ISSN 1997-9657
       
Николаева Э.Ф., Смолякова Е.В., Кривошеева И.В. "Мы все разные, но все мы – Россияне"

Николаева Эльвира Фёдоровна, Смолякова Елена Владимировна, Кривошеева Ольга Викторовна

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» детский сад №182 «Золотой ключик», г.Тольятти, Самарская область


Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой является. Это ее земля, природа, богатства. Это народ, населяющий страну и создающий ее богатства, это образ жизни общества. Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина своей страны необходимо сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающим, что невозможно без воспитания любви к близким, своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего  и соседствующего народа.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования»).

Одна из серьезных проблем нашего времени  недостаточность работы с  с подрастающим поколением по сохранению отечественной культуры и ценностному отношению к ней.

Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Работа по  духовно-нравственному воспитанию ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа и формированию чувства сопричастности, уважения к своей нации и другим национальностям, понимания  своих национальных особенностей и других этносов.

Воспитание доброжелательных отношений к другим народностям и особенностям культур, всегда была самой актуальной проблемой всего образовательного процесса. Все Программы для детей дошкольного возраста, на любом этапе развития дошкольного образования, всегда содержали соответствующие разделы «социально-эмоционального» или «нравственного» воспитания, которые направлены на формирование положительного отношения к людям других национальностей. Но в этих программах не предусматривалась целенаправленная работа по этносоцализации детей дошкольного возраста (знакомство с культурой, традициями, языком общения, способами поведения и т.д.). 

Внедрение ФГОС дошкольного образования позволяет детскому саду, работая по рекомендованным программам, разрабатывать раздел регионального  характера  в виде вариативных и парциальных программ.   Коллектив детского  сада  разработал  программу «Дети земли Поволжской»

Организуя работу, в данном направление, нами было выявлено, что у дошкольников имеются недостаточные представления об особенностях духовной культуры соседствующих народов, и как результат наличие тенденции к разобщённости малых народностей и далее России. Актуальность данной проблемы обусловлена важностью формирования знаний о народных традициях народов Среднего Поволжья, как будущих  россиян, у детей дошкольного возраста для их социализации, обладанием развитого чувства понимания и уважения других культур и воспитание толерантности. Только познав свою культуру, культуру соседних национальностей, дошкольник поднимет, что все мы разные, но все россияне, так как проживаем дружно в одной стране - России.

Занимаясь изучением эффективных условий этносоциализации детей средствами культуры народов Среднего Поволжья, нами обращено особое внимание на уникальность Самарского региона в плане  многовекового, мало конфликтного соседства на достаточно ограниченной территории людей разных национальностей, вероисповедания, уклада жизни внутри культур.

Обращение к опыту традиций нации в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность  духовно-нравственного образования и воспитания детей. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Главной задачей дошкольного образовательного учреждения является полноценная включённость всего педагогического коллектива и семьи ребёнка в создании предпосылок и условий для формирования личности Гражданина России.

Важность дошкольного образования заключается в обеспечении исторической духовной преемственности поколений. Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования. Освоение национальной культуры  проходит  в три этапа – этап узнавания традиций (знаневый), опыт эмоциональных переживаний, поведенческий опыт.

Освоить традицию – это, значит, приобрести искусство соразмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающиеся, с духовно-нравственными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет.

Воспитывать у детей интерес и уважение необходимо не только к культуре своей национальности, но и других  соседствующих народностей. Культура взаимодействуют не столько на языке  знаний, сколько на языке чувств. И это особенно важно в работе с дошкольниками.

Целевой компонент

Цель: сформировать представления у детей  дошкольного возраста о  культуре народов Среднего Поволжья, проживающих в России.

Поставленные задачи  толерантного отношения к культуре других этносов решались через усвоение нового социального опыта в ситуациях общения  с разными народностями, которые способствуют воспитанию у детей чувства любви к «малой» Родине, через нее – гордости за страну, чувства патриотизма.

