Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 7 "Светлячок", г.Чудово, Новгородская область
Программа «Наследие» имеет социально-педагогическую направленность.
Данная программа разработана в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2000 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», соответствует уровню дошкольного образования и реализуется в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №7 «Светлячок».
Программа рассчитана на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма,знаний истории Великой Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого своего родного города.
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство патриотизма начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его души. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год
Общий объем программы – 72 часа в год.
Тематический план
Тема
|
Количество занятий |
||
Теория |
Практика |
Итого |
|
Вводное занятие . Знакомство с историей родного края История родного города
Знаменитые люди родного города
Чудово в годы Великой Отечественной войны
|
1 19
7
9
36 часов |
1 11
11
11
36 часов |
2 30
18
20
72 часа |
Вводное занятие ( 2 часа). Знакомство с историей родного края.
Тема |
Задачи |
«Селение на реке Кересть» |
Создать у детей образ древнего селения на реке Кересть, которому потом дали имя Чудово. Расширить их кругозор сведениями о племени чудь. Воспитывать патриотические чувства, любовь к своему родному краю |
Рисование «С чего начинается Родина» |
Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства, как своей родины – части большой страны России. |
Тема «История родного города» ( 30 часов )
Тема |
Задачи |
«Село Ям-Чудово» |
Продолжать знакомить детей с историей возникновения села, называвшимся Ям-Чудово. Рассказать, где оно раполагалось и как выглядело |
Конструирование и аппликация «Макет села» |
Учить создавать части коллективной композиции, передавая образ села, планирование работы и техническое осуществление творческого замысла |
Промысел жителей села. Продажа зерна. Семейная экскурсия на хлебопекарню |
Побеседовать с детьми о хлебе, рассказать, как выращивают зерновые культуры и о профессии хлебороба. Беседа о важности труда людей разных профессий. |
Выпечка русского каравая |
Развивать интерес к русским народным традициям, познакомить с обычаем «хлеб-соль», рассказать детям о том, как зерно превращается в муку, а потом в хлеб. |
Промысел жителей села. Рыболовство. |
Знакомить детей с занятиями жителей села Ям-Чудово, рассказывать детям о том, какую рыбу ловили люди на селе. |
Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки» |
|
Рисование-экспериментирование «Я рисую море» |
Создавать образ моря различными нетрадиционными техниками: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами |
Промысел жителей села. Плетение из бересты. Народные ремесла |
Продолжать знакомить детей с занятиями жителей села Ям-Чудово. Формировать представление детей о народных ремеслах, характерных для этого края. |
Аппликация и плетение из бумажных полосок «Плетеная корзинка» |
Учить создавать плетеную форму на основе из полосок цветной бумаги, учить работать по образцу, развивать творчество при выполнении работы |
Промысел жителей села. Дары природы – заготовка сена, дров, грибов, ягод. Народный промысел. |
Продолжать беседовать с детьми о народных промыслах жителей села Ям-Чудово, расширить детский кругозор |
Рисование и аппликация из бумаги (коллаж) «Лес точно терем расписной..» |
Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции. Закреплять навыки коллективной работы. |
Приключение карандаша (опытно-экспериментальная деятельность) |
Формировать, уточнять и систематизировать представления о свойствах и качествах дерева, развивать логическое мышление, пополнять словарный запас: «твердый», «не пахнет», «горит» и т.д. |
Целевая прогулка по улицам города |
Формировать общее представление детей об основанных улицах родного города, воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь |
Николаевская железная дорога (рассказ-беседа) |
Рассказать детям как строилась железная дорога в городе Чудово |
Экскурсия или целевая прогулка на железнодорожный вокзал совместно с родителями (Семейная экскурсия на железнодорожный вокзал) |
Познакомить детей с общественными зданиями и объектами города, их назначениями, расширить представление о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей города. |
Изготовление макета железнодорожной станции (коллективная работа) |
Учить отражать свои чувства в своей работе, учить создавать композицию, располагая внизу дома, наверху салют, развивать художественное творчество и самостоятельность. |
Стекольный завод «Восстание» на реке Кересть |
Знакомить детей с промышленностью родного города в прошлом |
Экскурсия в музей продукции стеклозавода «Восстание» |
Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнавать больше нового, полезного, интересного |
Путешествие в мир стеклянных вещей – опытно-экспериментальная деятельность |
Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал, из которого делают предметы. |
Первые спичечные коробки (рассказ-беседа) |
Предложить знакомить детей с промышленностью родного города в прошлом |
Экскурсия на спичечную фабрику «Русская спичка» |
