ISSN 1997-9657
       
Бобиштян Н.В. Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Наследие"

Бобиштян Наталья Вячеславовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 7 "Светлячок", г.Чудово, Новгородская область


Программа «Наследие» имеет социально-педагогическую направленность.

Данная программа разработана в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2000 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», соответствует уровню дошкольного образования и реализуется в  муниципальном автономном  дошкольном образовательном  учреждении «Детский сад комбинированного вида №7 «Светлячок».

Программа рассчитана на всестороннее развитие  личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.   Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

Цель программы:

развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма,знаний истории Великой Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого своего родного города. 

Задачи программы:

Образовательные:

  • На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;
  • Учить ориентироваться в природной среде обитания;
  • Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.

Развивающие:

  • Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам, к истории своего родного края;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, своего родного края .

Воспитательные:

  • Нравственно воспитывать дошкольника, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;
  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, области;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к своей стране и ее традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Актуальность программы.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство патриотизма  начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его души.  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • Гуманизацииличностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  • Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
  • Культуросообразности – основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
  • Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.

Ожидаемые результаты

  1. Знание кратких сведений об истории города, области, страны.
  2. Знание герба, флага  города, страны.
  3. Иметь представление о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах Великой Отечественной войны.
  4. Развитие компетентности детей о  родном крае,  его истории
  5. Знание стихов, произведений искусства чудовских  поэтов и художников.
  6. Знание правил безопасности поведения в природе и на улице.
  7. Умение понимать сопричастность к социальной и окружающей среде

Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год

Общий объем программы – 72 часа в год.

Содержание

Тематический план

Тема

 

Количество занятий

Теория

Практика

Итого

Вводное занятие . Знакомство с историей родного края

История родного города

 

Знаменитые люди родного города

 

Чудово в годы Великой Отечественной войны


ИТОГО

1

19

 

7

 

9

 

36 часов

1

11

 

11

 

11

 

36 часов

2

30

 

18

 

20

 

72 часа

Учебно-тематический план.

Вводное занятие  ( 2 часа). Знакомство с историей родного края.

Тема

Задачи

«Селение на реке Кересть»

Создать у детей образ древнего селения на реке Кересть, которому потом дали имя Чудово. Расширить их кругозор  сведениями о племени чудь. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своему родному краю

Рисование «С чего начинается Родина»

Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства, как своей родины – части большой страны России.

 Тема «История родного города» ( 30 часов )

Тема

Задачи

«Село Ям-Чудово»

Продолжать знакомить детей с историей возникновения села, называвшимся Ям-Чудово. Рассказать, где оно раполагалось и как выглядело

Конструирование и аппликация «Макет села»

Учить создавать части коллективной композиции, передавая образ села, планирование работы и техническое осуществление творческого замысла

Промысел жителей села. Продажа зерна.
Семейная экскурсия на хлебопекарню

Побеседовать с детьми о хлебе, рассказать, как выращивают зерновые культуры и о профессии хлебороба. Беседа о важности труда людей разных профессий.

Выпечка русского каравая

Развивать интерес к русским народным традициям, познакомить с обычаем «хлеб-соль», рассказать детям о том, как зерно превращается в муку, а потом в хлеб.

Промысел жителей села. Рыболовство.

Знакомить детей с занятиями жителей села Ям-Чудово, рассказывать детям о том, какую рыбу ловили люди на селе.

Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»

 

Рисование-экспериментирование «Я рисую море»

Создавать образ моря различными нетрадиционными техниками: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами

Промысел жителей села. Плетение из бересты. Народные ремесла

Продолжать знакомить детей с занятиями жителей села Ям-Чудово. Формировать представление детей о народных ремеслах, характерных для этого края.

Аппликация и плетение из бумажных полосок «Плетеная корзинка»

Учить создавать плетеную форму на основе из полосок цветной бумаги, учить работать по образцу, развивать творчество при выполнении работы

Промысел жителей села. Дары природы – заготовка сена, дров, грибов, ягод. Народный промысел.

