Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №4 комбинированного вида, г.Зея, Амурская область
Современное дошкольное образование уже сегодня развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Обогащение детского развития, согласно принципу амплификации развития А.В.Запорожца, происходит путем участия дошкольника в специфически детских, доступных ему по возрасту, видах деятельности. Новые стандарты дошкольного образования ориентированы на «воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».
Президент Росси В.В. Путин, выступая в дискуссионном клубе «Валдай», сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и даже о национальном суверенитете».
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «…система образования призвана обеспечивать воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современного детского сада, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы нравственно-патриотического воспитания, но реализация всех задач с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует дополнительного образования детей, его содержания, форм, методов адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Появляется необходимость в деятельном компоненте, где главный упор отводится на жизнедеятельность, которая основывается на безопасности детей. Вложенная информация в умы дошкольников поможет им выбирать правильное поведение при различных угрозах. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, можно достигнуть успехов в этом направлении.
В настоящее время необходимость обучения мерам безопасного поведения в различных ситуациях не вызывает сомнений. Подтверждением тому служит печальная статистика массовых пожаров, террористических актов, наводнений и других чрезвычайных ситуаций, происходящих в нашей стране. Крупнейшие техногенные и природные катастрофы, унесшие множество человеческих жизней, со всей отчетливостью дают понять: никто, из живущих на Земле не застрахован от беды. А значит, мы должны уметь противостоять ей. Особенно важно научить этому детей, которые всегда остаются самой уязвимой частью общества. Знакомясь с большим количеством предостережений, правил и требований, детям трудно представить степень их значимости. Они могут оказаться в любой непредсказуемой обстановке на улице и дома, поэтому они должны знать, как вести себя при возникновении опасности. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными явлениями. В связи с этим, в настоящее время, именно этот вопрос, традиционно являющийся одной из важнейших задач педагогики, наиболее остро стоит перед педагогами и родителями. Согласно федеральным государственным стандартам основа безопасного поведения в быту, социуме, природе является важным компонентом социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Взрослые часто задают вопросы: «Как же нам воспитывать новых граждан, как научить их активной жизненной позиции, самосохранению и быть патриотами своей страны? Ведь в недалеком будущем именно им отвечать за то, какой будет Россия. Для дошкольников, пока не очень понятны слова «патриотизм» и «любовь к Родине». Детство – замечательная пора, когда все еще впереди, когда мы играем в космонавтов, врачей, пожарных и верим, что наша мечта сбудется.
Главная ведущая деятельность дошкольника – это игра. Игра основана на стремлении и умении ребенка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам.
В последние годы в нашей стране значительно оживилась работа по воспитанию патриотизма и гражданского самосознания у детей. Образовательными организациями предпринимаются более заметные шаги по приобщению детей к интересному и полезному делу, по воспитанию у ребят качеств гражданина и патриота. Одним из таких дел, наиболее близких своим гуманизмом, экстремальностью и романтикой, является спасательное дело или иначе - то, чем занимается МЧС России и его организации.
Детям нравятся спасатели - люди мужественные и умелые, готовые шагнуть в огонь пожара и броситься в ледяную воду, подняться в заснеженные горы и отправиться далеко в тайгу, туда, где кто-то нуждается в их помощи. Они хотят приобрести такие же качества и получить соответствующие знания.
Цель: формирование основы патриотизма у детей дошкольного возраста,начала гражданственности через установление преемственных взаимосвязей между уровнями образования: дошкольное – начальное – среднее – общее образование, ранняя профилизация старших дошкольников
Задачи:
Основной идеей организации кадетского движения в дошкольной организации является создание условий для дальнейшего обучения дошкольников в профильных кадетских классах МОБУ СОШ № 5 г. Зеи. Предоставления им необходимого объема знаний, формирования у них новой модели поведения – гражданина своей страны, патриота малой Родины, с целью раннего определения их способностей и склонностей. А так же подготовка ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными явлениями при возникновении опасности.
В рамках работы по данному направлению наше дошкольная организация использует новую форму работы - организация кадетского движения, целью которой явилось создание образовательного пространства через установление преемственности взаимосвязей между дошкольным учреждением - МОБУ СОШ № 5 - ГЗИПБ города Зеи Амурской области «Отдел надзорной деятельности по городу Зея и Зейскому району» и привитием интереса детей к работе пожарного.
