения о состоянии окружающей среды;

- создание и обучение команд волонтеров (дети и педагоги) по проведению экологических акций в «Зеленом автобусе»;

- разработка и изготовление  социально-экологических плакатов для пассажиров автобуса;

- разработка информационных материалов для населения по проблемам охраны окружающей среды.

Я – патриот и гражданин России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

- воспитывать правосознание, способность к осознанию  своих прав и прав другого человека;

- участвовать в социальных проектах;

- развивать культуру проявления гражданской позиции;

- формировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические занятия, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устные журналы, встречи с интересными людьми, акции, участие в конкурсных мероприятиях гражданско-патриотической направленности.

Русская традиционная народная культура.

Цель: воспитание детей в духе народной традиционной культуры, формирование духовно-нравственной личности ребенка.

Задачи:

- прививать любовь к народной  культуре и фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам;

- развивать знания в области народной музыки, обрядового календаря и семейного фольклора;

- дать представление о пении в народной манере, об элементах народных танцевальных движениях;

- прививать интерес к народной игре;

- научить играть на народных инструментах;

- развивать природные задатки ребенка;

- научить получать эстетическое наслаждение от встречи с народным искусством через эмоциональное восприятие годового цикла календарных праздников.

Формы: занятия познавательного характера по ознакомлению с народной культурой и фольклором, которые включают теоретическую и практическую часть (при этом непременно посвящаются традиционной культуре, конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря), фольклорные игры, народная хореография, обрядовые праздники и спектакли.  

Я и моя семья.

Цель: осознание детьми семьи как важнейшей жизненной ценности, изучение истории семьи (фамилии), составление генеалогического древа.

Задачи:

- воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей;

- повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

- создавать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОУ.

Формы:  родительские собрания, родительский лекторий, родительский клуб, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, традиционные праздники с участием родителей.

Задачи:

- способствовать овладению дошкольниками основами духовной культуры;

- воспитывать у детей чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности, формировать эстетические вкусы и идеалы;

- предоставлять детям возможность выбора видов и форм художественно-эстетической деятельности на уровне детских коллективов;

- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Оценка эффективности реализации проекта

Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

 

Нравственно-духовные параметры:

 

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать, действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей, умение их использовать по ситуации;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию.

 

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права, свободы человека и гражданина;

- уважительное отношение к символике Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан.

Методическое обеспечение функционирования системы гражданско-патриотического воспитания

Методическая оснащенность:

Методическая и художественная литература; аудио, видео, СD; методические разработки КТД различных направлений.

Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей дошкольников.

Сотрудничество с образовательными учреждениями, с общественными организациями.

Материально-техническая база:

Музей ОУ, музей города, краеведческий музей, музей Боевой и Трудовой славы «Истоки памяти», городская библиотека, медиотека, спортивный и музыкальный зал, спортивная площадка, элементы военного городка (место для военно-спортивных игр).

Наглядные материалы по военно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Технические средства.

Видео, фотоматериалы.

Механизм реализации проекта

Организационное сопровождение Проекта осуществляет руководитель ОУ, который выполняет функции:

Содействует информационному обеспечению в области гражданского, патриотического воспитания и конкретных мероприятий, предусмотренных Программой;

Привлекает учреждения науки, культуры, общественные организации (объединения) и иных партнеров к реализации Проекта;

Разрабатывает целевые программы, планы, гражданского, патриотического воспитания (с указанием конкретных работ по выполнению Проекта, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования), организует их реализацию, подводит итоги их проведения, осуществляет аналитическую и мониторинговую деятельность.

Степень охвата целевой аудитории: Участниками проекта являются дети, родители и семьи воспитанников, педагоги ОУ, педагоги других образовательных учреждений, общественные организации.

Ожидаемые результаты

Таким образом, одной из главных задач образовательной деятельности ДОУ является воспитание гражданственности и патриотизма.

Традиции обеспечивают демократичность поведения всех участников образовательного процесса, особый дух патриотизма и сотрудничества.

Реализация Проекта позволит удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста – в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о городе, крае, в котором он живет.