Продолжать беседовать с детьми о народных промыслах жителей села Ям-Чудово, расширить детский кругозор

Рисование и аппликация из бумаги (коллаж) «Лес точно терем расписной..»

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции. Закреплять навыки коллективной работы.

Приключение карандаша (опытно-экспериментальная  деятельность)

Формировать, уточнять и систематизировать представления о свойствах и качествах дерева, развивать логическое мышление, пополнять словарный запас: «твердый», «не пахнет», «горит» и т.д.

Целевая прогулка по улицам города

Формировать общее представление детей об основанных улицах родного города, воспитывать умение видеть красоту  родного города, радоваться ей и беречь

Николаевская железная дорога (рассказ-беседа)

Рассказать детям как строилась железная дорога в городе Чудово

Экскурсия или целевая прогулка на железнодорожный вокзал совместно с родителями (Семейная экскурсия на железнодорожный вокзал)

Познакомить детей с общественными зданиями и объектами города, их назначениями, расширить представление о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города.

Изготовление макета железнодорожной станции (коллективная работа)

Учить отражать свои чувства в своей работе, учить создавать композицию, располагая внизу дома, наверху салют, развивать художественное творчество и самостоятельность.

Стекольный завод «Восстание» на реке Кересть

Знакомить детей с промышленностью родного города в прошлом

Экскурсия в музей продукции стеклозавода «Восстание»

Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнавать больше нового, полезного, интересного

Путешествие в мир стеклянных вещей – опытно-экспериментальная деятельность

Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Первые спичечные коробки (рассказ-беседа)

Предложить знакомить детей с промышленностью родного города в прошлом

Экскурсия на спичечную фабрику «Русская спичка»

Продолжать знакомить детей с общественными зданиями – фабриками ии заводами родного города, их назначением, расширить представление о профессиях  работников социальной сферы, содержанием и значимостью их труда для жителей города

Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница», беседа по содержанию почитанного.

Знакомить детей с произведениями К.И.Чуковского, развивать творческие способности, воображение и речь детей.

Производство и добыча цемента в городе Чудово

Продолжать знакомить детей с промышленностью города Чудово в прошлом

Что такое цемент? (опытно-экспериментальная деятельность)

Познакомить с цементом, его свойствами, со способом его изготовления, активизировать познавательную деятельность, познакомить со строительными материалами.

Чтение стихотворения В.Н.Климушина «По Чудову» из сборника «Волховские зори»

Знакомить детей с произведениями В.Н.Климушина, развивать творческие способности, воображение и речь детей.

Церковь Успения Божьей Матери (рассказ-презентация)

Познакомить детей с архитектурой города Чудово, церковью города.

Посещение театрализованного представления для детей в воскресной школе

 

Познакомить детей с работой воскресной школы,  развивать творческие способности, воображение и речь детей.

Рисование на тему «Мой любимый город»

Учить отражать свои чувства в своей работе, учить создавать композицию, располагая внизу дома, наверху салют, развивать художественное творчество и самостоятельность.

Изготовление макета города.

Учить отражать свои чувства в своей работе, учить создавать композицию, располагая внизу дома, наверху салют, развивать художественное творчество и самостоятельность.

Тема «Знаменитые люди родного города» ( 18 часов)

Тема

Цель деятельности

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов

Познакомить детей с великим русским поэтом Н.А.Некрасовым, с  его биографией и творчеством, дать представление детям, что поэты пишут стихи

Заучивание стихотворения  Н.А.Некрасова «Славная Осень!»

Знакомить детей с произведениями Н.А.Некрасова, развивать творческие способности, воображение и речь детей.

Н.А.Некрасов в Чудовской Луке  - «Пять лет Некрасов здесь бывал, здесь ряд стихов поэт создал»

Рассказать детям о том, как Н.А.некрасов жил в своем имении Чудовская Лука,  показать дом, в котором жил поэт – его комнаты, их обстановку и назначения.