Доминантной идеей проекта является идея отбора ценностно–смыслового содержания, доступного пониманию и усвоению дошкольниками, для нравственного, патриотического и духовного воспитания детей, включающая в себя следующие принципы:
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- регионализация нравственно-патриотического воспитания – способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой;
- личностно-ориентированное общение – дети выступают как активные исследователи, а не просто пассивно перенимают опыт педагога;
- доступность – доступность содержания, характера и объема материала с уровнем развития подготовленности детей;
- системностьпредставлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности;
- преемственность – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе;
- интеграция всех видов деятельности - реализация творческих возможностей детей: познавать, думать, обогащать словарь, петь, читать стихи, танцевать, рисовать, лепить, клеить, развивать физические качества, коммуникативные умения.
В определении профиля кадетских групп решающую роль сыграли следующие факторы:
1.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020».
2.Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 г.
3.Конституции Российской Федерации.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015г.», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 7954.
5. Социальный запрос родителей, мониторинг детей старших групп.
6. ФГОС ДО.
7. Опыт города Ижевска.
При разработке вариативной части учебного плана была разработана модифицированная программа нравственно-патриотического воспитания «Надежда России». Работая по данной программе, возникла идея - создать на базе дошкольной организации группы «Юный друг кадета».
Так в сентябре 2014 года на базе МДОБУ д/с № 4 города Зеи родилось новое движение - были впервые открыты две кадетские группы с профилем МЧС. Данный проект был рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на формирование нравственно – патриотического, духовного воспитания у дошкольников. С этого времени началась работа по построению уникальной модели воспитания патриота и гражданина на ступенях дошкольного образования в рамках кадетского направления по инновационному проекту «Надежда России». Возникла необходимость в создании программы «Юный друг кадета», которая будет способствовать освоению основных социальных норм, необходимых человеку для полноценного существования в современном обществе – это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.
Подготовительная работа по организации кадетского направления в группах старшего дошкольного возраста
Первыми помощниками в реализации проекта, являлись кадеты 8-го класса МОБУ СОШ № 5 города Зеи, и ГЗИПБ города Зеи Амурской области «Отдел надзорной деятельности по городу Зея и Зейскому району».
Для реализации идеи работы профильного обучения в кадетских группах была сформирована творческая группа.
Цель работы творческой группы:
- устав кадетской группы;
- кодекс чести кадета;
- гимн юных друзей кадетов;
- кадетские значки;
- единая парадная форма.
С целью развития кадетского движения и для успешной реализации проекта «Надежда России» (2014 – 2017 гг.), была создана и продолжает пополняться, предметно-развивающая среда, которая предусматривает наличие следующего:
Групповая комната
- центр по патриотическому воспитанию, где отображена символика малой Родины, России;
- центр по пожарной безопасности, где имеется необходимый материал для сюжетно-ролевых игр: «Мы пожарные», «Семья», «Отдых на природе», «Внимание – 112!», «На границе» и другие;
- организация мини-музеев «Музей боевой славы», «Мой родной край», «Народная игрушка», «Космос», «112!»;
- изготовление макетов «Русская изба», «Пожарная часть»;
- пополнение игрового центра игрушками, дидактическими играми, художественной литературой по пожарной безопасности.
Холл детского сада
- стенд «Моя родина Россия»;
- стена памяти «Мы наследники победителей» (Приложение 1);
-стенд, с периодическим оформлением фотовыставки где отображаются проведенные с воспитанниками мероприятия;
- оформление конкурсных работ по нравственно-патриотическому воспитанию.
Методический кабинет
- библиотечный фонд пополнился методической литературой по нравственно патриотическому воспитанию в соответствии с ФГО ДО;
- художественная литература для старшего дошкольного возраста различной тематики.
- для НОД приобретены дидактические игры, конструктора, пазлы, настольные игры;
Физкультурный зал
- приобретены мягкие модули, домик трансформер, мягкие коврики для физических упражнений.
Человека во многом формирует и воспитывает среда. И мы не ограничиваемся рамками дошкольного учреждения. Пространство города, в котором живет человек, играет в работе важную роль. Систематическая работа по данному направлению проводится дошкольной организацией в тесной связи с общественными организациями и учреждениями города. За время работы над проектом налажены партнерские взаимоотношения с различными организациями. Система внешних связей обеспечивает условия для эффективного осуществления проекта. Социальными партнерами дошкольной организации являются:
Благодаря такому обширному и тесному сотрудничеству у юных кадетов зародилось много традиций:
1. Значимое событие в жизни юных кадетов – торжественное мероприятие «Посвящение в юных друзей кадетов», где воспитанникам старших групп были вручены оранжевые береты – как символ мужества и славы. Накануне этого знаменательного события кандидаты в юных друзей кадетов учили присягу, проходили подготовку к посвящению, которая включает в себя изучение истории кадетского движения, строевую подготовку. Церемония посвящения в кадеты - красивый, запоминающийся и волнительный ритуал, как для самих кадет, так и для родителей и педагогов..
