МДОУ Детский сад №39 "Сказка", г.Железногорск-Илимский, Иркутская область
В ходе реализации проекта «Моя страна – Россия» дети получают географические сведения о территории России, расширяют представление о значении государственных символов Российской Федерации. У детей воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Мы не мыслим себя без России.
Мы живём с ней судьбою одной.
И вдыхаем и веру, и силу,
От земли, нам навеки родной.
От земли, неподвластной забвенью,
В наших песнях - и радость, и грусть.
И обязаны мы вдохновеньем
Лишь тебе, наша матушка-Русь.
Л. Глебов
Родина — это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к близким людям, к своему дому, улице, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труд, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике , традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться.
Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от родителей и окружающих его взрослых от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Мы живём в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Кроме того, знакомство с культурой народов – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. О человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам.
Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребёнка к родному слову, Если мы хотим растить людей, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи.
У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны. Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением – служить отличительным знаком государства.
- образовательные ситуации;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
-чтение познавательной и художественной литературы;
- просмотр видеофильмов и телепередач;
- работа с родителями: ярмарка педагогических идей, совместные досуговые мероприятия, «мастер-классы», консультации, выпуск семейных газет, педагогические тренинги.
Данный проект был рассчитан на 1 месяц и проходил в три этапа:
1 этап – Подготовительный.
Цель: изучение проблемы. Подготовка предметно-пространственной развивающей среды.
2 этап – Основной.
Цель: Реализация воспитательно-образовательной работы с детьми через интеграцию образовательных областей, взаимодействие с родителями.
3 этап – Заключительный.
Цель: подведение итогов проекта, оценка результатов.
Этапы работы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Деятельность родителей |
1 этап Подготовительный |
Разработка системных блоков по проекту, конспектов занятий и совместной деятельности детей, педагогов, родителей. |
Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций, фото из семейных альбомов. Демонстративно- наглядный материал по теме «Моя страна - Россия» |
Разработка совместного досуга и маршрутов выходного дня, экскурсии. |
2 этап Основной |
Подбор стихов по теме. Подбор фото-коллажей, семейных альбомов, иллюстраций по теме. Демонстрационно-наглядный материал «Достопримечательности страны» Оформление выставки совместных работ по теме |
Знакомство и разучивание стихов, по теме. Составление рассказов при помощи семейных альбомов, фото коллажей. |
Рекомендации по ознакомлению с литературными произведениями для детей по теме «Наша Родина», «Столица нашей Родины». Словотворчество детей и родителей «Прогулки по России». Просвещение родителей по теме через информацию в коллаже. |
3 этап |
Подведение итогов. Выставка работ по теме «Россия – Родина моя». |
Выставка работ по теме «Богатства моей страны». |
Подготовка и проведение выставки творческих работ. |
Знакомство детей со страной Россией разделены наобразовательные блоки, что лучше поможет детям, предоставит возможность им в реализации познавательных и воспитательных задач через разные виды деятельности: рассматривание репродукций картин или предметов декоративно-прикладного искусства, игру, слушание и обыгрывание сказки, рисование, лепку. Сюжетно-тематическая организация деятельности детей позволит сохранить их логическую стройность, поддерживать интерес детей на протяжении всей темы.
Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Потешки, прибаутки, припевки, скороговорки вызывают у детей положительные эмоции, развивают их воображение, способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, выработки нормального темпа речи и ее обогащению. Загадки направляют внимание на предметы и явления и их признаки, побуждают проникать глубже в смысл словесных обозначений этих предметов, создают интерес к разным видам деятельности. Народные игры влияют на умственное развитие ребенка, на воспитание характера, воли и нравственных чувств, укрепляют его здоровье.