Н.А.Некрасов в Чудовской Луке – «Крестьян в Луке не обижал, Народ поэта уважал»

Продолжать знакомить детей с жизнью Н.А.Некрасова в Чудовской Луке, рассказать о том, что поэт любил охотиться в этих местах.

Чтение  стихотворения Н.А.Некрасова «Саша»

Познакомить детей со стихотворением Н.А.Некрасова, побеседовать с детьми по содержанию прочитанного, закрепить представление детей о том, что поэты пишут стихи.

«Детей крестьянских он любил..»

Рассказать детям о том, что Н.А.Некрасов очень любил крестьянских детей, многое сделал при жизни для них и посвятил им стихи

Инсценировка из поэмы «Крестьянские дети» отрывок «Мужичок с ноготок»

Познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова, учить детей инсценировать знакомые художественные произведения.

Экскурсия в дом-музей Н.А.Некрасова в г.Чудово

Знакомить детей с улицами родного города, их названием, развивать речь детей, воображение, чувство эмпатии.

Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Мороз-Красный Нос»

Знакомить детей с произведениями Н.А.Некрасова, развивать творческие способности, воображение и речь детей.

Лепка «Дед Мороз», рисование «Зимний пейзаж»

Учить передавать в работе образы зимней природы ( или Деда Мороза), учить выбирать изобразительное содержание в работе, развивать воображение

«Сказки дедушки Мазая»

Познакомить детей со стихотворением Н.А.некрасова «Дед Мазай и зайцы», побеседовать по содержанию прочитанного

Коллективная работа по произведению Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

Закрепить умение создавать коллективную композицию, воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества своего  изображения

Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Идет –гудет Зеленый шум»

Продолжать знакомить детей  со стихотворениями поэта, поплнять литературный багаж детей, закреплять понятие «поэт», беседовать по содержанию прочитанного

Коллективная работа «Пришла весна»  (по стихотворению Н.А.Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум»)

Учить детей создавать работы по литературным произведениям, учить передавать картины природы, закреплять умения использовать для выразительного решения темы разные материалы, развивать навыки коллективной работы.

Некрасовские чтения в доме-музее Н.А.Некрасова

Знакомить детей с произведениями Н.А.Некрасова, развивать творческие способности, воображение и речь детей.

Художественный конкурс по произведениям Н.А.Некрасова «Мир творчества Н.А.Некрасова в красках»

Закрепить знания  детей о произведениях Н.А.Некрасова, развивать творческие способности, воображение и речь детей.

Литературная гостиная

 

Закрепить знания  детей о произведениях Н.А.Некрасова, развивать творческие способности, воображение и речь детей.

«Улица Некрасова назвали. Прекрасней в Чудове найдешь едва ли..» Экскурсия по улице Некрасова или целевая прогулка.

 

Знакомить детей с улицами родного города, их названием, развивать речь детей, воображение, чувство эмпатии.

Тема «Чудово в годы Великой Отечественной войны. Защитники Отечества» ( 20 часов)

Освобождение Чудово от немецко-фашистских захватчиков. Чтение стихотворения В.Н.Климушина «Огонь священный в Чудове горит»

Дать представление о том, что 29 января 1942 года Чудово было освобождено от немецко-фашистских захватчиков, воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим   Родину от врагов, развивать связную речь, расширить представления о подвигах воинов в годы войны.

Литературная гостиная «Ко Дню освобождения города Чудово от немецко-фашистских захватчиков

Учить детей чувствовать и понимать характер произведения, взаимосвязь описанного с реальностью, учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, воспитывать любовь к Родине, гордость и уважение к своей стране и ее защитникам.

Прогулка – поход  к Вечному огню.

Познакомить детей с мемориальным комплексом Славы, рассказать о том, что это святое место в городе, воспитывать уважение к памяти павших воинов, учить оберегать памятники, обогащать словарный запас.

«Чудово в годы войны». Посещение Чудовского краеведческого музея

Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических  фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Просмотр презентации «Военная хроника» или «Вечная память героям»

Расширять знания детей о героическом прошлом нашей страны, об ее историческом наследии, познакомить с военной терминологией, учить рассуждать, расширять словарный запас.