Будут созданы оптимальные условия для социально-личностного развития ребенка, в которых:

- у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;

- содержание занятий по знакомству с родным краем выстраивается на  близком, понятном для ребенка материале, поэтому вхождение в образовательную деятельность проходит легче;

- ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;

- дети включены в разные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире, формированию различных умений (познавательных, речевых, практических) и развитию познавательного отношения к миру;

- обогащается социальный опыт ребенка, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;

- выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в школе.

Реализация Проекта позволит удовлетворить потребности родителей

В предоставлении качественных образовательных услуг, в создании в детском саду условий для развития личностного потенциала ребенка.

- возрастет авторитет ДОУ среди родителей, степень удовлетворенности работой ДОУ;

- реализация Проекта будет способствовать включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению экскурсий, встреч с интересными людьми, обогащению предметно-развивающей среды);

- участие семьи в реализации программы будет способствовать созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группах, снизит детскую тревожность, повысит самооценку воспитанников, позволит применять индивидуальный подход.

Реализация Проекта позволит удовлетворить потребности педагогов и руководителей ДОУ в повышении профессионального уровня и квалификации.

Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения и т. д. как средств, способствующих реализации Проекта) будут способствовать развитию мастерства педагогов как сплава профессиональных знаний, навыков и умений:

- в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;

- во введении и апробации программ, технологий, направленных на развитие личности ребенка;

- в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках одной образовательной темы;

- в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании, образовании и развитии ребенка;

- в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде города.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности педагогического коллектива ГБОУ «Школа № 842»

в реализации плана работы по патриотическому воспитанию детей, в сохранении, обновлении и развитии системы дошкольного образования, гарантирующей развитие потенциальных способностей каждого ребенка.

Проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников имеет большое значение для развития системы дошкольного образования, является средством гуманизации воспитательного процесса в детском саду, фундаментальным принципом введения личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города, страны.

Освоение ребенком-дошкольником краеведческого материала – одно из приоритетных направлений современной дошкольной педагогики, которое поможет сформировать первые представления о Родине, как о месте, где человек родился и стране, в которой он живет.

ПРИНЦИПЫ И БЛОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОКОЛИЦА»

ПРИНЦИПЫ:

Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в образовательном процессе элементов культуры русскоязычного населения России, учет особенностей родного региона.

Принцип природосообразности реализуется в организации педагогического процесса в соответствии с законами природы: ее ритмами, циклами – по  народному аграрному календарю; с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка, опережая развитие, но не выходя за пределы возрастных «сензитивных периодов» (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Педагог способствует становлению ребенка через познание, творчество, самоотдачу как источник саморазвития.

Принцип проблематизации педагогического процесса заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введении детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

Принцип народности (К.Д. Ушинский) – народная культура воспитания, «национальность» воспитания – основа педагогического процесса.

Принцип опоры на ведущую деятельность. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, органически связанная с другими «специфически детскими» видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной и т.д.), взаимодействующими и обогащающими друг друга.

Принцип сотрудничества, сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивающий возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

БЛОКИ:

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ОУ:

Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка, становления базиса его личностной культуры, способностей, духовного развития.

Создавая фольклорную среду как национальный фактор воспитания, формирования в растущем человеке гражданской позиции, необходимо помнить, что:

- внутреннее убранство помещений ОУ, где живут дети, должно включать элементы народной культуры (изделия из лозы, дерева, глины; вышитые скатерти, полотенца; детские кроватки, люльки с комплектом постельного белья и лоскутным одеялом; деревянные столы, лавки и т.д);

- традиционные игрушки (тряпичные куклы в традиционных костюмах, соломенные, куклы-закрутки, глиняная игрушка в ассортименте; несколько видов народного театра: пальчиковый, вертепный, театр Петрушки, атрибуты к разыгрыванию народной драмы и т.д.) должны соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;

- необходимо наличие произведений народного искусства (деревянные изделия, расписанные росписью, народные костюмы, авторские произведения мастеров из лозы, глины, бересты, бисера и т.д.).

Развивающая фольклорная среда ОУ предполагает наличие этнографического мини-музея.

Основные направления работы мини-музея:

- сбор экспонатов, материалов по краеведению;

- изучение собранного материала, его размещение, хранение;

- создание стационарных и передвижных выставок;

- проведение занятий-посиделок, занятий-путешествий в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом, занятий, инсценировок, экскурсий для детей, родителей и гостей дошкольного учреждения.

ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ

Основой планирования воспитательной деятельности в ОУ должны быть праздники. Праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные и религиозные традиции того или иного региона.

На основе русского народного земледельческого календаря составляется детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники и праздничные дни, тематические недели. В каждом дошкольном учреждении может быть свой праздничный календарь.

Примерный детский народный календарь

праздники

Тематические дни

Тематические недели

ОСЕНЬ

Осенины

Покров

Кузьминки

Семен-летопроводец

Тит-листопадник, рябинник

Арина-журавлинный лет

Харитинин день

Трифон и Пелагея

Воспоминание о лете

У тебя мы, осень, спросим

Осень-припасиха

Дары осеннего леса

Кто торопится на юг

Что нам стоит дом построить

Худо жить тому, у кого пусто в дому

Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьет

Хлеб всему голова

Мастерицы, мастера

Я – это кто? Я и моя семья.

 

ЗИМА

Рождество

Святки

Сретенье

Масленица

Введение

Екатерина-санница

Наум-грамотник

Николай Зимний

Крещение

Емельянов день

Афанасий

Здравствуй, Зимушка-зима

Кто придумал колесо

Буду учиться – в жизни пригодиться

Гости на порог, хозяйка за пирог

Здравствуй, здравствуй, Новый год

Приходила Коляда накануне Рождества

Читаем зимнюю книгу

Мели, Емеля – твоя неделя

Береги нос в большой мороз

Вот моя деревня

Скоро ли весна?

Масляничная неделя

ВЕСНА

Пасха

Евдокия

Сороки

Благовещенье

Вербное воскресенье

Арина-рассадница

Богатырская наша сила

Нет милей дружка, чем родная матушка

Отшумели метели, зазвенела капель

Грач на горе, весна на дворе

Какая весть благая

Расцветай, земля родная

Заводи хоровод, приглашай весь народ

Крестьянская доля на широком поле.

ЛЕТО

Троица

Кириллов день

Иван Купала

Ильин день

Травы. Цветы. Ягоды. Грибы.

Летний день с год

Красное лето – зеленый сенокос

И колосок береги – будут хлеб и пироги

Знать по цвету, что дело идет к лету.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ И ПОЭТИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Фольклор – естественная возможность погружения в истоки народной культуры. Из поколения в поколение народ передает свой нравственный и эстетический опыт, свой дух, свою мудрость именно через фольклор. Но это не только сокровищница прекрасных произведений, но и своеобразная школа воспитания. педагогический опыт народа закреплялся в обычаях, обрядах, песнях, играх, сказках.

Возникновение и развитие творческой деятельности способствует освоению фольклорной импровизации, что и составляет суть фольклорной традиции.

Особенности работы с детьми

Освоение народной культуры, погружение в мир музыкального и поэтического фольклора предполагает организацию такой атмосферы, в которой разученные произведения становится частью жизни ребенка, используются в разных ситуациях.

Обучение фольклору начинается с постижения местной (региональной) народной традиции и опирается на такие виды деятельности детей, как исполнительство, творчество, слушание и музыкальное образование.

Специфика образовательного процесса заключается в опоре на импровизацию, как единый творческий процесс развития ребенка, в активном включении в работу аудиовизуального восприятия фольклорных традиций детьми, в построении обучения на основе игровой деятельности и мотивации детей.

В основе фольклора:

- Музыкальный репертуар;

- Устное народное творчество.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА

Игрушечный и гончарный промыслы

Глиняная игрушка

Особенности ремесла детей старшего дошкольного возраста

Характерной особенностью старшего дошкольного возраста является увлечение «женскими» и «мужскими» делами. Необходимо учитывать и подчеркивать социальную функцию человека в обществе: будущего мужчины, а сейчас мальчика, будущей женщины, а сейчас – девочки.

Образовательный процесс дошкольного учреждения должен быть максимально насыщен конкретными делами, ситуациями, где ребенок мог проявить себя, поупражняться в «проживании» социально-заданной роли.