2. Значки – как символ чести и достоинства, на которых изображена эмблема нашего детского сада с надписью «Юный спасатель», «Юный пожарный».
3. Парадная форма, которая состоит из белой рубашки и темно-синих брюк у мальчиков, темно-синей юбки у девочек. Обязательным атрибутом формы является галстук или «бабочка» и оранжевый берет.
4. «Гимн юных друзей кадет.
5. Утреннее построение и осмотр внешнего вида.
6. Проведение акции «Подарок ветерану», где юные кадеты в торжественной обстановке во время празднования Дня Победы вручали ветеранам войны цветы и подарки, сделанные своими руками.
7. Участие в смотрах военно-патриотической песни и строевой подготовки.
8. Акция «Поклонимся великим тем годам», посвященная Дню Победы. Встречи с ветеранами.
9.Выездные концерты в пожарную часть с поздравлениями к знаменательным праздникам: «День спасателя, «День пожарной охраны, «Новый год», «День защитника отечества».
10. Подготовка и показ театрализованных представлений с тематикой по пожарной безопасности «Пожар в лесу», «Огонь враг – огонь друг», «Друзья приходят на помощь».
11. Кадетский бал, который состоится при выпуске воспитанников в школу.
12. Экскурсии в пожарную часть города Зеи, по памятным местам и музеям города Зеи Зейского района.
13. Традиционные праздники «Честь имею!», «Парад кадетских групп», «Смотр строя и песни», «Смотр-конкурс кадетских групп».
14. Цикл мероприятий по теме «Мы в пожарные пойдем».
15. Цикл мероприятий по теме «Моя Родина Россия».
16. Специализированные сюжетно-ролевые игры «Зарница», «Мы пожарные», «Помощь идет».
17. Дисциплина «Основы физической и строевой подготовки»
18. Дисциплина «Основы этикета».
19. Участие в различных конкурсах. Неоднократно юные друзья кадетов становились призерами и победителями городских, областных, региональных, всероссийских конкурсов.
Кадетский компонент основан на изучении исторического прошлого страны и является неотъемлемой составляющей духовного богатства человека, нацелен на формирование в сознании человека базовых национальных ценностей, понятий: нация, национальное государство, патриотизм, гражданское общество, мир и согласие, социализация.
Реализация кадетского компонента в дошкольной организации обеспечена особой организацией образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, на основе личностно ориентированных технологий, получением прогнозируемых и диагностируемых результатов, главной целью которых является высокий уровень мотивации познавательной деятельности, интерес к обучению, положительное психо - эмоциональное состояние ребенка, формирование нравственно - патриотических чувств дошкольника.
Расширение кругозора и подготовка юных кадет ведется по следующим направлениям:
- духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
- гражданско-правовое воспитание;
- физическое развитие и спортивно-оздоровительная работа;
- туристская деятельность;
- этикет;
- трудовое воспитание;
- здоровьеформирование.
Вариативность содержания дошкольного образования и профильность обучения в кадетской группе определяются образовательной программой, модифицированной программой, разработанной творческой группой с учетом государственных образовательных стандартов и базисного учебного плана.
1. «История кадетского движения».
2. «Герои дней воинской славы».
3. «Основы этики».
4. «Моя родина – Россия».
5. «Защитники Отечества».
6. «Я помню, я горжусь».
Кадетство – это определенная идеология, которая поможет решить такие сложные вопросы, как воспитание нравственно-патриотических чувств и качеств личности. Это интересная жизнь, наполненная яркими запоминающимися событиями, содержательная и незабываемая.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно в полном объеме в том случае, если обеспечивается взаимосвязь всех компонентов, актуализация жизненного опыта и активация детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе «педагог – ребенок – родитель».