«А много лет тому назад здесь шла война..». Экскурсия в краеведческий музей детского сада.

Продолжать формировать представления детей о краеведческом музее, расширять знания об истории родного края, знакомить с пословицами о войне, учить понимать их значение.

Чтение рассказа С.Баруздина «Шел по улице солдат». Сюжетно-ролевая игра «Военные»

Учить понимать детей нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа, уточнить представления детей о соответствии  названия текста его содержанию, развивать связную речь детей.

Художественно-творческая деятельность «Идет война народная, священная война…»

Учить детей создавать рисунки по мотивам прочитанных произведений, развивать умение передавать в рисунке образ военного.

«Герои войны. Летчик Яков Иванов». Художественно-творческая деятельность «Летят самолета».

Формировать представления о том, как в годы войны люди сражались и защищали свою Родину, познакомить с героем-летчиком Я.Ивановым, в честь которого названа улица нашего города, воспитывать уважение к подвигу героя.

Чтение рассказа Л.Кассиля «Твои защитники»

Продолжать знакомить детей с художественными произведениями о Великой Отечественной войне, примерами величайшего героизма нашего народа.

Семейная экскурсия по улице Иванова города Чудово

Знакомить с образом воина-победителя с помощью увековечивания его имени, воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть таким же смелым, отважным и сильным.

«Герои войны. Иван Алексеевич Солдатов». Художественно-творческая деятельность «Летят самолеты»

Продолжать знакомить детей с героем войны, именем которого названа улица нашего города. Формировать представления о том, как в годы войны люди защищали свою родину. Закреплять разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу, приемы аккуратного наклеивания.

Чтение рассказа «Таран» Л.Кассиля. Целевая экскурсия по улице Солдатова в микрорайоне г.Чудово.

Углублять знания детей об историческом прошлом нашего города и страны. Знакомить детей с памятными местами города, закрепить знания детей о подвиге летчика.

«Герои войны. Николай Васильевич Оплеснин».  Чтение стихотворения М.Дудина «Победитель»

Продолжать знакомить детей с героями войны, развивать любознательность, кругозор.

Семейная экскурсия по улице Н.Оплеснина в городе Чудово

Знакомить детей с улицами родного города, их названием, развивать речь детей, воображение, чувство эмпатии.

«Герои войны. «Огненный экипаж». Чтение рассказа Л.Кассиля «Воздух», Капитан Гастелло» С.Алексеева. Сюжетно-ролевая игра «Военный госпиталь»

Познакомить детей с подвигом Н.Губина, И.Черных, С.Косинова, в честь которых названы улицы города. Знакомить детей с художественными произведениями о войне, формировать у детей умения делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

Целевая экскурсия по улице И.Черных

Познакомить детей с героями , в честь которых названы улицы, рассказать о том, что это святое место в городе, воспитывать уважение к памяти павших воинов, учить оберегать памятники, обогащать словарный запас.

«Герои войны. Капитан Василий Алексеевич Гречишников».  Чтение рассказа «Главное войско» Л.Кассиля.

Познакомить детей с героями, защищавшими в годы войны свою Родину, закрепить знания о военном прошлом страны, развивать чувство патриотизма.

Семейная экскурсия по улице В.А.Гречишникова

Знакомить детей с улицами родного города, их названием, развивать речь детей, воображение, чувство эмпатии.

Коллективная работа «Салют над Чудовом в честь Победы»

Учить отражать свои чувства от Праздника Победы в своей работе, учить создавать композицию, располагая внизу дома, наверху салют, развивать художественное творчество и самостоятельность.

Материально-техническое обеспечение

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • современные средства ТСО;
  • методическая литература;
  • Репродукции картин;
  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»;
  • художественная литература;
  • видеозаписи и  аудиозаписи с песнями военных лет;
  • карты Чудовского района
  • символика Чудовского района и Российской Федерации.

Информационные ресурсы

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
  6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
  9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  10. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
  11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  12. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  13. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.