Продолжать знакомить детей с общественными зданиями – фабриками ии заводами родного города, их назначением, расширить представление о профессиях работников социальной сферы, содержанием и значимостью их труда для жителей города |
Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница», беседа по содержанию почитанного. |
Знакомить детей с произведениями К.И.Чуковского, развивать творческие способности, воображение и речь детей. |
Производство и добыча цемента в городе Чудово |
Продолжать знакомить детей с промышленностью города Чудово в прошлом |
Что такое цемент? (опытно-экспериментальная деятельность) |
Познакомить с цементом, его свойствами, со способом его изготовления, активизировать познавательную деятельность, познакомить со строительными материалами. |
Чтение стихотворения В.Н.Климушина «По Чудову» из сборника «Волховские зори» |
Знакомить детей с произведениями В.Н.Климушина, развивать творческие способности, воображение и речь детей. |
Церковь Успения Божьей Матери (рассказ-презентация) |
Познакомить детей с архитектурой города Чудово, церковью города. |
Посещение театрализованного представления для детей в воскресной школе
|
Познакомить детей с работой воскресной школы, развивать творческие способности, воображение и речь детей. |
Рисование на тему «Мой любимый город» |
Учить отражать свои чувства в своей работе, учить создавать композицию, располагая внизу дома, наверху салют, развивать художественное творчество и самостоятельность. |
Изготовление макета города. |
Учить отражать свои чувства в своей работе, учить создавать композицию, располагая внизу дома, наверху салют, развивать художественное творчество и самостоятельность. |
Тема «Знаменитые люди родного города» ( 18 часов)
Тема |
Цель деятельности |
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов |
Познакомить детей с великим русским поэтом Н.А.Некрасовым, с его биографией и творчеством, дать представление детям, что поэты пишут стихи |
Заучивание стихотворения Н.А.Некрасова «Славная Осень!» |
Знакомить детей с произведениями Н.А.Некрасова, развивать творческие способности, воображение и речь детей. |
Н.А.Некрасов в Чудовской Луке - «Пять лет Некрасов здесь бывал, здесь ряд стихов поэт создал» |
Рассказать детям о том, как Н.А.некрасов жил в своем имении Чудовская Лука, показать дом, в котором жил поэт – его комнаты, их обстановку и назначения. |
Н.А.Некрасов в Чудовской Луке – «Крестьян в Луке не обижал, Народ поэта уважал» |
Продолжать знакомить детей с жизнью Н.А.Некрасова в Чудовской Луке, рассказать о том, что поэт любил охотиться в этих местах. |
Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Саша» |
Познакомить детей со стихотворением Н.А.Некрасова, побеседовать с детьми по содержанию прочитанного, закрепить представление детей о том, что поэты пишут стихи. |
«Детей крестьянских он любил..» |
Рассказать детям о том, что Н.А.Некрасов очень любил крестьянских детей, многое сделал при жизни для них и посвятил им стихи |
Инсценировка из поэмы «Крестьянские дети» отрывок «Мужичок с ноготок» |
Познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова, учить детей инсценировать знакомые художественные произведения. |
Экскурсия в дом-музей Н.А.Некрасова в г.Чудово |
Знакомить детей с улицами родного города, их названием, развивать речь детей, воображение, чувство эмпатии. |
Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Мороз-Красный Нос» |
Знакомить детей с произведениями Н.А.Некрасова, развивать творческие способности, воображение и речь детей. |
Лепка «Дед Мороз», рисование «Зимний пейзаж» |
Учить передавать в работе образы зимней природы ( или Деда Мороза), учить выбирать изобразительное содержание в работе, развивать воображение |
«Сказки дедушки Мазая» |
Познакомить детей со стихотворением Н.А.некрасова «Дед Мазай и зайцы», побеседовать по содержанию прочитанного |
Коллективная работа по произведению Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы» |
Закрепить умение создавать коллективную композицию, воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества своего изображения |
Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Идет –гудет Зеленый шум» |
Продолжать знакомить детей со стихотворениями поэта, поплнять литературный багаж детей, закреплять понятие «поэт», беседовать по содержанию прочитанного |
Коллективная работа «Пришла весна» (по стихотворению Н.А.Некрасова «Идет-гудет Зеленый Шум») |
Учить детей создавать работы по литературным произведениям, учить передавать картины природы, закреплять умения использовать для выразительного решения темы разные материалы, развивать навыки коллективной работы. |
Некрасовские чтения в доме-музее Н.А.Некрасова |
Знакомить детей с произведениями Н.А.Некрасова, развивать творческие способности, воображение и речь детей. |
Художественный конкурс по произведениям Н.А.Некрасова «Мир творчества Н.А.Некрасова в красках» |
Закрепить знания детей о произведениях Н.А.Некрасова, развивать творческие способности, воображение и речь детей. |
Литературная гостиная
|
Закрепить знания детей о произведениях Н.А.Некрасова, развивать творческие способности, воображение и речь детей. |
«Улица Некрасова назвали. Прекрасней в Чудове найдешь едва ли..» Экскурсия по улице Некрасова или целевая прогулка.