Этапы |
Задачи |
Действия |
Предполагаемый результат |
Подготовительный |
1. Ознакомление родителей (законных представителей) с идеей создания профильных кадетских групп. |
1.Проведение родительского собрания в старших группах. Анкетирование родителей. Мониторинг, диагностическое обследование дошкольников. |
Пополниться методический кабинет пособиями, методическимиразработками За счет спонсорской помощи пополнятся группы игровым материалом. Повыситься качество обучения. |
2. Обсуждение идеи проекта с сотрудниками организации, теоретическая подготовка педагогов к выполнению проектной деятельности. |
Педагогический совет: «Построение единого образовательного пространства детский сад – школа, средствами нравственно- патриотического воспитания» Консультации, практикумы, тренинги, семинары с педагогами. |
||
3. Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. |
Заключение договоров по приобретению методической литературы, в соответствии с ФГОС ДО. Оформление подписки на журналы. |
||
4. Разработка проекта «Надежда России» |
Издание приказа о создании в организации творческой группы для работы над проектом. |
||
5.Разработать нормативно-правовую базу для организации кадетских групп |
Заключение договоров с МОБУ СОШ № 5, ФГКУ «10 ПЧ ФПС» другими социально-общественными организациями города. |
|
|
Основной
|
1.Создание условий для реализации проекта и дальнейшего обучения детей в профильных группах.
|
Создание необходимой материально- технической, учебно-методической базы Приобретение парадной формы для юных кадетов. Выбор гимна, названия, группы, девиза. Изготовление баннера: «Мы живем в России» Оформление центров по нравственно-патриотическому воспитанию в групповых комнатах и в холле дошкольной организации. Приобретение игровых пособий, игрушек, развивающих и дидактических игр на тему Пожарной безопасности. Выбор гимн. юных |
Условия, созданные для реализации проекта, позволят активизировать познавательную деятельность юных кадетов. Воспитателями будут создаваться современные методические пособия, дидактические игры, тематические альбомы, позволяющие детям дошкольного возраста легко и просто усваивать правила безопасности. Так же будет создана картотека дидактических игр на закрепление правил по пожарной безопасности, ПДД, стихов, пословиц, загадок. В игровой зоне для детей будут представлены атрибуты для игр в профессии МЧС, такие как «Спасатели», «Пожарные», «Пограничники» и т.д., для режиссерских игр сделаны макеты, на которых ребенок может проиграть те или иные опасные ситуации. Эффективность работы напрямую будет зависеть от применения разнообразных форм работы с детьми по вопросам безопасности жизнедеятельности и представления детей о работе МЧС в целом. |
2. Разработать внутри дошкольного учреждения систему мероприятий, направленных на формирование нравственно-патриотических чувств, сознания, активной гражданской позиции и социализацию личности через реализацию интегрированного подхода в сообщении знаний детям во всех видах деятельности. Определение основных направлений и содержания работы с дошкольниками старшего дошкольного возраста.
|
Непосредственно-образовательная деятельность по всем образовательным областям: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое. Создание мини-музея по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Организация экскурсий. Организация акций. Участие детей в областных, всероссийских конкурсах, выставках. Внедрение музейной педагогики. Уроки мужества. Беседы. Продуктивная деятельность. Работа в уголках творчества. Посещение выставок, музеев истории. Краеведение. Создание наглядной агитации как в ДОУ, так и в группах. Праздники и развлечения. Возложение цветов к памятникам |
Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути |
|
|
3.Взаимодействие с разными структурами города. |
Круглый стол участников проекта: обмен опытом, коллективное разрешение назревших проблем, корректировка материалов, проходящих апробацию (алгоритмы, диагностика). Совместные практические занятия. Спортивные соревнования. Выездные концерты. Смотры-конкурсы. Акции. |
Повысится престиж дошкольного учреждения в городе, регионе
|
Заключительный |
1.Разработать концептуальную модель выпускника кадетской группы как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности. Выявление знаний и навыков поведения, полученных в ходе выполнения проекта. |
Мониторинг качества освоения программы «Юный друг кадета». Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» на основе диагностики педагогического процесса в каждой возрастной группе. Мониторинг успешности переходного периода от дошкольного образования к начальному образованию |
Родителям окажется помощь в воспитании детей, формировании у них трудолюбия, уважение к родным, близким, дисциплинированности, навыкам безопасности в быту, социуме, природе. |
Социальный запрос родителей
|
Общее родительское собрание воспитанников 2-х профильных групп по итогам года |
Проблемами пожарной безопасности будет проникнута вся семья. Только тогда каждый член семьи сможет соблюдать и контролировать выполнение правил пожарной безопасности в быту. социуме. природе. |
|
2.Организация мероприятий, направленная на обмен опытом, престиж дошкольной организации. |