 Задачи:

  • вызвать у детей дошкольного возраста интерес к изучению материальной, духовной культуры народов Среднего Поволжья  как части большой страны - Россия.
  • способствовать формированию чувства сопричастности к родному краю и идентифицировать  себя как гражданина России.  
  • применять полученные знания о культурном наследии народа Среднего Поволжья в практической деятельности;

Для решения данных вопросов, педагогический коллектив направил свое внимание на создание условий, при которых социализация  детей будет эффективна:

  • знакомство детей с той этнической культурой, которую они унаследовали (традиции, язык, сказания, песни и т.д.);
  • включение мультикультурного материала во все виды детской деятельности;
  • принятие и уважение этнических форм и отличий;
  • трансляция идеи равенства этнических групп народов и единой гражданской идентичности.

Концептуальный компонент

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. (Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков)

Поликультурное воспитание  - явление относительно новое для России. В настоящее время активно разрабатываются  научно-теоретические  основы поликультурного  воспитания в Росси ( Г.Д. Дмитриев, А.Н.Джуринский, В.В. Макаев, З. А. Малькова, Д.Б. Сажин, Л.Л. Супрунова, В.Ю. Хотец и др). значительная часть исследований посвящена проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с национальными культурами (Е.С, Бабунова, Т.Ф. Быбынина, Е.А. Барахсанова, М.И.Богомолова, В.Д. Ботнарь, Э.Ф. Верьтякова, Э.К.Суслова, Т.В. Черник, Т.И.Чиркова, Л.С. Ядрихинская) и обучению детей второму  (неродному) языку  И.В.Вронская.

Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию  с помощью бесценных сокровищ окружающего  мира, хранящих  знания об историческом прошлом, настоящем, изучении культурных традиций родного края, соседних народов формирует чувство гордости  за принадлежность к  национальности, сохранению традиций, идущих издревна.

Таким образом, методологической основой  являются положения:

  • -способ противостоять расизму, предубеждения, предвзятости, ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д.Дмитриев)
  • - альтернатива интернационального воспитания (А.Н.Джуринский)
  • -формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и  уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л, Супрунова).
  • - подготовка в жизни в полиэтническом социуме: овладение культурной своего народа, формирование преставлений о многообразии культур и воспитание этнолерантности (Г.В.Палаткина).
  • - о взаимосвязи социальных, культурных, этнических, национальных, языковых, художественных элементов нашего мира и их влияния на духовно- нравственное развитие человека (М.М.Бахтин, В.С. Биллер, Л.С.Выгодский, Д.С.Лихачёв).
  • - о национальном и межнациональном воспитании (М.И.Богомолова, С.А. Козлова, Е.Л. Протасова, Э.К.Суслова, Т.Н. Чиркова).
  • - поликультурное воспитание (А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, И.М. Синагатуллин, Л.Л.Супрунова, В.Ю. Хотец);

Диагностический компонент

Методика диагностирования представлен:

  1. Беседа с детьми
  2. Разбор ситуаций.
  3. Интервьюирование с детьми
  4. Педагогическое наблюдение за особенностями общения в поликультурных сообществах, решение  ситуаций,
  5. Игровые  действия

Педагогическая диагностика достижений ожидаемых результатов освоения программы детьми 4-х лет

Игровое задание: «Цветок моей семьи?»

Показатели: наличие  представлений о мире семьи.

Цель: выявить наличие у ребёнка представлений о мире семьи, (что такое семья, кто входит в состав семьи).

Материал: модель семьи выполнена в виде цветка: в центре - ребенок, лепестки - члены семьи.

Содержание: взрослый предлагает назвать членов своей семьи. Ребёнок называет, а педагог выкладывает лепестки в виде цветка.

Вопросы: На что похоже полученное изображение? Почему ты думаешь, что всё это твоя семья? Что такое семья? Какие праздники  в семье?

Оценка результата:

Самостоятельно - Ребенок самостоятельно перечисляет всех членов семьи; полно отвечает на вопросы: правильно характеризует признаки семьи, выделяет, позитивный характер отношений членов семьи друг к другу.

С помощью взрослого - Ребёнок с помощью взрослого перечисляет большинство членов  своей семьи, частично характеризует признаки семьи.

Не усваивает – Ребёнок даже с помощью взрослого не может перечислить большинство членов своей семьи; не отвечает на вопросы, не выделяет признаки семьи.