|
Знакомить детей с улицами родного города, их названием, развивать речь детей, воображение, чувство эмпатии. |
Тема «Чудово в годы Великой Отечественной войны. Защитники Отечества» ( 20 часов)
Освобождение Чудово от немецко-фашистских захватчиков. Чтение стихотворения В.Н.Климушина «Огонь священный в Чудове горит» |
Дать представление о том, что 29 января 1942 года Чудово было освобождено от немецко-фашистских захватчиков, воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, развивать связную речь, расширить представления о подвигах воинов в годы войны. |
Литературная гостиная «Ко Дню освобождения города Чудово от немецко-фашистских захватчиков |
Учить детей чувствовать и понимать характер произведения, взаимосвязь описанного с реальностью, учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, учить отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, воспитывать любовь к Родине, гордость и уважение к своей стране и ее защитникам. |
Прогулка – поход к Вечному огню. |
Познакомить детей с мемориальным комплексом Славы, рассказать о том, что это святое место в городе, воспитывать уважение к памяти павших воинов, учить оберегать памятники, обогащать словарный запас. |
«Чудово в годы войны». Посещение Чудовского краеведческого музея |
Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции, гордость за свой народ, любовь к Родине. |
Просмотр презентации «Военная хроника» или «Вечная память героям» |
Расширять знания детей о героическом прошлом нашей страны, об ее историческом наследии, познакомить с военной терминологией, учить рассуждать, расширять словарный запас. |
«А много лет тому назад здесь шла война..». Экскурсия в краеведческий музей детского сада. |
Продолжать формировать представления детей о краеведческом музее, расширять знания об истории родного края, знакомить с пословицами о войне, учить понимать их значение. |
Чтение рассказа С.Баруздина «Шел по улице солдат». Сюжетно-ролевая игра «Военные» |
Учить понимать детей нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа, уточнить представления детей о соответствии названия текста его содержанию, развивать связную речь детей. |
Художественно-творческая деятельность «Идет война народная, священная война…» |
Учить детей создавать рисунки по мотивам прочитанных произведений, развивать умение передавать в рисунке образ военного. |
«Герои войны. Летчик Яков Иванов». Художественно-творческая деятельность «Летят самолета». |
Формировать представления о том, как в годы войны люди сражались и защищали свою Родину, познакомить с героем-летчиком Я.Ивановым, в честь которого названа улица нашего города, воспитывать уважение к подвигу героя. |
Чтение рассказа Л.Кассиля «Твои защитники» |
Продолжать знакомить детей с художественными произведениями о Великой Отечественной войне, примерами величайшего героизма нашего народа. |
Семейная экскурсия по улице Иванова города Чудово |
Знакомить с образом воина-победителя с помощью увековечивания его имени, воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть таким же смелым, отважным и сильным. |
«Герои войны. Иван Алексеевич Солдатов». Художественно-творческая деятельность «Летят самолеты» |
Продолжать знакомить детей с героем войны, именем которого названа улица нашего города. Формировать представления о том, как в годы войны люди защищали свою родину. Закреплять разнообразные приемы вырезания по прямой, по кругу, приемы аккуратного наклеивания. |
Чтение рассказа «Таран» Л.Кассиля. Целевая экскурсия по улице Солдатова в микрорайоне г.Чудово. |
Углублять знания детей об историческом прошлом нашего города и страны. Знакомить детей с памятными местами города, закрепить знания детей о подвиге летчика. |
«Герои войны. Николай Васильевич Оплеснин». Чтение стихотворения М.Дудина «Победитель» |
Продолжать знакомить детей с героями войны, развивать любознательность, кругозор. |
Семейная экскурсия по улице Н.Оплеснина в городе Чудово |
Знакомить детей с улицами родного города, их названием, развивать речь детей, воображение, чувство эмпатии. |
«Герои войны. «Огненный экипаж». Чтение рассказа Л.Кассиля «Воздух», Капитан Гастелло» С.Алексеева. Сюжетно-ролевая игра «Военный госпиталь» |
Познакомить детей с подвигом Н.Губина, И.Черных, С.Косинова, в честь которых названы улицы города. Знакомить детей с художественными произведениями о войне, формировать у детей умения делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. |
Целевая экскурсия по улице И.Черных |
Познакомить детей с героями , в честь которых названы улицы, рассказать о том, что это святое место в городе, воспитывать уважение к памяти павших воинов, учить оберегать памятники, обогащать словарный запас. |
«Герои войны. Капитан Василий Алексеевич Гречишников». Чтение рассказа «Главное войско» Л.Кассиля. |
Познакомить детей с героями, защищавшими в годы войны свою Родину, закрепить знания о военном прошлом страны, развивать чувство патриотизма. |
Семейная экскурсия по улице В.А.Гречишникова |
Знакомить детей с улицами родного города, их названием, развивать речь детей, воображение, чувство эмпатии. |
Коллективная работа «Салют над Чудовом в честь Победы» |
Учить отражать свои чувства от Праздника Победы в своей работе, учить создавать композицию, располагая внизу дома, наверху салют, развивать художественное творчество и самостоятельность. |
Информационные ресурсы
Ваша корзина пуста