Создание методического пособия «Кадетское движение в дошкольной организации». Создание видио-фильма «Мы живем в России». Кадетский бал выпускников подготовительных групп дошкольной организации. Презентация на общем родительском собрании, Совете руководителей «Кто это: «Юный друг кадета» |
Дети подготовятся к поступлению в школу. Появиться желание у родителей записать детей в кадетский класс |
Возможные риски |
Возможные способы преодоления |
Сопротивление педагогов введению инноваций, упрощенное понимание сущности стандарта и его категорий |
Стимулирование педагогов на изучение инноваций |
Педагоги принимают новшества, но в профессиональной деятельности их не реализуют, традиционный подход к построению образовательного процесса |
Контроль за реализацией инноваций на практике |
Образовательные потребности педагогов превышают имеющийся методический уровень ДОУ |
Организация посещений педагогами МО, семинаров, прохождения КПК и др. |
Организация профильных групп «Юный друг кадета» даст возможность для дальнейшего обучения воспитанников в военных и гражданских учебных заведениях. Данный подход позволит повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации образовательно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Конечный результат работы по нравственно - патриотическому воспитанию спроектирован в виде-модели выпускника дошкольной организации. В результате осуществления проекта у дошкольников должна сформироваться основа новой модели поведения будущего гражданина своего города, патриота малой родины, способного переносить жизненные трудности, адаптированного к возникающим проблемам, активно ищущего пути их решения. В процессе реализации проекта “Надежда России” у выпускников подготовительных групп, к моменту окончания дошкольной организации, должны быть сформированы следующие качества личности:
1. Творческая, змоционально отзывчивая личность, имеющая положительные, разнообразные, богатые переживания, активная, любознательная уверенная и оптимистичная, хорошо представляющая возможность реализации своего творческого «Я», восприимчивая к новизне, оригинальности, с развитой фантазией.
2. Физически развитая личность, осознающая, что время и социокультурная ситуация в мире требуют от него быть сильным, здоровым и вести здоровый образ жизни.
3.Нравственная личность, овладевшая средствами общения и способная взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Знающая общепринятые нормы поведения в обществе, обеспечивающая культурно - исторические ценности прошлого в формировании таких нравственных начал, как: гуманизм и милосердие, патриотизм и интернационализм, честность, справедливость, уважение к окружающим людям, любовь к близким, родным, служение Отчизне, соблюдающая нормы поведения в повседневной жизни, активно участвующая в делах группы, детского сада.
Создание кадетских групп, повысит престиж дошкольной организации в городе, регионе. Окажет родителям помощь в воспитании детей, формировании у них трудолюбия, уважение к родным, близким, дисциплинированности, навыкам безопасности в быту, социуме, природе. Новая форма работы – организация кадетского движения в детском саду – станет прекрасным «мостиком», по которому дошколята пойдут в школу, от дошкольного образования в общее.
Оценка педагогического процесса, связанная с уровнем овладения каждым ребенком необходимым навыков и умений проходила по следующим образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие:
Основные диагностические методы: наблюдение; проблемные ситуации; беседы.
Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Систематическая работа в условиях дошкольной организации имеет свои положительные результаты. В беседах дети проявляют знания о труде пожарного, уважительно относятся к людям этого героического и мужественного труда. Знают и выполняют на практике как можно сражаться с огнем, умеют оценивать свои и чужие поступки.
Накопленный за год опыт сформировал у детей первоначальный интерес к миру духовной и нравственной культуре общества. В беседах дети проявляют знания о символике малой родины, России, знают государственные и народные праздники.
Из наблюдений за детьми мы видим, что значительно повысилось проявление познавательного интереса к историческим событиям. Дети стали оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать свои суждения. В творческих и режиссерских играх, особенно с игровыми макетами, имитирующими уголки нашего города, заметны проявления детьми знаний, полученных в ходе НОД и экскурсий, содержащих региональный компонент патриотического воспитания.
Нормативно-правовое: - разработка нормативно-правовой базы реализации проекта, внесение изменений в локальные акты (должностные инструкции, положение о стимулирующих надбавках);
Научно-методическое:
- создание банка рабочих программ, дидактических и методических материалов по использованию современных инновационных технологий в работе профильных групп;
- создание модели воспитательно-образовательного процесса;
- организация работы по программе «Юный друг кадета;
- повышение квалификации педагогов, работающих с воспитанниками кадетских групп;
- разработка системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
- оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по работе с детьми в профильных группах.
Ваша корзина пуста