Диагностическое задание «Любимый праздник»

Показатели: желание ребенка рассказывать о праздниках связанных с сезонными событиями.

Цель: выявить желание ребенка рассказывать о праздниках.

Материал: иллюстрации о праздниках: масленица, осенины, пасха, «сабантуй». Содержание: Воспитатель предлагает детям картинки с ярко выраженными событиями праздника. Дети рассказывают о празднике.1. О каком празднике хочешь рассказать? 2. Что понравилось? В какие игры играли? В какие костюмы были одеты?

Оценка результата:

Самостоятельно - Ребенок охотно  самостоятельно рассказывает, вспоминает события.

С помощью взрослого - Имеется интерес,  но рассказать о них может только с помощью взрослого.

Не усваивает - Ребенок не проявляет интереса, не интересуется праздниками, отказывается участвовать в беседе.

Педагогическая диагностика достижения ожидаемых результатов освоения программы детьми 5-х лет

Анкета.

Показатели: желание рассказывать о событиях в городе.

1. Как называется город, в котором  живёшь?

2. Как называется детский садик, в который ходишь?

3. Назови народные игры, в которые ты любишь играть?

4. Есть ли друзья другой национальности?

Игровое задание «Картинки».

Показатели: желание ребенка рассказывать о праздниках связанных с сезонными событиями.

Цель: выявить желание ребенка рассказывать о праздниках.

Материал: иллюстрации о праздниках: масленица, осенины, пасха, «Сабантуй». Материал:  картинки «дети раскрашивают яйца », «сжигание чучела», «катание с горы», «колядование». Ребенку предлагают рассмотреть картинки и назвать, какие события или праздники здесь изображены.

Оценка результата:

Самостоятельно - Ребенок охотно  самостоятельно рассказывает, вспоминает события.

С помощью взрослого - Имеется интерес,  но рассказать о них может только с помощью взрослого.

Не усваивает - Ребенок не проявляет интереса, не интересуется праздниками, отказывается участвовать в беседе.

Педагогическая диагностика достижения ожидаемых результатов освоения программы детьми 6 лет.

Беседа «Народные традиции».

Показатели:  желание рассказывать о событиях в городе и в семье.

- Есть ли у тебя любимый праздник и как ты отмечаешь его дома?

- Какие народные праздники вы посещаете  в городе?

- Какие праздники отмечают в твоей семье?

- Как вы готовитесь к празднику (называется тот праздник, который обозначил ребенок)

- Какие народные песенки, потешки, считалки игры ты знаешь?

- Назови народные игры, в которые ты любишь играть?

- С какими традициями и праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?

Оценка результата:

Самостоятельно - Ребенок охотно  самостоятельно отвечает на вопросы,  вспоминает события.

С помощью взрослого - Имеется интерес,  но отвечает  только с помощью взрослого.

Не усваивает - Ребенок не проявляет интереса, отказывается участвовать в беседе.

Игровое  задание «Традиции и обычаи народов Среднего  Поволжья».

Показатель: владение способами сохранения реликвий, традиций, праздников, обычаев.

Цель: выявить уровень владения ребёнка способами сохранения реликвий, традиций, обычаев национальностей народов Среднего  Поволжья.

Материал: набор картинок: костюмы, украшения, национальные блюда.

Содержание: выкладывается картина с изображением национальности, ребёнок подбирает  к ней картинки.

вопросы:

- Какие  национальности проживают в Среднем Поволжье?

- Какая национальность  изображена?

- Почему  положил именно эту картинку?

Оценка результатов:

Самостоятельно - Ребенок самостоятельно выполняет задание, дает подробное объяснение своим действиям, устанавливает причинно-следственные связи между миром национальностей Среднего Поволжья и миром предметов их одежды.

С помощью взрослого - Ребенок с помощью взрослого выполняет задание, допускает небольшие неточности в определении причинно-следственных связей между миром национальностей Среднего Поволжья и миром предметов их одежды.

Не усваивает - Ребенок не может правильно установить причинно-следственные связи между миром национальностей Среднего Поволжья и миром предметов их одежды.

Проблемная ситуация «Чей подарок лучше?»

Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.

Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество (или другой праздник) друзья и подарили разные подарки. Наташа - вместе с мамой вышила и подарила красивую салфетку, Иван – заколку для волос, Люда подарила деревянную птичку счастья, а Марина подарила куклу Барби. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате?

Рекомендации для педагогов: в процессе обсуждения ситуации рассмотрите, почему дети решили подарить именно эти подарки, какой подарок подарили бы они, какой подарок бы выбрали для себя. Необходимо подвести, что в каждый подарок вложен смысл пожелание добра и радости, каждый подарок ценен по-своему.

Оценка результата:

Самостоятельно - Ребенок охотно распределяет подарки, самостоятельно рассказывает о них в группе.

С помощью взрослого - Ребенок  интересуется у родителей , но распределяет  только с помощью взрослого.

Не справляется - Ребенок не проявляет интереса, отказывается участвовать в беседе.

Педагогическая диагностика достижения ожидаемых результатов освоения программы детьми 7 лет.

Анкета для детей «Моя малая Родина»

Показатели:  желание рассказывать о городе, Среднем Поволжье, стране.
- Как называется наша страна?
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Какие улицы знаешь?

- Назовите памятники  нашего города?
- Назовите название нашего детского сада?
- Покажи на карте  город, Самарскую область, Россию.
- Назови города Среднего Поволжья?
- Назовите реку, которая протекает по Среднему Поволжью.

- Что ты хотел бы узнать?

Оценка результата:

Самостоятельно - Ребенок охотно самостоятельно отвечает на вопросы, вспоминает события.

С помощью взрослого - Имеется интерес,  но отвечает  только с помощью взрослого.

Не участвует - Ребенок не проявляет интереса, отказывается участвовать в беседе.

Диагностическое задание «Что я знаю о друзьях другой национальности в Среднем Поволжье?»

Показатель: владение способами проявления толерантного отношения к другим национальностям.

Цель: выявить умение ребёнка реализовывать представления и знания о других национальностях.

Материал: фотоальбом с фотографиями детей разных национальностей, отображающий различные события, ситуации, интересные случаи семейной жизни (празднование дня рождения, выезд на природу, поездка на море, велосипедная прогулка, посещение детского парка и т.п.)

Содержание: диагностическое задание проводится в парах детей. Детям предлагается рассмотреть фотоальбом, затем взрослый задаёт вопросы каждому ребёнку:

- хочешь ли ты спросить Лию (Руслана), кто изображен на фотографии в альбоме?

- хочешь ли ты спросить Лию (Руслана), какие события (ситуации, интересные случаи) изображены на фотографиях?

Оценка результата:

Самостоятельно - Ребенок проявляет желание и задаёт вопросы сверстнику о детях разных национальностей, о событиях в их жизни.

С помощью взрослого — Ребёнок проявляет желание, но задаёт вопросы сверстнику о детях разных национальностей, о событиях в их жизни с небольшой помощью взрослого.

Не справляется - Ребёнок не проявляет желания (отказывается) задать вопросы сверстнику о детях разных национальностей, о событиях в их жизни. На помощь взрослого не реагирует.

Проблемная ситуация «Чей подарок лучше?»

Цель: формировать ценностное отношение к культуре, традициям, обрядам различных праздникам.

Содержание: К девочке Кате пришли на Рождество (или другой праздник) друзья и подарили разные подарки. Наташа - вместе с мамой вышила и подарила красивую салфетку, Иван – заколку для волос, Люда подарила деревянную птичку счастья, а Марина подарила куклу Барби. Как вы думаете, чей подарок понравился Кате?

Рекомендации для педагогов: в процессе обсуждения ситуации рассмотрите, почему дети решили подарить именно эти подарки, какой подарок подарили бы они, какой подарок бы выбрали для себя. Необходимо подвести, что в каждый подарок вложен смысл пожелание добра и радости, каждый подарок ценен по-своему.

Оценка результата:

Самостоятельно - Ребенок охотно распределяет подарки, самостоятельно рассказывает о них в группе.

С помощью взрослого - Ребенок  интересуется у родителей, но распределяет  только с помощью взрослого.

Не справляется - Ребенок не проявляет интереса, отказывается участвовать в беседе.