Тема |
Сбор информации |
Реализация проектов через организацию детской деятельности в центрах активности |
Презентация проектов |
Задачи темы «Знакомство с природой России»: 1. Постоянно поддерживать активный интерес детей 5 - 6 лет к окружающей природе, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность. 2. Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы. 3. Поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, поощрять обращения с вопросами и предложениями. 4. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе. |
|||
Знакомство с природой России |
Беседа с детьми о том, где они отдыхали. Чтение русских народных сказок. Рассматривание герба и флага России. Чтение стихотворения М.Исаковского «Поезжай за моря океаны…» |
Рассматривание в книжном уголке иллюстраций о природе России Рассматривание иллюстраций и открыток с изображением, красивых зданий и архитектурных достопримечательностей России. Слушание в аудиозаписи русских народных песен и мелодий. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» |
Презентация проектов «Как я провел лето!». Оформление выставки «Сказки русского народа». Выставка рисунков «Моя Россия» |
Задачи темы «Хлеб - всему голова!»: 1. Дать детям понятие о том, что хлеб – всему голова (он нужен каждому человеку каждый день). 2. Уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. 3. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. 4. Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью. 5. Вызывать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия. |
|||
Хлеб – всему голова! |
Рассматривание букета из ржаных и пшеничных колосьев. Беседа о русском обычае встречать гостей с хлебом-солью. Рассматривание репродукции И.Шишкина «Рожь» |
Центр исследования и экспериментирования: сравнение пшеничной и ржаной муки, изготовление соленого теста. Лепка «Каравай-каравай», «Ай, качи-качи-качи, глянь – баранки, калачи» Аппликация «Укрась рушник» Слушание частушек в аудиозаписи Игры: «Каравай», «Молчанка», «Сахаринка»
|
Оформление выставки с зерновыми культурами и разными видами хлебобулочных изделий Развлечение со взрослыми и детьми «С хлебом-солью всякая шутка хороша!» |
Задачи темы «Посуда»: 1. Расширять представления детей о многообразии изделий народно-прикладного искусства. 2. Познакомить детей с предметами домашнего обихода, с деревянными изделиями и их украшением (резьба, роспись). 3. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. 4. Развивать художественную , творческую деятельность детей. |
|||
Посуда |
Рассматривание разных видов посуды: чайная, столовая и пр. Рассказ о чае, чаепитии |
Рассмотреть хохломские столики и стульчики, предметы посуды. Роспись силуэтов посуды Лепка «Чашка с блюдцем» Сюжетно-ролевая игра « К нам гости пришли» Ситуация «Напоим гостей чаем» |
Развлечение «Чай, чай, не скучай!» (чаепитие) |
Задачи темы «Русский народный костюм»: 1. Расширять представления детей о жизни русского народа в старину. 2. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира; вызывать интерес к старинной обуви и одежде. 3. Развивать сообразительность и смекалку при отгадывании загадок, умении использовать речь доказательство. 4. Познакомить с предметами русского народного костюма мужчин и женщин Руси. 5. Вызывать эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения. |
|||
Русский народный костюм |
Рассматривание в книжном уголке открыток и фотографий с изображением людей в русских национальных костюмах. Рассматривание картины «Хоровод» из серии«Наши маленькие друзья» |
Рассматривание кукол в русских национальных костюмах. Игры детей с куклами в русской национальной одежде. Раскрашивание изображений русской национальной одежды. Подвижная хороводная игра «Из-за леса, из-за гор…» |
Организация выставки «Русский национальный костюм» Дефиле детей в русских народных костюмах. |
Задачи темы «Знакомство с профессиями на Руси»: 1. Формировать представление о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей. 2. Воспитывать уважение и благодарность к взрослым за их труд, заботу о детях; воспитывать ценностное отношение к предметному миpy, как результату человеческого труда; накапливать опыт бережного отношения к воде, электричеству, продуктам питания, материалам для детского творчества. 3. Способствовать развитию самостоятельности, желания брать на себя повседневные трудовые обязанности, включаться в повседневные трудовые дела в условиях детского сада и семьи; воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, добросовестное и ответственное отношение к делу, товарищество и другие личностные качества. |
|||
Знакомство с профессиями на Руси |
Беседы о профессиях. Чтение стихотворения Н.Найденова «Ольга Павловна». |
Экскурсии в прачечную детского сада, на кухню, в медицинский кабинет. Дидактическая игра «Что кому нужно для работы?». |
Оформление альбома «Профессии Руси» |
Задачи темы «Расписные игрушки»: 1. Расширять представления детей о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых. 2. Формировать умение познавать предметы ближайшего окружения, выделять их особенности, строение. 3. Развивать представления детей о многообразии предметного мира материалов (бумага, картон, стекло, металл, резина, кожа, ткань, пластмасса), познакомить детей с их отличительными признаками (бумага размокает, рвется, горит, стекло бьется). 4. Побуждать детей делать выводы на основе экспериментирования («Этот материал прочный, а этот — ломкий»), выделять качества и свойства, присущие предметам и материалам. |