Ремесло для мальчиков

Задачи:

  1. Закреплять представления детей о растениях, используемых как материал для плетения, о способах заготовки и хранения лозы.
  2. Закрепить простейший вид плетения «веревочку».
  3. Познакомить с инструментами, используемые в плетении.
  4. Научить детей плести дно простейшей корзинки.

Примерная тематика занятий

Сентябрь:

1-4. Экскурсия в лес с целью заготовки лозы.

 Октябрь:

1-4. Подготовка материала к работе.

Ноябрь:

1-2. Плетень.

Декабрь:

1-4. Подготовка материала к работе над корзинкой.

Январь:

1-2. Корзинка.

Февраль:

1-4. Корзинка в подарок маме.

Март:

1-3. Посещение мастеров лозоплетения.

Апрель:

1-4. Изготовление изделия для выставки.

Май:

1-2. Выставки изделий из лозы.

Ремесло для девочек

Задачи:

  1. Закрепить умение вышивать стебельчатым, петельчатым и тамбурным швами.
  2. Познакомить с техникой вышивки крестом.
  3. Закрепить умения и навыки по выполнению простейших выкроек одежды; развивать умения составлять узоры, изделия из разных тканевых лоскутков.
  4. Закреплять умения плести опоясок с готовой основы.
  5. Учить подбирать нитки по цвету и количеству.
  6. Закреплять знания о видах опояска и их назначении.
  7. Познакомить с техникой вязания  крючком. Научить правильно держать крючок, выполнять поворот, воздушные петли, цепочку.
  8. Познакомить с простейшими узорами, ажурная вязка, «путанка».

Примерная тематика занятий

Сентябрь:

1-2. Вышивка «Мой любимый котенок».

3-4. Вышьем кукле сарафан.

Октябрь:

1-4. Опоясок – другу. Плетение трубчатого опояска.

Ноябрь:

1-3. Вышивка крестом рисунка для своего сарафана.

Декабрь:

1-4. «Волшебный крючок» (беседа о работе с крючком, приемы вязания крючком, закладка для книги).

Январь:

1-2. Шарфик для Мишки.

Февраль:

1-4. Салфетка в подарок маме.

Март:

1-3. Вязание сумочки с круглым дном.

Апрель:

1-4. Одеваем куклу в традиционный костюм.

Май:

1-3. Вязание кошелька крючком.

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Знакомство с народным костюмом проходит постепенно во всех возрастных группах. Дети узнают, что одежда несет в себе несколько функций: защита от холода, жары, украшение человека, обозначение его социальной принадлежности, оберег (т.е. она являлась «крепостью» вне дома-«крепости»). Цвет, вышивка, крой одежды – все это имеет определенное значение. Почему женщина носила головной убор, а девочка нет? Что может рассказать фартук о женщине? Ответ на эти вопросы дети получают при знакомстве с  народным костюмом.

Хорошо, если каждый ребенок в ОУ имеет персональный народный костюм, по возможности учитывающий исторические корни его семьи, семейного дерева (южнорусская традиция, северная, старообрядческая и т.д.); принимает непосредственное посильное участие в его изготовлении.

РУССКИЙ ДОМ

Путь ребенка в мир: мир культуры, искусства, мир природы, мир человеческих отношений начинается от порога родного дома. Отчий дом – это то место на земле, куда родители пригласили своего ребенка, и где происходит обретение малышом своего первого жизненного опыта. Родительский Дом как бы повторяет собой материнское лоно перед «рождением» в самостоятельную, взрослую жизнь.

Дом, наш Дом – это стены, и все предметы, которые его наполняют, и мы сами – родители, взрослые, с нашими отношениями и страстями, переживаниями и ощущениями, которыми мы «населяем» наш Дом; это и порядок жизни, установленный нами, наши особые семейные традиции и праздники, собственный семейный стиль (т.е. особые формы поведения, «словечки», шутки, жесты, присущие только членам одной семьи). Все это живет и дыши, создает особую атмосферу семьи, Дома.

Знакомство детей дошкольного возраста с историей строительства русских домов, с особенностями домов прошлого и современных, позволяет малышу открыть для себя значение Дома в жизни каждого человека, что люди вкладывали в создание «рождения» Дома столько усилий, любви, труда, чтобы сделать свой Дом не тольтко удобным для каждого члена семьи, но и красивым, особенным, уникальным.