|||
Расписные игрушки |
Беседа «Из чего сделаны игрушки?» Рассматривание матрешек, дымковских игрушек. Рассказывание о русских народных играх. |
Рассказывание русской народной сказки «Глиняный парень» с показом настольного театра. Лепка «Кукареку, петушок», «Как у нашего-то Вани» Русские народные подвижные игры «Курочка-рябушечка», «Где был Иванушка?», «Гуси-лебеди», «У Медведя во бору». |
Оформление выставки народных игрушек. Презентация проектов «Моя любимая игрушка»
|
Задачи темы «Зимушка-зима»: 1. Развивать у детей интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа. 2. Формировать художественно-эстетические переживания при любовании репродукциями картин русских художников. 3. Познакомить детей с зимними русскими народными праздниками; традициями ряжения, колядования. 4. Воспитывать чувство гостеприимства, умение быть благодарным. 5. Вызывать интерес к русскому народному художественному слову. |
|||
Зимушка-зима |
Беседа с детьми «Здравствуй, зимушка –зима, хорошо, что к нам пришла!» Беседы с детьми о традициях в семье. Рассказывание о традиции встречать Новый год. Рассказ о празднике «Зимние Святки», традициях ряжения, колядования. Чтение сказки «Два Мороза», В. Данько «Что случилось в Новый год?» |
Отгадывание загадок о зиме и зимних явлениях. Рассматривание иллюстраций и фотографий с зимними пейзажами России. Изготовление новогодних игрушек и гирлянд. Игра «Мороз», «Дед Мороз», «Два Мороза», «Шла коза по лесу» Русская народная хороводная игра «Как на тоненький ледок…» Рисование «Волшебный мешок Деда Мороза» Составление писем Деду Морозу. |
Украшение группы к новогодним праздниками. Презентация проектов «Ай, да елка, что за диво!» Веселое рождество Зимние Святки |
Задачи темы «Богатыри. Встреча с былиной»: 1. Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере трех богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. 2. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. 3. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве, отважности, решительности, доблести защитников Отечества. 4. Развивать интерес к русским народным былинам и сказаниям; передавать свое отношение к содержанию произведений. |
|||
Богатыри. Встреча с былиной. |
Рассказ о традиции охраны родной земли, своей Родины. Беседы с детьми о папах и дедушках, которые служили в армии. Беседа с детьми «Наша армия родная» Чтение рассказа Я.Длуголенский «Что могут солдаты?» Чтение стихотворения О. Высотской «Мой брат уехал на границу» |
Рассматривание иллюстраций снаряжения воина Руси. Рассматривание памятников русским солдатам – защитникам Отечества. Рассматривание в книжном уголке иллюстрации об армии: различные рода войск, тренировки солдат в спортивном зале, на полосе препятствий, на полигоне. Рассматривание репродук-ции триптиха П. Корина «Александр Невский» Слушание «Богатырской симфонии» С. Бородина, песни «Солдатушки, бравы ребятушки!», «Русский парень» в исполнении А.Гомана. Рисование «Богатыри земли русской» |
Развлечение с папами и дедушками «День защитника Отечества» Выставка фотогра-фий «Идет солдат по городу» Изготовление сувениров для пап и дедушек к празднику. Спортивный праздник «Полоса препятствий» |
Задачи темы «Печка-матушка»: 1. Вызывать у детей интерес к истории и культуре русского народа. 2. Познакомить с русской печкой, ее назначением, развивать умение видеть созвучие словосочетания «печка-матушка». 3. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду. 4. Продолжать знакомство с произведениями малого устного фольклора, понимать смысл пословиц и поговорок; побуждать желание исследовать и искать слова. 5. Познакомить детей с русским народным праздником Масленицы; основным героем – чучелом масленицы, обрядовой едой – блинами; Обрядовыми песнями, играми. |
|||
Печка-матушка |
Беседа с детьми «Как печка помогла героям сказок». Рассказ о народном празднике. Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине» Чтение рассказа Н.Артюховой «Трудный вечер» Чтение рассказа С.Баруздина «Мамина работа», А.Майков «Мать и дети» |
Рассматривание печки в иллюстрациях к сказкам «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «По щучьему велению…», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка» Рассматривание репродук-ции картин В.Кустодиева «Масленица», И.Суриков «Взятие снежного городка» Русские народные игры «Заинька серенький», «Бабка Ежка», «Арина», «Золотые ворота» Слушание песен в аудиозаписи «Ох, вставала я ранешенько…», «Ой, блины мои, блины», Ю.Чичкова «Наши мамы самые красивые» Рисование «Как мы маме помогаем» с организацией выставки рисунков. |
Развлечение «Едет Масленица дорогая!» Проведение праздничного мероприятия ко Дню 8 марта. Изготовление сувениров для мам и бабушек. Литературная викторина «Из какой мы сказки?» |
Задачи темы «Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота!»: 1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере репродукций картин русских художников. 2. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств. 3. Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи. 4. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми. |
|||
Идет матушка-весна – отворяй-ка ворота! |
Беседа о весне, весенних явлениях и изменениях в природе. Беседа о русской традиции празднования Светлой Пасхи. Чтение стихотворения Г.Бойко «Туча прячется за лес…», сказка «Снегурочка» Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Большая вода».
|
Рассматривание деревянных писанок и крашенок. Слушание колокольного звона в аудиозаписи. Дидактические игры «Солнышко», «Скажи какое» Народные игры: хоровод «Трава моя, травушка», «Катание яиц», «Чье яйцо дольше прокрутится?», «Стуканье яиц», «Солнышко», «Карусель», «Катание на качелях», «Летал, летал воробей» Рисование или аппликация трафаретов из разноцвет-ной самоклеящейся пленки «Роспись яиц» |
Выставка расписных яиц. Чаепитие с куличом, яйцами Пасха |
Задачи темы «Русская Красавица»: 1. Рассказать детям о символе России – березе, символе красоты русской природы. 2. Познакомить детей с многообразием стихов и песен, сложенных о березке русским народом. 3. Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. |
|||
Русская красавица |
Рассматривание репродукций картин (А.Куинджи «Березовая роща», И.Бродская «Опавшие листья», И.Грабарь «Осенний день» Чтение стихотворения А.Прокофьева «Люблю березку русскую» Чтение сказки «Полевая березонька» |
Игра «Береза – белая подруга» Хоровод «Березка» Пение русской народной песни «Во поле березка стояла…» Песня «Березонька» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко |
Досуг «Березонька кудрявая» Выставка детских рисунков «Люблю березку русскую» Развлечение «Коса – девичья краса!» |
Создание условий для разных видов детской деятельности в центрах развития по теме «Моя страна -Россия»
Центр |
Условия |
Наша библиотека |
Внести в книжный уголок портрет Н. Бажова, пополнить содержание уголка его произведениями. - Иллюстрации к книге Н. Бажова
|
Театральный центр
|
Шапочки с изображением городского транспорта |
Центр развития речи
|
Дид. игры «Где мой домик», «Найди гараж», материалы для плоскостного моделирования, «Составь план-схему», «Сравни» (длинна, ширина, высота, материал, цвет), «Составь сам» (разрезные картинки достопримечательностей города), лото, домино, игры типа «Танграм», геометрические головоломки. Игры с кубиком «Путешествие по городу». Электровикторины.
|
Центр строительных игр
|
Строительные наборы: готовые универсальные наборы: кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, конусы, шары, прзмы; Напольный (крупный) строительный материал. Макет детского сада, геометрические фигурки – заместители мебели. Наборы машинок для игры «Дорога», проезжая часть с движением в две полоты (туда и обратно), тротуаром, атрибуты и декорации улиц микрорайона. Схемы конструкций. Лего. |
Центр сенсорики, логики и мышления |
Альбомы, наборы открыток, рисунки детей на тему «Моя страна», картины по теме, карта области, плакаты с изображением достопримечательностей, знаменитых людей города, схемы-рисунки, изображающие административные здания, магазины, почту, театры, цирк, другие объекты города, игровые панно, с видами городского транспорта.
|
Центр математики
|
Игры с математическим содержанием: «Дорожные знаки», «Магазин», «Мы знакомимся с улицей», «Знай и выполняй правила уличного движения». |
Центр художественного Творчества |
Краски, кисточки, цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры, бумага цветная, тряпочки для рук и кистей, баночки для красок, пластилин, доски для пластилина, клей, цветная бумага, трафареты и шаблоны домов, мебели, транспорта, раскраски, мольберты, коробки, цветные лоскутки, бусины, фольга и др. Поместить на полочке красоты жостовский поднос: формировать бережное отношение к предметам рукотворного мира Внести иллюстрации с изображением народных игрушек |
Центр «Мы играем» |
Атрибуты к играм «Мы военные», «Подводная лодка», «Путешествие на самолете в Москву». Часть группы (две угловые стены) может быть выполнена в виде русской избы с резными окнами, деревянной мебелью и др. Макет кукольной комнаты, кухонная мебель. |
Музыкальный центр
|
Аудиозаписи песен о России |
Физкультурный центр
|
Мячи, средние и мелкие мячи, ленты на колечках, обручи, игрушка-кольцеброс, возжи, верёвочки (щнуры), скакалки Атрибуты для подвижных игр по возрасту и теме.
|
Наша лаборатория
|
Краеведческие материалы: фотографии, картины, слайды, диафильмы о природе края, минералы, гербарии Объекты для экспериментирования: миски с водой и песком, камешки, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы, соль, сахар, формочки, микроскоп, лупа. Природный материал Рассада цветов Схемы посадки растений и ухода за ними |
Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями, помогает осуществить данный проект. Совместно с родителями мы пополняем атрибутами музей, готовимся к выставкам, проводим туристические прогулки по городу, экскурсии. И непосредственно для родителей готовится различная агитационная информация.
У детей появился особый интерес к ознакомлению со своей страной , поэтому совместно с родителями решили дополнительно разработать познавательно – образовательные блоки по темам: «Народные промыслы», «Народные герои», «Народные праздники», «Родные города», «Родная страна», «Мы – патриоты»
Ваша корзина пуста